Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод социометрического эксперимента
Цель задания. Выявление межличностных отношений в коллективе учащихся[1]. Ход выполнения задания (методом выбора товарища по парте). Для успешного проведения исследования нужна спокойная, деловая обстановка. Учитель (студент) четко объясняет задание, которое предлагается выполнить ребятам: «Ребята, я хочу рассадить вас по партам в следующей четверти по вашему желанию. Напишите на листочке бумаги сначала фамилию того ученика, с кем вы хотели бы сидеть с первую очередь, потом фамилию того, с кем бы вы сели вместе, если с первым не получится, затем фамилию того одноклассника, с кем бы вы сидели, если не удастся посадить вас ни с первым, ни со вторым». Минут через 10-15 педагог (студент) собирает листочки, которые должны быть обязательно подписаны. Если ученик не захотел выбирать товарища, то сдает листок только с указанием своей фамилии. Это исследование проводится в классе несколько раз для выяснения достоверности ответов. Повторение должно происходить или в другой форме, или каким-то образом оговорено, чтобы оно не носило искусственного характера. Так, его можно провести с помощью вопросов: 1. С кем бы ты хотел больше всего играть на перемене 2. С кем бы ты хотел работать вместе при выполнении домашних задании (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)? 3. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)? 4. Если бы у тебя были значки и открытки, то кому бы ты их подарил (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)? 5. Кто тебе больше всех нравится в классе (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)? 6. Кого бы ты хотел иметь соседом по квартире, по двору (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)? И т.д.
Ход выполнения задания (методом выбора в действии). Для начальных классов способ этот имеет свой вариант, который называется «У кого больше?». В первом случае учителю (студенту) нужно заранее подготовить по 3переводные картинки на каждого ученика. На обратной стороне картинки ставится номер ученика по списку. Выявление отношений начинается со вступительной беседы учителя (студента) с классом: «Ребята, мы с вами поиграем в очень интересную игру. Но вы должны соблюдать тайну. А теперь положите на парту свои дневники и выходите из класса». Ребята идут в коридор или в спортзал, где с ними проводятся подвижные игры. Затем учащихся по одному приглашают в класс. Учитель (студент) каждому предлагает 3 переводные картинки и говорит: «Можешь положить их в дневник любым трем ученикам класса. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок. Но держи в тайне, кому ты положил картинки. Даже мне можешь не говорить». После того как ученик положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не определил своего отношения к товарищам. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор положит картинки тем, кто не получил их от товарищей. Для старших классов метод выбора в действии имеет другой вариант, называемый «Поздравь товарища». В качестве распределяемых предметов берутся художественные поздравительные открытки. Экспериментатор говорит ученикам: «Скоро праздник. Вот тебе три открытки, положи их тем трем ученикам, которых тебе хочется поздравить с наступающим праздником. Каждому будет приятно получить побольше открыток». Далее исследование протекает так же, как и в первом варианте. Обработка результатов. Обработка результатов может быть проведена по-разному: от простого подсчета количества выборов до развернутого статистического анализа. Существуют два взаимно дополняющих друг друга графических способа: 1) основные таблицы результатов и 2) карты групповой дифференциации. Основные таблицы результатов напоминают турнирные таблицы спортивных соревнований. По вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы (как правило, по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали ─ только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь. Далее переходим к обозначению взаимных выборок. Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с этим учеником взаимный выбор. Этот взаимный выбор на основной таблице результатов обводится кружком (в таблице выделено шрифтом).
После того как зафиксированы все выборы, приступаем к их суммированию. Подсчитываем по вертикали количество полученных выборов каждым учеником и количество взаимных выборов, полученных учеником. Чтобы яснее представить положение каждого учащегося, на основе данной таблицы составляется так называемая карта групповой дифференциации. Она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования. В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов, во втором круге – 3-5 выборов, в третьем круге – 1-2 выбора и в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора. Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся третьего и, особенно, четвертого круга имеют неблагоприятное положение среди своих сверстников (рис.1). На карте групповой дифференциации мальчики обозначены треугольниками, а девочки ─ кружками. Треугольники и кружки, обозначающие членов актива, заштриховываются цветным карандашом. Карта групповой дифференциации может быть составлена на основе устойчивого выбора, т. е. выбора, который повторялся в двух исследованиях. Устойчивый выбор изображается на карте в виде линий различного рода. Устойчивый взаимный выбор (или устойчивая взаимная симпатия) – это ситуация, при которой дети при двух исследованиях устойчиво и взаимно выбирали друг друга. Он изображается на карте в виде сплошной линии. Устойчивый выбор с периодической взаимностью ─ это ситуация, при которой дети постоянно выбирают друг друга, но взаимность то возникает, то исчезает. Он представляется на карте в виде штриховой линии.
Рис. 1 Устойчивый невзаимный выбор обозначается сплошной линией, оканчивающейся стрелкой, направленной в сторону ученика, который является объектом постоянного выбора. Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией со стрелкой в сторону выбираемого ученика. В результате получается рисунок, дающий весьма наглядное представление о положении каждого ребенка в структуре взаимоотношений, в частности, об отношениях между мальчиками и девочками, и т. д. Подводя первые итоги исследования, студенты должны выяснить следующее: 1. Что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в структуре межличностных отношений класса? 2. Влияет ли положение отдельных ребят на коллектив в целом? 3. Является ли «звезда» фактическим лидером данной группы? Чем объясняется ее влияние в данной группе? 4. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбирал? 5. Чем вызвано наличие обособленных группировок? 6. Что в них объединяет детей? 7. Какова роль группировок в жизни класса? 8. В каком отношении находятся официальная и действительная структуры коллектива? Данные исследования полезно сопоставлять с результатами наблюдений учителей и воспитателей за жизнью класса. Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что данные, полученные описанными выше способами, информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения учителей дают возможность прокорректировать полученные экспериментальные результаты. В ряде случаев эти данные могут оказать значительную помощь и учителю. Метод 3 Методика изучения психологической атмосферы в группе (шкала-опросник Ф. Фидлера) Назначение методики. Исследование особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в группе (классе, студенческой группе, спортивной команде, педагогическом коллективе и т. п.) Материал. Бланк шкалы-опросника Ф. Фидлера. Ход обследования. Испытуемому предъявляется бланк шкалы-опросника с соответствующей инструкцией. Обследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Date: 2016-05-25; view: 762; Нарушение авторских прав |