Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика индивидуального стиля управления
Степень выраженности авторитарно-единоличного стиля управления. До 7 баллов. Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых командных навыках, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных. 8–13 баллов. Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение командовать действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей. 14–20 баллов. Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость, требовательность, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерную резкость в критике и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, игнорирование общественным мнением. Степень выраженности пассивно-попустительского стиля управления. До 7 баллов. Минимальная: проявляется в неустойчивом желании работать с людьми, неумении ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенности и нечеткости в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой требовательности и ответственности. 8–13 баллов. Средняя: отражает стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, податливость постороннему влиянию и страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерную мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговариванию. 14–20 баллов. Высокая: показывает полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенную внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заискивание, панибратство. Степень выраженности единолично-демократического стиля управления. До 7 баллов. Минимальная: свидетельствует о слабом стремлении быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытках направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторой неуверенности в своих командно-организаторских качествах. 8–13 баллов. Средняя: раскрывает устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о подчиненных, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, реагировать на критику и опираться на актив, умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуждение, использовать просьбы и прислушиваться к предложениям подчиненных, развивать коллективное мнение. 14–20 баллов. Высокая: отражает умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать высоконравственную атмосферу в коллективе.
Тест «УЗНАЙ СЕБЯ»
Подсчитайте результаты по следующей шкале:
Если вы набрали 8 – 13 баллов, то ваше поведение во многом зависит от окружающих. Вы способны быстро «разгораться», но так же быстро и терять свой пыл. Вам чрезвычайно трудно заставить себя заниматься тем, что вам не по душе. Вы очень эмоциональны и часто не контролируете свои поступки. 14–20 баллов. Вы «плывете по течению», но стараетесь при этом показать свой характер. Окружающие могут повлиять на вас только в том случае, если имеют убедительные аргументы. 21–27 баллов. Вы непогрешимы в своих глазах, но все же оглядываетесь на других. Обладаете прекрасной интуицией, и она вас редко подводит. 28–34 балла. Вы очень легко отказываетесь от своих взглядов, решений, но если на вас оказывают давление, то ваше сопротивление пропорционально возрастает. 35–40 баллов. Ничто не может остановить ваше движение к выбранной цели. И лишь тот, кто знает ваши слабости, может незаметно помыкать вами. Поэтому вам не помешает немного упрямства поменять на такое же количество сообразительности.
познавательный потенциал личности
СТАЛКИВАЯСЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование окружающего мира. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей, для удовлетворения потребностей. Познавательная сфера личности включает в себя такие важные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Их развитие с возрастом усложняется, определяется характером учебной деятельности, психологическими новообразованиями и потребностями. Человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразуя природу, создает предметы, которых в ней нет. Обычно перед материализацией какого-либо замысла мы строим его мысленный образ. Такое умение называется воображением. Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Образы воображения отличаются от образов восприятия и представлений памяти тем, что в них обнаруживается и содержится то, с чем человек еще не сталкивался: предстоящее, желаемое или возможное событие и явление. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении всегда так или иначе связано с реально существующим. Воображение сопряжено со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытаясь проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. Особенности своей познавательной сферы, свой познавательный потенциал вы сможете определить, выполняя задания и тесты данного раздела книги.
Тест «СХОДСТВО В РАЗЛИЧИЯХ И РАЗЛИЧИЯ В СХОДСТВЕ»
Умение обнаружить различие в сходных, на первый взгляд, явлениях, способность быстро и безошибочно определять характерные признаки – важное условие интеллектуальной деятельности. Внимательность, осмотрительность и наблюдательность необходимы и в жизни. Приведем тест, предложенный французскими психологами, который в какой-то степени позволит оценить вашу способность к обобщению. На рис. 14 – две группы геометрических фигур. В первой группе фигуры имеют общие признаки, во второй – различные. Посмотрите на рисунок 30 секунд, а затем перечислите все признаки, позволяющие отличить фигуры первой и второй группы. Запишите выводы, проанализируйте рисунок и сравните свои результаты с ответом на с. 216. Чем больше признаков вы найдете с первого взгляда, тем выше можно оценить вашу наблюдательность.
Тест «ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ»
Задача этого психологического испытания – определить объем восприятия, т. е. узнать, сколько предметов можно увидеть и сосчитать. Выполняется задание различными способами. Вот один из наиболее простых и надежных. Приготовьте примерно 20 небольших карточек (рис. 15). На них беспорядочно нанесите от 3 до 10 кружочков или точек. Перетасовав готовую колоду, быстро переверните карточку лицевой стороной и тут же закройте ее рукой, Сколько было на карточке точек, как они расположены? На первых порах вряд ли вам удастся удержать в памяти более 6–7 точек. Рис. 15 Рис. 16
А теперь более сложное задание. Посмотрите на рис. 16. За 10 секунд определите, в какой из клеток (1–8) содержится больше всего точек, а в какой меньше?
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Умение наблюдать дает возможность хорошо ориентироваться, более точно воспринимать предметы, лучше понимать людей, подмечая их внешние особенности и внутреннюю психологию. Все это позволяет разумно поступать и реагировать на изменения в окружающем мире. Как правильно организовать наблюдение? 1. Необходимо получить предварительные знания об интересующем вас предмете. Наблюдать то, о чем мы не имеем никаких сведений, бывает очень трудно. 2. Наблюдение хорошо вести по плану. Беспорядочное рассматривание объекта редко дает удовлетворительные результаты. 3. Наблюдение должно вестись с достаточной полнотой и глубиной. Целесообразно замечать в наблюдаемом объекте существенно важное и быть внимательным к деталям, имеющим значение для правильного понимания предмета. 4. Наблюдение полезно сопровождать записями, сбором документальных материалов, которые затем подвергать тщательному анализу. Наблюдательность как свойство личности формируется в процессе систематических занятий любимым делом, связана с развитием профессиональных интересов. Известны следующие основные виды восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический и эмоциональный. У людей синтетического типа восприятия проявляется склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в подробности. Для людей аналитического типа восприятия характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства. Таким людям нередко трудно понять основной смысл явлений. При аналитико-синтетическом типе восприятия и наблюдения у человека в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности. Наконец, для некоторых важно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные каким-то явлением. Это люди эмоционального типа восприятия и наблюдения.
Тест «СКАЖИ МНЕ. КАКОЙ ТЫ ЛЮБИШЬ ЦВЕТ...»
Психологи уже давно пытаются установить, существует ли какая-нибудь связь между склонностью к определенному цвету и особенностью характера. Не связывая определенный цвет с чем-либо, определите, какой цвет вас больше всего привлекает, а затем – какой больше всего отталкивает (красный, коричневый, зеленый, синий, желтый, черный, белый). Итак, ваш любимый цвет? Красный. Вы легко приходите в возбуждение и не лишены чувствительности. Вас определенно привлекает внешний блеск, мишура, великолепие. Вы моментально оцениваете создавшуюся ситуацию, тут же принимаете решение и страстно его отстаиваете. Самое важное для вас – добиться успеха. Каким угодно образом, любой ценой! Вас отталкивает красный цвет? Значит, вы сентиментальны и легко уязвимы. Всячески избегаете деликатных или двусмысленных положений. И всю жизнь жалеете об упущенных возможностях. Вам по душе коричневый? Знайте же, что вы упрямы. А кроме того, личность энергичная и смелая. В лепешку разобьетесь, а своего добьетесь! А вот если вы коричневого цвета избегаете, то это свидетельствует о живом уме, сообразительности и сильно развитом чувстве юмора. С трудом преодолеваете одиночество и поэтому проявляете поистине ангельское терпение к недостаткам ближних. Влечение к зеленому цвету говорит об уравновешенном характере и порядочности. Вы отзывчивы, охотно помогаете тем, кто в этом нуждается. Но чувствуете себя одиноким. Может быть, окружающие считают вас несколько холодной натурой? Не исключено, однако, что зеленый цвет вы не любите. Жаль, потому что это указывает на недостаток силы воли и на неспособность справиться со сложными обстоятельствами. Не стоит расстраиваться по пустякам. Возьмите себя в руки. Рано или поздно дела наладятся и вы обретете душевный покой. Как насчет синего? Подходит? Можете радоваться: вы обладаете всеми добродетелями, обеспечивающими счастливую семейную жизнь... Чувство меры не подведет вас. Вы неизменно обходительны в обращении, покладисты. В любом случае готовы проявить уступчивость. Но счастливы ли вы? Вы, пожалуй, и себе не смеете признаться, что не слишком... Неприязнь к синему цвету означает целеустремленность натуры. А вы ведь очень страдаете из-за несовершенства своего характера, не правда ли? Любовь к желтому предполагает ярко выраженную фантазию и развитое воображение. Истребите в себе авантюристические задатки. Ваши творческие способности достойны лучшей участи. Хорошо, если бы вам посчастливилось встретить подходящего спутника жизни! Нетерпимость к желтому – признак того, что у вас цепкий и практичный ум. А вот о недостатке воображения действительно приходится сожалеть. Вы предпочитаете черный? Очень странно, ибо по сути дела вы не совсем такой, каким представляют вас другие. Вам совершенно незаслуженно приписывают легкомыслие и черствость. И зря лишают доверия. Возможно, виной этому ваш загадочный вид или бросающаяся в глаза чувствительность. Отрицательное отношение к черному цвету выражает жизнерадостность, любовь к окружающей природе, детям, животным. И, наконец, как вы воспринимаете белый? Положительно – значит, вы одаренная и всесторонне развитая личность. Вы непринужденны в обращении с окружающими. Вообще у вас много положительных качеств, ибо белый цвет, как известно, не что иное, как сочетание всех составляющих спектра. Белого избегают только люди с каким-нибудь изъяном. Каждому нормальному человеку белый цвет доставляет удовольствие.
Тест «УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ»
Посмотрите внимательно на рис. 17. Вы заметите, что изображенные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Представьте себе, что это крыша дома или коридор. Постарайтесь зрительно удержать одну из представляемых структур в течение 1 минуты. Попросите кого-либо зафиксировать время и сосчитайте, сколько раз удерживаемая фигура «уплывает», меняет свою форму. Если это произошло не более 11 раз за минуту, то результат говорит о повышенной устойчивости вашего внимания, 12–20 раз – о его нормальной устойчивости, более 20 – о недостаточной устойчивости.
Тест «ИНТЕНСИВНОСТЬ ВНИМАНИЯ»
Интенсивность внимания можно проверить, выполнив следующее задание. Из 36 изображенных на рис. 18 фигур необходимо как можно быстрее (за 2 минуты!) найти абсолютно одинаковые. При выполнении этой работы решающую роль будет играть не только ваше внимание, но и память (в данном случае зрительная). Чем больше признаков вы сможете запомнить и оперировать ими, не глядя на фигуры, тем быстрее справитесь с заданием. Учтите, что фигуры должны быть одинаково ориентированы. Если вы справились с заданием, у вас хорошие интенсивность внимания и работоспособность.
Тест «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ РАБОТАТЬ БЫСТРО И ВНИМАТЕЛЬНО?»
Для работы потребуются карандаш и часы с секундной стрелкой. Посмотрите на рис. 19. В верхней его части изображены четыре геометрические фигуры, внутри которых проставлены определенные числа. Ниже расположены в произвольном порядке те же фигуры, но без чисел. Ваша задача – как можно быстрее вписать в эти фигуры числа так, как это сделано в образце. Вписывать числа необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Время выполнения задания фиксируйте. Теперь подведите итоги. Если вы справились с заданием быстрее чем за 30 секунд – это отличный результат, за 30–35 секунд – хороший, за 36–40 секунд – средний. Если на выполнение задания ушло более 40 секунд, это считается низким результатом. Возможно, вы переутомлены или не очень серьезно отнеслись к заданию. Для тренировки можно заранее приготовить несколько наборов с различным расположением фигур и с другими числами. Кроме того, вместо чисел вписывают знаки, например, в квадрат – тире, в треугольник – точку, в крут – запятую, в ромб – волнистую линию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ: Date: 2016-05-25; view: 467; Нарушение авторских прав |