Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Педагогический такт учителя





Цель: осмысление сущности педагогического такта, личностных качеств учителя, являющихся предпосылкой овладения педагогическим тактом; развитие умения проявлять педагогический такт в различных условиях учебно-воспитательной работы.

План занятия


  • Проверка теоретических знаний

  • Анализ ситуаций и решение задач по проблеме педагогического такта

  • Проверка теоретических знаний


- Сущность понятия «такт», его функции, особенности поведения тактичного человека;

- Соотношение понятий «такт» и «педагогический такт»;

- Функции и принципы педагогического такта;

- Нравственно-психологические качества учителя как предпосылки педагогического такта;

- Особенности проявления педагогического такта

2. Анализ ситуаций

1. Звенит звонок на урок. 8 класс у кабинета истории ожидает учительницу. Кабинет зарнот. Вот и учительница. Она подошла к двери, вставила ключ, но замок не открылся. Присмотревшись, она заметила, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, учительница спросила: «Кто до этого додумался?» Ребята растерянно переглянулись. «Надеетесь таким образом сорвать урок?» - накинулась она на ребят с обвинениями. Ученики пробовали возражать,но учительница, не слушая, продолжала их обвинять, высказывать угрозы. Она почти кричала от негодования… И в этот момент к кабинету подошел завхоз: «Простите, Елена Ивановна, опоздал к началу урока. Я вам другой класс открою – в этом окрашены столы. Замок я специально бумагой закупорил, чтобы никто не вошел и не запачкался».

Ответьте на вопросы:

Почему возник конфликт? Можно ли было избежать его?

Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?

Предложите свой вариант решения ситуации и проиграйте его.


  • Во время объяснения учителя ученик 9 класса В. Был невнимателен, переговаривался с соседом. Учитель прервал рассказ и вызвал В. К доске. Ответив на поставленный вопрос достаточно глубоко и правильно, В. Ожидал хорошей отметки. Но учитель сказал: «Хотел поставить тебе 3, но случайно поставил 4. Пусть уж останется так, не хочу марать журнал»


Ответьте на вопросы:

Какими мотивами руководствовался учитель, создавая эту ситуацию (выхывая ученика к доске, оценивая ответ)?

Оцените с позиций ученика и всего класса деятельность учителя. Воспроизведите мысленные диалоги учителя и ученика.


  • Возбужденный, злой Миша в сопровождении старосты входит в кабинет к классному руководителю. Тот занят: вбивает в стену гвоздь, чтобы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обращается к нему: «Миша, подай мне, пожалуйста, молоток!»Миша подает молоток. «А теперь отойди в сторону и посмотри, не криво ли висит картина. Ну вот, мы с тобой и справились. А теперь давай случилось?» Миша уже без запальчивой раздражительности рассказал обоб всем происшедшем. Договорились – большще этого не будет. Уходя, Миша сказал: «Вы только позовите меня, я всегда буду вам помогать в кабинете». После этого Миша стал часто заходить в кабинет физиеи к классному руководителю.


Ответьте на вопросы

Почему классный руководитель предложил Мише сначала заняться делом?

Дайте оценку такому подходу к мальчику.


  • Проанализируйте ситуацию:


1 сентября. Первое классное собрание в 10 классе. Учитель обращается к ученикам: «Ребята, дирекция решила заработанные вами летом деньги пердать на приобретение технических средств» Ребята некоторое время молчат, а затем шквал реплик: «Не согласны», «Раздайте деньги», «Мы сами можем решить»

Ответьте на вопросы:

Пренебрежение какими принципами педагогического такта стало причиной возникновения конфликта?

Какими качествами должен обладать педагог, чтобы продуктивно решить эту ситуацию?

Предложите свои варианты решения ситуации. Обоснуйте их.


  • Проанализируйте ситуацию.


Мать Маши пришла в школу. Чтобы узнать, как учится и ведет себя дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала:

- Ваша дочь – законченная лентяйка!

- А, Машина мама, наконец-то… Хорошо. Что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней.

Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берет женщину под руку и уводит в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем-то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что-то такое, от чего машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, 5как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о двойке за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроке математики. И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: «Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу» И ухпдит из школы она не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей.

Ответьте на вопросы:

Какие чувства испытала мать, войдя в учительску.? Дайте оценку поведению учителей.

Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой?


  • Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»


Студенты делятся на 4 группы, каждая команда заранее готовит и на занятии инсценирует педагогическую ситуацию, оборвав ее показ в кульминационный момент. Следующая команда за 3-4 минуты должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педжагогической целесообразности.

Литература


  • Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Избр псих труды: в 2-х т. – М.,1980т.2- С.145-162

  • Сластенин В.А. О подготовке студентов к творческому решению педагогических задач.- м., 1985, С.55-61

  • Сухомлинский В.А. Письмо о педагогической этике

  • Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя

 

Семинар 3 «Технология профессионально-педагогического общения»
Вопросы для обсуждения


  • Стадии педагогического общения

  • Речевые способности и их роль в педагогическом общении

  • Средства, повышающие эффективность коммуникативного взаимодействия

  • Технология информативного речевого воздействия педагога

  • Коммуникативная компетентность учителя


Практическое задание:


  • Составьте своеобразное руководство для учителя по оптимизации общения с детьми.


Решение педагогических ситуаций


  • Учительница математики что-то объясняла, а Витя, впечатлительный мальчик, только что получивший тройку по любимому предмету – истории, сидел и раскладывал какую-то бумажку на столе, думая о совей неудаче.

  • – Что ты там делаешь? Почему не слушаешь? – обрушилась на него Ксения Витальевна. – Ты стал плохо себя вести,,,


– Ну и что ж! – вызывающе буркнул Витя.

- Как ты разговариваешь с учителем? Встань!

– А чего мне вставать? Я ничего не сделал…

- Ах, так? Ну, тогда выходи отсюда!

- А я не пойду…

- Нет, пойдешь…

Учительница, взяв мальчика за руку, выгнала его силой из класса под неодобрительный шепот всех остальных школьников.

Вопросы:


  • Почему произошел срыв в поведении мальчика?

  • Проанализируйте характер педагогического воздействия учителя на Витю. Дайте психологическое объяснение, инструментовку методам, выбранным учителем.

  • В чем состоял педагогический просчет учителя?

 

2.Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на смеявшегося, он. Смотря вам прямо в лицо, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия»

^ Как вы отреагируете на это?

3.Начинающий учитель обращается к Вам как к классному руководителю и просит присутствовать на уроке Вашего класса. Когда ученики видят Вас, то начинают громко комментировать Ваше появление репликами: «О, сама справиться не может, классную позвала!».

^ Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?


  • Контрольная работа (работу выполнить до занятия, на занятии сдать)


Задание: Правила педагогического общения

«1) Уделяйте внимание всем учащимся, равномерно распределяя между ними свое внимание и время;

2) найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся – демонстрируя, что принимаете его, проявляете к нему интерес;

3) хвалите учащихся справедливо;

4) учитывайте индивидуальные особенности учащихся» (Р.Бернс Я-концепция и воспитание)

Вопросы:

Какие из приведенных рекомендаций, на ваш взгляд, соблюдаются, а какие нарушаются в школьной практике?

Каковы причины этих нарушений?

Как сказываются они на развитии воспитательных взаимоотношений?

Задание: Из нижеперечисленных профессиональных умений учителя выберите 6, играющих решающую роль в установлении эмоциональных контактов со школьниками. Дате психолого-педагогическое обоснование вашему выбору.


  1. Вербальные 8. Прогностические

  2. Самопрезентационные 9. Гностические

  3. Организаторские 10. Экспрессивные

  4. Конструктивные 11. Информационные

  5. Аналитические 12. Перцептивные

  6. Рефлексивные 13. Импровизационные

  7. Невербальные 14. Дидактические

 


Литература


  • Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М. Просвещение, 1987

  • Я (Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников)- М., 1992

  • Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998

 

Date: 2016-06-06; view: 1966; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию