Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе





diplomba.ru/work/109096 копия

..., по преодолению социально -психологических барьеров в общении, формированию адекватных позитивных установок во взаимодействии инвалидов по зрению и...

 

14.

 

Человек, владеющий навыками общения, с лёгкостью выходит из трудных ситуаций, потому умение успешно общаться является ценным навыком для специалиста любого профиля. Нельзя переоценить значение общения в жизни человека, в формировании его психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Без общения невозможно воспитание и развития личности, межличностные контакты, управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность.

Особую роль общение играет в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, поэтому подготовка специалиста, а именно овладение им искусством общения, специфическими обязанностями, конкретными правилами, навыками в работе с людьми, имеет первостепенное значение. Это особенно актуально в условиях социально-экономической нестабильности, когда всё больше людей нуждаются в помощи квалифицированного специалиста по социальной работе.

Социальная работа как профессиональная деятельность по построению гармоничных отношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом. Для достижения высокой эффективности в своей профессиональной деятельности специалисту по социальной работе необходимо в совершенстве владеть навыком общения и знать особенности процесса коммуникации.

В своей практической деятельности специалист по социальной работе затрагивает различные сферы общественной жизни – здоровье (как физическое, так психическое и социальное), образование, право, планирование семьи, проблемы трудоустройства, экономические программы. Кроме того, клиентами социальных служб являются различные категории населения (лица с ограниченными возможностями, пожилые, одинокие, дезадаптированные дети и подростки, мигранты, лица без определённого места жительства, и т.д.) каждая из которых уникальна и обладает специфическими особенностями. Потому с уверенностью можно утверждать, что социальная работа многопланова и многофункциональна, и предполагает использование различных типов общения: это и деловое общение (общение в официально-деловой сфере с представителями организаций, социальных институтов, с целью улучшения деятельности служб социальной помощи), и межличностное, и консультативное (общение с целью оказания помощи клиенту, чаще всего психологической).

Консультативное общение отличается от межличностного и делового, но отдельные черты и того и другого видов общения специалиста по социальной работе здесь присутствуют. В психологическом консультировании, или консультировании по вопросам семьи работа будет наиболее эффективна, если между клиентом и специалистом отношения будут доверительные, основанные на дружбе, а в консультировании по юридическим, экономическим, жилищным вопросам, – если общение будет проходить в официально – деловом стиле. Итак, можно сказать, что консультирование – это специально организованное общение между социальным работникам и клиентом с целью решения различных жизненных или бытовых вопросов, с которыми клиент не может справиться самостоятельно.

Зачастую, специалист по социальной работе является для своих клиентов единственным человеком, с которым можно поговорить, и только он способен разрешить проблему клиента. В таких случаях между специалистом и клиентом социальной службы устанавливаются дружеские, доверительные связи, а общение между ними становится уже интимно-личностным. Следует подчеркнуть значение интимно-личностного общения в социальной работе, что предполагает готовность познавать мир чувств и эмоций другого человека, принять его таким, какой он есть на самом деле, и конечно же умение сопереживать. При общении с клиентом необходимо ориентироваться на лучшее, что в нем есть, побуждать самого преодолевать недостатки, необходим индивидуальный подход к каждому.

Специалист по социальной работе – это проводник социальных перемен, разбирающийся в вопросах социальных отношений, способный помочь в разрешении нравственно-психологических проблем клиентов. Специалист по социальной работе должен совмещать в себе качества педагога, ведь социальная работа предполагает применение воспитательных мер, а также психолога, способного учесть особенности личности клиента, его социальное положение, жизненный опыт, характер, и избрать наиболее действенный метод работы с конкретным человеком. При общении с клиентом специалист по социальной работе должен соблюдать этические принципы и нормы, среди которых: конфиденциальность, уважение, корректность, чуткость, вежливость, точность, внимательность, гуманность, альтруизм, эмпатийность, «красота поведения», индивидуальный подход, умение слышать то, что скрыто за словами, и т.д.


Нельзя не упомянуть о таком важном аспекте профессионального общения специалиста по социальной работе, как об умение слушать и слышать клиента. Специалист по социальной работе при общении с клиентом должен применять техники активного слушания: повторение за говорящим, перефразирование, интерпретация. Слушание предполагает активный процесс восприятия и понимания другого человека, ведь иногда достаточно просто выслушать человека, чтобы ему стало легче.

В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе огромное значение имеет невербальный аспект общения. Гарантия успешного контакта с клиентом – владение такими невербальными параметрами, как интонация, контакт глаз, паузы, язык тела. Специалисту по социальной работе важно помнить, что применение слов-паразитов негативно сказывается на доверии к говорящему, отрицательно повлияет на характер общение, и в конечном итоге понизит эффективность оказываемой помощи. При общении с клиентом социальной работы следует активно использовать подбадривание, похвалу, выражение поддержки, а его жесты должны отражать открытость и доверие.

Формой поддержания вербального контакта является обращение по имени к клиенту. Упоминание имени человека обычно работает на контакт с ним. Весьма эффективно выражение согласия и одобрения, важен сам факт, что специалист по социальной работе не молчит, а кивает, подбадривает.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что палитра общения в среде специалистов по социальной работе возможно даже богаче, чем у представителей других профессий. Ведь специалист по социальной работе контактирует не только с клиентами социальных служб, но и с представителями различных организаций (Правительство и законодательные органы страны, СМИ, международные организации: ООН, «Красный Крест», и т.д.).

Таким образом, социальная работа – это коммуникативная, то есть тесно связанная с общением, профессия и поэтому специалист по социальной работе должен уметь общаться, быть компетентным в общении. Общение же, в свою очередь, является специфической чертой социальной работы, а достижение гармоничного межличностного общения – это основа успешной деятельности специалиста по социальной работе.

 

1) Андреева Г. М. Социальная психология – М., Аспект Пресс, 1996

2) Александрова, А. Готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности. / А. Александрова // Работа и зарплата. – 2007. – №3. – с. 12.

3) Еговцева Н.Н. Основы профессионального общения специалиста социальной сферы, Курган 2007 г.

4) Курбатова В. И. Соц. работа: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003

5) Становова, О. Серьезные задачи – решать профессионалам / О. Становова; Управление социальной защиты // Социальная работа. – 2005. – №3. – С. 48-49.

6) Фирсов М. В., Введение в теоретические основы социальной работы, М.: институт практической психологии; Воронеж НПО “МОДЭК”, 1997

6) Профессионально-этический кодекс социального работника России: принят Международной федерацией социальных работников 06.94 г. –ИНФРА-М, 1998. – 174 с.

 







Date: 2016-06-06; view: 650; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию