Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образцы выполнения практических заданий





по разделам (дисциплинам) «Гражданское право»

и Гражданский процесс»

 

Задача 1.

Иванов, управляя автомашиной по доверенности, совершил наезд на Смирнова, переходившего проезжую часть, в результате чего последний получил телесные повреждения средней тяжести и был доставлен в больницу. По излечении Смирнов предъявил гражданский иск к собственнику имущества о возмещении материального и морального вреда.

1. Какие правоотношения возникли в задаче: назовите и дайте характеристику в соответствии с классификацией гражданских правоотношений.

2. Чем отличаются вещи от имущества? Какие специальные виды вещей предусмотрены Гражданским кодексом РФ?

3. К какому виду вещей относится автомашина? Дайте ее характеристику с точки зрения классификации вещей.

4. Какое решение вынесет суд?

Решение:

1. В зависимости от вида общественного отношения, урегулированного правовой нормой, различают имущественные и личные неимущественные правоотношения. Специфика - в способах защиты субъективных прав. Имущественные права защищаются, как правило, посредством возмещения причиненных убытков. Личные неимущественные права защищаются другими способами (опровержение порочащих сведений, компенсация морального вреда и т.п.). В зависимости от структуры связи между субъектами гражданские правоотношения делятся на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях правообладателю противостоят в качестве обязанных строго определенные лица, его права могут быть нарушены только ими, и соответственно подлежат защите от посягательств со стороны определенного круга лиц. В абсолютных правоотношениях правообладателю противостоит неопределенное число обязанных лиц, и его права могут быть нарушены любым лицом. В зависимости от способа удовлетворения интересов правообладателя различают вещные и обязательственные правоотношения. Вещное правоотношение реализуется самим правообладателем извлечением из вещи ее полезных свойств путем его непосредственного с нею взаимодействия. Его юридический интерес будет удовлетворен, если никто не будет препятствовать его действиям. Обязательственное правоотношение реализуется обязанным лицом путем предоставления правообладателю определенных благ. Юридический интерес правообладателя может быть удовлетворен посредством совершения определенным лицом активных действий в его пользу. Таким образом, в задаче возникли относительные, личные неимущественные и имущественные правоотношения.

2. Вещи - это материальные объекты, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. Они являются объектами вещных и предметами обязательственных отношений. Важнейшая характеристика вещей - их оборотоспособность. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага (ст. 128 ГК). Таким образом, понятие имущества более широкое, чем вещей. Гражданский кодекс РФ специально выделяет движимые и недвижимые вещи, неделимые, сложные вещи, главные вещи и принадлежности.

3. Автомобиль – вещь движимая, индивидуально – определенная, непотребляемая, неделимая, простая, неодушевленная.

4. Из ч.1 ст.1079 Гражданского кодекса РФ следует, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Таким образом, иск мог быть предъявлен и непосредственно к водителю, либо он может быть предъявлен солидарно как к водителю, так и к собственнику. В данном случае также есть все основания для удовлетворения иска судом.

Задача 2.

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, завив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.


 

1. Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?

2. Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы?

3. Изменилась бы ситуация, если бы Косте было 15 лет? 19 лет?

Решение:

1. Из ч.1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ следует, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В соответствии со ст.28 ГК РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:1) мелкие бытовые сделки;2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Так как сделка по продаже велосипеда не является мелкой бытовой, то она должна быть признана недействительной.

2. Ничтожна сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним). К такой сделке применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 ГК РФ.

3. В случае, если бы Косте было 15 лет, то решение было бы иным.

Общее требование п. 1 ст. 26 знает ряд исключений, когда несовершеннолетний может самостоятельно и без согласования совершать сделки, их исчерпывающий перечень содержит п. 2 ст. 26. Прежде всего это распоряжение несовершеннолетним своим доходом - заработком, стипендией, гонораром, дивидендом, выигрышем и др. (далее - доход). Закон не дает ответа на вопрос, может ли несовершеннолетний распоряжаться имуществом, приобретенным на этот доход (за рамками мелких бытовых и иных сделок, которые самостоятельно могут совершать даже малолетние). В современных экономико-правовых условиях положительное его решение сомнений не вызывает, учитывая в том числе и то, что доход, о котором идет речь в подп. 1 п. 2 ст. 26, поступающий в самостоятельное распоряжение несовершеннолетнего, может быть и денежным, и натуральным.

Таким образом, если считать, что подарок в виде велосипеда – это доход Кости, то 15 летний подросток мог распоряжаться им по своему усмотрению. Если бы Косте было 19 лет, то он обладал бы полной дееспособностью, сделка также считалась бы действительной.


Задача 3.

В марте 2013 г. Иванов заключил с Сидоровым договор, в соответствии с которым обязался отремонтировать веранду в доме Сидорова к 1 мая 2013 г. Выполнив работу к указанному сроку, Иванов потребовал, чтобы Сидоров заплатил ему 500 тыс. руб., которые были указаны в договоре в качестве оплаты за выполненную работу. Сидоров отказался выплатить данную сумму сразу, мотивировав это непредвиденными материальными затруднениями, но обещал уплатить сразу же, как только у него появятся деньги. В июле 2013 г. Сидоров по почте прислал Иванову 200 тыс. руб. и написал письмо, в котором указал, что остальные деньги выплатит в ближайшее время. В сентябре 2015 г. Иванова после окончания института призвали на службу в Вооруженные Силы РФ, и с ноября 2015 г. его часть передислоцировали в район боевых действий, и Иванов принимал в них участие, но в сентябре 2016 г. был демобилизован по состоянию здоровья. После возвращения Иванова домой ему срочно понадобились деньги, и, так как Сидоров отказался уплатить причитающиеся ему 300 тыс. руб., Иванов в ноябре 2016 г. обратился с иском в суд с целью взыскать с Сидорова эти деньги.

1. Истек ли срок исковой давности для предъявления иска?

2. Какое влияние на течение срока давности оказали упомянутые обстоятельства: частичная оплата Сидоровым произведенной Ивановым работы и обещание произвести окончательный расчет в ближайшее время; нахождение Иванова в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение.

3. Что изменилось бы, если бы Иванов просто проходил военную службу?

Решение:

1. Срок исковой давности не истек.

2. В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По нашей задаче срок исковой давности начинает исчисляться с 1 мая 2013 г. В соответствии со ст.203 ГК РФ, течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Поэтому срок исковой давности прерывается и начинает заново исчисляться с июля 2013 г. Из ч.1 ст.202 ГК РФ следует, что если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение, срок исковой давности приостанавливается на срок не более 6 месяцев. Таким образом, срок исковой давности должен быть продлен еще на 6 мес. до 3 лет 6 мес. и срок его истечения выпадает на 2017 г.


3. Если бы Иванов просто проходил военную службу, то на это время не было бы приостановлено течение срока исковой давности, и иск не был бы принят судом.

6.4. по разделу (дисциплине) «Уголовное право»

1. Сформулируйте определение понятия «преступление» в российском уголовном законе. Проанализируйте его признаки. Назовите существующие классификации преступлений. Сформулируйте понятие состава преступления. Проведите разграничение преступления и состава преступления.

Рассматривая вопрос, необходимо уяснить, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания (формальный признак), а охраняемые уголовным законом объекты называются в ч. 1 ст. 2 УК России (материальный признак). Преступление всегда представляет собой деяние (действие или бездействие). Следует раскрыть признаки преступления: общественная опасность; уголовная противоправность; виновность; наказуемость.

Вопрос классификации преступлений требует изложения понятия, деления их на группы и расположения этих групп в определенной последовательности в зависимости от того или иного критерия. Первый, основной тип классификации преступления – в зависимости от характера и степени общественной опасности, которая находит свое непосредственное выражение в форме вины и в установленном санкцией максимальном размере наказания в виде лишения свободы (ст. 15 УК).

При подготовке к вопросу также необходимо обратить внимание на определение состава преступления - совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих определенное общественно опасное деяние как преступление. Конкретное преступление и его состав относятся друг к другу как явление и понятие о нем. Состав преступления - юридическое (правовое) понятие преступления определенного вида. Все признаки состава преступления подразделяются на четыре группы, характеризующие основные элементы преступления: 1) объект; 2) объективная сторона; 3) субъект; 4) субъективная сторону.

Рассматривая вопрос о признаках преступления, следует научиться отличать необходимые (обязательные) и факультативные признаки состава преступления.

2. Сформулируйте определение понятия «объект» преступления. Проанализируйте его основные и дополнительные признаки. Назовите, в чем заключается значение объекта преступления.

При подготовке к вопросу необходимо обратить внимание понятие объекта преступления, следует отметить, что каждое преступление посягает на определенный объект, причиняет ему существенный вред или ставит его под угрозу причинения такого вреда. Если нет посягательства на объект, нет и преступления. Необходимо раскрыть понятие объекта преступления и объяснить его структуру. Сравнить объект преступления с объектом уголовно-правовой охраны.

Раскрывая виды объектов преступления, необходимо уяснить, что теория уголовного права выделяет два вида их классификации: «по вертикали», в рамках которого различают понятия общего, межродового, родового, видового, непосредственного объекта преступления, и «по горизонтали», в рамках которого определяют основной, дополнительный и факультативный объекты.

3. Сформулируйте определение понятия «объективная сторона преступления». Проанализируйте ее основные и дополнительные признаки. Назовите, в чем заключается значение субъекта преступления.

Указанный вопрос требует знания понятия объективной стороны преступления и характеристики индивидуальных объективных особенностей, признаков проявления преступления в окружающей действительности. Помимо обязательных признаков (деяния) его характеризуют также место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения деяния. Эти признаки являются факультативными, они входят в объективную сторону лишь отдельных составов преступлений, когда на это указывается в диспозиции самой статьи Особенной части. Специфика составов преступлений, построенных по типу материального, заключается в том, что в них к обязательным признакам помимо деяния также относятся общественно опасные последствия и причинно-следственная связь. Следует привести примеры. Обучающимся необходимо усвоить определения данных признаков, овладеть умением устанавливать эти данные в ходе анализа конкретных ситуаций.

 

4. Сформулируйте определение понятия «субъект преступления». Проанализируйте его основные и дополнительные признаки. Назовите, в чем заключается значение субъекта преступления.

Вопрос требует дать определение субъекта преступления – это элемент состава преступления, который в качестве обязательных признаков включает физическое лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, достигшее возраста уголовной ответственности и находившееся в состоянии вменяемости на момент его совершения.

Эти признаки являются общими для субъекта преступления. Отсутствие любого из них означает отсутствие состава преступления. Отдельное внимание следует уделить возрасту уголовной ответственности.

На вопрос о специальном субъекте следует дать понятие и привести классификацию групп признаков, на основании которых определяется категория специального субъекта. В частности, для привлечения к уголовной ответственности за совершение некоторых преступлений общих признаков субъекта бывает недостаточно.

Субъект преступления, характеризующийся какими-либо дополнительными признаками, предусмотренными нормами Особенной части УК РФ, носит название специального. Многообразие признаков специального субъекта может быть сведено к признакам, характеризующим: государственно-правовое положение лица, профессиональное, должностное положение лица или особый характер выполняемой им работы, демографические особенности лица.

Отвечая на указанный вопрос, необходимо рассмотреть особенности отдельных состояний психики человека: вменяемость, невменяемость и ограниченная вменяемость. Вменяемость - это способность лица во время совершения общественно опасного деяния сознавать характер содеянного и руководить своими действиями. Лица, лишенные такой способности, признаются невменяемыми.

Понятие невменяемости раскрывается в ст.21 УК РФ. Сформулированное в законе понятие невменяемости включает в себя два критерия, совокупность которых и характеризует это состояние: медицинский (биологический) и юридический (психологический).

 

5. Сформулируйте определение понятия «субъективная сторона преступления». Проанализируйте ее основные и дополнительные признаки. Назовите, в чем заключается значение субъективной стороны преступления.

При подготовке к вопросу следует обратить внимание на характеристику субъективной стороны как элемент состава преступления, дать понятие этого термина. Правильное установление субъективной стороны преступления имеет чрезвычайно важное значение для квалификации преступления, для разграничения сходных по объективной стороне составов преступлений, для характеристики личности и степени опасности лица, совершившего преступное деяние, а тем самым, и для назначения наказания.

Ошибочное определение характера субъективной стороны преступления является серьезным нарушением законности. Однако уголовно-правовое значение имеют не все сферы психической деятельности субъекта, а только те, которые выступают в качестве признаков состава преступления. Признаками субъективной стороны состава преступления являются: вина (умысел и неосторожность), мотив, цель и эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.

Вопрос предполагает характеристику единственного обязательного признака субъективной стороны. Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и к его последствиям в форме умысла или неосторожности. В так называемых формальных составах преступлений вина лица, совершившего преступление, исчерпывается его психическим отношением к общественно опасному действию или бездействию.

Определение конкретных форм вины – умысла и неосторожности содержится в ст. 24-27 УК РФ.

При ответе на указанный вопрос следует определить сущность факультативных признаков субъективной стороны: мотива и цели преступления – и обозначить их юридическое значение. Уяснить различие мотива и цели преступления.

6. Дайте определение понятия «стадии совершения преступления», назовите виды стадий. Обоснуйте выделение стадий в умышленных преступлениях и охарактеризуйте их уголовно-правовое значение. Проанализируйте понятия «добровольный отказ от доведения преступления до конца» и «деятельное раскаяние». Осуществите их разграничение.

При подготовке к вопросу необходимо обратить внимание учащегося на содержание ст.29 УК РФ, сформулировать понятие стадий совершения умышленного преступления, оконченного преступления, неоконченного преступления: приготовления к преступлению и покушения на преступление. Эти этапы подготовки и непосредственного осуществления преступления, которые отличаются друг от друга по характеру совершенных действий и степени реализации умысла виновного. В уголовно-правовой науке помимо названых в УК РФ трёх стадий совершения преступления выделяют стадии формирования умысла, обнаружения умысла. Выделение стадий совершения преступления имеет значение, во-первых, для оценки степени общественной опасности совершенного деяния; во-вторых, для индивидуализации уголовной ответственности и наказания; в-третьих, для проведения профилактической деятельности органов внутренних дел.

При оценке завершенности преступления следует обращать внимание на момент окончания с учетом конструирования объективной стороны состава преступления в законе. Для материальных составов, в объективную сторону которых в качестве обязательных признаков включается наступление преступного последствия, для признания преступления оконченным требуется фактическое наступление этого последствия. Таковы, например, составы, предусмотренные ст.105, 111, 158 УК РФ. Для формальных составов, объективная сторона которых исчерпывается выполнением указанного в законе действия (бездействия) и не включает последствия в качестве необходимого признака, преступление будет оконченным с момента совершения деяния. Таковы, например, составы, предусмотренные ст.228, 275, 282 УК РФ.

Для отдельных преступлений законодатель, учитывая повышенную опасность тех или иных действий и руководствуясь целями пресечения на более ранних стадиях, момент окончания преступления переносит на этапы преступной деятельности, которые в других случаях обычно рассматриваются как неоконченное преступление (покушение или даже приготовление). Это, например, составы, предусмотренные ст. 162, 227, 278 УК РФ.

При ответе на данный вопрос учащемуся следует изложить материал о понятии добровольного отказа от преступления: в том числе законодательное определение добровольного отказа от преступления, критерии определения (признаки) добровольного отказа, содержащиеся в ст.31 УК РФ. Следует обратить внимание на юридическое значение добровольного отказа и ответственность лица, добровольно отказавшегося от доведения преступления до конца, в случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления. Кроме того, рекомендуется обратить внимание на учебный материал, раскрывающий соотношение добровольного отказа от преступления и деятельного раскаяния, а также изложить особенности добровольного отказа отдельных лиц (соучастников) при совершении группового преступления.

7. Дайте определение понятия «соучастие в преступлении», проанализируйте признаки, формы и виды соучастия, а также виды соучастников. Обоснуйте основание уголовной ответственности соучастников и осуществите дифференциацию пределов их ответственности.

При подготовке к вопросу необходимо обратить внимание на понятие соучастия, содержащееся в ст.32 УК РФ, а также признаки соучастия: объективные (количественные, качественные и т.д. см. учебную литературу) и субъективные (соучастие возможно только в умышленном преступлении, действия совершаются только с прямым умыслом и т.д.), которые выделяются в науке уголовного права. Следует также рассказать, в чем заключается повышенная общественная опасность преступлений, совершенных в соучастии, а также связанных с ней выделением в уголовном законе различных форм и видов соучастия, положения о которых содержаться в ст.35 УК РФ.

Отдельного внимания заслуживает законодательная классификация видов соучастников (ст.33 УК РФ). При ответе на данный вопрос учащемуся следует изложить материал, содержащийся в ст.33 УК РФ, в котором изложены положения о видах соучастников. Дать определение понятия исполнителя преступления, организатора преступления, подстрекателя к преступлению и пособника преступления в УК Российской Федерации и раскрыть содержание этих формулировок. Надлежит обратить внимание на выделение в УК РФ видов исполнителя, подстрекателя, пособника.

Учащемуся следует изложить материал, содержащийся в ст.34 УК РФ «Ответственность соучастников преступления», рассказать об основании и пределах уголовной ответственности соучастников в преступлении, особенностях квалификации совершенного уголовно-наказуемого деяния исполнителями, организаторами и пособниками, уголовной ответственности лица, участвовавшего в совершении преступления, субъектом которого оно не являлось. Следует обратить внимание на квалификацию действий соучастников преступления в случаях не доведения исполнителем преступления до конца по независящим от него обстоятельствам, а также на вопросы, относящиеся к эксцессу исполнителя преступления, его видам, уголовной ответственности других соучастников при эксцессе исполнителя

 

8. Дайте определение понятия «обстоятельства, исключающие преступность деяния». Назовите их признаки и виды, сформулируйте условия правомерности.

При подготовке к вопросу необходимо обратить внимание на понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния, их признаки и виды. Следует знать понятие и условия правомерности необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физического и психического принуждения, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения. Также следует обратить внимание на особенности уголовной ответственности за нарушение условий правомерности.

9. Дайте определение понятия «множественность преступлений»: проанализируйте формы множественности, выделяемые в уголовном праве, охарактеризуйте их уголовно-правовое значение.

При подготовке к данному вопросу необходимо обратить внимание на понятие множественности преступлений и его признаки, юридическом значении института множественности. Кроме того, обязательно следует повторить учебный материал о формах множественности преступлений по уголовному законодательству РФ, совокупности преступлений и рецидиве преступлений, а также исключенной из УК РФ неоднократности преступлений. Надлежит обратить внимание на отличие множественности преступлений от единичных сложных преступлений (продолжаемого, длящегося, составного, с дополнительными тяжкими последствиями, с альтернативными действиями).

 

10. Сформулируйте определение понятия «наказание». Выделите его признаки и проанализируйте их. Назовите цели и виды наказания, определите их уголовно-правовое значение.

При подготовке к этому вопросу необходимо обратить внимание на понятие наказания, закрепленное в ст. 43 УК РФ. При ответе помимо раскрытия понятия уголовного наказания необходимо охарактеризовать его наиболее существенные признаки. Наказание назначается от имени государства и только судом. Наказание может назначаться только лицу, виновному в совершении конкретного преступления и т.д.

Рассматривая цели наказания, следует проанализировать ч. 2 ст. 43 УК РФ, которая гласит, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (общая и частная превенция). Здесь же необходимо раскрыть сущность каждой из заявленных уголовным законом целей наказания. Также следует назвать виды наказаний и их классификацию.

 

11. Охарактеризуйте понятие и значение института «назначения наказания» в уголовном праве. Проанализируйте сущность, основные положения общих начал назначения наказания и специальных правил назначения наказания.

Рассматривая данный вопрос, следует исходить из социальной значимости назначения наказания как акта осуществления правосудия по уголовному делу.

При ответе на вопрос следует раскрыть положения ст.60 УК РФ – общие начала назначения наказания, а также назвать и на примере нескольких норм изложить специальные правила, применяемые при назначении наказания.

Особое внимание следует обратить на положения статей главы 10 УК РФ, позволяющие смягчить или наоборот усилить наказание. Также необходимо знать положения ст. 73 и ст. 74 УК РФ об условном осуждении.

12. Охарактеризуйте понятие, сущность и уголовно-правовое значение института «освобождения от уголовной ответственности». Поясните, какие общие и специальные виды освобождения от уголовной ответственности предусматривает закон. Назовите основания для применения одного из названных видов освобождения от уголовной ответственности.

При подготовке к этому вопросу необходимо обратить внимание на понятие освобождение от уголовной ответственности, также следует знать его виды: общие и специальные. При подготовке следует уяснить условия освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, в связи с истечением сроков давности, а также по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Особое внимание следует обратить на освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, исчисление сроков давности, приостановление течения сроков давности. Также следует привести примеры специальных видов освобождения от уголовной ответственности, которые расположены в примечаниях к отдельным статьям Особенной части УК.

13. Охарактеризуйте понятие, сущность и уголовно-правовое значение института «освобождения от уголовного наказания». Поясните, какие виды освобождения от уголовного наказания предусматривает закон. Назовите основания для применения одного из названных видов освобождения от уголовного наказания.

При подготовке к данному вопросу необходимо обратить внимание на понятие освобождения от наказания и его виды, которые закреплены в ст.79 – 83 УК РФ: условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в связи с изменением обстановки, освобождение от наказания в связи с болезнью,. отсрочка отбывания наказания,. отсрочка отбывания наказания больным наркоманией,. освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора. Также следует вспомнить основания применения таких видов освобождения и условия их отмены.

 

14. Сформулируйте определения понятий «амнистия», «помилование», «судимость», проанализируйте их сущность, раскройте их уголовно-правовое значение.

При подготовке к данному вопросу необходимо обратить внимание на понятия терминов: амнистия и помилование, а также на правовые последствия их применения. Отдельно следует проанализировать институт судимости, в том числе сущность, виды (погашение и снятие) и последствия аннулирования.

 

15. Проанализируйте особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Охарактеризуйте виды принудительных мер воспитательного воздействия и виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним.

При ответе на вопрос следует дать правовой анализ ст. 87 УК РФ, которая содержит определение несовершеннолетнего. При решении вопроса об уголовной ответственности важно правильно определить момент достижения лицом определенного возраста.

Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенные ими преступления является возможность ее реализации с освобождением от уголовной ответственности или с привлечением к ней, но с освобождением от наказания и применением принудительных мер воспитательного воздействия; с применением наказания, но в соответствиями с определенными правилами; с освобождением от наказания и помещением виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Следует обозначить виды наказаний и их назначение несовершеннолетним. Так, в ст. 88 УК РФ дается исчерпывающий перечень наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним. В целях индивидуализации уголовной ответственности несовершеннолетних с учетом их возрастных особенностей установлены ограничения размеров наказаний, которые могут быть назначены лицу в возрасте от 14 до 18 лет.

При ответе на вопрос следует затронуть институт принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетнего как самостоятельную форму индивидуализации ответственности за совершенное преступление, один из видов освобождения от уголовной ответственности или от наказания.

Законом установлены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних. При ответе необходимо раскрыть сущность указанных видов принудительных мер. Определить условия применения указанных мер к несовершеннолетнему.

 

16. Дайте определение и охарактеризуйте структуру иных мер уголовно-правового характера. Назовите их виды и цели.

При ответе на вопрос следует проанализировать соотношение категорий «уголовная ответственность», «наказание», «иные меры уголовно-правового характера». Сущность института иных мер сводится к тому, что они не являются наказанием, применяются в строго определенных уголовным законом случаях, в связи с совершением общественно опасного деяния. Меры включены в 6 раздел УК РФ.

В настоящее время выделяется два вида иных мер уголовно-правового характера: принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества.

Отвечая на данный вопрос, необходимо дать характеристику каждого из видов иных мер уголовно-правового характера, основания, особенности и юридические последствия их применения.

Вопросы по Особенной части УК РФ

(вопросы с 17 по 20; предполагают единообразную схему ответа)

Структура ответа по общей характеристике определенной группы

составов преступлений

В данную группу входят составы преступлений, содержащиеся в ст. УК РФ. (перечислить статьи, входящие в группу).

Объект преступления:

Межродовым объектом преступлений является…(исходя из принадлежности группы общественных отношений, охраняемых соответствующим разделом уголовного закона)

Родовым объектом преступлений является (исходя из принадлежности группы общественных отношений, охраняемых главой уголовного закона).

Видовым объектом преступлений -если есть, то указать, что именно (исходя из группы в названии главы, либо содержания статей)

Непосредственным объектом преступлений является (конкретное общественное отношение, которому причиняется вред).

Дополнительный объект - если есть, то примеры составов преступлений и как выражен.

Факультативный объект - если есть, то примеры составов преступлений и как выражен.

Предмет преступления - если есть, то примеры составов преступлений и как выражен.

Потерпевший от преступления - если есть, то пример состава преступления и как выражен.

Объективная сторона преступления:

Характеристика деяний - действие/бездействие с примерами составов преступлений для каждой формы деяния.

Характеристика составов преступлений по конструкции объективной стороны: (усеченный, формальный, материальный), с указанием на момент окончания преступления. Если состав материальный, то характеристика общественно-опасных последствий и причинно-следственной связи (как выражены).

Место совершения преступления, если есть указание в диспозиции, то пример состава преступления и как выражен.

Время совершения преступления, если есть указание в диспозиции, то пример состава преступления и как выражен.

Способ совершения преступления, если есть указание в диспозиции, то пример состава преступления и как выражен.

Обстановка совершения преступления, если есть указание в диспозиции, то пример состава преступления и как выражена.

Орудия совершения преступления, если есть указание в диспозиции, то пример состава преступления и как выражен.

Средства совершения преступления, если есть указание в диспозиции, то пример состава преступления и как выражены.

Субъект преступления:

Указать составы преступления, где субъект характеризуется как:

Общий (физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет) – с указанием соответствующих примеров составов преступлений;

С пониженным или повышенным возрастом уголовной ответственности – если есть, то указать соответствующие примеры составов преступлений;

Специальный - с указанием составов преступлений и характеристикой признаков, позволяющих привлекать к уголовной ответственности, ограниченный круг лиц.

Субъективная сторона преступления:

Характеристика формы и вида вины (умысел, неосторожность, анализ интеллектуального и волевого моментов) с указанием на примеры составов преступлений. Двойная форма вины.

Мотив преступления, если указан в диспозиции, то пример состава преступления и как выражен.

Цель преступления, если указана в диспозиции, то пример состава преступления и как выражена.

Эмоциональное состояние, если указано в диспозиции, то пример состава преступления и как выражено.

17. Сформулируйте определение и дайте уголовно-правовую характеристику преступлений против жизни и здоровья.

18. Сформулируйте определение и дайте уголовно-правовую характеристику преступлений против собственности.

19. Сформулируйте определение и дайте уголовно-правовую характеристику преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.

20. Сформулируйте определение и дайте уголовно-правовую характеристику преступлений против государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.







Date: 2016-07-05; view: 7913; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию