Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 4-5. Взаимопонимание учителя и учащихся в педагогическом процессе
Задание студентам: 1. Прочитайте главу 2 «Взаимопнимание» из книги И.И. Рыдановой Основы педагогики общения.- Минск, 1998. и подготовьте сообщения:
2. Позиции человека, проявляющиеся в ситуации общения (концепция Э.Бернса) 3. Как «усадить» карающего родителя в партнере по общению 4. Как «усадить» карающего родителя в себе (как остановить себя в диалоге, беседе, если вы разгневаны.) 3. Анализ ситуации Ко мне пришла мама Коли Воронина из шестого класса. Разговариваем на перемене в кабинете литературы. Крупная женщина, сверкают золотые зубы. Одета дорого, но безвкусно. Говорит:»Две двойки ему влепили, а он говорит, что учил, - я ему верю, он мне никогда не врет; я знаю, что вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал, что у вас любимчики есть». Действительно, Коля как-то выдал мне такой упрек: Сергеева всегда все знает и получает пятерки, поэтому, по мнению Коли, она моя любимица. Может быть, так оно и есть. Мама мне активно не нравится. Это показное богатсво, истеричный тон задерганной покупателями продавщицы. «Какого черта?- думаю я.- Любая тетя может ворваться сюда и наговорить мне кучу гадостей. Мало того, что в девятом классе я пол-урока укрощал сейчас впавшую в детство Коротееву, так я должен еще теперь расшаркиваться перед этой хамоватой мамашей» Чувствую страшную усталость и злость. Вдруг мамаша мне доверительно сообщает: «Целый день на ногах за прилавком, а тут вы еще...» Однако наше параллельное мышление не настраивает меня на юмористический лад. «Угадал с продавщицей, - думаю я. Цежу сквозь зубы, едва сдерживаясь:»Он не знал самого элементарного, ваш Коля, он не учил, а вам врет» И тут она заявляет мне такое, что я сначала теряюсь: «Что ты на меня сверху вниз смотришь? Ты еще жизни не нюхал. Тоже мне интеллигенция...» - «На «вы», пожалуйста, обращайтесь ко мне на «вы», - чувствуя как от злости все холодеет внутри, пытаюсь вставить я, - вы не в магазине» - «Я тебе официально говорю: еще одна двойка, и я пойду в гороно... Чему вас только учат в институтах, ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете» - «Вон отсюда,»- говорю я. Но она уже не слышит: «Я тебя выведу на чистую воду». Вопросы и задания: - Кто виноват в том, что диалог не получился? Почему он не получился? Мог ли разговор вообще быть результативным? - Проанализируйте, какие шаги установления личных хороших отношений нарушены - Проанализируйте, какие позиции в общении занимают участники - Какие приемы, чтобы «усадить» карающего родителя в партнере по общению и в себе можно было использовать
Литература
Занятие 6. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте Порядок проведения занятия
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с Вашим участием. Оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме: оценка 1 означает полное соответствие Вашего поведения той или иной позиции, а оценка 5 — для Вас не характерно такое поведение.
Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае Вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками. Проанализируйте свои действия по пяти позициям «мудрого поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме:
Оценка результатов. Отклонение влево от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте. Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренировками. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда — другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет Вам понимать причины действий других. Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чем здесь причина. Вспомните случай, когда в беседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал? Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали? Если Вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:
Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли Вы разницу? Проанализируйте свой стиль общения, если Вам кажется что Вы одиноки среди людей и «загнаны в угол». Заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице. Каких «саботажников общения» используете Вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении Вас самих? Кто это делает? Ваши: начальники, коллеги, подчиненные? Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами.
Упражнение 5. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики». Рассмотрим такую ситуацию: Вы руководитель и Вам нужно оценить работу своих подчиненных. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле — это значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной. Например, Ваш подчиненный хорошо выполнил данное ему задание, смотрит на Вас и ждет оценки. Вы можете сказать: «Работа выполнена отлично! Рад за Вас». А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы: «Хочу отметить выполненное таким-то задание», — хорошо звучит на оперативном совещании, рабочем собрании. Или: «Я Вам очень признателен за выполнение этого сложного задания. Если бы не Вы, не знаю, как бы мы справились с программой», — удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Доверительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллектива в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива. Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, — выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики. Запишите в тетрадь предлагаемые критические оценки. Критические оценки могут быть следующими: 1. Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось». 2. Критика-упрек: «Ну что же Вы? Я на Вас так рассчитывал!» Или: «Эх Вы! Я был о Вас более высокого мнения!» 3. Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз Вы сделаете это задание лучше». 4. Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как Вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!» 5. Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая». 6. Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив». 7. Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы». 8. Критика-сопереживание: «Я хорошо Вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и Вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано». 9. Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что Ваша работа выполнена некачественно». 10. Критика-удивление: «Как?! Неужели Вы не сделали еще работу? Не ожидал...» 11. Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!» 12. Критика-намек: «Я знал одного человека, который пил точно так же, как Вы. Потом ему пришлось плохо...» 13. Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только Вы...» 14. Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!» 15. Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!» 16. Критика-предупреждение: «Если Вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!» 17. Критика-требование: «Работу Вам придется переделать!» 18. Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения». 19. Критика-совет: «Я Вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить». 20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта». 21. Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне». 22. Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?» 23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от Вас такого! Где же Ваша совесть?!» 24. Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я Вам помогу». 25. Критика-угроза: «Я вынужден применить к Вам самые строгие дисциплинарные меры».
- Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам - Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах. - Типология конфликтов при обучении подростков.
Слайд 1 Вспыльчивость, прямолинейность, торопливость, резкость, себялюбие, упрямство, обидчивость, мстительность, сухость, педантичность, медлительность, необязательность, забывчивость, нерешительность, пристрастность, придирчивость, бестактность, лживость, беспринципность, двуличие, неискренность, раздражительность, благодушие, амбициозность, злобность, агрессивность, подозрительность, злопамятство, притворство, равнодушие. Слайд 2.
Date: 2016-06-06; view: 645; Нарушение авторских прав |