Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
художественно-графический факультетСтр 1 из 8Следующая ⇒ Развитие самосознания дошкольника и его проявление в творчестве Е. М. Мирова Московский педагогический государственный университет художественно-графический факультет Актуальность: в настоящее время в дошкольном образовании все большую значимость получают ценности гуманистической педагогики. Происходят заметные изменения в методологии и теории дошкольного образования. Необходима организация процесса дошкольного образования, направленная на развитие личности ребенка, сознающего себя в различных отношениях и связях с миром, способного успешно адаптироваться к жизнедеятельности в современном обществе и умеющего принимать творческие решения. Чтобы личность была неповторимой, нужно научить ребенка понимать свое «Я», других людей, окружающий мир. Проблема самопознания всегда беспокоила человека, и сегодня она является важнейшей и актуальной. Процесс самопознания ребенком себя достаточно сложный и длительный. Познавая окружающий мир, ребенок делает первые шаги в познании самого себя, а значит, и в развитии самосознания. Цель: изучить значение самопознания и роль самооценки в формировании творческой активности ребенка дошкольного возраста. Задачи: 1) изучение самосознание дошкольника в творчестве; 2) анализ научной литературы по данной теме; 3)изучить структуру Я-концепции. Объект: самосознание дошкольника. Предмет: проявление самосознания в творчестве. Гипотеза: главным компонентом самосознания дошкольника выступает образ "я", который активно проявляется в творческой деятельности ребенка. Методы: -тест «Лесенка», выявляющий эмоционально-оценочный компонент самосознания; -теоретический анализ психолого-педагогической литературы; -художественная деятельность; -включенное наблюдение. Этой проблеме посвящены исследования таких психологов как: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова и других. Список литературы: В. С. Мухина «Возрастная психология». Анализ научной литературы: В. С. Мухина «Возрастная психология. Феноменология развития». В учебнике рассматриваются различные составляющие психического развития человека на возрастных этапах. Показана уникальность каждого возрастного момента. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Книга раскрывает целостное психическое развитие человека, содержит информацию о формировании самосознания человека на всех этапах онтогинеза. Л.С. Выготский «Психология». В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского. Рассматривается вопрос о психологических системах сознания, проблемы психологии поведения, психики, сознания, бессознательного мышления и речи. Идея: дети в дошкольном возрасте преимущественно оценивают себя положительно, для них не значительную роль играет социальная оценка, они не склонны к большой самокритичности. Необходимо создавать условия для разнообразной, творческой деятельности, позволяющей проявлять активность и осознавать свои возможности, что помогает расширить представления ребенка о себе. Было проведено исследование в старшей дошкольной группе. Тестирование «Лесенка». 6 детям предлагалось выбрать из трех ступенек, на какой из них они видят себя. Результат: один ребенок поставил себя на вторую ступеньку, остальные на самую высокую. Исходя из этого, можно предположить, что у детей в дошкольном возрасте преобладает завышенная самооценка. Также детям предлагалось нарисовать себя и своё окружение, людей которые им дороги:
Дети изображали рядом с собой одного из родителей, а также друзей своих родителей. Таким образом, через творчество дети отражают свое отношение к миру. Творчество тесно связано с самосознанием. Выводы: Положительная самооценка оказывает существенное влияние на эффективность творческой деятельности и формирования личности на всех ее этапах. Для ребенка творчество является важнейшим элементом самопознания, эмоционального и интеллектуального развития. Творчество помогает определить ребенку свое отношение к миру, учит раскрывать свои способности, быть гибким и приспособляемым, что является необходимым для современного человека.
|