Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример решения учебно-педагогической задачи
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен уметь отбирать в соответствии с заданными целями диагностический инструментарий изучения коллектива класса. Ключевое задание. Разработайте Программу изучения коллектива учащихся вашего класса с «копилкой» диагностических методик. Контекст решения задачи. Вас назначили классным руководителем 6-го класса. В классе 10 девочек и 18 мальчиков. Большинство из них учатся вместе с первого класса. В пятом классе к ним присоединилось 9 человек. Учащиеся вместе уже год. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить особенности коллектива учащихся. Действия, которые приведут к решению: 1. Ознакомиться с теоретическими вопросами: понятие коллектив, его признаки, особенности детского и ученического коллектива, его характеристики, стадии формирования и показатели, средства формирования. 2. Изучить опыт классных руководителей по разработке Программы изучения класса и представить варианты её структуры. 3. На основе общей характеристики класса, условий (контекста) задачи сделать обоснованный выбор структуры Программы и сформулировать её цель и задачи. 4. Подобрать диагностические методики изучения особенностей коллектива учащихся в соответствии с целью и задачами Программы. 5. Окончательно оформить Программу изучения коллектива класса.
Решение 1. Ознакомиться с теоретическими вопросами: понятие коллектив, его признаки, особенности детского и ученического коллектива, его характеристики, стадии формирования и показатели, средства формирования. Решается на основе изучения следующих источников: Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л. – 1983. С. 29. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. — М, Педагогика, 1978, с. 63. Педагогика: Новый курс: В 2 кн.: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. Кн. 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2010. – 256 с. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. – М.: AcademiA, 2007, 2008.– 567 с. Содержание и формы деятельности классного воспитателя / Е.А. Александрова; ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2009. – 159 с. Стефановская Т.А.Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика". – 3-е изд., стер. – М.: AcademiA, 2008. – 191 с. Коллектив – это группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно-ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Обязательными признаками коллектива являются: - объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей); - наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности; - целостность, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления; - особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива. Отличительная особенность детского коллектива - направленность целей, предусмотренных взрослыми при объединении детей, при построении их отношений. Детский коллектив, объединяя растущих людей, составляет в этом плане условие и инструмент осуществления воспитательной функции. Будучи условием наиболее активного и целенаправленного воздействия общества, детский коллектив сам выполняет воспитательные функции по отношению к своим членам. Детский коллектив имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми (класс, секция, отряд в лагере). В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора: возраст, физические денные, уровень обученности). Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, стихийно в виде дружеских, приятельских и др. объединений. Ученический коллектив как система — это - органичная часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей; - относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления; - скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, определяющих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения; - субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей; - субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов. При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой обусловлено изменениями: - во внутреннем мире воспитанников, - в жизни общества в целом, - в непосредственно окружающей коллектив среде, - в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Таким образом, в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная систематическая деятельность, существующие отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, наличие положительных традиций и увлекательных перспектив. Детский коллектив формируется не сразу. Процесс формирования коллектива проходит через ряд этапов: I. На первом этапе в качестве сплачивающего средства должно выступать единоличное требование педагога к учащимся (большинство воспитанников практически сразу и безоговорочно принимают эти требования). Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются: - мажорные стиль и тон отношений, - качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива, - воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. II. На втором этапе основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Нужно использовать метод параллельного действия (А.С.Макаренко), т.к. педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которая его поддерживает. В его основе — требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем (параллель 1), так и опосредованно через актив и коллектив (параллели 2' и 2). Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. III. Третий этап - расцвет коллектива. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции меняются и обновляются. Особенно важным в процессе формирования коллектива А.С. Макаренко считал выбор цели. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: 1) Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития (совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д.). Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. 2) Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия (подготовка к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера). Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. 3) Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности (успешное окончание школы и последующий выбор профессии). Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, прилагал усилия для ее осуществления.
2. Изучить опыт классных руководителей по разработке Программы изучения класса и представить вариант её структуры. В общекультурном понимании программа – это документ, представляющий собой план, перечень, структуру, алгоритм предстоящих действий. Программы в образовании часто содержат перспективные механизмы, действия конкретных педагогических проблем образовательной системы. В их структуру входят: информационная справка, проблемно-ориентированный анализ, концептуальная позиция, этапы реализации и т.д. [Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического преоктирования. – Омск., 2001. – 113с.]. Обязательными элементами Программы в образовании, в том числе и Программы изучения коллектива класса (по разным источникам, описывающим опыт педагогов в разработке подобных программ, указанных в приложении к задаче) являются: общая характеристика образовательной системы (в данном случаи классного коллектива), цель и задачи программы, этапы (план) реализации, подборка диагностических методик.
3. На основе общей характеристики класса, условий (контекста) задачи сделать обоснованный выбор структуры Программы и сформулировать её цель и задачи.
Общая характеристика класса как коллектива, на основе выполнения первого действия по решению настоящей задачи включает: - сведения о составе класса - количество учащихся (28), из них мальчиков (18), девочек (10), возрастной состав (11-12лет); - содержание и характер коллективной деятельности: учебная деятельность (уровень успеваемости, дисциплина на уроках, самостоятельность в обучении); жизнь класса вне учёбы (интересы детей; активность в общественной жизни класса, школы, социума; наличие перспективной линии и её вид; наличие традиций); сведения об органах самоуправления в классе (наличие актива, постоянного поручения; распределение обязанностей в общей деятельности между всеми); - психологический климат коллектива; - характеристика личностных и профессиональных качеств классного руководителя, его влияния на коллектив. Таким образом, видно, что для характеристики классного коллектива информации недостаточно и необходимо разработать Программу изучения класса, чтобы дополнить недостающие сведения. Цель Программы: выявить особенности коллектива класса и дальнейшие действия по его развитию Задачи Программы: 1) дополнить общую характеристику коллектива класса; 2) определить, на каком этапе развития находится коллектив учащихся класса; 3) выявить актуальные проблемы развития классного коллектива; 4) определить направления (план) развития коллектива класса.
4. Подобрать диагностические методики изучения особенностей коллектива учащихся в соответствии с целью и задачами Программы. Успеваемость класса предлагается изучать по журналу успеваемости. Для характеристики дисциплины класса на уроках – целесообразно посетить уроки и применить метод наблюдения, а также провести опрос среди учителей предметников. Методика «Составление расписания» Л.В. Байбородовой поможет изучить отношение школьников к отдельным предметам и учителям. Для изучения самостоятельности школьника в обучении кроме опроса учителей необходимо провести опрос или анкетирование среди родителей по самостоятельности в выполнении домашнего задания. Для изучения интересов школьников можно применить методику «Карта интересов» или составить анкету. Анкета «Мое поручение» и методика «Мои отношения» помогут выявить отношения школьника к своему поручению и к совместной деятельности класса; к членам своего коллектива, органам самоуправления. Для изучения психологического климата в коллективе выбираем «Методику изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» и методику «Социометрия», которая характеризует межличностные отношения в группе, коллективе. Сочетание результатов этих методик поможет увидеть общие и частные проблемы во взаимоотношениях членов школьного коллектива. Для определения этапа развития классного коллектива выбираем методику «Какой у нас коллектив?». Она даёт образную характеристику детскому коллективу, которая понятна шестиклассникам:1 ступень развития – «Песчаная россыпь»; 2 ступень – «Мягкая глина»; 3 ступень – «Мерцающий маяк»; 4 ступень – «Алый парус»; 5 ступень – «Горящий факел». Это помогает не только выявить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, определить, насколько они считают его спаянным, крепким, единым при выполнении общественно значимых задач, но и продемонстрировать образ того коллектива к которому надо стремиться. («Копилка» выбранных методик прилагается студентом к решению задачи).
5. Окончательно оформить Программу изучения коллектива класса. Программа изучения коллектива учащихся 6«А» класса Реализация программы рассчитана на первую четверть учебного года. Цель: выявить особенности коллектива класса и дальнейшие действия по его развитию Задачи: 1) дополнить общую характеристику коллектива класса; 2) определить, на каком этапе развития находится коллектив учащихся класса; 3) выявить актуальные проблемы развития классного коллектива; 4) определить направления (план) развития коллектива класса. I. Этапы реализации: II. Знакомство класса с новым классным руководителем с использованием тренингов «Снежный ком»,«Горячий стул»,«Слон-жираф-крокодил» (сценарии проведения тренингов прилагаются студентом к решению задачи) III. Проведение педагогической диагностики в соответствии с подобранными методиками – «Копилкой». IV. Анализ полученных результатов, выявленных проблем и определение этапа развития классного коллектива. V. Составление полной характеристики детского коллектива класса. VI. Составление плана воспитательной работы.
Задачи для выбора
1. Задачи содействия образованию школьника 1.1. Обобщенная формулировка задачи. Учебная программа по предмету и учебник являются средствами реализации содержания образования. Требования к ним изменяются в соответствии с изменением образовательного стандарта. На сегодняшний день каждое образовательное учреждение самостоятельно выбирает комплект для реализации содержания учебного предмета. Ключевое задание. Опишите одну из учебных программ, реализующих ФГОС по вашему предмету (способ структурирования, характеристика элементов структуры) и проанализируйте учебник, её реализующий, на соответствие современным требованиям. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету, в каком классе, возрастные особенности детей и др. 1.2. Обобщенная формулировка задачи. Системно-деятельностный подход – реальность современного общего образования. Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией». Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. «Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе» (ФГОС. Фундаментальное ядро). Системно-деятельностный подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, реализуемого в современной школе. Ключевое задание. Опишите признаки (требования) системно-деятельностногоурока и сконструируйте урок по вашему предмету, отвечающий этим требованиям. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету планируется урок, в каком классе и др. 1.3. Обобщенная формулировка задачи. Современные стандарты общего образования ориентированы на формирование ключевых компетенций школьников, что требует от учителя умения сформировать прочные знания по предмету, объяснить, как ими пользоваться в жизни. При этом учитель часто сталкивается с отсутствием положительной мотивации к учению, что затрудняет получение необходимых учебных результатов. Ключевое задание. Учитывая современное понимание целей обучения, знание об основных мотивах учения современных школьников, продумайте возможности мотивации изучения школьниками вашего учебного предмета и разработайте средства положительной мотивации изучения вашего предмета. Контекст решения задачи определите самостоятельно: выберите учебный предмет, класс, опишите, если есть предыдущий опыт изучения школьниками вашего предмета и др. 1.4. Обобщенная формулировка задачи. Вы собираетесь реализовывать содержание учебного предмета с использованием проектной технологии. Для мотивации школьников к проектированию Вам необходимо привести примеры тем проектов и рассказать о примерном их содержании и предполагаемых продуктах их проектной деятельности. Ключевое задание. Разработайте «Банк идей для школьников» с примерными темами проектов разных видов, предполагаемым продуктов проектирования, с аннотацией проектов. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету, в каком классе, охарактеризуйте детей этого класса, их опыт в проектировании и др.
1.5. Обобщенная формулировка задачи. В соответствии с ФГОС общего образования одной из трёх групп ожидаемых результатов от реализации стандарта являются метапредметные результаты, которые конкретизируются в целях урока через универсальные учебные действия (УУД). Ключевое задание. На сайте министерства образования и науки РФ найдите опубликованный ФГОС, в котором представлена характеристика стандарта по предмету вашей специальности и спроектируйте содержание УУД, которые могут быть сформированы в процессе изучения некоторой темы по вашему учебному предмету. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету планируется урок, в каком классе, охарактеризуйте детей этого класса и др. 1.6. Обобщенная формулировка задачи. Сегодня учитель, организуя современный образовательный процесс, не может ограничиваться использованием только традиционной формы – урока. Все шире в практику работы школ входят такие формы организации учебного процесса как игра, проектная деятельность, консультация, мастерские и т.д. Особое место в этом перечне занимает учебная экскурсия, при проведении которой учитель выступает либо организатором, либо сам разрабатывает и проводит экскурсию со своим классом. Ключевое задание. Разработайте программу организации и проведения учебной экскурсии для конкретного класса. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету планируется экскурсия, в каком классе, охарактеризуйте детей этого класса, какова продолжительность экскурсии и др.
1.7. Обобщенная формулировка задачи. Сегодня учитель, организуя современный образовательный процесс, не может ограничиваться использованием только традиционного типа урока – комбинированного. Вы планируете провести «необычный» урок, интересный и запоминающийся даже самым ленивым и непоседливым: урок - встреча, урок - игра, урок - мастерская, урок - конференция и т.д. Ключевое задание. Разработайте фрагмент проведения «необычного» урока по Вашему предмету для конкретного класса. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету планируется урок, в каком классе, охарактеризуйте детей этого класса и др.
1.8. Обобщенная формулировка задачи. Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. Согласно ФГОС ОО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Ключевое задание. Выберите направление и основные виды деятельности в рамках внеурочной деятельности, значимой для большинства детей класса. Предложите фрагмент программы внеурочной деятельности. Контекст решения задачи определите самостоятельно: вы классный руководитель или учитель-предметник (какой учебный предмет); вы собираетесь разработать программу для одного возраста, или для разных возрастных групп, или для одного класса; какие интерес и образовательную потребность детей вы собираетесь удовлетворить?
1.9. Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель — это педагог, способный вариативно использовать формы и технологии взаимодействия с коллективом учащихся для решения определенной педагогической задачи. Одной из функций классного руководителя является организация воспитательной деятельности с учащимися. Сегодня учителю при проведении воспитательных дел с учащимися важно включить в активную деятельность каждого ребенка. Ключевое задание. Разработайте сценарий воспитательного дела и процедуру включения в его разработку, организацию и проведение каждого ребенка класса. Контекст решения задачи определите самостоятельно: выберите класс, его характеристику, проблемы класса или воспитательные задачи, опишите интересы школьников класса и др.
1.10. Обобщенная формулировка задачи. Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Ключевое задание. Разработайте стратегию деятельности педагога по приобщению подростков к театральному искусству. Контекст решения задачи определите самостоятельно: вы классный руководитель или учитель-предметник (какой учебный предмет); вы собираетесь разработать программу для одного возраста, или для разных возрастных групп, или для одного класса; на какие образовательные цели будет направлена ваша стратегия? P.S. Аналогичная задача может быть про музеи (по выбору студента).
1.11. Обобщенная формулировка задачи. Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. Для повышения педагогической эффективности оценки рекомендуется разрабатывать критерии оценивания «продуктов» учебной деятельности школьников. Ключевое задание. Обоснуйте алгоритм разработки критериев и разработайте критерии для оценки одного из «продуктов» (реферат, глоссарий, сочинение, поделка и т.д.) по вашему учебному предмету. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету планируется урок, в каком классе, охарактеризуйте опыт детей этого класса в самооценивании и др. 1.12. Обобщенная формулировка задачи. Вы решили использовать проектную технологию для реализации содержания учебного предмета. Заключительным этапом проектной деятельности является защита проектов школьников. Для этого необходимо продумать систему оценивания выполненных проектов и их презентации.Система оценивания включает критерии, их выражение в баллах и процедуру оценивания. Ключевое задание. Разработайте систему оценивания проектов школьников, учитывая педагогические особенности учебного предмета и особенности школьников. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету, в каком классе, охарактеризуйте особенности детей этого класса, их опыт в проектировании и др. 1.13. Обобщенная формулировка задачи. Вас не удовлетворяет традиционная 5-ти балльная система текущей (итоговой) аттестации по Вашему предмету. Она не позволяет в должной степени развивать самоанализ и самооценку учащихся, даёт мало простора для экспертной оценки, часто неверно интерпретируется родителями. Ключевое задание. Разработайте проект (формы оценок, оценочные процедуры и критерии) собственной системы текущей (итоговой) аттестации учащихся, которая была бы совместимой с традиционным «балльным подходом», но давала бы Вам значительно более широкие возможности взаимодействия с учениками и их родителями. Контекст решения задачи определите самостоятельно: учебный предмет, учебная программа, класс. P.S. Аналогичная задача может быть про итоговую аттестацию (по выбору студента).
2. Задачи проектирования индивидуального образовательного маршрута 2.1. Обобщенная формулировка задачи. Одной из задач Службы сопровождения школы является диагностика успешности и затруднений учащихся в образовательной деятельности. Ключевое задание. Пользуясь знаниями из области психологии и педагогики и соответствующим справочным инструментарием, разработайте диагностическую программу по изучению (измерению, оценке): - готовности ученика к освоению программы на углублённом уровне или - выявлению причин учебных затруднений. Контекст решения задачи определите самостоятельно.
2.2. Обобщенная формулировка задачи. Класс, в котором Вы являетесь классным руководителем, состоит из учащихся определенного возраста. Для того чтобы профессиональная деятельность учителя была успешной, он должен строить образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Контекст решения задачи. Спроектируйте структуру карты учёта индивидуальных особенностей учащихся своего класса. Контекст решения задачи определите самостоятельно: выберите класс. 2.3. Обобщенная формулировка задачи. Современное образование предполагает, что для каждого ученика будут созданы условия для его оптимального продвижения в изучаемом учебном предмете. Предполагается, что учитель-предметник, сопровождая его в этом процессе, разрабатывает задания с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Ключевое задание. Создайте задание на достижение конкретного образовательного результата в трех вариантах – для трех школьников с разными индивидуальными особенностями. Контекст решения задачи определите самостоятельно: выберите учебный предмет, класс, особенности школьников (кинестетик, визуал, аудиал; разные темпы усвоения учебного материала; дети-мигранты плохо знающие русский язык; дети с особыми образовательными потребностями - аутисты, с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью; дети с ограниченными возможностями здоровья и др.). 2.4. Обобщенная формулировка задачи. Представьте, что ученику 9-го класса необходима Ваша помощь при составлении индивидуального маршрута обучения в 10-м классе. Ключевое задание. Спроектируйте индивидуальный маршрут обучения. Контекст решения задачи определите самостоятельно.
2.5. Обобщенная формулировка задачи Современная социокультурная ситуация в России характеризуется тем, что достаточно сильны миграционные процессы. В связи с этим в традиционно русскоязычных классах оказываются дети других этнических групп, вероисповеданий, жизненного и учебного опыта. Они отличаются от сверстников, которые уже давно учатся в этомклассе по внешнему виду, привычкам, манере поведения. Нередко эти дети прибыли из района конфликта или семья вынуждена была переселиться с родных мест из-за неблагополучных экономических факторов. В связи с тем, что русский язык для них неродной, эти школьники часто испытывают затруднения в учебе, плохо владея русским языком. Часто и сами они не хотят считаться с нормами и правилами, которые сложились в образовательном учреждении. Учащиеся класса, да нередко и учителя, не всегда по-доброму принимают «новичков». Это связано со многими причинами. Одна из них - отсутствие чувства толерантности к другому человеку. В классе сложились непростые отношения с этими детьми, любопытство и интерес к этим детям сменились насмешками, начались конфликтные ситуации. Со стороны родителей тоже появилось недовольство. Ключевое задание. Разработайте стратегию действий педагога, которая позволит наладить отношения ребенка из семьи мигрантов с учащимися конкретного класса. Контекст решения задачи определите самостоятельно: вы классный руководитель (выберите класс); дайте характеристику классному коллективу и др.
3. Задачи управления 3.1. Обобщенная формулировка задачи. Сегодня перед учителем школы стоит задача создания сообщества детей и взрослых. Успешно решить эту задачу в своем классе педагог не может без объединения усилий с родителями школьников. Однако родители в силу разных причин плохо идут на взаимодействие с педагогом в воспитании своих детей. Возникает вопрос: Как их привлечь в классное сообщество? Ключевое задание. Разработайте план ваших действий по привлечению родителей младших(или старших) школьников в сообщество детей. Контекст решения задачи определите самостоятельно. 3.2. Обобщенная формулировка задачи. В педагогической науке и практике доказано, что важнейшим условием воспитания человека, способного к совершению нравственных поступков, к сотрудничеству, к созидательной творческой самореализации является детский коллектив. Первым шагом на пути создания коллектива может быть добровольное объединение школьников в сообщество детей и взрослых на основе общих ценностей, жизненных смыслов, интересов, желания решить важные для них проблемы. Педагогу-воспитателю стать лидером такого сообщества нелегко. Создание сообщества рекомендуется начать с предварительной работы воспитателя. Ключевое задание. Разработайте предварительный замысел (проект) создания сообщества детей и взрослых (общественного объединения) в общеобразовательной школе и наметьте первые шаги по его реализации. Контекст решения задачи определите самостоятельно: какой учебный предмет вы ведёте, в каких классах, в каком являетесь классным руководителем, охарактеризуйте класс и др. 3.3. Обобщенная формулировка задачи. Школа, осуществляя политику в области образования, должна иметь стратегию сотрудничества с родителями. Взаимодействие семьи и школы проявляется в разных направлениях: привлечение родителей к внеурочной воспитательной работе со школьниками; их психолого-педагогическое просвещение; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информирование родителей о школьной жизни, об организации образовательного процесса и его результатах, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребенка, и др. Учителя-предметники нередко привлекают родителей к решению вопросов, связанных с профессиональной ориентацией на определенную сферу деятельности. Ключевое задание. Разработайте план привлечения и взаимодействия учителя-предметника с родителями по профессиональной ориентации учащихся. Контекст решения задачи определите самостоятельно. 3.4. Обобщенная формулировка задачи. В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растёт число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно). Ключевое задание. Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличие там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Контекст решения задачи определите самостоятельно.
3.5. Обобщенная формулировка задачи. Сегодня перед учителем стоит задача создания сообщества детей и взрослых. Успешно решить эту задачу в своем классе педагог не может без объединения усилий с родителями школьников. Однако родители в силу разных причин плохо идут на взаимодействие с педагогом в воспитании своих детей. Возникает вопрос: Как их привлечь в классное сообщество? Ключевое задание. Разработайте план ваших действий по привлечению родителей учащихся класса в сообщество детей и взрослых и попробуйте реализовать его на педагогической практике. Контекст решения задачи определите самостоятельно. 3.6. Обобщенная формулировка задачи. Современная школа не может успешно функционировать без привлечения социальных партнеров. Как школьники могут участвовать во взаимодействии с социальными партнерами школы. Ключевое задание. Создайте культурно-просветительский проект с участием школьников и социальных партнеров школы. Контекст решения задачи определите самостоятельно. P.S. Аналогичная задача может быть по разработке социально-педагогического проекта (по выбору студента). 4. Задачи рефлексии 4.1. Обобщенная формулировка задачи. В современных условиях не вызывает сомнения необходимость саморазвития личности педагога. Современный педагог — это педагог, способный к саморефлексии. Только рефлексирующий педагог обладает потребностью к саморазвитию. Рефлексивные процессы должны проявляться во всей деятельности педагога: в ситуациях взаимодействия с различными субъектами образования (учащиеся, коллеги, родители и т. д.), при конструировании и проектировании образовательных программ, на этапах самоанализа и самооценки. Ключевое задание. Разработайте рефлексивный лист, который позволяет учителю оценить свою профессиональную компетентность в решении задач профессионального саморазвития. Контекст решения задачи определите самостоятельно.
4.2. Обобщенная формулировка задачи. Системно-деятельностный подход – реальность современного образования. Системно-деятельностный подход к реализации современного урока нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей школьнику определить свои ценностные ориентиры. Ключевое задание. Опишите основные требования к анализу урока, сконструированного на основе системно-деятельностного подхода и составьте карту самоанализа урока. Контекст решения задачи определите самостоятельно: по какому учебному предмету планируется урок, в каком классе и др.
4.3. Обобщенная формулировка задачи. Педагогики и психологи отмечают, что педагогическая деятельность является, по сути, «деятельностью, которая строится по законам общения». Общение – важное средство решения учебно-воспитательных задач. Готовность к профессиональному общению предполагает знание основ педагогики общения, владение умениями организовать общение и управлять им, сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.Вы – классный руководитель. Ребята в классе,по отзывам ваших коллег,шумные и неуправляемые. Ключевое задание. Постройте схему «Мой индивидуальный стиль общения». Контекст решения задачи определите самостоятельно.
5. Задачи самообразования 5.1. Обобщенная формулировка задачи. Для поддержания качества образования на высоком уровне в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом к образовательному уровню педагога, учитель должен быть информирован о последних достижениях в области психологии, педагогики, методики и в других науках. Ключевое задание. Разработайте программу саморазвития будущего педагога, сделав акцент на раздел самообразования: что изучать, какими источниками пользоваться (учитывая источники неформального образования), запланированные итоговые продукты самоизучения и др. Контекст решения задачи определите самостоятельно: профессиональный интерес и др.
5.2. Обобщенная формулировка задачи. Вы классный руководитель и к вам в класс пришел ребёнок с особыми образовательными потребностями. Ключевое задание. Составьте алгоритм действий по работе с документацией, психолого-педагогической характеристикой сопровождающей поступление ребенка в ваш класс и список литературы для самостоятельного изучения основ работы с этим ребенком. Контекст решения задачи определите самостоятельно: возраст и характеристика ребенка.
Date: 2016-06-06; view: 6896; Нарушение авторских прав |