Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опросник оценки профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемой оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако, существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один ─ как друг и советчик молодежи, другой ─ способствуя развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то, устраняя причины недостатков у слабых учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой: все они необходимы. В предлагаемом Вашему вниманию опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов. Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов: а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени; б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени. Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву». 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б). 2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью (а, б). 3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека (а, б). 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали (а, б). 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку (а, б). 6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом (а, б). 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом (а, б). 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет (а, б). 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен (а, б). 10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет (а, б). 11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать (а, б). 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка (а, б). 13. Большинство моих друзей ─ люди, интересы которых имеют, много общего с моей профессией (а, б). 14. Я подолгу анализирую свое поведение (а, б). 15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане (а, б). 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории (а, б). 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения (а, б). 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине (а, б). 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если, другие это делают (а, б). 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих (а, б). 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их (а, б). 22. Я редко вступаю вразрез с мнением коллектива (а, б). 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей (а, б). 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других (а, б). 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки (а, б). 26. Худшее наказание для меня ─ быть закрытым в одиночестве (а, б). 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого (а, б). 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу (а, б). 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать (а, б). 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу (а, б). 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю (а, б). 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности (а, б). 33. Наука ─ это то, что больше всего интересует меня в жизни (а, б). 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной (а, б). 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять (а, б). 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди (а, б). 37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету (а, б). 38. Основная задача учителя ─ передать ученику знания по предмету (а, б). 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики (а, б). 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами (а, б). 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть (а, б). 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью (а, б). 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации (а, б). 44. Моя любезность часто не нравится другим людям (а, б). 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других (а, б). 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом (а, б). 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям (а, б). 48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету (а, б). 49. Я проявляю большой интерес к судьбе других (а, б). 50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей (а, б). Обработка результатов: Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале: — ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл; — ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации. Код опросника: Общительность ─ 1 б, 6 б, 11б, 16 б, 21 а, 26 а, 31 а, З6 а, 41 а, 46 а. Организованность ─ 2 а, 7 а, 12 а, 17 а, 22 б, 27 б, 32 б, 37 а, 42 а, 47 а. Направленность на предмет ─ 3 а, 8 а, 13 а, 18 а, 23 а, 28 а, 33 а, 38 а, 43 а, 48 а. Интеллигентность ─ 4 а, 9 а, 14 а, 19 а, 24 а, 29 б, 34 а, 39 а, 44 а, 49 а. Мотивация одобрения ─ 5 а, 10 а, 15 а, 20 б, 25 а, 30 а, 35 а, 40 б, 45 б, 50 а.
Каждая характеристика профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцовой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности. Структуру личности типа «организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Для «предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа «предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» «организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы. Структуру личности типа «коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Тип «интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что вполне возможно обнаружение промежуточного типа, условно «интеллигента-оптимиста», обладающего выраженностью качеств обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, «предметник-коммуникатор», «предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически и этот тип имеет право на существование. Из указанных типов учителей «коммуникатор», «предметник», «организатор» и «интеллигент» каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий. Так, например, учитель-«коммуникатор», отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика. Для учителя-«предметника», рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, ─ более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д. Учитель-«организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д. Учитель-«интеллигент», или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой, ─ изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях. У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях: 1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, пропагандирующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя-профессионала ─ здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который, в отличие от большинства других профессий, обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом, учитель, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простым и действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и проч. 2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было показано выше, в педагогической профессии существуют четыре таких типологических комплекса: «коммуникатор», «организатор», «интеллигент» («просветитель») и «предметник». Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для учителя-«коммуникатора» характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы и проч. Учитель-«организатор» может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизньдругих людей, стремясь научить их «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-«организаторы» реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной. Учитель-«интеллигент» («просветитель»), много лет отдавший профессии, может сформировать у себя склонность к философствованию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность, так и, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве. Изменения личности учителя-«предметника» оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень ─ специфический. 3. Специфические, или предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык. Учителя ─ герои юмористических рассказов чаще всего имеют именно этот вид деформации. 4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально-важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяснен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего обусловлены его личностной направленностью. Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач школьного психолога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педколлектива, и психическое здоровье детей. Очевидно, что учителя, в силу своих личностных особенностей, оказываются наиболее приспособленными для реализации одних профессиональных функций, в то время как реализация других функций оказывается им просто недоступной. Так, «интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функции, а также функции самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» ─ исполнительную, мобилизационную, организаторскую; «коммуникатор» ─ лишь коммуникативную функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т.е. и «коммуникатор» может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора». Метод 2 Методика «Самочувствие – активность – настроение» Назначение методики. Диагностика основных параметров функциональных состояний человека, к которым относят самочувствие – активность – настроение (САН). Материал. Тестовый бланк с 30 цифровыми шкалами и 30 парами признаков противоположного значения, Например: самочувствие хорошее 3210123 самочувствие плохое. Ход обследования. Испытуемому предъявляется бланк, который он заполняет в соответствии с инструкцией. САН Фамилия____________________Группа____________ Возраст_____________ Пол________________________ Дата______________ Время______________ Инструкция испытуемому: Зачеркните в каждой строчке по одной цифре, отражающей, с Вашей точки зрения, степень выраженности у Вас рассматриваемого признака в данное время. Например, по одной строчке, если самочувствие нельзя назвать ни плохим, ни хорошим, то зачеркивается нуль; если скорее хорошее, чем плохое, зачеркивается цифра слева от нуля, и тем она больше (ближе к краю), чем лучше настроение; напротив, если настроение скорее плохое, то выбирается цифра справа от нуля по такому же способу.
Обработка результатов. На каждый из трех параметров функционального состояния приходится по 10 признаков (строк) со следующими номерами: самочувствие — 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 активность — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 настроение — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30 Обработка производится отдельно по каждому параметру состояния. Предварительно необходимо перекодировать цифры на каждой строчке: цифровые шкалы 3210123 самочувствия переводятся в шкалу 7654321, шкалы активности ─ 1234567, настроения ─ 7654321. Перекодированные зачеркнутые цифры суммируются по каждому параметру состояния. Оценки полученных трех сумм проводятся по децильной шкале
Date: 2016-05-25; view: 785; Нарушение авторских прав |