Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные течения в исламе





17 июня 656 года заговорщиками был убит третий праведный халиф Осман. Новым халифом был избран Али – двоюродный брат Мухаммада, его воспитанник и зять, женатый на его дочери Фатиме. Али одним из первых принял ислам, прославился воинской доблестью во многих битвах. Избрание Али халифом поддержали многие мусульмане, но не все. Наместник Сирии, родственник Османа, Муавия обвинил Али в причастности к убийству третьего халифа.

Началась первая гражданская война между мусульманами. В июле 657 года при Сиффине на берегу Евфрата (на территории нынешней Сирии) произошло сражение между армиями Али и Муавии. Битва складывалась неудачно для последнего. Его войско терпело поражение, и тогда Муавия пошел на хитрость. Он приказал своим воинам прицепить к копьям свитки Корана, призывая, якобы, к божественному суду.

Али прекратил сражение и согласился на переговоры. Нерешительность Али, фактически отказавшегося от победы, вызвала возмущение среди его сторонников. 12 тысяч воинов покинули армию Али и выбрали своего халифа, рядового воина Абдаллаха ибн Вахба. Так произошел раскол среди сторонников Али. Воинов, покинувших Али после битвы при Сиффине стали называть хариджитами (от араб. хараджа – выходить).

В январе 661 года халиф Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом. Подавляющее большинство мусульман признали своим халифом Муавию, который принадлежал к знатному курейшитскому роду Омейядов. Они стали именоваться суннитами.

Часть мусульман не согласилась с избранием Муавии. Они считали, что халифами могут быть только потомки Али. Сторонников этой точки зрения стали называть шиитами (ши’а Али – приверженцы Али). Так в исламе произошел политический раскол. Суннизм стал доминирующим направлением в исламе, шииты и хариджиты представляют меньшинство мусульман.

Впоследствии и в этих направлениях произошли разделения.

Сунниты

Все сунниты в качестве источников вероучения признают Коран и все, принимаемые в качестве достоверных, хадисы Сунны, которые включены в своды, составленные Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи. Сунниты считают праведными всех четырех халифов, правивших после Мухаммада: Абу Бакра, Омара, Османа и Али.

В середине XVIII века в Аравии возникло новое течение в исламе. Его основателем стал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, призывавший вернуться к к начальной чистоте веры. Он требовал строгого соблюдения принципа таухида (единобожия), отрицал все новшества в исламе, а также следование одному из мазхабов. Сторонники этого течения называют себя салафитами, но больше они известны как ваххабиты. Ваххабизм стал господствующим учением на Арависком полуострове. В 1932 году ваххабиты создали свое государство – Саудовскую Аравию.

Шииты

После гибели Али ибн Абу Талиба они не признали власть пятого халифа – Муавии I. Их халифами стали сыновья Али и Фатимы – Хасан и Хусейн, погибшие в религиозных войнах. День гибели Хусейна в битве при Кербеле 10 мухаррама 680 года отмечается как день траура – Ашура или Шахсей – вахсей. По преданию Хусейну были нанесены 33 колотые и 34 рубленые раны. Религиозные церемонии, связанные с этим днем, сопровождаются постом и молитвенными песнопениями; поощряется самоистязание с нанесением ран саблями и кинжалами.

Шииты в отличие от суннитов не считают Сунну столь же боговдохновенной, как Коран. При этом они признают подлинными не суннитские сборники хадисов, а свои. Шииты считают, что верховная власть имеет божественную природу: это некая «благодать», переданная пророком Мухаммадом своему ближайшему родственнику Али, а через него потомкам – имамам («предводитель»), посредникам между Аллахом и людьми.

Господствующим в шиизме стало течение, признающее двенадцать законных имамов – потомков Али. Первых трех халифов они считают узурпаторами. Двенадцатый имам – Мухаммад в IX веке таинственно скрылся и пребывает невидимо в мире. Но в конце времен он должен объявиться как мессия – махди («ведомый»). Махдизм стал наиболее распространенным в шиизме течением. В начале XVI века он стал государственной религией Ирана.

В VII веке в шиизме возникла секта исмаилитов, названная по имени своего основателя. Она широко распространена ныне в горных районах Афганистана, Таджикистана и ряде других районов. Исмаилиты исповедуют переселение душ. Во главе секты стоят имамы, в которых последовательно воплощается некая «мировая душа». Имамы образуют наследственную династию Агаханов, которым платят налоги члены секты. От исмаилитов вскоре отделись другие секты. Две из них – карматы и ассасины (фр. «убийцы») впоследствии распались. Еще одна группа, отделившаяся в XI веке, продолжает в настоящее время существовать, главным образом на территории Сирии и Ливана. Их называют друзами по имени одного из основателей секты – Исмаила ад Дарази.

Хариджиты

Хариджиты обосновались в городе Басра, откуда совершали набеги на своих религиозных противников. Практиковали политические убийства и мятежи как способ достижения своих целей. Ими был убит Али и ранен Муавия. Хариджиты признают законными только двух первых халифов – Абу Бакра и Омара. Считают равными всех мусульман, независимо от происхождения. Согласно учению хариджитов, халиф должен избираться и обладать только исполнительной властью. Всей полнотой судебной и законодательной власти должен иметь совет – шура. У хариджитов существуют понятия о малом и большом грехе. Мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному.

Большинство хариджитов проживает сейчас в государстве Оман.

Суфизм

Суфи́зм (от ар. суф – «шерсть», возм. от греч. софия – «мудрость») – мистико-аскетическое течение, возникшее в VIII – IX веках. Оно появилось среди шиитов, но затем распространилось и в суннизме. Суфии проповедуют бедность (факр) и отказ от мирского, отшельничество (зухд),

Приверженцы суфизма – дервиши (перс. «нищий») Они объединяются в отдельные общины – братства (тарикат). Глава братства – шейх или ишан. Существуют суфийские монастыри.

Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления – его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом. Оно происходит в состоянии экстаза, в которое можно прийти через специальные мистические практики. Среди последних важное место занимает «танец дервишей» – сама, во время которого произносится формула упоминания имени Аллаха – «зикр», а также безмолвная молитва (таффакур).

Запреты в исламе

Запреты в исламе – разработанные фикхом нормы, оценивающие определенные действия как запрещенные (харам). Некоторые религиозно-правовые школы (мазхабы) считают такими действиями только те, которые в прямой и категоричной форме запрещены Кораном и Сунной. К ним, например, относятся убийство, употребление спиртного, свинины, прелюбодеяние, кража. Нарушение этих запретов является грехом и потому влечет не только правовую, но и религиозную ответственность мусульманина. Лица, совершившие данные деяния, становятся вероотступниками. В соответствии с выводами большинства мазхабов запреты установлены не только Кораном и Сунной, но могут быть также сформулированы факихами с помощью иджтихада. Однако несоблюдение таких запретов, в отличие от нарушения предписаний, указанных в основополагающих источниках, не представляет собой греха, хотя и является правонарушением. На этой основе мазхабы разработали разветвленную систему запретов. Они, например, избирательно относятся к пище (запрет на употребление свинины), использованию определенного вида одежды и украшений (в частности, мусульманину запрещается носить платье из чистого шелка и ювелирные изделия из чистого золота). Смех и шутки никто никогда не запрещал (даже Коран), но они считаются хорошими в умеренном количестве, и если в них нет лжи, непристойности или насмешки над бедами и недостатками других. Ряд запретов касается брака (не разрешается заключение брака между лицами, состоящими между собой в определенной степени родства), отношений родителей и детей (запрет усыновления, запрет на выражение своего недовольства и раздражения по отношению к престарелым родителям, а тем более – к матери), правил торговли (запрет ростовщичества), проведения досуга (запрет на азартные игры). Признавая равенство мужчины и женщины перед Аллахом, ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности женского организма, облегчая предписанные запреты. Например, женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода, а также в течение 40 дней после деторождения, от поста в период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка, и т.д. Прикосновение к запрещенным предметам (например, к свинине или вину) обязывает верующего совершить омовение, гарантирующее ритуальную чистоту. В отдельных случаях совершение запрещенного деяния не влечет ответственности (например, кража пищи голодным ради сохранения своей жизни). Кроме того, юридическая оценка нарушения запретов не всегда совпадает с религиозной (например, заключение торговой сделки во время, отведенное для общей пятничной молитвы, в принципе запрещено, но она считается юридически действующей). Когда ислам запрещает что-то, он компенсирует это чем-то лучшим и полезным. Например, запрет на ростовщичество компенсируется выгодной честной торговлей, запрет на гомосексуализм и блуд – законным браком, спиртное – приятными и полезными напитками, нечистую пищу – чистой и здоровой.


Учебное издание

 

Журавлева Имбия Александровна

 

Религиоведение

 

Учебно-методическое пособие для вузов


[1] Например: «Вы слышали, что было сказано древним: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую».(Мф. 5:38)

 

[2] Все семь таинств признаются католической и православной церквями, протестантская церковь признает лишь два: крещение и причащение.

Date: 2016-06-06; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию