Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика проведения уроков внеклассного чтения в мл. и ст. классах спец. школы
Руководство учителя внеклассным чтением направлено на развитие интереса к книге, к самостоятельному чтению. Мероприятия, которые проводит учитель, воспитатель и школа, могут быть: 1.подготовительная работа в 1-2 кл., в содержание которой входят: А)обязательное чтение школьниками детских книг, интересных и доступных для учеников. Следует возвращаться к полюбившимся книгам. Книга должна быть хорошо иллюстрирована и невелика по объёму. Время выделяется на уроках так и вне. Можно оставлять от урока 5-10 минут, чтобы почитать интересную книгу.(опирается данный подход на исследовании Еременко) Б)рассматривание учащимися иллюстраций в книге. Этот прием называется чтение-рассматривание. Создает иллюзию совместного чтения с педагогом, дети имеют на парте книгу, слушают текст, рассматривают картинки В)изготовление и использование в работе книжек-малышек, с подписями под ними слов, предложений, коротких текстов. Каждому ученику подбирается книга с речевым материалом, который доступен ему. Обычно материал подбирает учитель самостоятельно. 2.наглядная агитация: изготовление стендов, витрин 3.организация первого знакомства с детской книгой, беседы учителя и библиотекаря со школьниками 4.создание праздничной обстановки при записи в библиотеку 5.Чтение учителями, воспитателями отрывков из книги с захватывающим сюжетом 6.проведение конкурсов В ст.классах нет учетных листов для прочитанного материала. Обязательная проверка прочитанного: конкурсы, праздники, конкурсы рисунков, чтецов. Особенности усвоения грамматики и правописания учащимися с интелл. Недоразвитием
Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительное препятствие в усвоении этого материала. Для успешного овладения необходимо, чтобы сформировались первоначальные языковые обобщения. Это значит, что он должен выделять фонему в слове, чувствовать морфологический состав слова, общую значимость каждой его части(приставки, корня…), выделять слово как самостоятельную речевую единицу, иметь запас слов. Особенности освоения у/о детьми грамматики и правописания: 1)механическое заучивание определений, правил. Они не понимают сути. Не могут выполнить задание на данное правило 2)фрагментарное усвоение правила. Усваивают только часть правила 3)замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков 4)смешение грамматических понятий и орфографических правил, которое – на основе неточного знания правила 5)быстрое забывание грамматического и орфографического материала. Т.к.знания у/о детей часто непрочны 6)неумение применять данные правила на практике. Из-за неумения переноса знаний из одних условий в другие
Этапы обучения грамматике и правописанию в мл. и ст. классах. Цель, задачи и содержание каждого этапа Цель: обучение грамматике и правописанию заключается в формировании навыков грамотного письма. Обучение делится на 2 этапа: I этап – 2-4 класс II этап- 5-9 класс
I этап – практические и грамматические упражнения. Название дал Гнездилов. Реш-ся задачи: 1)формирование первоначальных языковых обобщений из области фонетики, лексики и синтаксиса 2)знакомство учащихся с некоторыми орфографическими правилами 3)развить все стороны речи: обогащение словарного запаса, овладение грамматич. формами языка 4)овладение учащимися правилами построения простого распространенного предложения 5)коррекция недостатков психического развития
Учащиеся получают знания о языке на основе предметно-практической деятельности, построено на основе концентрического принципа. Во 2-4 кл. проводятся подготовительные грамматические упражнения на анализ звукового состав речи, графическое кодирование звуков, формообразование. Цели- расширить речевую базу, подготовить осознанному освоению материала, сформировать умение пользов-ся в речи Задачи работы на этом этапе: 1)форм-ть первоначальные языковые общения 2)совершенствовать произносит.сторону речи 3)уточнять, расширять словарный запас 4)учить правильно строить и употр.простое предложение 5)обучить правилам орфографии 6)помочь овладевать устной связной речью и навыками письм.речи Со 2 класса учат различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить вопросы,, обознач.мягкости, прописные буквы, правопис.слов с непроверяемой гл.буквой В 3 классе продолжение “название предметов и действий”, “предлог”,узнают что такое качество предметов, дают им названия, упражняются в согласовании этих слов, окончания названий предметов, согласования. Знакомятся с орфографическими правилами-мягкость согл.в середине слова, сочетание шипящих с гласными, разделительный твердый знак, Зв.и глухие согл.на конце слова. В 4 классе – подлеж., сказуем., корень, родственные слова, правописание имен собственных, Зв. И глух. Согл в середине слова, безуд.гласных
В 5-9- изучается элементарный курс практической грамматики.Цель – поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счет осознания ими основных законов языка(Выготский). Задачи: 1)дать законченный круг знаний по грамматике 2)выработать орфографические умения и навыки 3)продолжить работу над уточнением, расширением, активизацией словарного запаса 4)учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений 5)совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью
5 класс знакомство с сущ., глаг., прилаг.,расширение знаний о составе слова 6 класс усложняется материал по словообразованию, отработка грамматич.признаков сущ, склонение, прилаг, его признаки, правописание. 7 класс повторение темы “Слово”, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи, введение понятий местоимение,числит., наречие 8 кл обобщение знаний 9 кл числительное, наречие Деловые бумаги: письмо, заявление, заметка, автобиография 35. Содержание и методика изучения раздела «3вуки и буквы» в младших классах специальной (коррекционной) школы. Привести пример конспекта урока. Во втором классе учащиеся усваивают основные различия, характеризующие звук и букву. Звуки мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем. Далее учащиеся знакомятся с тем, что все звуки делятся на гласные и согласные и на практической основе (собственное произношение и зрительное восприятие) устанавливают отличительные признаки гласных и согласных звуков. Затем учащиеся узнают о том, что в русском языке есть 21 буква, обозначающие согласный звук, 10 букв, обозначающих гласный звук и 2 буквы ничего не обозначающих. Только в третьем классе дети знакомятся с алфавитом и названиями букв. После этого мы переходим к знакомству детей с группами согласных (свистящие/шипящие, звонки/глухие, парные/непарные, твердые/мягкие). Отдельно знакомятся с согласными Р и Л и И и Й. Очень важно в процессе знакомства с названными группами согласных звуков, а также в ходе изучения ударных и безударных гласных, научить детей различатьь эти звуки в собственном произношении и на слух. В некоторых случаях, там, где это возможно, необходимо подключать тактильную чувствительность (для различения звонких и глухих согласных – тыльную сторону ладони к гортани) С гласными звуками, ударными и безударними мы также знакомим детей во втором классе, и учащиеся учатся определять на слух ударный гласный в слове. Ударный гласный – тот гласный, при длительном произнесении которого слово не меняет своего значения. Чтобы помочь детям научиться выделять ударный гласный учитель использует прием «позови слово» - слово, которое подлежит анализу учитель произносит с вопросительной интонацией, протягивая нужный гласный звук, затем учащиеся делает это по подражанию и каждый раз прежде чем назвать ударный гласный в слове ученики «зовут» это слово, а затем с помощью учителя (далее самостоятельно) называют ударный слог и ударный гласный. В третьем классе возможно использование сопоставление правильной и неправильной постановки ударения в словах. В этот период используются в основном трехсложные слова. Для того, чтобы дети не теряли интерес к звуковому анилизу можно использовать дидактическую игру «разговор с иностранцем» - учитель берет на себя роль иностранца, либо предлагает детям запись, в которой представлено небольное предложение и оно произносится таким образом, что все последние слоги являются ударными. Учащимся предлагается исправить в каждом слове ударение, произнести это слово правильно, и определить, в каком случае ударение было поставлено неправильно, почему, и как нужно произносить его правильно, т.е. на какой слог нужно поставить ударение. Очень важно чтобы в этот период ученики могли не только определить правильность постановки ударения, но и назвать тот слог и гласный в нем, который является ударным. После этого учащиеся во 2ом и 3ем классе знакомятся с понятиями слог как часть слова. Ученики определяют количество слогов по количеству гласных букв (правило дается в 3 классе) и для облегчения определения количества слогов учащиеся помимо выделения слогов голосом и определения их количества на слух, на письме, под каждой гласной буквой, ставят красную точку. В разделе звуки и буквы большое значение для овладения правилами графики имеет тема «твердые и мягкие согласные». Очень важно показать детям, что для обозначения на письме мягкого и твердого согласного звука используются определенные буквы. С этой целью учитель во втором классе предлагает детям прочитать пары слогов. Пример: мы-ми, мо-мё, ма-мя, му-мю, мя-ме. Учащиеся, прочитав первую пару должны определить как произносится согласный звук твердо или мягко. После этого учащийся подчеркивает одной чертой гласную букву, которая пишется после согласной буквы, обозначающей твердый звук и 2мя чертами – гласный, которая пишется после буквы обозначающей мягкий согласный звук. Затем ученикам предлагается назвать все буквы, которые обозначают на письме мягкость согласного звука (е, ё, и, ю, я), и буквы, обозначающие твердость согласного звука (а, о, у, ы, э). Формулируется правило. В коррекционной школе не вводится цвет, обозначающий мягкий согласный (зеленый). Кроме этого существует еще один способ обозначения мягкости согласного на конце слова, с помощью звука ь. Учащимся предлагается назвать предметы на картинках (с мягкими согласными на конце) – карась, гусь, лось, пень. Учитель просит назвать что изображено на первой картинке, затем предлагает произнести последний согласный звук протяжно на фоне полного слова. Учитель может показать образец, а ученики повторяют. Затем ученикам предлагается назвать этот звук изолированно, и определить какой это звук (твердый или мягкий). Подчеркиваем что это мягкий звук на конце слова. Затем ученики анализируют карточку, на которой записано это слово, ученики подчеркивают последние 2 буквы. Затем учитель выставляет под написанным словом карточку с графической схемой, в которой выделено 3 звука (2 согласных и 1 гласный) (ЛОСЬ). Ученики просчитывают количество букв в слове и звуков и в процессе коллективного анализа, в результате составления звуко – буквенного анализу слова, делают вывод, что на конце слова мягкость согласного обозначается буквой Ь. После этого можно сравнить слова паронимы (жар - жарь). Следовательно если на конце слова последний согласный твердый, значит количество звуков и букв совпадает, а если мягкий – не совпадает.
36.Содержание и методика изучения слов, обозначающих название предмета во 2-4 классах. Привести пример урока по одной из тем (по выбору студента)
У.о дети не дифференцируют предметы и слова их обозначающие. Для Для различения предмета и его слова, учитель раздает кажд. реб-ку по игрушке, дает поиграть с ними. Потом спраш-ет: «Что у тебя? Что ты с ней делал?» Затем просит положить на место и спраш.: «У тебя есть сейчас игрушка? Какая у тебя была игрушка? А теперь ты можешь сказать слово машина?» Т.обр., на основании сравнения действий, кот. можно осущ. с предметами и совершать со словами (слова можем произнести и напис), у детей формир. понятие о предмете и слове. Надо научить детей дифференцир. Эти слова по 2м признакам: -по значению, -по вопросам. Для у.о. предлагается сначала ознакомление со словами отвеч. на вопр. «что?»(2 урока). Гнездиловым разработана методика: учитель показ. детям предмет или картинку, размещает её в табл. в графе «Предмет и его изображ.», спраш.: «Что это?» Ответ. Достает карточку с назв. предмета и помещает во 2ю графу: «Слово и название предмета». «Какой вопр. я задвала к этому слову?». Учитель достает карточку с вопр.: «Что это?» 3я графа: «Вопрос». Т.обр. разбираем 6 слов. После учитель предлаг. назвать все эти слова. «Что обознач. эти слова? На какой вопр. они отвеч?» Для закрепления- списать слова и поставить к ним вопрос. Затем изучение слов, отвеч. на вопр. «Кто?»(2-3 урока). После переходят к одновременному изучению слов на «Кто? Что?».
В 3 кл. дети учатся различать слова не только отвеч. на вопр. «кто? что?», но и на остальные падежные вопр.(кого/чего, кому/чему и т.д.). Предлаг-ся 2 текста (min по 6 предлож.), в кажд. имеется повторяющееся слово с вопросом. В одном тексте живые предметы, в др.- нежив. Надо выпис. из кажд. т-та повтор-еся слово с вопр.(кто? собака, кого? собаку) в 2 столбика. Далее анализ яз-го материала по вопр. учителя: «Одинаково ли напис. слова в 1 столбике? Чем они отличаются? (буквами на конце слова)». Учитель выделяет последние бук(оконч), дети тоже самое в тетр. «Почему измен-ся бук. на конце слова?» (потому что разн. вопр.). (Далее упр-я на измен-е слов путём потановки опред вопр-в. В 4кл. закрепл-ся эти навыки при напис. отдельн. предлож. и связ. текста).
Во 2м кл. знаком-ся со словами, обознач. 1 или неск. предметов. Предлаг. парн. картинки. Дети рассматр. 1ю, обознач. предмет словом, задают вопр. Учитель выставляет карт. со словом и вопр. под кртинкой. «Сколько предметов изобр. на картинке? Сколько предм. обознч. слово дом?» Затем 2ая картинка пары(дома). Вывеш. и спраш. «Сколько предметов на картинке? Сколько предм. обозн. слово дома? (много, неск). Также разбир-ся ~5пар карт. После вопросы на анализ 2х групп: «Назовите слова, обознач. 1 предмет. Чем отлич. слова обознач. неск. одинак. предм. от слов обозн. 1 предм?»(бук. на конце слова).Выделяют во 2м столбике. Закрепление: -вставка в предлож. пропущ. слова обозн. 1/неск. предметов; Изменить слова по образцу (грибы, парты на гриб, парта). Содержание и методика изучения слов, обозначающих действие предмета во 2- 4 классах специальной (коррекционной) школы. Привести пример урока по одной из тем (по выбору студента). Условно выделяют следущие группы слов-действий: -движение -труд -звучание -речь -цвета (желтеть, золотеть) -отражение поступков и характера человека (стесняться, грустить) Изучение начинается со слов, которые выполняют одушевленные предметы (труд, движение), затем переход к деятельности, которую выполняют неодушевленные предметы, в конце-цвет, характер. Работа по ознакомлению со словами-действиями начинается с заполнения таблицы. Наначальном этапе необходимо выбрать то действие, которое легче изобразить. Детям показывается изображение плывущего мальчика и выясняется, что изображено, вписывается вопрос, записывается слово. После усвоения этого, записывается еще одно действие; например, Девочка идет. Желательно употребить слова, которые можно осуществить в классе. После усвоения предлагаются слова, обозначающие действия неодушевленные предметы (мяч, транспорт) После используются действия, которые не изобразить. Упражнения: 1)подобрать к одному предмету ряд действий. Кошка (что делает?)... 2)определение предмета по ряду названий действий Кто лает, рычит, сторожит дом? 3)противопаставление действий 4) обозначение нарастания или убывания интенсивности действий Шепчет-говорит-кричит-орет Дети знакомятся с категориями: Число. Действие, которое совершает один предмет и несколько. Детям предъявляется изображение единственного предмета. один самоле (что делает?) летит. Затем изображение нескольких предметов. Самолеты (что делают?) летят. Время Наиболее доступно настоящее время, сложнее прошедшее, самое сложное-будущее. Привязка к словам сейчас, завтра, перед уроком, вчера. Напримар: ребенку предлагается подойти к доске и нарисовать рисунок (елку). В это время классу задается вопрос: что делает Коля? (-рисует) Затем спрашивается: что сделал Коля? (-нарисовал) Затем: что будет делать Света? (-будет рисовать) Согласование слов-действий со словами-предметами только на основе словосочетаний. Конструирование предлжений по опорным словам, по вопросам.
Содержание и методика изучения слов, обозначающих признак предмета во 2- 4 классах специальной (коррекционной) школы. Привести пример урока по одной из тем (по выбору студента). Последовательность ознакомления: -признаки, которые фиксируются органами чувств (цвет, размер, форма, вкус, запах, тактильные ощущения) -материал из которого сделан предмет, принадлежность, временная отнесенность. При ознакомлении с понятием признак предмета необходимо разбирать каждый признак по отдельности. Всем классом составляется таблица: в каждой колонке 1 фрукт, ниже написаны вопросы и их признаки. Банан (какой?) желтый; груша (какая?) желтая; фрукты (какие?) желтые. Следующая таблица может быть на форму. На каждую характеристику отдельная таблица. Упражнения для повторения и закрепления: 1)подбор к одному слову несколько призанков 2)придумывание загадки 3)сравнение предметов по их качеству 4)работа с деформированным предложением 39. Содержание и методика изучения раздела «Предложение» в младших классах (2-4) специальной (коррекционной) школы. Привести пример урока по одной из тем (по выбору студента). Предложение-это основная ед-ца речи, в связи с чем, работа над ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильно строить предложения, точно выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенью речевого развития – связной речью. Лингвисты определяют предложение как минимальную значимую единицу коммуникативного уровня, которая характеризуется грамматически организованным соединением слов, смысловой и интонационной законченностью. Работу над предложением следует вести в 3х направлениях: 1) отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности. 2) Работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развитие интонационных умений. 3) Формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыков правильного соединения слов, правильного их размещения, умения осознавать структурную схему используемой конструкции. На уроках грамматики и правописания при несомненной значимости работы по первым двум направлениям ведущим является развитие умения грамматически правильно организовывать высказывание; на уроках чтения и развития устной речи основной является работа над содержательным планом предложения, подбором языковых единиц. У уо уч-ся наблюдаются нарушения как смысловой, так и лексико-грамматической основ продуцирования предложений. Школьники младших классов пользуются примитивными по содержанию, простыми, малораспространенными конструкциями, с нередко неправильной грамматической связью слов, с неточным выбором лексических единиц или их пропусками, приводящими к аморфности выражения мысли. Исследования многих психологов показали, что наиболее сохранным оказывается грамматическое оформление предложения, выстроенное по стандартной схеме: подлежащее, сказуемое, дополнение или обстоятельство места. Нарушения грамматических связей слов в предложении чаще всего наблюдается в тех случаях, когда смысловая программа сложна для детей или в их речи отсутствует необходимая для выражения мысли отработанная схема предложения. В отличие от грамматического оформления содержательный и речевой планы предложений является слабо сформированными и предельно обедненными (глагол идти дети употребляют только в прямом значении – Мама идет, дети идут. Снег идет, часы идут – не употребляют). В старших классах у уч-ся совершенствуется умение строить простые предложения, увеличивается количество используемых при этом слов (до 5-7), в их речи появляются сложные предложения. Однако, недостатки младших классов сохраняются – аморфность содержания и нарушение синтаксиса сложного предложения проявляются четко. Поскольку в речи уо уч-ся слабо сформирован смысловой план предложения, начинать работу по данному разделу приходится с создания наглядных опор и объяснения тех связей, в которые вступают предметы и явления реального мира. Лексический и грамматический материал в этом случае определяется вопросами. Так, ученики 1 класса по заданию учителя воспроизводят ряд действий, наблюдают за действиями товарища, рассматривают картинку и, отвечая на вопросы, составляют предложения. Использование в речи предложений (при постоянной стимуляции этого процесса учителем) различных конструкций облегчит учащимся усвоение грамматических сведений по той или иной программной теме, обогатит их речевую практику. Для отработки навыков лексико-грамматического оформления предложений в младших классах применяют следующие виды упражнений: * чтение предложения с правильным интонационным оформлением его конца, определение количества предложений в хорошо интонированной речи учителя. Этот вид заданий необходим для того, чтобы ученики почувствовали, как сплошной речевой поток делится на законченные части, и научились фиксировать количество услышанных ими предложений в виде схем. Н-р: учитель произносит – Наступила поздняя осень. Птицы давно улетели. Деревья стоят голые. Уч-ся по мере произнесения учителем каждого предложения на партах выкладывают три схемы:
...
Такая материализация нефиксированного речевого потока помогает школьникам наглядно представить не только смысловую, но и интонационную законченность предложения, преодолеть или ослабить свойственную им тенденцию нанизывать предложения друг на друга в письменной речи, не выделяя в качестве самостоятельных единиц; * выбор по заданию учителя предложений из теста учебника по чтению, по русскому языку («Найди предложение о яблоке, о Лене»); * ответы на вопросы, связанные с деятельностью детей, впечатлениями, полученными от экскурсии, рассматриванием картин, игрой; * составление предложений по схемам. Схемы могут быть представлены в виде: а) карточек с изображениями предметов, условными обозначениями и некоторыми исходными данными – вопросами или словами (Рыжая кошка сидит на окне), б) отдельных полосок и темы, н-р: Легкий ветерок пролетел над деревьями, в) рисунков (Витя идет в школу). Использование схем – это один из способов моделирования речи. С помощью карточек (если убрать одну из них) можно наглядно показать уч-ся нарушение предметного плана предложения, появление так называемых смысловых «скважин», или «дыр», которые искажают содержание предложения; убедить детей что пропуск карточки с маленьким словом (предлогом) также делает предложение непонятным; продемонстрировать, как расширяется, уточняется смысл предложения, если в схему вводится новая карточка-слово; * замена слов в предложении в зависимости от изменения демонстрационного материала (смена действующего лица, характера действия, предмета, на который направлено или с помощью которого осуществляется действие). Н-р: Саша пишет (изображения мела, ручки, карандаша); * заканчивание предложений по смыслу: Воробей громко….; * составление предложений из слов, которые даны вразбивку в нужной или в начальной форме: Лена, в, идет, лес; * сопоставление предложений: Стриж прилетел. Стрижи….(прилетели). Школьники подарили цветы учительнице и ….(учителю). Работая над предложением при выполнении детьми любого задания, учитель обращает внимание учеников на правильность грамматического оформления, на конкретность и нестандартность содержания, на точность интонирования. Составляя предложения оп картинкам или на тему, заданную учителем, дети отчетливее осознают, что в каждом предложении выражена определенная мысль. Выполнение упражнения на заканчивание предложений убеждает уч-ся в том, что каждая мысль должна быть завершенной. Включение в предложение новых слов помогает детям понять, что предложение может быть коротким, но его всегда можно распространить, что замена одного слова другим изменяет смысл предложения (Деревья шумят. Ребята шумят). И наконец, работа с деформированными предложениями приводит школьников к выводу, что слова в нем должны быть расположены в определенном порядке и употреблены в соответствующей форме. В 4 классе знания, полученные практическим путем, закрепляются. На уроках практических грамматических упражнений вводят некоторые теоретические сведения о предложении: с определением предложения, с понятиями подлежащего и сказуемого (главные слова), учатся составлять предложения, различные по интонации. Продолжается работа по закреплению в речи детей падежных форм имен существительных, внимание учеников обращают на то, что каждое слово в предложении связано с другим словом. Упражнения подобного типа способствуют формированию практических навыков в сочетании слов различными способами (согласование, управление, примыкание). На уроках развития устной речи совершенствуется умение пользоваться простыми распространенными предложениями. На уроках чтения так же отрабатываются простые предложения с однородными членами и сложные предложения – выборочное прочтение фразы или её точного воспроизведения в ответ на вопрос учителя, а также в процессе пересказа, близкого к тексту. К работе над предложением предъявляется ряд методических требований: 1. Постоянно стимулировать познавательную и эмоциональную активность уч-ся. Стимуляторами могут служить наглядные средства, игровые приемы, интересные для детей данного возраста ситуации и речевой материал, поощрение даже самых незначительных успехов ученика, оценка его деятельности и др. 2. Работу над предложением с любыми видами заданий не следует ограничивать материалами учебника (особенно это касается старших классов). Целесообразно использовать тексты из газет, журналов, художественных произведений, учебников по другим школьным предметам. 3. В процессе работы над предложением необходимо сочетать языковые упражнения с речевыми. Выполнение первых закрепляет грамматические знания о предложении, умение правильно его строить. Группа речевых упражнений нацелена на подготовку уч-ся к самостоятельным высказываниям, поэтому приоритетное положение в системе отработки материала должен занять именно данный вид упражнений. Это ответы на вопросы, их постановка, конструирование предложений на основе реальных ситуаций и имеющегося опыта, составление диалогов, озвучивание диафильмов, игровые упражнения, построения связных высказываний. 4. Работа над предложением должна быть всегда в центре внимания учителя на любом уровне русского языка, при изучении любой темы по грамматике. Учитывая тот факт, что взаимодействие всех сторон языка (фонетики, лексики, морфологии) проявляется именно на уровне синтаксиса, необходимо использовать предложение как фундамент для отработки произносительных навыков, для обучения точному отбору слов и правильному их формообразованию. 40. Содержание и методика изучения темы «состав слова» в старших классах специальной(коррекционной) школы. Привести конспект. В процессе изучения этой темы у учащихся формируется ряд словообразовательных понятий, таких как: корень, приставка, суффикс, окончание. Для эффективности работы необходим определенный уровень развития мыслительной деятельности детей, в частности таких операций, как анализ, синтез, обобщение. Этапы: 1.Подготовит. этап 2.Осн. этап 1.Пропед. этап. (4 кл) Дети знакомятся с понятием родственные слова и общей частью родственных слов (корень). Выпиcать из текста выделенные слова и доказать, что они явл. родст. Значение кажд. объяснить, в объяс-ии исп-ть слово от кот. образ. эти слова. После найти общую часть, и уч-ль показ. как её выделить графически. После нахожд. общ. части уч-ль обобщает все признаки и вводит термин и понятие (слова, кот. близки по смыслу и имеют общ. часть назыв. родственными). Затем учащиеся знакомятся с понятием корень. Используется игра "почему так названо". Даны пары слов чай -чайник, хлеб-хлебница. Учащиеся обясняют значение второго слова через первое. Выделяется общая часть и учитель вводит понятие и термин: общая часть родственных слов называется корень. Для закрепления: 1)записать родственные слова с корнем "стол" 2) вставить корень в слова "мороз" за...ить;...ец. Учитывается, что у 4-классников еще недостаточно развиты мыслительная и речевая деятельность, возникает нелобходимость предупреждать появление ошибок, которые м.б. связаны с тем, что во-первых дети относят к группе однокоренных слов слова, которые имеют 1 корень, но разные по значению во-вторых, близки по значению, нго не имеют общего корня. Для предотвращения ошибок: 1) игра 3-1 лишний: вода, водить, водичка; 2) докажи, что эти слова не являются родственными: быстрый, быстрота, скорый. 2.Осн. этап (начин. в 5 кл). На основном этапе выделяется ступень ознакомления со значимыми частями слова и ступень формирования орфографического навыка, точнее навыка правописания частей слова. Дети должны познак-ся со всеми значимыми частями слова. Т.к. любая часть слова явл-ся грам. понятием, его надо определитьть по совокупности не менее чем 2х признаков: 1)место части в слове; 2)значение. При ознак-ии с понятием «корень» и «однокор. слова» дети опираются на знания получ. в 4 кл. о родственных словах и корне. Детям предлаг. текст в кот. выделены некот. слова (родина, родились, родное) – надо доказатьть, что они явл. родственными. После, уч-ль сообщ., что родственные иначе назыв. однокоренными. Закрепление: образ-ть от слов отвеч-их на вопр. «что?»(кто?) однокор-ые отвеч-е на вопр. «какой?» или «что делает?» (лес, лесной). Затем образ-ть от этого же слова (кто?что?) однокор.с тем же вопр. (лес-лесник, кот-котенок). Подобр.к слову однокор. сл. обознач. профес. людей или их занятия. При изуч. понятия «окончание» детям предлаг. прочит. упр-е в учебнике, кот. включ. в себя 2 текста. Надо поставить к повтор-ся слову в кажд. тексте вопрос и выпис. их вместе в столбики. (пила (что?) игла (что?) и т.д. по падежам) «Чем отлич. слова?» (буквами на конце слова). Уч-ль показ. как обознач. эту часть слова. «Почему у разн. слов буквы на конце разн?» (т.к. отвечают на разн. вопр). Изменяемая часть слова назыв-ся окончанием. Предлаг. деформир. предлож-е в кот. все слова в нач.ф. В процессе разбора дети приходят к выводу, что для связи слов надо их изменить по вопр-ам и для этого исп-ся оконч-я. Закрепление: упр-е на вставку пропущ. оконч-й. При изуч. приставки уч-ль предлаг. иллюстр-ии в учеб-ке либо текст в кот. имеются такие слова, как: выходит, переходит, заходит, входит. В обоих случ. слова выпис. в столбик. Надо найти и выдел. корень. Затем назвать ту часть, которая стоит перед корнем. Учитель сообщает, что часть слова перед корнем - это приставка и показывает ее граффическое обозначение. Суффикс – самая сложная для усвоения часть слова. Надо иметь в виду что дети могут путать суф. с оконч. Первыми предлаг-ся слова в кот. кроме корня и суф. есть и оконч. (домики). Дети выдел. корень и оконч., уч-ль просит назвать часть слова между корнем и оконч. Как и при изуч. приставок уч-ль закрывает эту часть слова и дети опред-ют её знач-е (служит для образ-я новых слов). После дети с пом-ю уч-ля повтор-ют осн. признаки суф. – место и значение. На след. уроке дети знаком-ся со словами с нул. оконч. Предлаг-ся упр-я на образ-е группы однокор. словс пом-ю одного какого-л суф-са (напр с суф: ик, ок, ск и т.д). Затем, на 2-й ступени мы знакомим детей с правописанием гласных и согласных в частях слова 5 класс: безударные гласные в корне, парные звонкие и глухие в корне, удвоенные и непроизносимые согласные в корне, безударные окончания имен существительных 6 класс: приставка на гласный или согласный, безударные окончания прилагательных. 41. Содержание и методика изучения темы «Имя существительное» в старших классах специальной (коррекционной) школы. Привести пример конспекта урока (по выбору студента). По 1-му варианту программы (Воронкова) изучение имени существительного в основном проходит в 5 классе. На 6-й годобучения отводится 1 тема - это склонение имени существительного множественного числа. В 8 классе так же изучается 1 тема-это существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе. По 2-му варианту программы изучение имен существительных, так же как и других частей речи изучается по концентрическому принципу(постепенное усложнение), что предполагает ознакомление учащихся с новыми грамматическими признаками на протяжении всех лет обучения и в каждый год учащиеся должны ознакомится с определенным количеством признаков. Кроме того, автроры 2-го варианта программы предусматривают ознакомление учащихся с разными группами существительных по лексическому значению: 5кл: животные, растения, название мебели, транспорта; 6кл: слова обозначающие материал, профессии, состояние человека. Авторами программ и учебников не предусмотрен ввод термина "часть речи". Это связано с тем, что учащиеся с интеллектуальным недоразвитиемсклонны к смешению понятий "часть речи" и "член предложения". Они усваивают это понятие формально, не понимая смысла. Этапы усвоения имени существительного: 1)знакомство с понятием "имя существительное", уточнение лексического значения 2)знакомство с грамматическими признаками: одушевленность,неодушевденность, собственное,нарицательное, число и изменение по числам, род, изменеие по падежам, 3 склонения, 3)изучение правописания существительных единственного и множественного числа, обращается внимание на единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2,3 склонения единственного числа и существительных множественного числа. 1) На этапе введение понятия учитель опирается на знания учащихся,полученные ими в предшествующие годы и связанные с изучением темы слова, обозначающие название предмета. Учитель выставляет на набороное полотно картинку на которой изображена репа и просит детей вспомнить, как называется сказка в которой говорится обэтом овоще (-репка). под картинкой учитель записывает это слово или выставляет заранее приготовленную карточку. Затем просит детей рассказать содержание сказки и по ходу рассказа выставляет картинки (дед, бабка....). Ученикам предлагается записать под каждым словом вопрос Что?Кто? Учитель справшивает: что обозначают слова? (предметы). После этого учитель вводит термин и понятие существительное. Существительные-слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обохначают предмет. По Воронковой: существительное-часть речи, которая...Затем учащимся предлагается из разных текстов выбрать существительные, которые обозначают растения, названия трав, деревьев, животных, птиц, рыб и поставитиь к каждому вопрос. На этом же этапе проводится словообразовательная работа, например: образовать однокоренное существительное от прилагательного: храбрый-храбрец, грустный-грусть; от глагола: убирать-уборка. 2)На 2-м этапе происходит знакомство с грамматическими признаками. 1-й грамматичечкий признак с которым знакомятся учащиеся-одушевленность и неодушевленность. Подготовка к изучению этой темы происходит во 2-4 коассах: слова обозначающие живые и неживые предметы. Учащимся прелагаетсявыписать из текста существительные в 2 группы (кто?/что?) Слова даны в начальной форме. Получается 2 столбика. Учитель спрашивает, что обозначают слова из 1-го столбика(-людей и животных). Существительные, которые обозначают людей и животных-это одушевленные. Что обозначают слова во 2-м столбике? (другие предметы). Это неодушевленные существительные. Для закрепления: продолжить список одушевленных и неодушевленных существительных, ставить к каждому вопрос. С термином имена собственные учащиеся познакомились еще в 4-м классе, до этого изучали правописание большой буквы в именах людей, кличках, названий улиц и городов. С термином имя нарицательное дети знакомятся только в 5-м классе. Обощаются и сисиематизируются знания о том, какие слова пишутся с большой буквы. Например: жила девочка Роза, у нее была подруга Лилия. У них был был сад, в которм росли лилиии и розы. Составляется 2 столбика: 1-девочка Роза, подруга Лилия, 2- цветы лилия и роза. Учиталь: почему существительные в 1-м столбике записаны с большой буквы? (-это имена)Почему слова во 2-м столбике записаны с маленькой буквы? (-это не имена). Для закрепления учащимся предлагается выписать в 2 столбика другие существительные: Каспийское море, степь... Число имен существительных изменеие по числам. Эта тема подготовлена для изучения в начальной школе: слова, обозначающие 1 или несколько предметов. Существительные, обозначающие 1 предмет-это существительные единственного числа. Существительные, оюозначающие несколько предмето-это существительные множественного числа. Окончания: ед.ч.: -а, -, -о, -е, -я; мн.ч.: -и, -ы, -я. Род имен существительных - 5 класс. Сложность заключается в том, что учащиеся не изучают материал, подготавливающий к усвоению этой темы и сложно соотнести грамматический признак рода с каким-либо признаком, характерным тому или иному предмету. Поэтому вначале вводятся только те существительные в которых отмечается совпадение лексического значения и грамматического: животные или семья. Так же есть существительные среднего рода, которые нельзя совместить с действительностью. Необходимо знакомит детей спонятием род, используя существительные сразу 3-х категорий. Существительные, к которым можно подставить слова "он мой" - мужэского рода; "она моя"-женского; "оно мое"-среднего. Изменение существительных по падежам. Склонение имен существительных: 1: муж.р. -а, -я, ж.р. -а, -я; 2: муж.р. -, ср.р. -о, -е; 3: ж.р. Основное внимание обащается на правописание безударных окончаний. После достаточного количества упражнений учащиеся должны усвоить правописание безударных окончаний существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 6 кл: по пограмме Воронковой идет изучение склонений существительных во множественном числе, важно обратить внимание учеников на то, что существительны во множественном числе не различаются по родам, а значит не различаются по склонениям. Усваивается единообразное написание ударных и безударных окончаний. Алгоритм определения безударного окончания: 1)поставить ударение 2)поставить вопрос 3)определить окончание. 7кл: учащиеся знакомятся со сложными существительными с соединительной гласной -о, -е или без нее. 8 кл: дети знакомятся с уществительными, которые употребляются только в ед.ч. (пальто, метро) или только во мнодественном (ножницы) 9 кл: знакомство со сложносокращаемыми словами и абривиатурами
42. Содержание и методика изучения темы «Прилагательное» в старших классах специальной (коррекционной) школы. Привести пример конспекта урока (по выбору студента). В основном изучается в 6 классе (по Воронковой). По программе Бгажноковой изучается во всех классах. 1)Изучение начинается с введения понятия и учащиеся повторяют материал, изученный в младших классах - слова обозначающие признак предмета. Вспоминаются вопросы, на которые отвечают прилагательные. После этого учащиеся находят в тексте или подбирают самостоятельно к существительным прилагательные. С 6-го класса (Воронкова и со старших классов (Бгажнокова) необходимо раширить активный словарь учащихся за счет прилагательных, которые обозначают не только внешние признаки, но и внутренние свойства и состояние предметов (черты характера, настроение...) После введения термина необходимо познакомить с синтетической ролью в предложении. Разбирается несколько предложений (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены) и делается вывод о том, что прилагательное всегда является второстепенным членом. 2) На втором этапе учащиеся знакомятся с грамматическими признаками (род, число, падеж) Необходимо показать детям, что прилагательное всегда зависит от существительного и грамматический признак прилагательного определяется по грамматическому признаку прилагательного. Изменение по родам Учащимся предлагается текст в котором употреблены существительные муж, жен, и ср рода разные по значению, с одинаковым по значению прилагательным: глубокий колодец, глубокая пропасть, глубокое озеро. Прилагательные вместе с существительными выписываются из текста, после чего задают вопросы от существительно к прилагательным. Учитель сообщает детям о том, что прилагательное стоит в том же роде, что и существительное. Муж.р: какой? -ий -ый -ой Жен.р: какая? -ая -яя Ср.р: какое? -ое -ее. Изменение прилагательных по числам Выписываются прилагательные+существительные в 2 столбика (1/несколько). Нужно задать "?" от существительного к прилагательному. Ед.ч.: -какой -какая -какое Мн.ч.: -какие. Прилагательное стоит в том же числе, что и существительное. Изменение прилагательных по падежам(склонение) В коррекционной школе учащиеся изучают склонение прилагательных ед. числа в зависимости от их рода. Вначале знакомятся с прилагательными муж. и ср. рода. Для этого в учебнике дана таблица склонений существительных вместе с прилагательными. Далее изучается каждый падеж в отдельности. Дети учатся определять падеж прилагательногг по существительному, правильно писать окончания, в том числде безударные. Склонение прилагательных женского рода: заключается в том, что прилагательные жен.р. в 4-х падежах (Рп, Дп, Тп, Пп) отвечают на вопрос -какой?, следовательно определить падеж по вопросу невозможно. Определить падеж можно только по существительному. Склонение прилагательных множ. числа: прилагательные множественного числа не различаются по родам. Ученики знакомятся с таблицей склонений прилагательных множ.ч., запоминают падежные вопросы и окончания. Затем упражняются в определении безударного окончания, для чего задают "?" от существительных к прилагательным, определяют падеж и вспоминают подежные окончания соответствующего падежа.
43. Содержание и методика изучения темы «Глагол» в старших классах специальной (коррекционной) школы. Привести пример конспекта урока (по выбору студента). По программе Воронковой знакомство с понятием происходит в 5 классе, осноная часть -7 класс. По Бгажноковой-5 класс. При знакомстве с частью речи Глагол учащиеся повторяют материал младших классов - слова обозначающие действия предметов. Учащиеся повторяют "?" на которые отвечают глаголы, затем вводится сам термин и пределение. Глагол - часть речи/слово, обозначающее действие предмета и отвечающее на вопрос -что делает? -что делают? Происходит расширение словарного запаса учащихся за счет глаголов, которые обозначают речевые и мыслительные процессы, трудовую деятельность, состояние человека. На 2-м этапе изучаются грамматические признаки глагола: изменение по временам, по числам и лицам, спряжение глагола. Изменение глаголов по числам Учащиеся выписывают в 1 столбик существительные (ед. числа) Затем подбирают к ним глаголы и пишут их рядом. Для этого задают от существительного вопрос (дерево что делает? -растет) Затем учитель спрашивает: действия скольких предметов обозначает глагол растет? Если глагол обозначает действие одного предмета и сочетается с существительным ед. числа, то это глагол единственного числа. Сверху над глаголом записывается его число. Разбирается еще 3-4 примера. Затем предлагается изменить существительные 1-го столбика на множ. число и записать во 2-й столбик и поставить вопрос (что делают?) и по этому вопросу изменить глагол, который записан в 1-м столбике. Действия скольких предметов обозначает глагол "растут'? В каком числе стоит глагол, если он согласовывается с существительным во множественном числе? Сверху над глаголом подписывается множ.число. Для закрепления выясняется на какие вопросы отвечают глаголы ед. и множ. числа и предлагаются задания: образовать от глаголов ед. ч. глаголы множ. числа, используя нужный вопрос и наоборот; вставить в предложения глаголы соответствующего числа. Изменеие глаголов по временам Учащимся предлагают текст в котором используется один и тот же глагол в разных формах: 1- отвечает на "?" что делает / что делают? 2- что делал? /что делали? 3-что сделает?/будет делать? Мальчик ловил рыбу. Он поймал щуку. Он еще поймает много рыбы. Прочитать 1-е предложение, найти глагол, задать вопрос от слова мальчик. Когда происходит действие? Прочитать 2-е предложение, найти глагол, задать вопрос. Когда происходит действие? Прочитать 3-е предложение, найти глагол, задать вопрос. Когда происходит действие? Детям предлагается выписать глаголы в 3 столбика и записать в скобках вопросы. Объяснение: 1-если глагол обозначает действие, которое происходит в момент речи и отвечает на "?" - что делаю, делает, делают... это глаголы настоящего времени. Сверху над глаголами выставляют карточку "настоящее время". 2-если глагол обозначает действие совершенное дор момента речи и отвечает на "?": что делал, делали, делала.. это глаголы прошедшего времени (карточка). 3-если глагол обозначает действие, которое произошло после момента речи и отвечает на "?": что сделают, будут делать,... это глаголы будущего времени (карточка). Показывается сокращенное написание, сообщается, что глаголы изменяются по временам, предлагается изменить текст. Изменение глаголов по лицам. Повторить тему местоимения. Затем учащимся предлагается подобрать к аждому местоимению подобрать глагол "петь". Назвать местоимения, задать вопрос от местоимения к глаголу, записать этот глагол. На какие вопросы отвечают глаголы, записанные вместе с местоимениями 1-го лица -я, -мы? Это глаголы 1-го лица. Назовите вопросы на которые отвечают глаголы 2-го лица. По каким местоимениям узнать глаголы 3-го лица? Неопределенная форма глагола. Учитель предлагает детям записать предложение: Бороться и искать, найти и не сдаваться. Найти все глаголы и подчеркнуть их. Определить число, выясняется, что число определить нельзя. Так же нельзя определить время и лицо. Из этого следует, что глаголы у которых нельзя определить число, время, лицо - это глаголы неопределенной формы. Детей знакомят с глаголами, оканчивающимися на -ти -ть -чь (идти, гулять, беречь) Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Учащиеся анализируют таблицу в которой по лицам и числам изменяется отдельно глагол настоящего времени и тот же самый глагол в форме будущего времени (писать, написать) Окончание глаголов настоящего и будущего времени одинаковы (я пишу -я напишу, мы пишем-мы напишем) Разные окончания-разные вопросы. Изменеия глаголов нгастоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением. 1-е спряжение: -е-: -ешь -ет -ем -ете 2-е спряжение: -и-: -ишь -ит -ишь -ите. После этого происходит знакомство с глаголами исключениями (11) С глаголами брить, стелить не знакомятся. Алгоритм определения безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения: 1-поставить ударение 2-поставть в начальную форму 3-определить спряжение 4-определить окончание
44. Содержание и методика изучения темы «Местоимение» в старших классах специальной (коррекционной) школы. Привести пример конспекта урока (по выбору студента). По Воронковой - 7 класс. Для введения понятия и чтобы дать определение этой части речи учитель записывает на доске пары предложений: Меня зовут Наташа. Я учусь в 7-м классе. Сережа, пойдешь в кино? Ты пойдешь в кино? Наташа пошла в магазин. Она купила продукты. Учитель просит прочитать 1-е предлжение в 1-м столбике и спрашивает: о ком говорится? (-о Наташе)Подчеркните что обозначает имя девочки. Прочитайте 1-е предложение во 2-м столбике. Понятно ли о ком это? (-нет). Что называет предмет? (-я) Выпишите все слова из 2-го столбика: я, ты, он, она, оно, вы, мы, Обозначают ли эти слова предметы, каксуществительные? (-нет). Все слова, которые мы выписали - это местоимения (вместо имени существительного). Не обозначает, а указывает. Далее учащиеся знакомятся с ролью местоимения в предложении. Для этого можно использовать сравнение 2-х предложений, в 1 из которых использовано существительное, в другом оно заменено местоимением. Учащиеся убеждаются в том, что и существительное и местоимение отвечают на один вопрос и я вляются одним и тем же членом предложения. Изучение признаков местоимения. Знакомство с лицом, числом, со склонением местоимений ед.и множ. числа 1,2,3 лица. Лицо местоимений. Учитель задает вопрос ученику: на какой улице ты живешь? Назови использованное местоимение (-я) Затем задается вопрос всему классу: в каком городе вы живете? Назовите местоимение (-мы). Когда мы говорим о себе, то используем местоимения -я, -мы. Это местоимения 1-го лица. Затем учитель предлагает одному из учеников задать вопорос соседу по парте, не называя его имени. Затем задать вопрос всему классу. Когда мы обращаемся к кому-либо, То говорим -ты, -вы. Это местоимения 2-го лица. Затем учитель просит ученика рассказать о том, что делал кто-тоиз учеников вчера вечорм, не называя его имени. Когда мы говорим о ком-то, то используем местоимения -он -она -оно- они. Это местоимения з-го лица. Для закрепления: найти в тексте местоимения, определить лицо; вставить в текст местоимение. Далее изучаются отдельно местоимения каждого лица. Число местоимений. Выписываются местоимения 1, 2, 3 лица. затем к каждому записывается глагол: я пойду, мы пойдем, ты пойдешь... Назовите местоимения, Которые указывают действия 1-го предмета (-я, -ты, -она, -он, -оно) это местоимения единственного числа. Назовите местоимения, которые указвают действия нескольких предметов (-мы, -вы, -они) Это местоимения множественного числа. Для закрепления: заменить местоимение ед. ч. на множ. и наоборот в предложении; вставить пропущенные местоимения, определить число. ПРи изучении местоимений 3-го лица ед.ч. учащиеся знакомятся с тем, что у них можно определить род. При изучении местоимения "вы" обращается внимание на то, что вписьменной речи употребляется с заглавной буквы. Склонение местоимений Склонение каждого лица изучается отдельно. При изучении чсклонения местоимений 1,2,3 лица ед. и множ.ч следует обратить внимание учеников на то, что местоимения так же, как и существительные изменяются по "?", т.е. склоняются и про склонении местоимения меняется все слово. Обращается внимание на употребление предлогов с местоимениями в различных падежах. эти предлоги представлены в учебнике и учащиеся их не заучивают.
Date: 2016-05-25; view: 867; Нарушение авторских прав |