Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с родителями на октябрь





дата Тема, форма ответственный
1 неделя Рисунки «Мои друзья витамины» воспитатель
2неделя Круглый стол для родителей с использованием видео презентации на тему: «Учите детей говорить правильно» Воспитатель
3неделя Родительского собрания «Безопасность ребенка в ваших руках» Воспитатель
4 неделя Консультация для родителей «Театрально-игровая деятельность в развитии младших дошкольников» Воспитатель

 

Основные задачи игровой деятельности

3-4 года Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В процессе игр с разными игрушками, строительным материалом развивать у детей интерес к окружающему, стремиться узнавать свойства предмета.

4-5 лет Обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в выборе игры, в развитии замысла. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм. Помогать детям овладевать способами ролевого поведения: устанавливать множественные связи ролей, легко переходить от одной роли к другой. Учить детей готовить обстановку для игры: подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место. Развивать двигательную активность детей с помощью игр с мячами, обручами, скакалками. Учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, умение сравнивать их по внешним признакам, группировать.

5-6 лет Учить самостоятельно, организовывать игры. Активизировать у детей воображение и стимулировать творчество путём включения в один сюжет реальных и вымышленных персонажей. Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. Учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца. Самостоятельно организовывать дидактические игры, объединяясь небольшими подгруппами, точно выполнять правила. Учить сравнивать предметы, объединять их по общим признакам, составлять из части целое.

6-7 лет Побуждать детей к играм-фантазиям, в процессе которых они могут «действовать» только в речевом плане. Способствовать возникновению в игре дружеских партнёрских отношений в играх объединений по интересам. Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты. Учить детей в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, игры с элементами соревнования. Побуждать детей к играм с совмещенными ролями. Формировать умение совмещать, соединять реальное и вымышленное, комбинировать по-новому элементы реального опыта, включать в один игровой сюжет самые разные знания и впечатления.

 


Раскройте сущность календарного планирования руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста

 

Календарный план воспитательно-образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Осуществляя руководство игрой, рекомендуется планировать:

· задачи руководства игрой;

· методические приёмы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи.

Что бы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать как развита игра у каждого ребёнка, это помогает выявить диагностика.

В основу ежедневного планирования кладется дело. Делом мы называем мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем зрительно воспринимаемый результат – выставка, игра, спектакль, концерт, альбом и т.д.

Цели и задачи календарного планирования.

1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.

2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

Принципы календарного планирования.

План должен:

1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.

3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

 


Назовите и поясните функции планирования руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

 

Планирование трактуется как заблаговременное определение системы и последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы в ДОУ с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Основная функция планирования - обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также «внутри» каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Игра – один из видов человеческой деятельности, способ самовыражения человека. Для ребенка игра имеет особое значение. Принято называть ее спутником детства. Игра выступает как ведущая деятельность, как важное средство воспитания.

 

Назовите и раскройте основные требования к планированию игровой деятельности.

Условия правильного планирования:

- Знание программ и умение переводить их на язык воспитательно-образовательного процесса.

- Знание особенностей возраста, особенности коллектива и индивидуальных особенностей детей.

- Знание методики работы, новых технологий в работе с дошкольниками.

- Использование краеведческого материала, учёт сезонных явлений.

- Использование передового педагогического опыта.

- Учёт принципов дидактики.

- Совместное планирование работы двумя воспи­тателями группы, анализ результатов работы за предыдущий период.

План воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

· основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

· комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;

· принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

· обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

· планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

 


Раскройте особенности планирования руководства играми детей раннего возраста.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является ведущей на данном возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Говорят, что кто в детстве хорошо и увлеченно играл, став взрослым, сможет также хорошо и увлеченно работать. Игра - это своего рода подготовка к взрослой жизни. Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Сначала взрослый задействован на главных ролях в игре (врач, продавец и т.д.) и дает указания детям в различных формах. Это могут быть прямые указания, педагог говорит ребенку: «Идите в кассу. Оплатите покупку и принесите, пожалуйста, мне чек» и т.п.; указания в форме конкретных или общих вопросов, например: «Твоя дочка хочет спать? Что надо сделать?» и т.п. Позже педагог занимает второстепенные роли (покупатель, больной, директор магазина и т.п.)

Являясь участником игры, взрослый, в зависимости от создавшейся ситуации, всегда имеет возможность уточнить желания детей, их индивидуальные склонности, показать различные способы организации игры, решить спорные вопросы.

Косвенное руководство особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, внимательно следить за их реакцией, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, а методические приемы эффективны только в тех случаях, когда воспитатель применяет их системно.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо называть по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, зато они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Опытный воспитатель внимательно за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы обращаясь к одному или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому ребенку в течение самостоятельной игры желательно подойти и обратиться не менее 3 – 5 раз.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

При проведении игры воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.

Игры следует планировать в таких разделах программы, как ознакомление с окружающим и развитие речи, элементарные математические представления, физическое и музыкальное воспитание.

Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Воспитатель использует дидактические игры типа "Оденем куклу Таню", "У куклы Тани день рождения", "У, жим куклу Таню спать" и др., драматизирует в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; использует игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаёт игровые ситуации, которые наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т.д.).

Очень любят малыши игры с песком, снегом, водой. Они лепят из песка «пирожки», «куличики». Чтобы поддержать их интерес, воспитатель показывает, как можно сделать из песка домики |для кукол, гаражи для автомашин.


Раскройте особенности планирования руководства сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста.

 

Игра – это основной вид детской деятельности. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить и играть.

В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль (Я – это Я и Я- зайчик или шофер…).

Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п.

Таким образом разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы…), а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т.п.

В младшей группе в бытовых играх жизнь семьи или детского сада отражается эпизодично, действия непоследовательны, однообразны.

Чтобы организовать деятельность воспитателя по руководству играми, целесообразно после изучения игровых интересов и уровня развития творческих игр в своей группе составить перспективный план развития игр в течение года, в котором наметить темы характерных игр, в каком объеме и как их развивать.

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно: «Куколка устала», - в этом случае ребенок ищет решение сам. Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность, учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Одна игровая задача может решаться разными способами:

Например – «Наташенька твой мишка хочет спать, он плачет».Данную задачу поставленную перед ребенком можно решить показывая или называя игровое действие:

«Уложи его в кровать»; затем предложить сделать ребенку это самостоятельно.

Усложняя решение можно предложить малышу перед укладыванием мишки (сыночка, дочки и др.) напоить его молочком, приготовить постельку, рубашку.

Для этого он заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре наравне с ребенком, помогая ребенку войти в образ т.е. обозначить его словом: «Ты шофер», «Молодец Наташенька, ты как настоящий доктор, слушаешь куклу трубочкой!».

Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются, поэтому половина пространства группы должна быть освобождено для движений, и катания игрушек.

Система формирования игровых навыков предполагала постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение и показ игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и употребления предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета. При развитии сюжета, конкретных игр и игровых ситуаций использовали такие приемы обучения как: рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы и отдельные виды продуктивной деятельности детей.


Раскройте особенности планирования руководства сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста.

 

Расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5—6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.

в средней группе уже отмечается цельность сюжета, взаимосвязанность, длительность игры увеличивается.

Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника претерпевает существенные изменения как по тематике, характеру игровых действий, длительности, так и по силе воспитательного воздействия. Сюжет игры развивается постепенно. В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие повторяется много раз. Следующую ступень в развитии сюжета представляют игры, состоящие из ряда элементарных действий, еще не связанных между собой. Дальнейшее развитие сюжета заключается в том, что дети переходят к игре, состоящей из двух-трех связанных между собой действий. Этот переход от предметных действий к игровым происходит в конце третьего — начале четвертого года жизни. Для этого периода игровой деятельности характерны значительные качественные изменения: начинают развиваться ролевые игры. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в тесной зависимости с процессом освоения ребенком предметных действий и овладения речью.

Задача педагога состоит в том, чтобы так организовать жизнь детей, применять такие воспитательные приемы, которые будут способствовать усложнению и обогащению «отобразительных» игр детей и своевременному формированию положительных качеств личности. В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад»), в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера, музыкального воспитателя), а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «поездка в колхоз», «полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т. д.).

дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм. Игры становятся длительными, иногда дети играют неделю, две, месяц в одну игру, постоянно усложняя и дополняя сюжет игры новыми эпизодами, фрагментами, ролями. Наблюдается заблаговременное коллективное планирование игры: выбор темы, респределение ролей, выработка и обсуждение правил игры, изготовление атрибутов. Эта особенность дает возможность воспитателю направлять ход игры, развивать ее, подчиняя игровую деятельность целенаправленному формированию нужных качеств коллектива в целом или отдельно взятого ребенка. Появление новой тематики не снижает интереса к старым, развиваемым раньше бытовым играм, но с каждым годом содержание их становится разнообразнее, полнее.

 

Пример. Содержание перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» отражает:

1. постепенное усложнение игровых действий;

2. взаимодействие взрослого и ребенка во время игры (дети всегда охотно играют с взрослыми);

3. интеграцию разных видов деятельности, связанных с темой (рисование, конструирование, рассматривание иллюстраций и т.д.);

4. взаимосвязь с обучением детей правилам дорожного движения.

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Тема: «Водители»

Информационная часть, ознакомление с окружающим Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта Предметно-игровая среда
Сентябрь
1.Чтение: История о происхождении автомобиля 2. Рассматривание иллюстраций с изображениием легкового автомобиля 3. игра «Назови часть целого» (гараж, машина) 4. Наблюдение за легковым автомобилем во время прогулки 5. ПДД – история происхождения светофора Действие: построение машины (с опорой на личный опыт детей) Проблемная ситуация: прокол колеса Ролевые взаимодействия: водитель (взрослый) – пассажир (ребенок) Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами) Стулья, руль, предметы-заместители (колеса, насос)   Иллюстрации с изображением автомобиля    
Октябрь
1. Чтение: История о происхождении троллейбуса 2. игра «Автомобиль из геометрических фигур» 3. Рисование автомобиля цветными карандашам (с использованием трафаретов) 4. Подвижная игра «Цветные автомобили» 5. Наблюдение за транспортом во время прогулки 6. ПДД – игра «Три сигнала светофора» Действие: построение машины, дополнение образа (руль, педали, колеса, сигнал) Проблемная ситуация: группа (взрослый и несколько детей) хочет попасть на речку, как это сделать, если в легковой автомобиль все не поместятся (построение автобуса) Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – пассажиры (взрослый + дети) Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей, участвует в создании и разрешении проблемной ситуации Стулья, руль, предметы- заместители (педали, колеса, сигнал). Набор геометрических фигур. Трафареты–«Транспорт», цветные карандаши, бумага. Набор разноцветных кругов для детей и взрослого. Круглые жетоны для детей красного, желтого и зеленого цвета  
Ноябрь
1. Рассматривание иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина, троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение) 2. Наблюдение за транспортом во время прогулки 3. Загадки о разных видах транспорта 4. игра «Узнай по описанию» (разные виды транспорта) 5. ПДД – игра «Что за знаки придумали эти взрослые» Действие: построение машины (грузовика) с использованием личного и игрового опыта детей Проблемная ситуация: идет стройка, нужно доставить строительный материал, какую машину лучше построить (легковую, грузовую или др.) Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) – строители (взрослый + дети) Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением детей, закрепление игрового опыта детей, поощрение самостоятельности и инициативы детей при развитии сюжета, поощрение использования детьми личного опыта, знаний Стулья, предметы – заместители, крупный строительный материал.   Иллюстрации с изображением разного вида транспорта.     Набор дорожных знаков.  
Декабрь
1. Заучивание – «Моя улица» С. Михалков 2. игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры) 3. игра «Что лишнее?» 4. Игры с набором предметов (объединение общим сюжетом 3-4 разных мелких предметов) 5. Наблюдение за транспортом во время прогулки 6. ПДД – действия регулировщика Действие: построение машины (автобуса), действия регулировщика. Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) – пассажиры (дети) – регулировщик (взрослый) Обогащение игрового опыта: введение билетов за проезд, остановка автобуса на показ знака «Остановка», подчинение действиям регулировщика, сигналам светофора. Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей Стулья, предметы-заместители, «билеты», знак «Остановка», светофор, полицейский жезл, фуражка инспектора ГИБДД

 


Раскройте особенности планирования руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль и самооценка.

Интерес к играм содействует расширению кругозора, опыта ребенка, способствует его умственному развитию, обогащению и углублению знаний, формированию общественных представлений. Игровой интерес активизирует не только восприятие, память, но и мысль, речь ребенка, побуждает его применять приобретенные знания в практической деятельности. О наличии развитого игрового интереса можно говорить в том случае, если ребенок более или менее длительное время не отвлекается от игры, его внимание сосредоточено на развитии сюжета и выполнении роли, если он выражает желание брать определенную роль и у него есть любимые роли, если ребенок не желает прекращать игру и выражает сожаление по поводу ее окончания, если он охотно и активно выполняет все виды работ (лепит, рисует, строит, мастерит) по изготовлению игрушек и атрибутов, связанных с темой игры, ведет оживленные разговоры с воспитателем, родителями и детьми об игре после ее окончания.

У старших дошкольников игровые действия часто носят символический, обобщенный, иногда проговоренный характер, сохраняя только общее очертание действия, что дает ребенку возможность в короткое время проигрывать большие временные отрезки. Старших ребят больше интересует результат игровой деятельности.

Подавляющее большинство игр старших дошкольников носит коллективный или групповой характер. В таких играх всегда есть межличностные зависимости, которые в игре проявляются ярче, чем вне игры. Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем-либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого (капитан, командир — самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается. Кроме игровых взаимоотношений, учитываются и общее оценочное мнение и ребячье понимание человеческого достоинства. Например, при распределении ролей в игре «Путешествие на теплоходе» дети назначают капитаном Петю, заявляя при этом: «Мы его первым ставим на эту роль потому, что он самый хороший и справедливый». Петя с большой ответственностью выполняет взятую роль не только потому, что увлечен игрой, но и потому, что дорожит доверием коллектива, хочет сохранить и упрочить о себе хорошее мнение товарищей.

 

Первый этап - Диагностический.

Второй - Подготовительный этап.

Задачи:

1. Развивать интерес к окружающей действительности, труду людей, общественной жизни.

2. Развивать интерес к разнообразным видам игр с новой тематикой и содержанием.

3. Обогащать содержание и сюжеты игр посредством ознакомления с трудом взрослых, общественными явлениями,

4. Обогащать представления детей о коллективном характере труда людей, о разнообразных связях между людьми (семейными, производственными, общественными). В чем суть коллективного характератруд? От каждого зависит общий результат труда. Как реализуется коллективный характер труда? Люди
передают свой результат труда другим людям.

5. Продолжать знакомить с различными профессиями людей, развивать к ним интерес.
Методы и приемы:

· Наблюдения на прогулках и экскурсиях за общественной и трудовой деятельностью людей и явлениями природы (См. материалы из методик трудового воспитания; экологического воспитания, развития речи).

· Рассказы педагога о явлениях общественной лайки, труде людей

· Участие детей в труде взрослых

· Организация встреч с людьми разных профессий.

· Чтение анализ художественной литературы.

· Создание выставок предметов труда, инструментов, результатов труда

· Составление детьми рассказов об общественных явлениях, труде людей, традициях жизни семьи, оформление их в альбомы с рисунками, изготовление книжек-самоделок.

· Рассматривание фото, картин, иллюстраций

· Инсценирование литературных произведений

· Обобщающие беседы о труде взрослых

· Проведение игр-путешествнй

· Использование модельных дидактических игр о труде взрослых.

Игра как средство

1. Воспитывать интерес к поступкам и действиям людей, их делам.

2. Вызвать желание следовать положительным примерам поведения взрослых, героев литературных произведений

3. Воспитывать гуманное отношение к взрослым и сверстникам, развивать конструктивные умения и навыки, формировать навыки создания игрового образа (при помощи интонации, мимики, действий), передающего отношение к изображаемому человеку, герою произведения

4. Развивать воображение детей, их творческие способности

5. Формирование умений и навыков сотрудничества в совместной деятельности.

Методы и приемы

· Наблюдения за взаимоотношениями людей (нравственные, трудовые, семейные) в процессе их совместной деятельности, жизни. Цель: выявление характера отношений между людьми, способов выражения отношения, правил взаимоотношений

· Беседы по прочитанным литературным произведениям, в которых дается характеристика личностных качеств героев, описывается их поведение в различных ситуациях

· Оценка детьми действий и поступков героев произведений, сверстников, взрослых

· Беседы об общественной значимости труда людей, профессиях

· Этические беседы (Антонова Д.В. 1977, №2, Князева Л.П)

· Инсценирование коллизийных нравственных ситуаций с последующим их анализом (материалы Золотаревой) Цель: формирование умений при помощи этих ситуации осуществлять нравственный выбор поведения.

· Занятия по конструированию (по образцу, по замыслу, по теме)

· Организация различных видов совместной деятельности детей (художественной и трудовой).

Цель: освоение умений и выработка навыков сотрудничества.

 

План руководства игрой детей дошкольного возраста

Вид игры: сюжетно-ролевая: «Аптека». Возраст детей: 5-6 лет

Подготовительный этап

Задачи:

Сформировать представление детей об игре: фармацевт-делает лекарства, продает их, провизор заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств. Развивать интерес к игре, обеспечить игровую среду.

Формы организации: Проблемная ситуация:

Письмо от Незнайки из Цветочного города, где он спрашивает, где купить лекарства, чтобы вылечить малышей, которые заболели. Методы

Изготовление атрибутов для игры: баночек и коробочек для лекарств, таблеток (аппликация, горчичников. Из бумаги: зтикеток и пакетиков для лекарств, бланков для рецептов, денежных знаков. Рассматривание иллюстраций по теме: «Лекарственные травы». Наблюдение за трудом фармацевта во время экскурсий в аптеку.

Беседа родителей с детьми: «Как мы ходили в аптеку». Рассказы детей об увиденном в аптеке.

Основной этап обучения игре:

Задачи: формировать умение изготовить атрибуты, умение отразить в игре имеющиеся знания, развивать творческое воображение.

Формы организации: совместная игра детей с педагогом, который выступает как образец ролевого поведения. Например, приходит в аптеку с рецептами и делает заказ для больных малышей.

Методы: Беседа перед игрой «Кто работает в аптеке и чем занимаются?»

Показ игровых действий: как раскладывать товар в аптеке.

Разучивание ролевых диалогов между покупателем и провизором. Положительная оценка детей.


Раскройте особенности планирования руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста.

Младшая группа. Основная цель – заинтересовать и постепенно привлечь детей к ТИД.

Работа осуществляется по нескольким направлениям:

1.Знакомство с видами ТД; Ознакомление детей начинается с просмотра спектаклей, которые подготовлены взрослыми или старшими детьми. Малыши учатся видеть и понимать сценическое действие; формируется желание заниматься ТД; проявляется стремление к самостоятельному творчеству. (Перед началом просмотра необходимо рассказать содержание или прочитать текст, иначе ребенок, увлеченный действиями персонажа, не сможет сразу понять, что происходит на сцене).

2. Обучение приемам вождения на столе объемных игрушек и плоскостных персонажей. Детям младшего возраста доступно разыгрывание сценок при помощи игрушек или плоскостных фигур. Обратить внимание на то, что когда игрушки разговаривают, их лица должны быть обращены друг к другу; игрушка, которая говорит, должна слегка двигаться. Такой прием позволит определить, какая игрушка говорит в данный момент. Сначала воспитатель сам разыгрывает игровые эпизоды с помощью игрушек и постепенно привлекает детей.

3. Развитие речевых и двигательных способностей при передаче образов на основе подражания. Работа начинается с активизации речи и движений детей. Это подражательные движения. Педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия, творческие задания, направленные на развитие детской пластики:

- как просит кушать котенок, цыпленок, щенок; - как плачут зайчик, петушок;

- как котик жалуется на лису и т.д.

4. Развитие интереса к различным импровизациям. Важно уже в младшем возрасте развивать способность к импровизации, можно поручить детям выполнить следующие задания:

- предложите кукле съесть конфетку, выпить молочка;- попробуйте позвать на помощь петушка, зайчика; - кукле пора спать, попробуйте уговорить ее отправиться в постель.

5. Упражнение по составлению диалогов. Важно, чтобы дети учились вести диалог: это формирует способность слушать и своевременно отвечать, передавать интонации. Начинаем с простых диалогов вопрос – ответ – Кисонька- мурысонька, где была?...

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

С младшими дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В младших группах перед игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

В игре-драматизации не следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устройть соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю — аплодисменты.

Затем воспитатель предлагает ребенку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

Раскройте особенности планирования руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста.

 

Средняя группа. Возможности детей значительно возрастают, развивается воображение, фантазия; возникает интерес к словесному творчеству. В связи с эти усложняются задачи:

1. Углублять знания детей о разных видах театрального искусства; (занятия, экскурсии).

2. Продолжать обучение приемам вождения персонажей в различного вида театрах; (пальчиковый театр, куклы би-ба-бо)

3. Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; (игры-упражнения:

- «Представь себе, а потом покажи…как у белочки болит зуб, как зайка ловит бабочку и т.д.»,

- «Покажи, как разговаривают лиса, медведь, заяц»,

- «Угадай, кто тебя позвал»,

- «Исполни песенку из сказки» и др.

4. Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить с простейшими приемами составления сюжетов; Придумать небольшие сказки, истории, которые произошли с игрушками (схема - где, когда, что с героями происходит, чем история заканчивается)

5. Начинать ознакомление с приемами организации театрализованных постановок. Сначала воспитатель сам выполняет все подготовительные операции в присутствии детей: подбирает реквизиты, рисует декорации, элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогах. Постепенно привлекаются дети. Роль ведущего и управление детской постановкой по-прежнему осуществляет взрослый. Можно в роли ведущего использовать куклу, которая спрашивает у детей, что необходимо приготовить. Кого выбрать на определенную роль и т.д.

 

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

* многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

* игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";

* постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак "Сказка о глупом мышонке"; К. Чуковский "Путаница"), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями ("Жили у бабуси"; С. Михалков "Котята"; Л. Зубкова "Мы делили апельсин").


Раскройте особенности планирования руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.

 

Основные направления развития театрализованной игры

Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр)

Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.

Организация работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.


Раскройте особенности планирования руководства режиссерскими играми детей младшего дошкольного возраста.

 

Игра становится ведущим видом деятельности дошкольника. Изначально дети играть не умеют. Взрослый должен показать внутри предметной деятельности (это кукла, у нее есть голова, ноги, руки, туловище как у человека. Ее можно качать, причесывать как человека) как действовать с игрушкой (ложкой кормить куклу, говорить: На, Мила, кушай кашу»).

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

(младший дошкольный возраст) вся работа посвящена знакомству детей с художественными произведениями, в основном сказками.

В младшей группе прообразом режиссерских игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью можно проводить игры “Наседка и цыплята”, “Медведица и медвежата”, “Зайчиха и зайчата”, а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывала игры по литературным произведениям: “Игрушки” А. Барто, “Котик и козлик” В. Жуковского.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Чтобы эта работа проходила ненавязчиво для детей, рекомендуется предусматривать разные виды их деятельности. Сначала знакомить воспитанников со сказкой. Это может быть чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов или мультфильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций.

Когда подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры закончены, организовывается разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.

Эти игры проводятся с учетом основных педагогических принципов: во-первых, избегать излишней дидактики. Дети получают разумную свободу деятельности, что позволяет проявить творчество. Во-вторых, воздействовать на ребенка через игру, только на первых встречах учу играть, формирую технику игровых действий. В-третьих, использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), которые вносят существенный вклад в развитие личности ребёнка.


Раскройте особенности планирования руководства режиссерскими играми детей среднего дошкольного возраста.

Работа над литературными текстами продолжается, но большое внимание уделяется развитию эмоциональности у детей и невербальных качеств (мимика, пантомимика, жесты, движения).

На этом этапе дети учатся сочетать в роли движение и слово, и использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Для этого возможно использовать обучающие упражнения, например “Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе”, “Кто как разговаривает”.

С группой детей возможно сначала драматизировать такие произведения, в которых небольшое количество действий (игры – инсценировки по русским народным песенкам и потешкам), затем простейшие сказки, используя настольный театр (сказка “Колобок”). Постепенно увеличивая как текст произведения, так и количество участников, действий.

 

Раскройте особенности планирования руководства режиссерскими играми детей старшего дошкольного возраста.

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения (“Веселые превращения”, игра – драматизация “Почему так”, творческая игра “Страна Вежливости”). Необходимо научить их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций как на основе сказок, так и создание проблем. Например, в сюжет сказки К. Чуковского “Телефон” включаем дополнительный сказочный персонаж (Золушка, Кот в сапогах) с просьбой о помощи или вводим в сказку в качестве одного из героев самого ребенка.

Поскольку именно в отрезке 5-6 лет идет процесс интенсивного морального развития, осознанного различения добра и зла и закрепления этих категорий за определенными художественными образами. Размывание этих образов может привести к размыванию этих основных этических представлений. Для этого направления следует брать те сказки, герои которых не имеют ярко выраженных индивидуальных характеров и биографий и характеризуются в сказке через свою отнесенность к определенной категории (Например “Заюшкина избушка”). У подобных персонажей вполне можно изменить характер, получив в результате поворот в событиях и отношениях.

Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из знакомого литературного текста, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, изменить их поведение, придумать новый текст.


Раскройте особенности планирования руководства строительными играми детей дошкольного возраста.

 

В руководстве строительно-конструктивными играми исполь­зуются два пути:

Первый путь — обучение конструктивной деятельности детей на занятиях.

Второй путь — обучение приемам конструирования и раз­вития конструктивных умений и способностей в процессе руковод­ства самостоятельными играми детей.

Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом. Обогащаются знания детей о конст­руктивных особенностях материалов. Например, различные материалы требуют различного способа крепления: одни − склеива­ния, другие − сшивания, третьи − свинчивания, накладывания и т. д.

Существенное значение для развития конструирования имеют организованные, целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В ходе наблюдения выясняются жизненное назначение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание детей направ­ляется на красоту постройки, ее целесообразность; устанавливает­ся, чем это достигается. Наблюдение сопровождается беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную часть сооружения. Наблюдение предметов и соору­жений дополняется рассматриванием картин, фотографий, схема­тических рисунков. В процессе обучения конструктивным умениям исполь­зуются различные методические приемы: демонстрация об­разца; показ способов постройки с объяснением приемов кон­струирования; постановка проблемной задачи(как перестро­ить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указаниям условий,которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определен­ным числом человек).

Руководство воспитателя непосредственно игрой направлено на развитие ее содержания и на формирование правильных това­рищеских взаимоотношений между играющими. Приемы руковод­ства этими играми детей те же, что и сюжетно-ролевыми. Чем моложе дети, тем чаще воспитатель принимает непосредственное участие в игре: подбадривает, оказывает помощь, иногда подска­зывает тему постройки, показывает, как сделать, строит вместе с детьми и т. д. Использует прием сотворчества: предлагает детям (в разных воз­растных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, бал­кон; возвести высокий или низкий забор вокруг дома; из­менить высоту горки; сделать из горки трамплин для лыж­ников; удлинить мост; расширить дорожку). Малышам 2-3 лет педагог показывает образец, а затем дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления опыта предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы.

Детям среднего возраста можно предложить показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, пассажирский вагон).Можно предлагать изменять образец постройки(добавить или убавить этаж).

Детям среднего и старшего дошкольного возра­ста воспитатель в основном помогает лишь советом. Вместе с детьми он обсуждает, что и как следует изменить в постройке, чем ее дополнить. В тех случаях, когда дети не могут преодолеть воз­никшее затруднение, воспитатель показывает необходимые техни­ческие приемы (например, как укрепить перекрытие, как подвиж­но соединить две детали и т д.), но всегда стремится побуждать детей к проявлению инициативы

Необходимо воспитывать у детей умение играть дружно, не подавляя инициативу друг друга.

Детей среднего и старшего возраста следует приучать в строи­тельно-конструктивных играх самостоятельно договариваться о теме постройки, распределять обязанности, отбирать материал и т. д. Дошкольникам, имеющим опыт конструк­тивной деятельности, целесообразно предлагать не один об­разец, а 2-3 образца на выбор. Для старших детей в каче­стве образца используются рисунок, чертеж, схема построй­ки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные осо­бенности.

Как наиболее эффективные пути педагогического руководства можно отметить: показывание приемов стройки, обыгрывание построек, вопросы к детям о том, что они хотели бы построить, наблюдение с ними построек в ближайшем окружении и предложение построить то, что наблюдали.

Раскройте особенности планирования руководства дидактическими играми детей младшего дошкольного возраста.

 

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

- подготовка к проведению дидактической игры,

- её проведение

- анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

· отбор игры в соответствии с задачами: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

· установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы;

· определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности)

· выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

· определение количества играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

· подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

· подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

· подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

В раннем возрасте внимание малыша в основном непроизвольное, поэтому НОД проводится в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес поставленной взрослыми задачей положительными эмоциями. С детьми, вновь пришедшими в дошкольное заведение, следует провести индивидуальное занятие, чтобы познакомиться с их возможностями. НОД, на которых дается новый материал, проводят индивидуально (формирование, умение ориентироваться в цвете, форме и т.д.)

Руководство дидактическими играми.

Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

С детьми младшего возраста воспитателю целесообразно самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Например, с матрешками. Раскрыть матрешку, вынуть одну из другой, внимательно рассмотреть их. Затем поставить матрешек в ряд, по росту, после чего предложить детям собрать матрешек в одну.
Воспитатель направляет игровое действие «сбор матрешек» на выполнение задачи: закрепить понятие «больше - меньше — самая маленькая».

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

 


Раскройте особенности планирования руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Правила игры объясняются до ее начала. Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению. Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).

Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.

Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае — найти игрушку или предмет.

Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана.

Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед — назад, справа — слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4—5) и увеличить число спрятанных игрушек.


Раскройте особенности планирования руководства подвижными играми детей дошкольного возраста.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

· Выбор игры; Сбор детей на игру; Создание интереса; Объяснение правил игры;

· Распределение ролей; Руководство ходом игры; Подведение итога.

Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Дети проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения с лазанием и д.р.) Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, перепрыгнуть через «ручеёк». Однако не рекомендуют проводить подвижные игры со сложными видами движений (лазание) до тех пор, пока дети не овладеют ими.

Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала

Date: 2016-05-25; view: 1311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию