Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития культуры в условиях индустриального обществаНа мировоззрение XIX в. оказывает влияние эпоха Просвещения, но уже во второй половине XIX в. усиливается критика и в адрес науки, и в адрес классического искусства. У многих деятелей культуры негативную реакцию вызывают буржуазные ценности, продажность демократии. Поэтому XIX в. оказался достаточно противоречивым, что нашло отражение во всех областях культуры. В свете новых мировоззренческих установок образ мироздания интерпретируется в понятиях физики и математики. Природный порядок понимается как бессознательный и механический. Религиозно-эстетический опыт оценивается как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира. Рождается точка зрения о неизбежном вытеснении искусства наукой. Даже сам человек все чаще предстает как результат эксперимента природы, усовершенствованное животное. Рационализм, т.е. слепое подчинение человеческому разуму и целесообразности, привел к упрощенному образу Вселенной и человека. Успехи естествознания, эволюционная теория Дарвина, теория естественного права, господство буржуазно-демократических ценностей создали почву для формирования социально-экономических и политических утопий (марксизм), которые стремились открыть законы развития общества и подчинить, таким образом, общество воле разума.При этом духовная компонента в человеке и социуме, как правило, игнорировалась или представлялась производной экономических процессов. Тоска по утраченным идеалам стала следствием подобного упрощения человека и всего мироздания. Оказавшись в плену научных иллюзий, человек начинает терять духовные ориентиры. Этот процесс усугублялся еще и развитием буржуазного общества, демократии. С одной стороны демократия провозглашает равенство всех граждан перед законом, с другой – буржуазные нравы ориентированы во многом на деньги, выгоду, расхожее мнение, что все продается и все покупается. Стало очевидно, что прежние ценности, во многом сформированные христианскими заповедями, перестали действовать: истинная религиозность вытесняется лицемерием, жизнь ради богатства переросла в стяжательство мелких буржуа и мещан и разнузданную роскошь магнатов, христианскими добродетелями все чаще манипулируют, что приводит к разочарованию в веке. Все это и дало повод Ф.Ницше в конце XIX в. заявить «Бог умер!» В XIX в. был нанесен первый удар по традиционному европоцентризму: археологические находки Шлимана (Троя), Эванса (о.Крит), Ботта и Лэйярда (Месопотамия), расшифровка египетской письменности напомнили европейцам о существовании древних цивилизаций, которые также могли бы похвастать высокими достижениями, но которые канули в вечность. Во второй половине XIX в. усиливается интерес к искусству Китая, Индии, арабского Востока и это позволяет европейцам понять , что культура каждого народа самобытна, самоценна и речь должна идти не столько о соперничестве, сколько о диалоге культур. Все выше обозначенные тенденции отразились и выразили себя в господствующих художественных стилях XIX в.
|