Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VIII. Спектр ориентаций 2 page





(Уильямс 1993: 23)

 

Рейдер, тоже голубой, жил с ним в его квартире, вел его хозяйственные дела, но у каждого были свои любовники. Теннесси всегда посягал и на парней Рейдера. Однажды в отсутствие Теннесси один приятель завел к ним молодого блондина, который оказался поляком из штата Кентукки, прошедшим Вьетнамскую войну. Жить ему было негде, и Рейдер поместил его у себя, окрестив "Кентукки", чтобы не сломать язык на его "непроизносимом" славянском имени. С парнем они, что называется, поладили. Через несколько дней вернулся Теннесси.

 

"...После завтрака, - пишет Рейдер (Rader 1985: 235-238), - Кентукки и я лежали голыми, принимая солнечную ванну возле бассейна. Было несколько дней с прекрасной погодой. Теннесси, вернувшийся на несколько дней раньше срока,... прокрался на внутренний дворик и застал нас обоих, нежащимися на солнце. Я сказал: "Привет, Тен! Ты приехал раньше". Он проигнорировал меня. Глаза его были прикованы к Кентукки; пройдя к нему, он присел на корточки и начал ласкать его пенис. "Это Теннесси", - объяснил я, поскольку парень был явно смущен тем, что этот полностью одетый, чужой и пожилой джентльмен трогает его интимные части, совершенно не спрашивая разрешения.

Через короткое время Теннесси глянул на меня и сказал: "Это такой же розовый бутон, как у Фрэнки", имея в виду необрезанный пенис парня, который действительно напоминал бутон розы" (большинство американцев независимо от религии делают новорожденным обрезание из гигиенических соображений). Фрэнки незадолго до того погиб, а для Теннесси роза всегда была символом мужской сексуальности. "Приведя Кентукки в довольно возбужденное состояние, Теннесси взял его за руку и увел в свою спальню, откуда они не выходили несколько часов".

 

Когда Кентукки через несколько дней решил уехать, соскучившись по своим, и попросил денег на дорогу, Теннесси был страшно огорчен и раскричался, что, вот, де, много таких развелось охотников за чужими деньгами, что он потратил уже уйму денег на Фрэнки, и они достались семье Фрэнки. Кентукки ушел без денег, надеясь на то, что на дороге кто-нибудь подберет голосующего. Теннесси, расстроенный его уходом, не нашел своих золотых часов и позвонил в полицию, хотя Рейдер уговаривал его не делать этого. Вскоре Кентукки привели в наручниках, а тем временем часы нашлись.

Теннесси умолял Кентукки простить его и взять большие деньги. Кентукки отказался. Всё же Теннесси всучил ему чек с подписью, но без проставленной суммы - там можно было проставить любую. Кентукки ушел навсегда, а Теннесси заперся в спальне и проплакал всю ночь. Чек остался невостребованным.

Описывая жизнь с Теннесси после его семидесятилетия. Рейдер сообщает, что у них не переводились красивые парни, которых Теннесси нанимал в качестве "эскорта" - он не любил быть один.

Встречались и просто парни для утех, хаслеры. Рейдер (1985: 294-297) описывает, как в ресторане к ним "подклеился" худощавый юноша лет 18, с большими черными глазами газели, совершенно одурманенный наркотиками. Он ластился, как кошка, к Теннесси, а тот в меховой шубе выглядел небольшим толстым медведем. Поехали в такси с каким-то попутчиком в гостиницу, где Теннесси оплачивал дорогущий номер. В дороге юноша продолжал ласкать Теннесси столь откровенно, что попутчик приказал остановить машину и, поскольку дверь у него от волнения заклинило, вылез через окно. В отеле парень стал раздеваться на ходу, роняя одежды где попало, и остался в одних кроссовках. Потом они с Теннесси удалились в спальню на час. После этого парень от вина и наркотиков почти потерял сознание, поранился разбитым стеклом и просил, чтобы его трахнули. "Тебя уже трахнули", - объяснял ему Рейдер. Дали денег и хотели уложить спать, но он убрался к новым приключениям, остались только кровавые следы на пути к лифту.

При столь развратном образе жизни Теннесси оставался чрезвычайно почтительным и деликатным в обращении с женщинами. Так, с одной дамой из Италии они отправились в плавучий ресторан от отеля у пирса, на берегу моря. Отель имел пляж, плот на якоре в лагуне, и можно было купаться. Рейдер описывает происшествие в этом ресторане.

 

"Когда мы сидели, разговаривая на палубе, мы увидели двух парней, плывущих к плоту, они взобрались на него и несколько секунд спустя скинули свои плавки и начали половое сношение на глазах у всего пляжа и ресторана. "Не смотрите, Адриана!" - вскричал Теннесси, остолбеневший от этого гомосексуального нарушения публичной нравственности. "Это преступление! Не знают они, что ли, что здесь женщины и они могут быть травмированы этим бесстыдством? Это надо остановить!"


И хотя Адриана уговаривала писателя угомониться, внушала ему, что ее это не трогает, ей даже любопытно, Теннесси не унимался. Вызвали метрдотеля.

"Один из официантов был послан вплавь к плоту, поскольку оба парня, занимающихся любовью, были вызывающе безразличны к крикам с берега, к приказам остановиться. Молодой официант разделся до плавок. Мы увидели, как он плывет к плоту. Он взобрался на него, постоял некоторое время, глядя на то, что проделывали два парня, а затем... скинул свои плавки и присоединился к забаве.

Теннесси выскочил из отеля в праведном гневе".

(Rader 1985: 314-315)

 

Если бы не этот праведный гнев, история очень смахивала бы на сюжет порнофильма. Сам Теннесси говорил: "И пускай у меня аморальная репутация, я-то знаю, что я самый настоящий чертов пуританин" (Уильямс 1993: 24).

В старости Теннесси Уильямс признавался:

 

"Сейчас я пытаюсь снова писать, но энергии и на творчество, и на секс уже не хватает. Вижу, что вы не верите. Да, и сейчас многие остаются со мной на ночь, потому что я не люблю спать один. <...> Не могу оставаться один, потому что боюсь умереть".

(Rader 1985: 314-315)

 

Он действительно умер, когда был один: вдыхал снотворное из пузырька, и крышечка попала ему в гортань. Это было в 1983 г., когда Теннесси было 72 года. В его любимом Новом Орлеане местные власти запретили отпевание в соборе Святого Людовика. Как пишет Синтия Рэдклифф в книге "По следам поэта", "город-то в основном католический, местная мораль весьма строгая... Вот и решили, что нечего отпевать человека, предпочитавшего однополую любовь" (цит. по Денисову 1993: 14).

Таков был этот писатель, таков его долгий путь от скромного краснеющего юноши, вполне гетеросексуального, к разнузданному искателю наслаждений, абсолютно гомосексуальному, хотя и почитающему женщин. Путь, в котором для объяснений, связанных с существующими теориями, нет каких-либо зацепок. Таким образом, после всех открытий и прозрений образование гомосексуальности остается всё же не очень понятным, во многом загадочным. Сравнивая себя с героиней "Трамвая Желание", Теннесси говорил: "Я тоже был распутником, но как пуританин всегда испытывал преувеличенное чувство вины. Но я не типичный гомосексуалист" (Уильямс 1993: 22). Это верно.

А типичный - это какой?

 

2. Гомосексуальность как идеальный тип

Отражая общераспространенное представление, известный сексолог-психоаналитик Ирвинг Бибер писал: "Я мыслю две различные категории - гетеросексуал и гомосексуал.... Эти две категории... взаимно исключают друг друга и не могут быть помещены на один континуум.... Мужчина гомосексуален, если его поведение гомосексуально. Самоидентификация не имеет значения...." (Bieber, цит. по Klein 1993: 108).

Это представление всё больше подвергается сомнению.

Главе "Половая социализация" своей книги "Ребенок и общество" И. С. Кон предпослал эпиграф из Г. Харлоу и К. Мирса: "Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть еще одна вещь, которой природа боится еще больше. Это - логическая дихотомия".


В этой книге я рассмотрел формирование только полярных ориентации - гетеро- и гомосексуальной, тогда как в реальности у каждой из ориентации есть разные диапазоны приемлемых связей, между полюсами есть целая шкала переходных вариантов, а кроме того вокруг нас существуют, а может быть, где-то и преобладают над гомосексуалами бисексуальные люди, которым доступны оба вида любви.

Эту реальность первым осознал в полном объеме один из основоположников сексологии Элфред Кинзи. В своих опросных листах, пытаясь выяснить долю гомосексуалов в обществе, он тотчас столкнулся с тем, что некоторые люди не могли ясно и недвусмысленно ответить на его вопросы, отнести себя к одной или другой категории. Он понял, что вопросы неправильно поставлены. Они заранее подсказывают ответ: или - или. Они предполагают, что существуют такое резкое раздвоение, такие две группы и ничего больше. А это, оказывается, не так.

 

"Мужчины,- заявил он,- не представляют собой две четко различных популяции, гетеросексуальную и гомосексуальную. Ведь основы таксономии учат, что культура редко имеет дело с четко различающимися категориями. Это человеческий разум изобретает категории и пытается втиснуть факты в отдельные ящички".

(Kinsey et al. 1948:639)

 

Прежде, чем предлагать людям идентифицировать себя с какой-то из категорий, надо составить достаточно широкий список этих категорий, отражающий всю полноту реальности, весь спектр возможностей. Кинзи это сделал. Он исходил из того, что сексуальная ориентация мужчины образуется из сочетания тяги разной силы и разного плана к мужчинам и к женщинам, из сочетания таких предпочтений в самых разных пропорциях. В его классификации (1948: 639-641) мужчины распадаются на семь групп по соотношениям гомосексуальных склонностей с гетеросексуальными. Группам он присвоил цифровые обозначения от нуля до шести.

1) Нулевую группу составляют те, у кого нет никаких гомосексуальных ощущений, только гетеросексуальные. Они понимают только связь с женщиной. Это сугубые гетеросексуалы. Обнаженное мужское тело им просто неприятно. Кинзи описывает их так: "с индивидами собственного пола они не имеют физических контактов, приводящих к эротическому возбуждению или оргазму, не дают физическиих откликов на них. Их социально-сексуальные контакты - исключительно с индивидами противоположного пола, и отклики - только на них".

2) В следующую группу, названную первой, объединяются те, для кого мужское тело неприятным уже не является, но и особых сексуальных чувств не вызывает. Они вполне гетеросексуальны, но понимают красоту мужского тела и могут даже иногда пойти на гомосексуальный контакт из любопытства или общей симпатии к данному человеку. Это те, кто, по словам Кинзи, "имеют только случайные гомосексуальные контакты, включающие физический или психический отклик, или случайные психические отклики без физического контакта. Огромный перевес в их социо-сексуальном опыте и откликах имеет направленность на индивидов противоположного пола. Такие гомосексуальные приключения, которые случаются у этих индивидов, могут осуществиться раз или два, или по крайней мере нечасто по сравнению с объемом их гетеросексуального опыта. Их гомосексуальный опыт никогда не включает таких специфических психических реакций, как их отклики на гетеросексуальные стимулы". Кинзи специально оговаривается, что "иногда гомосексуальная деятельность, в которую они могут оказаться втянутыми, может быть вызвана любопытством или более-менее навязана им другими, может быть, когда они спят или пьяны или в других особых обстоятельствах".


3) Вторая группа (на деле-то она третья) складывается из тех, кто мужское тело может воспринимать и сексуально, но гораздо сильнее чувствует всё-таки сексуальное влечение к женскому телу. Эти люди обычно ведут гетеросексуальную жизнь, но у них встречается немало ситуаций, в которых может произойти сексуальный контакт с мужчиной. Кинзи сюда относит тех,

 

"кто имеет более, чем случайный гомосексуальный опыт и/или реагирует, пожалуй, определенно на гомосексуальные стимулы. <...> Эти личности могут иметь лишь небольшой по объему гомосексуальный опыт или значительный его объем, но во всяком случае его превышает объем гетеросексуального опыта, который эта личность имеет в тот же период времени. Обычно такие личности осознают свое вполне специфическое возбуждение от гомосексуальных стимулов, но их отклики на противоположный пол всё же сильнее.

У некоторых из этих личностей даже весь явный опыт может быть гомосексуальным, но их психические реакции на лиц противоположного пола свидетельствуют о том, что они всё же в основном гетеросексуальны. Эта последняя ситуация наиболее часто встречается у молодых парней, которые еще не обратились к реальным сношениям с девушками, тогда как их ориентация определенно гетеросексуальна. С другой стороны, есть некоторые мужчины, которых надо отнести ко второй группе из-за их сильных реакций на лиц собственного пола, хотя они никогда не имели явных связей с ними".

 

4) Третью группу можно окрестить "фифти - фифти". Она находится в середине шкалы. Это те, кто воспринимает сексуально и мужское и женское тело, чьи пристрастия распределяются поровну. Они вполне бисексуальны (двуполы) по своей ориентации. В долговременную связь с мужчиной или с женщиной они вступают по ситуации.

 

"В своем реальном опыте и/или в своих психических реакциях, - пишет Кинзи, - они почти одинаково гомосексуальны и гетеросексуальны. В общем они признают оба типа контактов, получая от них равное удовольствие, и не отдают явных предпочтений тому или другому.

Некоторых личностей можно причислить к этой группе даже если они имеют больший объем опыта того или другого сорта, поскольку они психически реагируют на партнеров обоего пола, и лишь обстоятельства решают, контакт с каким из полов окажется более частым. Такая ситуация обычна у холостых мужчин, поскольку контакты с мужчинами для них доступнее, чем с женщинами. Женатым мужчинам, наоборот, проще обеспечить себе сексуальное удовлетворение с собственными женами, если даже некоторые из этих мужей столь же интересуются мужчинами, сколь и женщинами".

 

5) Далее следует четвертая группа, с предпочтением гомосексуальной страсти, но с хорошей реакцией и на женщину. Это в общем-то бисексуалы, но с сильной гомосексуальной компонентой. А можно их определить и как гомосексуалов, но не очень выраженных. Они без насилия над собой могут жить в гетеросексуальном браке, хотя их будет постоянно тянуть к измене жене - измене с парнями. Они:

"более склонны к явно гомосексуальному сексу и/или соответствующим психическим реакциям, хотя все еще сохраняют немалую долю гетеросексуального секса и/или определенно реагируют психически на гетеросексуальные стимулы".

 

6) Затем следует пятая группа, в которой состоят гомосексуалы, для которых женское тело не является неприятным, но и не привлекает их сексуально. Они воспринимают красоту женского тела, но нейтрально и холодно. Брак с женщиной для них возможен, но тягостен. Сношение с женщиной не отличается по ощущениям от онанизма. Сексуально они чувствуют лишь мужское тело. Эти лица:

 

"почти полностью гомосексуальны в своем реальном сексе и/или в своих реакциях. У них случаются приключения с противоположным полом и иногда они реагируют на лиц противоположного пола".

 

7) И, наконец, шестую группу (на деле седьмую) составляют сугубые гомосексуалы, которым женское тело так же неприятно, как нулевой группе - мужское тело. Это лица, "исключительно гомосексуальные, как в своем реальном опыте, так и в своих психических реакциях".

Нетрудно заметить, что шкала Кинзи построена на двойственном критерии. С одной стороны, это предпочтения внутренние, в ощущениях и психике, не обязательно проявляемые в поведении. Внутренние тяготения проявляются в снах, дремах, мечтах, смутном образном фантазировании, осознанных или подсознательных желаниях и симпатиях. В инстинктивном реагировании на различные ситуации. С другой стороны, учитывается и поведение. А это совсем иное дело. Поведение может зависеть и от всяких внешних обстоятельств - социальных норм, страха, престижа, выгоды, религиозных догм и проч., там своя классификация. Строго говоря, следовало бы построить две шкалы: одну - для психических пристрастий, другую - для различий в реальном сексуальном поведении. Но и в неразведенном виде шкала Кинзи действенна. В конце концов можно всякий раз пояснять, по какому критерию делается определение - по психическому или поведенческому. Кинзи учитывал в основном поведение.

Кинзи построил свою шкалу не для теоретических рассуждений. Он провел по ней реальные подсчеты, предъявил статистику. Таблицы, графики распределений, гистограммы. Шкала Кинзи стала важнейшим шагом к более реальному представлению о ширине и характере сексуального спектра.

Стандартное мышление, воспитанное на традиционном представлении о мужском характере, конечно, воспринимает нулевую группу как гетеросексуальную норму, а все остальные - как более или менее явные отклонения от нее в одну сторону - в сторону гомосексуальности. Ну, от силы первую группу еще можно воспринять как допустимое отклонение, даже включить в норму, но уж все прочие... Открытие Кинзи в этом вопросе в том и состоит, что эта картина оказалась очень далека от реальности. "Третий пол" оказался фикцией. На его месте обнаружилась весьма диффузная среда, континуум, спектр. Более того, иллюзиями оказались бытующие представления об "обычном мужчине" и "обычной женщине". Это всего лишь идеальные типы Вебера - скопления признаков, наиболее ярко выражающие определенную тенденцию, идеал некоего явления, но вовсе не обязательно и не везде преобладающие в действительности. Или скорее это полярные типы Лапласа - те, что намечают крайние точки отсчета, рамки некоторого спектра реализуемых возможностей. А спектр - между ними.

Детальность статистики Кинзи открыла совершенно неожиданные особенности распределения пристрастий и их развития. Распределение по группам оказалось разным для разных возрастов. В препубертатном возрасте (до наступления половой зрелости) - одна картина, у взрослых - другая.

В предшествующих разделах уже говорилось о взлете сексуальности, особенно гомосексуальности, в препубертатном периоде (с пиком в 12 летнем возрасте) и последующем некотором падении интенсивности. Так вот у 11-летних и 12-летних почти половина мальчиков уже втянута в сексуальные интересы, но больше половины - еще сексуально индифферентны: по опросам мужчин с начальным образованием (это соответствует нашему неполному среднему), вспоминающих о своем детстве, картина детства на больших выборках (для каждого возраста более 800 обследованных) следующая (Kinsey et al. 1948: 640, Table 141); сексуально индифферентно у 11-летних 59,9 %, у 12-летних - 54,1 %. Для тех же мальчиков, кто уже втянут в сексуальные связи (то есть рассматриваются оставшиеся проценты), распределение сексуальных пристрастий таково: пики распределения расположены по концам шкалы, при чем более высокий - на гомосексуальном конце. Это значит, что наибольшими группами в этих популяциях оказались нулевая (у 11-летних 10,0 % всей популяции, у 12-летних - 13,3%) и шестая (у 11-летних 14,4 %, у 12-летних 14,4 %). Менее значительный пик - в середине шкалы (к третьей группе у 11-летних относятся 6,4 % всей популяции, у 12-летних - 7,1 %). Остальные группы представлены более слабо, особенно на гомосексуальном конце спектра (0,5 - 1,1 у 11-летних, 0,6 - 1,2 у 12-летних). Гетеросексуальная половина шкалы, если не считать самого края, несколько выше гомосексуальной.

Вся шкала выглядит у этих возрастных категорий так (в процентах):

Группа:              
11-л.: 10,0 2,3 5,4 6,4 1,1 0,5 14,4
12-л.: 13,3 2,9 6,5 7,1 1,2 0,6 14,4

 

Любопытно, что даже если отнести все промежуточное группы (1-5) к бисексуалам, они, все вместе взятые, количественно лишь чуть превышают гомосексуалов - шестую группу.

С возрастом пропорции шкалы перестраиваются. За счет резкого уменьшения доли не вовлеченных в сексуальную деятельность (к 20 годам только 9,3 %, к 30 годам 1,9) чрезвычайно возрастает нулевая группа (к 20 годам - до 65,1 %, далее несколько ужимаясь - к 30 годам до 53,2 %). То есть прирост идет за счет сугубых гетеросексуалов, соответствующих социально одобренной "норме". Доля чистых гомосексуалов относительно падает (к 20 годам до 5,1 %, к 30 годам снова несколько повышаясь - до 7,5 %). Структура же кривой, если не считать резкого взлета гетеросексуальности (пика с края), остается прежней: W-образная линия, слегка более высокая в начальной (гетеросексуальной) половине.

Вся шкала выглядит у этих возрастных категорий так:

Группа:              
20-л.: 65,1 3,2 7,6 5,7 2,5 1,5 5,1
30-л.: 53,2 6,5 11,2 13,1 4,7 1,9 7,5

 

Это распределение у людей с начальным образованием. Для людей с полным средним образованием в детском возрасте распределение мало отличается от такового для людей с начальным образованием, а во взрослом состоянии они распределяются иначе: относительная структура шкалы та же, что для людей с начальным образованием, но значительно больше доля вовлеченных в гомосексуальную деятельность (Kinsey et al. 1948: 644-645, figs. 162-164, 165-167).

Таким образом, распределение мужчин по группам шкалы Кинзи оказалось тяготеющим всё-таки к некоторым идеальным типам: сугубым гетеросексуалам, безусловным гомосексуалам и сбалансированным бисексуалам. Именно на этих пунктах шкалы возникли пики распределения. То есть в реальном распределении не семь группировок, а три. Трудно сказать, произошло это от неосознанного стремления исследователей подверстать обследуемых под заведомо сформированные в уме категории или от осознания своих пристрастий самими обследуемыми: уж если я гомосексуал, то и буду таковым во всех своих проявлениях, а если мне доступны оба вида секса, то и буду воспринимать мужчин и женщин одинаково, и т. д. Правда, для взрослых масса оказалась смещенной в сторону гетеросексуальности (наибольший пик), но этого и можно было ожидать, учитывая влияние среды, культуры, религии, социальных норм на психику индивидов. А возможно, и заложенную в организм генетическую программу, облегчающую именно такую ориентацию.

В подростковом же возрасте, до наступления половой зрелости, смещения массы в сторону гетеросексуальности нет, распределение гораздо более равномерное, скорее даже заметно нечто противоположное - преобладание гомосексуальных интересов. То ли это опровергает наличие генетической программы, толкающей организм в сторону гетеросексуальной ориентации, то ли здесь эта программа еще не проявляется (она ведь может проявиться и позже - только по наступлении половой зрелости).

Но есть и еще более загадочные параметры изменчивости. По данным Кинзи на основе крупных выборок (по нескольку тысяч обследованных), но пересчитанным Кинзи с коррекцией для всего белого населения США, нулевая группа (сугубые гетеросексуалы) изменяется от 10,8 % всей популяции в 10-летнем возрасте до 83,1 % в 30-летнем. Шестая группа (завзятые гомосексуалы) изменяется соответственно от 15,4 % до 2,6 %. Первая сильно и неуклонно возрастает с возрастом, вторая не столь интенсивно, но тоже неуклонно уменьшается. Это всё понятно. Но вот вторая группа (почти бисексуальная) изменяется иначе: от 10 лет к 15 годам возрастает с 3,6 % до 6,0 % и растет дальше, а с 20 лет к 30 годам уменьшается с 7,4 % до 3,4 % (Kinsey et al. 1948: 651, Table 147).

Итак, в реальности есть множество гомосексуальных ситуаций у гетеросексуальных людей, есть целый ряд промежуточных форм между гомосексуальностью и гетеросексуальностью. Но я думаю, что решение проблемы для полярных форм, для веберовских идеальных типов, даст основные ориентиры для всего разнообразия явлений.

Я не рассматривал тут прочие формы удовлетворения сексуальных потребностей, считающиеся девиантными или, проще говоря, отклонениями от нормы, извращениями: фетишизм, вуайеризм, эксгибиционизм, садизм и проч. Но и их корни надо, по-моему, искать в той же сфере - в разбросе культурных и психических взаимодействующих при заполнении пустого пространства на месте атрофированного инстинкта.

 

3. Бисексуальность

Что встречаются изредка особи, имеющие половые признаки и даже гениталии обоих полов, гермафродиты, уже упоминалось. Это несомненно патология. Правда, в древности такими изображались некоторые божества. У древних греков это сын Гермеса и Афродиты Гермафродит (отсюда и медицинский термин). У древних индоариев это Адити - корова-бык, мать и отец всех богов. Бог Шива изображался в Индии с двойным набором гениталий - мужскими и женскими.

Но и за чисто мужскими божествами некоторые древние религии признавали наличие склонностей как гетеросексуальных, так и гомосексуальных, то есть по существу изображали их как бисексуальных. Так, древние греки приписывали своему главному богу Зевсу, мужу Геры, влюбленность в прекрасного земного юношу Ганимеда, которого Зевс взял на небо и сделал виночерпием богов, чтобы услаждаться с ним любовью. Имел любовников, а не только любовниц, и Аполлон - Гиацинта и других. В Китае считали, что во всяком человеке есть и мужское и женское начала - Ян и Инь, и надо добиваться их гармоничного сочетания. Но только с наступлением XX века эти древние идеи были возрождены в сугубо практической реализации.

В 1891 г. английский исследователь античной греческой гомосексуальности с точки зрения этики Джон Э. Саймондс, сам гомосексуал и поклонник Уолта Уитмена, получил из Америки письмо по интересущей его теме от профессора математики из Гарвардского университета. Письмо он передал своему коллеге известному либеральному сексологу Хэвлоку Эллису. Эллиса оно повергло в шок. В 1897 г. он приводит это письмо в своей совместной с Саймондсом книге "Половое извращение" (Ellis and Symonds 1897: 273 - 275), но считает необходимым скрыть имя профессора, обозначив его символом неизвестности X...... а из следующего издания, 1901 г., письмо было изъято. Фамилию американского профессора Саймондс приводит в своих письмах (Symonds 1969: 585 - 586) как Пирс (Pierce), под вопросом (вероятно, сомневаясь в своей орфографии). Видимо, это никто иной как знаменитый гарвардский основоположник философии американского прагматизма Чарлз С. Пирс (Peirce), специалист по математической логике.

Что же так испугало либерального Эллиса в письме из Америки? Это "теория полного безразличия инстинкта деторождения", сообщает Эллис и поясняет: из нее следует, что гомосексуальность является от природы нормальным явлением. В письме американского профессора сказано:

 

"Я изучал и исследовал вопрос в течение многих лет и пришел к твердому убеждению, что гомосексуальность не представляет ничего безнравственного, что, как всякая другая страсть, если только верно понята и управляема духовными чувствами, она направлена к физическому и нравственному здоровью субъекта и расы, и только ее уклонения - безнравственны. Я знавал множество лиц, более или менее подверженных этой страсти и большинство из них были люди чрезвычайно развитые, прямые, утонченные натуры и отличались, должен добавить, вполне ясным умом. Каждому известно, какое имеет пагубное влияние на общество гетеросексуальная страсть в том виде, в котором она существует при современных условиях жизни, когда она превращает мужчин и женщин в безумцев, лицемерных эгоистов и это особенно у тех народов, у которых гомосексуальность считается позором; по-моему, это означает искать нравственность, провозглашая божественной одну из ее форм, наименее того заслуживающую, а другую называя гнусной и противоестественной.

Ошибочно утверждать, что любовь женщины обязательно должна быть направлена к мужчине, а любовь мужчины к женщине. Эта доктрина нуждается в доказательствах... Страсть сама по себе слепа... Но выбор одного из этих инстинктов зависит только от случая. Половая страсть возбуждается известными достоинствами, действующими на нее раздражающим образом. Она может встретить эти достоинства как в мужчине, так и в женщине. Оба пути одинаково натуральны для мужчины, не развращенного.... Это любовь одного какого-нибудь пола явление развращающее. Нормальный человек любит оба пола.... Прогресс именно в том и заключается, чтобы животность заняла подчиненное положение в отношении психики".

Кроме философа предлагались и другие Пирсы в качестве авторов письма - Бенджамин О. Пирс, Джеймс М. Пирс (В. О. Peirce, J. M. Peirce - см. Katz 1978: 951-952, n. 42). Но авторство великого прагматиста сквозит в этом письме. Как раз в то же время, в 1892 г., Чарлз Пирс ввел чистую любовь (в греческом: "агапе") в свою "объективную логику". Зависимость выбора от случая вполне соответствует принципу "тихизма" (случайности), развивавшемуся Пирсом. Кажется, Пирсовы мысли о бисексуальности как основе гомосексуальности еще не учтены исследователями философа. Впрочем, для нас не столь важно личное авторство теории (который из Пирсов), сколь время ее появления и содержание.







Date: 2016-08-31; view: 298; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию