Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






художественно-графический факультет





Развитие самосознания дошкольника и его проявление в творчестве

Е. М. Мирова

Московский педагогический государственный университет

художественно-графический факультет

Актуальность: в настоящее время в дошкольном образовании все большую значимость получают ценности гуманистической педагогики. Происходят заметные изменения в методологии и теории дошкольного образования. Необходима организация процесса дошкольного образования, направленная на развитие личности ребенка, сознающего себя в различных отношениях и связях с миром, способного успешно адаптироваться к жизнедеятельности в современном обществе и умеющего принимать творческие решения.

Чтобы личность была неповторимой, нужно научить ребенка понимать свое «Я», других людей, окружающий мир.

Проблема самопознания всегда беспокоила человека, и сегодня она является важнейшей и актуальной.

Процесс самопознания ребенком себя достаточно сложный и длительный. Познавая окружающий мир, ребенок делает первые шаги в познании самого себя, а значит, и в развитии самосознания.

Цель: изучить значение самопознания и роль самооценки в формировании творческой активности ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

1) изучение самосознание дошкольника в творчестве;

2) анализ научной литературы по данной теме;

3)изучить структуру Я-концепции.

Объект: самосознание дошкольника.

Предмет: проявление самосознания в творчестве.

Гипотеза: главным компонентом самосознания дошкольника выступает образ "я", который активно проявляется в творческой деятельности ребенка.

Методы:

-тест «Лесенка», выявляющий эмоционально-оценочный компонент самосознания;

-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

-художественная деятельность;

-включенное наблюдение.

Этой проблеме посвящены исследования таких психологов как: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова и других.

Список литературы:

В. С. Мухина «Возрастная психология».

Анализ научной литературы: В. С. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития». В учебнике рассматриваются различные составляющие психического развития человека на возрастных этапах. Показана уникальность каждого возрастного момента. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Книга раскрывает целостное психическое развитие человека, содержит информацию о формировании самосознания человека на всех этапах онтогинеза.

Л.С. Выготский «Психология». В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского. Рассматривается вопрос о психологических системах сознания, проблемы психологии поведения, психики, сознания, бессознательного мышления и речи.

Идея: дети в дошкольном возрасте преимущественно оценивают себя положительно, для них не значительную роль играет социальная оценка, они не склонны к большой самокритичности. Необходимо создавать условия для разнообразной, творческой деятельности, позволяющей проявлять активность и осознавать свои возможности, что помогает расширить представления ребенка о себе.

Было проведено исследование в старшей дошкольной группе.

Тестирование «Лесенка». 6 детям предлагалось выбрать из трех ступенек, на какой из них они видят себя.

Результат: один ребенок поставил себя на вторую ступеньку, остальные на самую высокую. Исходя из этого, можно предположить, что у детей в дошкольном возрасте преобладает завышенная самооценка.

Также детям предлагалось нарисовать себя и своё окружение, людей которые им дороги:

Дети изображали рядом с собой одного из родителей, а также друзей своих родителей. Таким образом, через творчество дети отражают свое отношение к миру. Творчество тесно связано с самосознанием.

Выводы:

Положительная самооценка оказывает существенное влияние на эффективность творческой деятельности и формирования личности на всех ее этапах. Для ребенка творчество является важнейшим элементом самопознания, эмоционального и интеллектуального развития. Творчество помогает определить ребенку свое отношение к миру, учит раскрывать свои способности, быть гибким и приспособляемым, что является необходимым для современного человека.

Date: 2016-05-25; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию