Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подведение итогов конкурсов и награждение победителей⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 11.4 Лекция для родителей на тему: «Выбор профессии» «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». (К.Д. Ушинский) Цель: познакомить родителей старшеклассников с требованиями к выбору профессии, типичными ошибками, которые совершают выпускники при выборе профессии; нацелить их на оказание эффективной помощи своим детям в профессиональном самоопределении. В жизни каждого подростка наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни как подростка, так и его родителей. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, порой даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Вы, уважаемые родители, должны помочь своим детям правильно определиться в своих профессиональных интересах, способностях, в ситуации на рынке труда. Но для этого вы сами должны иметь представление об основах выбора профессии. Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая + +
1. «Хочу»: Если выбранное дело нравится, то человек охотнее будет работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и больше зарабатывать. Эта профессия будет приносить ему моральное удовлетворение и радость. 2. «МОГУ» - это возможности человека: его способности, состояние здоровья, тип нервной системы, знания и умения, личностные качества, необходимые для успеха в той или иной профессии. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений; животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным; педагог должен любить детей и работу с ними, уметь общаться и т.д. Каждая профессия предъявляет определенные требования к работнику, его качествам, которые составляют профессиограмму той или иной профессии и определяют профессиональную пригодность или непригодность к ней. Поэтому важно, во-первых, знать требования выбранной профессии, во-вторых, проанализировать наличие или отсутствие у себя основных качеств, необходимых для неё. 3. 3-й компонент формулы выбора профессии - «НАДО»: это знания о перспективных отраслях народного хозяйства, о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбранной профессии. Традиционно знаковые профессии: экономист, юрист, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании, продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. Вместе с тем, социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, в последнее время, резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям. Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональными выборами подростков и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, программист, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, мастер цеха и др. Подготавливая детей к профессиональной деятельности, родителям, независимо от того, какую профессию хочет выбрать ваш ребенок, необходимо обратить внимание на формирование у детей таких общих, необходимых в наше время для всех профессий качеств, как ответственность, самостоятельность, коммуникативность, инициативность, настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность, способность быстро адаптироваться к новым условиям труда; желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишнюю эмоциональность. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ. Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии: ü Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие из них «живут» сегодня лишь 5–15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. ü Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными. ü Выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Типичные ошибки при выборе профессии: Ошибка 1: недостаточная информированность. На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий, и где-то там, среди этого моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и выбираете привычную, традиционную, находящуюся на виду. Ошибка 2: выбор под влиянием. Объясните ребенку, что, выбирая профессию, он выбирает свою судьбу и свою будущую жизнь. Поэтому, он должен прислушиваться к своей интуиции, а не полагаться на выбор друзей или родителей. Ошибка 3: неправильная самооценка. Как это не обидно, но часть старшеклассников, не надеясь пройти по конкурсу, бояться подавать документы на факультеты, которые их привлекают. И наоборот, для некоторых молодых людей главным является аргумент: «Я хочу». «Смогу ли я»?- приходит гораздо позже. Ошибка 4: погоня за престижностью и высокой зарплатой. Если на вопрос, чего вы ждете от будущей профессии, ваш ребенок без промедления отвечает: «Славы и денег», - тогда ему нужны самые престижные направления. Но и здесь есть свои подводные камни. Не только для него это главные критерии. Чтобы пробиться хотя бы в «золотую середину», придется выдержать немалую конкуренцию. Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий. Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. Если финансист, то обязательно директор банка, а ведь практическая деятельность в любой сфере начинается с «отнеси эту бумажку шефу, да смотри, не потеряй по дороге». То есть с азов и элементарной практики, а до денег и славы путь часто очень долог. Ошибка 5: выбор не профессии, а учебного заведения, в которое легче всего поступить. Ошибка 6: незнание своих способностей, здоровья, личностных качеств и неумение соотнести их с требованиями профессии. Ошибка 7: автоматический перенос своего интереса к школьному предмету на определенную профессию. Так, любить русский язык и литературу и быть учителем этих дисциплин – совсем не одно и то же. Чтобы стать хорошим учителем, нужно еще любить детей и работу с ними и обладать целым рядом профессионально значимых для педагогической профессии качеств. Таким образом, сегодня вы познакомились с основными требованиями к выбору профессии, узнали о типичных ошибках, которые допускают выпускники при выборе учебного заведения и, в заключении, я хотела бы раздать вам памятки «Как помочь ребенку в выборе профессии».
|