Савва Морозов имосковский художественный театр
Среди крупных московских купеческих фамилий самой выдающейся была династия Морозовых. Основатель династии, Савва Васильевич Морозов, дожив до глубокой старости, так и не одолел русской грамоты, пройдя удивительный путь от крепостного до купца первой гильдии, человека заметного и богатого. Сын его, Тимофей Саввич, возглавит самую крупную мануфактуру – Никольскую в Орехово-Зуево и в десять раз увеличит унаследованный от отца капитал. Его сын, СавваТимофеевич, пойдёт ещё дальше, в короткое время сделает фабрику одной из самых производительных и доходных в России.
С.Т. Морозов успешно закончил Московский университет. После окончания университета уезжает в Англию, изучает химию в Кембриджском университете, собирается защищать диссертацию. Работал на текстильной фабрике в Манчестере, специализировался в области красителей, имел патенты на изобретения. Купец Морозов был энциклопедически образованнымчеловеком, сведущим в самых различных областях знаний.
Московскому Художественному театру суждено было сыграть поистине историческую роль не только в жизни отечественного театра, но и в судьбах всей отечественной культуры. Вклад Саввы Тимофеевича Морозова в становление театра не ограничивался поражающими воображение суммами; он сам строил театр в буквальном смысле слова. Именно в этом театре плодотворно работали гениальный режиссёр К.С. Станиславский, создатель авторитетной во всём мире театральной системы, выдающиеся художники сцены: М. Чехов, Е. Вахтангов, В. Качалов и многие другие.
Театр строился не только на деньги С.Т. Морозова, но и в буквальном смысле слова – его трудом, его руками. Решение этого трудного дела Морозов выполнил со всем размахом и широтой, присущими его натуре, и выстроил новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался, гласил: всё – для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре. Морозов не жалел денег на сцену, на еёоборудование; часть здания, которая предназначена для зрителей, была отделана с чрезвычайной простотой, по эскизамизвестного архитектора Шехтеля, строившего театр безвозмездно. В отделке театра не было допущено ни одного яркогоили золотого пятна, чтобы приберечь эффект ярких красок для декораций и обстановки сцены.
Гордостью театра стала специально сконструированная Шехтелем сцена. Здесь происходило вращение целого подпольного этажа. В самой сцене был устроен огромный люк,который опускался с помощью электрического двигателя. В число нововведений входила и значительно усовершенствованная вентиляционная система. Всем освещением сцены изрительного зала управлял устроенный по последнему слову техники электрический рояль – детище С.Т. Морозова.
Для актёров предназначались комфортабельные гримёрные с мягкими кушетками для отдыха, письменным столом. Зрительный зал на 1100 мест (партер, амфитеатр и два яруса)выдержан был в зеленовато-оливковой гамме. Появился ставший вскоре легендой, визитной карточкой Художественного,занавес с белой чайкой, каждый раз напоминавший, что Чехов и театр Станиславского – это синонимы.
Новое оформление получили театральные подъезды – фонари с дуговыми лампами. Пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка служили символом искусства Художественного театра, его историческим предназначением.
(427 слов) По А. Аронову
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Дайте аргументированный ответ на вопрос: есть ли будущее у меценатства?
Date: 2016-06-06; view: 1017; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|