Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод социометрического эксперимента





Цель задания. Выявление межличностных отношений в кол­лективе учащихся[1].

Ход выполнения задания (методом выбора товарища по пар­те). Для успешного проведения исследования нужна спокойная, деловая обстановка. Учитель (студент) четко объясняет задание, которое предлагается выполнить ребятам: «Ребята, я хочу рассадить вас по партам в следующей чет­верти по вашему желанию. Напишите на листочке бумаги снача­ла фамилию того ученика, с кем вы хотели бы сидеть с первую очередь, потом фамилию того, с кем бы вы сели вместе, если с первым не получится, затем фамилию того одноклассника, с кем бы вы сидели, если не удастся посадить вас ни с первым, ни со вторым».

Минут через 10-15 педагог (студент) собирает листочки, ко­торые должны быть обязательно подписаны. Если ученик не захотел выбирать товарища, то сдает листок только с указанием своей фамилии.

Это исследование проводится в классе несколько раз для выяснения достоверности ответов. Повторение должно происхо­дить или в другой форме, или каким-то образом оговорено, что­бы оно не носило искусственного характера. Так, его можно про­вести с помощью вопросов:

1. С кем бы ты хотел больше всего играть на перемене

2. С кем бы ты хотел работать вместе при выполнении до­машних задании (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)?

3. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)?

4. Если бы у тебя были значки и открытки, то кому бы ты их подарил (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)?

5. Кто тебе больше всех нравится в классе (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)?

6. Кого бы ты хотел иметь соседом по квартире, по двору (в 1-ю, 2-ю и 3-ю очередь)? И т.д.

 

Ход выполнения задания (методом выбора в действии). Для начальных классов способ этот имеет свой вариант, который на­зывается «У кого больше?».

В первом случае учителю (студенту) нужно заранее подготовить по 3переводные картинки на каждого ученика. На обрат­ной стороне картинки ставится номер ученика по списку. Выяв­ление отношений начинается со вступительной беседы учителя (студента) с классом:

«Ребята, мы с вами поиграем в очень интересную игру. Но вы должны соблюдать тайну. А теперь положите на парту свои дневники и выходите из класса».

Ребята идут в коридор или в спортзал, где с ними проводятся подвижные игры. Затем учащихся по одному приглашают в класс. Учитель (студент) каждому предлагает 3 переводные картинки и говорит:

«Можешь положить их в дневник любым трем ученикам класса. Выиграет тот, у кого окажется больше картинок. Но дер­жи в тайне, кому ты положил картинки. Даже мне можешь не го­ворить».

После того как ученик положил картинки, он не должен встре­чаться с теми, кто еще не определил своего отношения к това­рищам. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор положит картинки тем, кто не получил их от товарищей.

Для старших классов метод выбора в действии имеет другой вариант, называемый «Поздравь товарища». В качестве распре­деляемых предметов берутся художественные поздравительные открытки. Экспериментатор говорит ученикам:

«Скоро праздник. Вот тебе три открытки, положи их тем трем ученикам, которых тебе хочется поздравить с наступающим праздником. Каждому будет приятно получить побольше от­крыток».

Далее исследование протекает так же, как и в первом ва­рианте.

Обработка резуль­татов. Обработка резуль­татов может быть проведена по-разному: от простого подсчета количества выборов до развернутого статистического анализа. Существуют два взаимно дополняющих друг друга графических способа: 1) основные таблицы результатов и 2) карты группо­вой дифференциации.

Основные таблицы результатов напоминают турнирные табли­цы спортивных соревнований. По вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы (как правило, по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонта­ли ─ только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.

Далее переходим к обозначению взаимных выборок. Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с этим учеником взаимный выбор. Этот взаимный выбор на основной таблице результатов обводится кружком (в таблице выделено шрифтом).

 

№ п/п Кого выбирают Кто выбирает                    
  Андреев                  
  Белых                  
  Варнавин                  
  Вежов                  
  Долбухин                  
  Бобкова                  
  Вахмянина                  
  Табова                  
  Труничева                  
  Шабаева                    
Количество полученных выборов Из них взаимных                    

 


После того как зафиксированы все выборы, приступаем к их суммированию. Подсчитываем по вертикали количество получен­ных выборов каждым учеником и количество взаимных выборов, полученных учеником.

Чтобы яснее представить положение каждого учащегося, на основе данной таблицы составляется так называемая карта груп­повой дифференциации. Она имеет вид щита, состоящего из че­тырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования.

В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и бо­лее выборов, во втором круге – 3-5 выборов, в третьем круге – 1-2 выбора и в четвертый круг попадают учащиеся, не получив­шие ни одного выбора. Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся третьего и, особенно, четвертого круга име­ют неблагоприятное положение среди своих сверстников (рис.1).

На карте групповой дифференциации мальчики обозначены треугольниками, а девочки ─ кружками. Треугольники и кружки, обозначающие членов актива, заштриховываются цветным ка­рандашом.

Карта групповой дифференциации может быть составлена на основе устойчивого выбора, т. е. выбора, который повторялся в двух исследованиях. Устойчивый выбор изображается на карте в виде линий различного рода. Устойчивый взаимный выбор (или устойчивая взаимная симпатия) – это ситуация, при которой де­ти при двух исследованиях устойчиво и взаимно выбирали друг друга. Он изображается на карте в виде сплошной линии. Устойчивый выбор с периодической взаимностью ─ это ситуация, при которой дети постоянно выбирают друг друга, но взаимность то воз­никает, то исчезает. Он представ­ляется на карте в виде штриховой линии.

 

 

 

Рис. 1

Устойчивый невзаимный выбор обозначается сплошной линией, оканчивающейся стрелкой, на­правленной в сторону ученика, ко­торый является объектом постоян­ного выбора. Неустойчивый невза­имный выбор на карте обознача­ется штриховой линией со стрел­кой в сторону выбираемого уче­ника.


В результате получается рису­нок, дающий весьма наглядное представление о положении каждого ребенка в структуре взаи­моотношений, в частности, об отношениях между мальчиками и девочками, и т. д.

Подводя первые итоги исследования, студенты должны выяс­нить следующее:

1. Что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в структуре межличностных отношений класса?

2. Влияет ли положение отдельных ребят на коллектив в це­лом?

3. Является ли «звезда» фактическим лидером данной груп­пы? Чем объясняется ее влияние в данной группе?

4. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбирал?

5. Чем вызвано наличие обособленных группировок?

6. Что в них объединяет детей?

7. Какова роль группировок в жизни класса?

8. В каком отношении находятся официальная и действитель­ная структуры коллектива?

Данные исследования полезно сопоставлять с результатами наблюдений учителей и воспитателей за жизнью класса. Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, кото­рые можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что данные, полученные описанными выше способами, информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения учителей дают возмож­ность прокорректировать полученные экспериментальные резуль­таты. В ряде случаев эти данные могут оказать значительную помощь и учителю.

Метод 3

Методика изучения психологической атмосферы в группе

(шкала-опросник Ф. Фидлера)

Назначение методики. Исследование особенностей психологи­ческой (эмоциональной) атмосферы в группе (классе, студенческой группе, спортивной команде, педагогическом коллективе и т. п.)

Материал. Бланк шкалы-опросника Ф. Фидлера.

Ход обследования. Испытуемому предъявляется бланк шка­лы-опросника с соответствующей инструкцией. Обследование может проводиться как в группе, так и индивидуально.







Date: 2016-05-25; view: 762; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию