Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самовоспитание характера
Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. - М., 1994.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1990.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
Психология. Под ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. С. 254.
Что должно быть отражено:
- Что такое самовоспитание.
- Основные принципы, на которых строится самовоспитание.
- Примеры моделей самовоспитания.
- Список использованной литературы.
Продолжительность сообщения - 20-30 мин.
Технологии содействия преодолению застенчивости детей и подростков.
Гаврилова Т. Как помочь застенчивому ребенку /Школьный психолог, 2001, №7
Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1998.
Шишова Т.Л. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость СПб.: Речь, 1997.
Что должно быть отражено:
- Что такое застенчивость.
- Основные проявления (симптомы) застенчивости.
- Причины формирования застенчивости.
- Способы по преодолению застенчивости.
- Список использованной литературы.
Продолжительность сообщения - 20-30 мин.
Учет особенностей темперамента учащихся в контексте организации учебной деятельности.
Дегтярева Е.А. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими школьниками. М., 2011
Мороз Н.Я. Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск, 2005.
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982
Продолжительность сообщения - 20-30 мин.
Творческая работа
Проанализировав особенности своего темперамента, описать соответствующий этим особенностям индивидуальный стиль учебной деятельности с конкретными рекомендациями по повышению ее эффективности.
3. Методики для заполнения «Психологического дневника» (на выбор)
3.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер) // Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008
Инструкция. Вам необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по вашему мнению, наиболее полно и похоже описан ваш характер. Если вы выберите несколько карточек сразу, то разложите их в порядке важности.
Тестовый материал:
Карточка «А»
Я – прирожденный пессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне часто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случиться что-то плохое. Мне кажется, что я в чем-то виноват и потому окружающие ко мне плохо относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня веет уныние. Я не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, усталости. Часто у меня бывают запоры. Жизнь моя – нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности.
| Карточка «Б»
У меня всегда хорошее настроение. Обо мне можно смело сказать, что характер у меня приветливый и открытый. Думаю, что я добр, во всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я – не молчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку много раздаю обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю все сделать вовремя. Замечал, что окружающие охотно слушают меня, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания. Мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я – галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из них поставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителя считали меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорил, чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду, легко даю их в долг, так же легко сам залезаю в долги.
| Карточка «В»
Пожалуй, главное в моем характере – беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-либо неприятности, то в этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время – на недели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в этот период времени больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случиться. От встречающихся трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью.
| Карточка «Г»
По характеру я человек веселый, открытый, добродушный, однако, малейшая неприятность (перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и т.п.) омрачает меня, приводит в глубокое уныние, но ненадолго. Какая-нибудь интересная новость, теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение духа. В течение дня настроение у меня может неоднократно меняться от самых разнообразных причин. Даже самому себе не ясно бывает, почему вдруг стало так тоскливо, хотя до этого чувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меня характер – немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенно верят, считают их слишком поверхностными, хотя это, конечно, не так. Различные, даже мелкие неприятности переношу тяжело.
| Карточка «Д»
Я часто чувствую себя вялым, уставшим. Настроение у меня, как правило, угнетенное. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими могу командовать сам. Мне очень трудно сосредоточиться, выполнять работу, связанную с длительным усилием и напряжением, в таких случаях появляется чувство усталости, сонливости. Меня очень беспокоит собственное здоровье. У меня часто появляются опасения, что болен какой-то болезнью. Иногда меня беспокоят колющие боли в сердце, иногда головная боль. Аппетит у меня плохой. Сплю плохо, долго не могу заснуть, иногда даже хочется принять снотворное, часто вижу кошмарные сны. Сон зачастую не приносит освежения. С утра вялый и сонливый, но к вечеру состояние улучшается – расхожусь. Подчас мне трудно сдержаться, по малейшему поводу раздражаюсь, кричу, даже плачу. С трудом привыкаю к новому коллективу. Аккуратным меня не назовешь, часто меня упрекают за то, что вещи мои лежат в беспорядке.
| Карточка «Е»
Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я – человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо-, не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, предпочитаю одиночество. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу вида крови, меня тошнит при виде нечистот. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж лучше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение того, что я не такой, как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный, полный кошмарных сновидений.
| Карточка «Ж»
Основные черты моего характера – крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня – принять решение. Решившись на что-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь: так ли поступаю, то ли я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боюсь за свое здоровье, беспокоюсь о судьбе своих близких. Постоянные тревоги, опасения, беспокойство – таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я – педант, формалист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы. Если, например, мне сделали что-то хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делают неподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю заниматься физическим трудом, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать «общие проблемы», которые не имеют ко мне прямого отношения.
| Карточка «З»
По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях не могу найти себе места. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда, неизвестно почему, могу поделиться своими переживаниями, раскрыться даже случайно понравившемуся мне человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. У меня есть на все свое мнение, и то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблю настоять на своем, не терплю чужих советов, поступаю по-своему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я «не знаю середины». Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны окружающим. Я часто вызываю недоумение и улыбки у людей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются.
| Карточка «И»
Я – человек идеи, всю жизнь борюсь то за претворение своего изобретения, то за внедрение какой-либо реформы. Наблюдение за людьми, с которыми мне приходилось сталкиваться, позволяет мне считать себя выше их. Круг моих знакомых состоит из людей, которые разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мной. Живу по принципу: «Кто не со мной, тот против меня». У меня нет причин быть недовольным собой; чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен. Если я ставлю перед собой какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь ее, если замечаю недостатки, то использую все свои силы, чтобы исправить их в соответствии со своими принципами. Пользуюсь любым способом, чтобы добиться своего: пишу в газеты, выступаю на собраниях. Мои знакомые говорят, что я подчас приношу им страдания, но это неправда: на самом деле во всех своих неудачах виноваты они сами.
Считаю, что людям особенно нельзя доверять, у меня много завистников, недоброжелателей. Из-за их козней мне трудно осуществлять свои идеи, но, несмотря на это, ничто не может меня остановить – ни просьбы, ни угрозы. Жизнь убеждает меня в том, что я всегда оказываюсь прав, и ради этого стоит вести борьбу.
| Карточка «К»
Для меня нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случая рассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будет работать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность, что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я строго спрашиваю с других. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ни одного плохого проступка. Поскольку мне присуши аккуратность и пунктуальность в исполнении работы, то и от других я требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться: терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают договорить, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример за тщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна, привык идти напролом, говорить то, что думаю, хотя сознаю, что из-за этого могут быть неприятности.
| Карточка «Л»
Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Предпочитаю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление и восхищение у других. Уж лучше пусть Ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Считают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты? я достигаю такого положения, что мне все завидуют’ и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мною охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого приятеля, который всегда внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. В любви мне наибольшее, удовольствие доставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие.
| Карточка «М»
Я – человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению беру пример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда заканчиваю начатое дело, особенно если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения, выпивку в компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвев, раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю, что вина моя не так уж велика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то было бы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в моменты, когда мне весело и хорошо.
| Карточка «Н»
Я считаю, что надо жить так, как живут все, не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы у меня все было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда – не такая, чтобы все оборачивались на улице; дома – хорошая обстановка и все необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого: ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Развлекаться люблю как все: если выпить, то в меру и не часто, посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто слишком оригинальничает, модничает, ломает устоявшийся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение большинства- всегда правильно и противопоставлять себя большинству плохо и вредно.
| Обработка: словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями:
А – меланхолический
Б – гипертимный
В – циклоидный
Г – эмоционально-лабильный
Д – неврастенический
Е – сензитивный
Ж – психастенический
3 – шизоидный
И – паранойяльный
К – эпилептоидный
Л – истерический
М – неустойчивый
Н – конформный
Интерпретация результатов производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимо сопоставлять с данными самонаблюдения, анализа мнений других людей.
3.2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) по В.М.Русалову //Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. - Минск, 2002.
Инструкция. Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет “плохих” и “хороших” ответов. Поставьте “крестик” или “галочку” в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
1- не характерно,
2- мало характерно,
3- довольно характерно,
4- характерно.
1. Я часто испытываю потребность в движении.
2. Я не ищу новых решений известных проблем.
3. Я постоянно хочу приобретать новые вещи.
4. В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.
5. Я быстро считаю “в уме”.
6. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал(а).
7. Я предпочитаю уединение большой компании.
8. Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.
9. Мне всегда легко выполнять умственную работу, требующую длительного внимания.
10. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.
11. Я - легок(ка) на подъем.
12. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
13. Я легко могу переключаться с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.
14. Я быстро решаю арифметические задачи.
15. Я без труда включаюсь в разговор.
16. Я подвижный человек.
17. Я устаю от длительной умственной работы.
18. Я легко переключаюсь с решения одной проблемы на другую.
19. Я предпочитаю быструю ходьбу.
20. Моя речь медленна и нетороплива.
21. Я часто высказываю свое мнение, не подумав.
22. Я огорчаюсь, если мне не удается смастерить что-нибудь самому(ой).
23. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.
24. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
25. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, которая требует умственного напряжения.
26. Я - ранимый человек.
27. Я неохотно выполняю срочную умственную работу.
28. Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
29. Я всегда выполняю свои обещания, на зависимо от того, удобно это мне или нет.
30. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.
31. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-нибудь проблему.
32. Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.
33. Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения с людьми.
34. Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.
35. У меня много друзей и знакомых.
36. Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.
37. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.
38. Обычно мои мысли текут неторопливо.
39. Мне нравится мастерить вещи своими руками.
40. Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.
41. Мне легко готовиться к нескольким экзаменам одновременно.
42. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
43. Моя речь часто опережает мои мысли.
44. Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.
45. Мне нравится участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.
46. Во время разговора мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.
47. Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.
48. Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.
49. Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.
50. Мне трудно говорить быстро.
51. Мне легко завязывать знакомство первым.
52. Я испытываю досаду, когда мне не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.
53. Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.
54. Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.
55. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
56. Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.
57. Я говорю свободно, без запинок.
58. Я охотно выполняю физическую работу.
59. Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственного напряжения.
60. Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.
61. Я сильно волнуюсь во время экзамена.
62. Мне требуется много времени, чтобы разобраться в какой-либо проблеме.
63. Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.
64. Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).
65. Мне нравятся задачи на “смекалку”.
66. Я предпочитаю однообразную физическую работу.
67. Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.
68. Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.
69. Я пишу быстро.
70. Я быстро устаю от физической работы.
71. Я разговорчивый человек.
72. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.
73. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.
74. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.
75. Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.
76. Мне нравится разнообразный ручной труд.
77. Мне легко внести оживление в компанию.
78. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.
79. Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).
80. Я могу, не раздумывая, задать вопрос незнакомому человеку.
81. Меня раздражает быстрая речь собеседника.
82. Я с удовольствием выполняю умственную работу.
83. Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
84. Многие считают меня физически сильным.
85. Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
86. У меня появляются мысли, о которых мне не хотелось бы сообщать окружающим.
87. Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
88. В моей речи много длительных пауз.
89. Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем мне бы хотелось.
90. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
91. Я устаю, когда приходится много говорить.
92. Я чувствую в себе избыток физических сил.
93. Движения моих рук быстры и стремительны.
94. Я свободно чувствую себя в большой компании.
95. Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
96. Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
97. Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
98. Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
99. В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
100.Я считаю себя мастером на все руки.
101.Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
102.Я довольно быстро выполняю физическую работу.
103.Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные мною при решении какой-либо задачи.
104.Я быстро читаю вслух.
105.Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.
106.Я основательно планирую предстоящую мне умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
107.Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
108.Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
109.Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять свои отношения с друзьями.
110.Я нуждаюсь в таких людях, которые меня ободряют и утешают.
111.Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
112.В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
113.Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.
114.На вечеринках и в компаниях я держусь обособленно.
115.Я без особого труда смог бы начертить сложную геометрическую фигуру.
116.В компании я обычно начинаю разговор первым.
117.Я легко воспринимаю быструю речь.
118.У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
119.Я быстро решаю головоломки.
120.Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
121.Я иногда сплетничаю.
122.Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
123.Мне нравится быстро говорить.
124.Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.
125.Я люблю бывать в больших компаниях.
126.Я не стараюсь избегать конфликтов.
127.Я способен выполнять длительную физическую работу без утомления.
128.Мне приятны быстрые движения.
129.Я люблю уединение.
130.Мне легко себя настроить на выполнение нового задания.
131.Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.
132.Я считаю себя физически сильным человеком.
133.Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.
134.Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.
135.Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
136.Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
137.Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
138.Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
139.Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
140.Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.
141.В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
142.Я, обычно, медленно выполняю интеллектуальные задания.
143.Я люблю много читать.
144.Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
145.Многие считают, что я довольно сообразительный человек.
146.В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.26
147.Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
148.При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
149.Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
150.Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.
Бланк ответов к опроснику ОФДСИ В.М.Русалова
Обработка данных
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы.
Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи.
Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как неспособные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.
Ключ к шкалам ОФДСИ
ШКАЛЫ
| ПУНКТЫ
| Эргичность психомоторная (ЭРМ)
| 1,4,32,58,60*,70*,75*,84,92,111*,
127,132
| Эргичность интеллектуальная (ЭРИ)
| 3,9,17*,36,48,54*,82,96*,120*,133*,
139,143
| Эргичность коммуникативная (ЭРК)
| 7*,33,35,63*,68,77,94,98*,112,114*, 125,129*
| Пластичность психомоторная (ПМ)
| 11,13,39,40,64,66*,76,79,99,100,115,131*
| Пластичность интеллектуальная (ПИ)
| 2*,8,18,41,47,59,95,97*,107*,130,
140*,149
| Пластичность коммуникативная (ПК)
| 15,21,43,46,51,67,80,101,113*,116,
134,135
| Скорость психомоторная (СМ)
| 16,19,45,49,69,83*,93,102,118*,122,
128,136*
| Скорость интеллектуальная (СИ)
| 5,14,23,27*,38*,53,62*,65,87,119,
142*,145
| Скорость коммуникативная (СК)
| 20*,50*,57,71,81*,85,88*,91*,104,117,123,137
*
| Эмоциольнальность психомоторная
(ЭМ)
| 22,24,52,55,73,78,89,105,108,124,
141,144
| Эмоциональность интеллектуальная
(ЭИ)
| 6,10,12,25,28,31,37,44,61,103,106,
| Эмоциональность коммуникативная
(ЭК)
| 26,30,56,72,74,90,109,110,126,138,
146,148
| Контрольная шкала (КШ)
| 29,34,42*,86*,121*,150*
|
П р и м е ч а н и е: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1=4)
(2=3) (3=2) (4=1).
Интерпретация результатов:
ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА
| Низкие значения (12-25 баллов)
| Средние значения (26-34 балла)
| Высокие значения (35-48)
| Эргичность (ЭРМ).
| Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность.
| Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность.
| Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность.
| Пластичность (ПМ).
| Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.
| Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыражен-ная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда.
| Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.
| Скорость (СМ).
| Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.
| Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.
| Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.
| Эмоциональность (ЭМ).
| Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.
| Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.
| Высокая чувствительность
(сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.
| ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА
| Эргичность (ЭРИ).
| Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов.
| Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.
| Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения.
| Пластичность (ПИ).
| Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач.
| Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам
интеллектуальной деятельности.
| Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем.
| Скорость (СИ).
| Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности.
| Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.
| Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.
| Эмоциональность (ЭИ).
| Низкая чувствительность (безразличие)к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности.
| Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения.
| Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением.
| КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА
| Эргичность (ЭРК).
| Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость.
| Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности.
| Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.
| Пластичность (ПК).
| Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ.
| Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам.
| Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.
| Скорость (СК).
| Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность.
| Обычная скорость речевой активности и вербализации.
| Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности!
| Эмоциональность (ЭК).
| Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.
| Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.
| Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.
|
Индексы и типы
Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы и типы темпераментов, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, нами предложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
1.Индексы активности
1.Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.
ИПА = ЭРМ + ИМ + СМ
ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/-12, т.е. от 78 до 102.
2.Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ
ИИА варьируется от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/-12, т.е. от 78 до 102.
3.Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК
ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/-12, т.е. от 78 до 102.
4.Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА
ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180+/-36, т.е. от 234 до 306.
2.Индекс общей эмоциональности
Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.
ИОА = ЭМ + ЭИ + ЭК
Среднее значение (норма) равно 90+/-12, т.е. от 78 до 102.
3.Индекс общей адекватности
Индекс общей адекватности (ИОАД) равен разности баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД = ИОА - ИОЭ
Индекс варьирует в пределах от - 36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180+/-48.
На основании вышеприведенных индексов, в принципе, можно выделить довольно большое количество вариантов темпераментов. Классификация этих типов - дело будущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно говорить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.
Дифференциальные типы
Для вычисления дифференциального типа темперамента в определенной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс - значение соответствующей эмоциональной шкалы.
- Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории “холерик” в соответствующей сфере.
- Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е. активность меньше 70, а эмоциональность - меньше 26, то данный испытуемый -“флегматик”.
- Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше 102), а эмоциональность - ниже нормы (т.е. ниже 26), то испытуемый -“сангвиник”.
- Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, (т.е. больше 34), то испытуемый - “меланхолик” в соответствующей сфере.
- Тип 5. Если испытуемый имеет “нормальное” значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к “смешанному низко эмоциональному” типу.
- Тип 6. Если испытуемый имеет “нормальное” значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значение выше нормы (т.е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к “смешанному высоко эмоциональному” типу.
- Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к “смешанному высоко активному” типу.
- Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значение находится в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к “смешанному низко активному” типу.
- Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к “неопределенному” типу.
Общий тип темперамента
Вычисления общего типа темперамента проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и при определении дифференциальных типов.
Если оба значения выше нормы - “холерик”, если оба значения ниже нормы - “флегматик”. Если по шкале общей активности значения выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы - “сангвиник”. Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы -“меланхолик”. Если оба значения в пределах нормы - “неопределенный” тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то - “смешанный высоко эмоциональный” тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то - “смешанный низко эмоциональный” тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то - “смешанный высоко активный” тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то “смешанный низко активный” тип.
4. Глоссарий: темперамент, характер
Практикум. Тема 5. Биологическое и социальное в развитии способностей
1. Устные сообщения:
Date: 2016-06-07; view: 1252; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|