Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Подготовка публичного выступления
Психологические особенности публичного выступления. Понятие деловой риторики. Организация публичного выступления. Риторические приемы в публичном выступлении. Средства удержания внимания аудитории. Завершение выступления.
Задание 6.1. Что включается в понятие деловой риторики? пПеречислите ее основные элементы:
__________________________________________________________________ Задание 6.2. Какие приемы деловой риторики Вам известны? Назовите их.
__________________________________________________________________ Задание 6.3. Приведите примеры, в каких ситуациях следует пользоваться этими приемами.
__________________________________________________________________ Задание 6.4. Заполните следующую таблицу:
Задание 6.4. Подготовьте выступления с использованием риторических приемов и средств удержания внимания аудитории. Возможные темы выступлений: - Перспективы трудоустройства выпускников вуза в нашем городе, - Деловая культура молодого специалиста (педагога), - Корпоративная культура фирмы и ее содержание, - Пропаганда здорового образа жизни среди студенческой молодежи.
Задание 6.5. Психологические факторы в процессе выступления. (Подготовьте письменные ответы, которые можно обсудить в группе). 6.5..1. Выступающий не стоит на одном месте, а постоянно ходит перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления?
_____________________________________________________________ 6.5.2. Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса? Обоснуйте свой ответ.
_____________________________________________________________ 6.5.3 Вы волнуетесь, выступая? Как справиться со своим волнением? Приведите известные вам примеры из практики.
_____________________________________________________________ 6.5.4. Часть аудитории настроена враждебно к вашему выступлению. Что вы будете делать? Объясните возможные действия.
_____________________________________________________________ Задание 6.6. Ответьте на приведенные вопросы, выбирая правильные ответы. 1.Назовите коммуникативные приемы, используемые в публичном выступлении 1. Эффект визуального имиджа 2. Громкий голос 3 Эффект первых фраз 4. Стремление вызвать положительные эмоции 5. Аргументация 6. Квантовый.выброс информации 7. Использование большого объема новой информации 8. Эффект паузы 9. Использование иностранных слов
2. Какие средства удержания внимания аудитории перечислены ниже? 1. Наглядность 2. Использование большого объема фактов 3. Короткие рассказы 4. Длинные отступления 5. Цитирование 6. Частые ссылки на работы других авторов 7. Намеки 8. Все вместе
3. Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателей: 1. улучшает; 2. улучшает восприятие, если не обижает никого; 3. ухудшает
4. Во время вашего выступления председательствующий сообщил, что ваше время истекло. Как вам следует поступить: 1. сказать: «Я заканчиваю выступление»; 2. «Прошу еще полторы минуты»; 3. сказать: «Таким образом», подводя итог; 4. «И последнее: самое главное….»; 5. «В заключении хочется сказать еще и том, что….».
5. Вам задали вопрос, интересующий всех. Ответа вы не знаете. Как вы поступите: 1. попытаетесь выкрутиться, 2. сознаетесь, что не можете ответить Литература Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. Дорошина И.Г. Культура делового общения. Пенза, 2004. Дорошина И.Г. Практикум по культуре делового общения. Пенза, 2004. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998. Столяренко Л.Д. психология управления. Ростов н/Д, 2006. Гл.6. Сидельникова Т.Т. Спор? Спор! Спор… Казань, 1992. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель… М., 1993. Урбанович А.А. Психология управления. Минск, 2005.Гл.4. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2000. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. М.-Минск, 2006. Гл.7.
Тема 7. Правила деловой переписки Служебная переписка. Схема делового письма. Виды деловой корреспонденции. Задание 7.1. Что входит в служебную переписку?
__________________________________________________________________ Задание 7.2. Какие виды деловой корреспонденции Вам известны? __________________________________________________________________ Задание 7.3. Какие приемы применяются при составлении делового письма?
__________________________________________________________________ Задание 7.4. Как грамотно написать заявление о приеме на работу? Ответы оформите в виде таблицы:
Задание 7.5. Подготовьте информационное письмо об организации научной конференции по заданной теме. Необходимо указать основные направления работы конференции, примерный состав участников. распорядок работы, порядок представления докладов. Ответы следует обсудить на дискуссии во время практического занятия.
Задание 7.6. Правила деловой переписки. Ответьте на вопросы, выбирая правильные ответы. 1. Где указывают наименование адресата и адрес в служебном письме? а) в верхнем левом углу б) в верхнем правом углу в) посередине.
2. Где пишут обращение к адресату? а) посередине б) слева в) справа.
3. Какими словами надо начинать обращение к адресату в служебном письме? а) назвать по имени и отчеству, вставить слово «уважаемый» б) указать фамилию и инициалы в) назвать только должность адресата г) вставить слово «господин» и указать фамилию.
4. Какое содержание имеет стандартное окончание делового письма? а) выражение благодарности за сотрудничество б) надежда на продолжение деловых контактов в) извинение за беспокойство г) прощание д) верны все ответы.
5. В течение какого времени принято отвечать на письменный деловой запрос? а) сразу же б) в течение 10 дней в) в течение 30 дней, если краткие сроки нереальны, с уведомлением адресата о причине задержки г) после выполнения более срочных дел.
6. Каков срок ответа на сообщение по электронной почте? а) сразу же б) в течение суток, не считая выходных в) не более, чем через неделю
7. Означает ли отсутствие ответа в срок, что на вопрос не готовы ответить? а) да б) нет в) не всегда.
Литература Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальная переписка. М., 1993. Книга делового человека. Справочник / Под ред. Т.А. Краюхина, Э.Г. Минаева. М., 1993. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000. Социальная психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995. Гл.6. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. М.-Минск, 2006. Гл.7.
8. Ведение делового телефонного разговора Особенности общения по телефону. Правила ведения телефонного разговора, когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы. Задание 8.1. Как следует правильно начинать деловой телефонный разговор? Задание 8.2. Заполните таблицу: Какие ошибки часто допускают при телефонном разговоре? Задание 8.3. Вы позвонили с целью делового разговора, но нужного Вам человека не оказалось на месте. Определите Ваши действия с целью передачи информации нужному для Вас абоненту.
Задание 8.4. Телефонный практикум. Отвечая на вопросы, выберите правильные ответы.
1. Что вы ответите, когда снимете трубку после звонка: 1. «Говорите»; 2. «Слушаю вас»; 3. «Добрый день» и назовете свое учреждение; 4. «Да»; 5. назовете свою фирму, свою фамилию или должность; 6. назовете фирму, свой отдел, фамилию.
2. При вас спрашивают отсутствующего коллегу. Что вы ответите: 1. «Его нет»; 2. «Он вышел, перезвоните через полчаса»; 3. «Чем я могу помочь?»; 4. «Что ему передать?»; 5. «Он вышел. Можете ли вы оставить номер своего телефона для него?»;
3. Вас просят передать информацию отсутствующему коллеге. Как вы поступите: 1. расскажете ему, когда увидите; 2. напишите записку и положите ему на стол; 3. попросите того, кто его, вероятно, увидит, передать содержание разговора; 4. предложите перезвонить.
4. Позвонили к вам на работу во время обеденного перерыва. Что вы ответите: 1. «Все обедают»; 2. «Никого нет»; 3. «Пожалуйста, перезвоните через…»; 4. Запишете информацию, номер телефона, и передадите тому, для кого эта информация предназначена.
5. Позвонивший высказывает претензию, в которой вашей вины нет. Что вы ответите: 1. «Это не моя ошибка»; 2. «Я этим не занимаюсь. Вам лучше обратиться к …»; 3. «Давайте разберемся»; 4. «Нет, вы не правы»; 5. «Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом»; 6. «Оставьте, пожалуйста, ваш телефон»
6. Вы не согласны с претензией. Каковы ваши действия: 1. выслушать длинную жалобу позвонившего; 2. сразу переадресовать вопрос тому, кому он ближе, 3. вникнуть в суть претензии, и только если это относится не к вам, то передать ее тому, кто отвечает за данный участок работы.
7. Вы обещали перезвонить, когда решите проблему, к определенному сроку. Но решить ее не удалось. Как вы поступите: 1. позвоните, когда решите проблему; 2. позвоните и договоритесь о новом сроке.
8. Вам задали вопрос, ответа на который вы не знаете. Что вы ответите? 1. «Я не в курсе»; 2. «Я не знаю»; 3. «Хороший вопрос…Разрешите, я кое-что уточню для вас»; 4. «Позвоните…(назовете фамилию)».
9. Позвонивший не представился и сразу начинает излагать свой вопрос. Что вы должны сделать? 1. вникнуть в суть вопроса и дать ответ; 2. постараться выяснить, кого представляет позвонивший, и затем дать ответ.
10. Какие способы дозвониться по «вечно занятому» телефону являются наиболее правильными? 1. Манипулирование с набором цифр 2. Постоянные повторные попытки дозвониться 3. Попытаться перезвонить через какой-либо промежуток времени.
Литература Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. Спб., 1993. Берд П. Обуздай свой телефон!: Пер. с англ. Минск, 1996. Книга делового человека. Справочник / Под ред. Т.А. Краюхина. Э.Г. Минаева. М., 1993. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1998. Социальная психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995. Гл.6. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. М.-Минск, 2006. Гл.7.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Теоретический материал для темы 3 «Психологические аспекты переговорного процесса»
Переговорные стили. Жесткий стиль. Соответствует стратегии соперничества. Ведя переговоры в этом стиле, вы настаиваете на своих требованиях, не идете на уступки, оказывая давление на партнера и не заботясь об удовлетворении его интересов. Главная опасность такого стиля в том, что если оппонент будет придерживаться его же, то результат, скорее всего, не будет достигнут, и выход из конфликта невозможно будет найти. Применение такого стиля оправдано в следующих ситуациях: -одна сторона не заинтересована в налаживании хороших отношений с другой, а имеет целью только удовлетворение своих требований; -одна сторона имеет перевес сил над другой; -одна сторона находится в экстремальной ситуации, когда «нечего терять». Существуют две основные тактики ведения переговоров в жестком стиле: ультимативная тактика и тактика выжимания уступок. При ультимативной тактике используются следующие приемы: -рассчитанная задержка; -выбор из двух зол; -тактика «затвора». При применении тактики выжимания уступок используются средства позиционного и психологического давления на оппонента. К первым из них относятся:отказ от вступления в переговоры, выдвижение требования предварительной уступки как условия ведения дальнейших переговоров, заявление о необходимости согласовать уже почти достигнутое соглашение с вышестоящими руководителями, внешне проявляемая готовность к приему предложений оппонента с предупреждением о невозможности его выполнения из-за вмешательства третьих сил. Ко вторым относятся: принижение оппонента, искажение принятых норм контакта, запутывание оппонента, искусственное затягивание. Существуют способы противодействия таким приемам. Надо знать, что их применение чаще всего связано с манипуляциями. Мягкий стиль. Ведя переговоры в этом стиле, вы готовы отказаться от какой-то из своих позиций. Взамен вы устанавливаете хорошие отношения со своим партнером. Но нельзя ожидать, что и партнер при этом тоже пойдет на какие-то уступки. К этому стилю обращаются в следующих ситуациях: -когда добрые отношения с оппонентом важнее, чем удовлетворение своих интересов, -когда вас не особенно волнуют проблемы, вызвавшие конфликт; -когда вы понимаете, что правда не на вашей стороне; -когда мало шансов победить в конфликте. При этом используются следующие тактики и методики: самокритика, эмпатическое понимание оппонента и учет его чувств и эмоционального состояния, методика улаживания инцидента, в которой можно выделить следующие этапы: -описание, с целью снять напряженность в отношениях с партнером; -выражение отношения к инциденту; -предложение более приемлемых вариантов поведения, которые могут исправить последствия инцидента; -вознаграждение, т.е. ясное указание преимущества для партнера, если он примет встречное предложение. Критическому значению может предшествовать похвала, снимающая подозрение в несправедливости и настраивающая на внимательное отношение к критике. Когда мягкая тактика не срабатывает, всегда есть возможность перейти к более жестким формам ведения переговоров. Торговый стиль. Он предполагает отстаивание своих интересов и выжимание уступок оппонента, с одной стороны, и допускает удовлетворение каких-то интересов оппонента за счет удовлетворения своих требований, с другой. Но если жесткий стиль принуждает оппонента выполнить, что от него требуется, то торговый стиль позволяет добиться от оппонента добровольного согласия на то же. Этот стиль отличается и от мягкого, т.к. нацелен не на достижение добрых отношений, а на достижение своей выгоды. Применяется для достижения конфликтов и чаще всего – там, где обе стороны заинтересованы в совместном решении спорного вопроса, но не могут достичь его, если не отступят в чем-то от своих позиций. Существуют следующие тактики и приемы ведения переговоров в этом стиле: -Позиционный торг. Чтобы эффективно вести, например, торговые переговоры, надо заранее определить свои потребности. Затем надо изучить ситуацию переговоров, больше собрать информации о другой стороне. В процессе такого торга надо сравнивать имеющиеся альтернативы с предложениями, которые можно получить от оппонента или партнера, и определять наилучший вариант решения своих проблем. В процессе торга используются и другие тактики. -Сокрытие и открытие информации, чтобы определить причины возможного отказа. -Разведка. Используется для оценки возможной реакции партнера на свои предложения. -Игра промежуточными предложениями. -Имитация мягкого стиля. Сотруднический стиль. Предполагает, что можно найти взаимную выгода там, где только возможно, а если интересы не совпадают, то надо настаивать на результате, обоснованном справедливыми нормами. Существуют основные правила принципиальных переговоров: -надо отделить человека от проблемы; -сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях; -настаивайте на использовании объективных критериев; -не надо поддаваться давлению оппонента, если он отказывается принять какие-то объективные принципы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Теоретический материал для темы 4 «Ведение делового совещания». Цели рабочего совещания: выработка управленческих решений в организации и осуществление контроля их исполнения. Задачи: - зафиксировать наличие проблемной ситуации, - рассмотрение различных прогнозов развития ситуации в целом и в наиболее важных для организации аспектах, - определение уровней угроз для организации и возможных вариантов решения проблемы, - определение наличия ресурсов, необходимых для решения проблемы, = определение и документальное фиксирование реализации управленческого решения, - определение персональной ответственности за реализацию отдельных этапов принятого решения и создание механизма контроля его выполнения. Основная задача докладчика – подготовить свое выступление таким образом, чтобы: - наиболее полно проинформировать присутствующих на совещании о существующей проблеме, - осветить основные варианты решения проблемы, - оценить сравнительную эффективность возможных вариантов решения проблемы определить наиболее вероятные сценарии развития ситуации, - привлечь присутствующих к конструктивному диалогу по обсуждаемым проблемам. Процедура убеждения включает 4 основных вида убеждающих воздействий: - информирование. - разъяснение. - доказательство, - опровержение. Основной способ информирования – это рассказ. Если изложение идет от общих положений к частным задачам, то это больше подходит для решения масштабных производственных проблем. Если, наоборот, от отдельных фактов к обобщениям и выводам, то это больше подходит для решения социальных и личных проблем. Существуют три вида разъяснения. Первый из них строится как логически выверенная последовательность конструкций. Проводится, если от подчиненных требуют наилучшим образом запомнить порядок и назначение конкретных действий. Второй вид должен восприниматься подчиненными как заинтересованный рассказ руководителя. Проводится, когда руководитель или другое выступающее лицо имеет необходимую подготовку (убедительные факты, примеры). Третий вид строится так, что перед слушателями ставятся вопросы, требующие от них ответа. Проводится, когда надо добиться, чтобы сами подчиненные сформулировали необходимое решение и далее оно воспринималось бы как собственное. Основные элементы доказательства: - словесное выражение того. Что надо доказать, - логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Наиболее сильными аргументами являются факты, в истинности которых невозможно сомневаться. - способ доказательства, рассуждения. При прямом доказательстве аргументы непосредственном подтверждают истинность тезиса. При косвенном – истинность тезиса доказывается путем опровержения противоположного утверждения на основании законов тождества и исключенного третьего. Доказательство строится на трех фундаментальных законах логики: - закон тождества – каждая мысль в процессе обсуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась, - закон исключенного третьего – два суждения, в одном из которых утверждается нечто, а в другом то же самое отрицается, не могут быть одновременно оба истинными, - закон достаточного основания – чтобы суждение было принято как достоверное, оно должно быть подтверждено другими аргументами, истинность которых проверена практикой. Речевые штампы, помогающие провести деловую беседу. Начало беседы. -Я полагаю, что лучше всего начать с обсуждения…; -Сегодня я предлагаю обсудить…; -Я думаю, что мы начнем разговор с… Выражение одобрения и согласия. -Ваши условия нас вполне устраивают…; -Думаю, что мы можем договориться и о…; -Мы ничего не имеем против…; -Это, на наш взгляд, очень хорошая идея…; -Мое представление о… полностью совпадает с вашим; -Можно считать, что мы в основном договорились. Стремление отстоять свою точку зрения. -Но давайте рассмотрим и другие стороны этого решения…; -Мне бы хотелось получить от вас дополнительную информацию по этому вопросу…; -Я вижу решение этого вопроса по-другому, и хотел бы пояснить…; -Я полагаю, что вы согласитесь с наличием другого варианта решения вопроса, который мне бы сейчас хотелось с вами обсудить…. Выражение просьбы. -Вы нас очень обяжете, если согласитесь…; -Я буду очень признателен (благодарен), если…; -Мы очень рассчитываем на вашу помощь…; -С вашей стороны будет очень любезно, если…. Выражение извинения. -Приносим наши извинения (примите наши извинения)…; -Мы искренне сожалеем, что…. Выражение сомнения и неопределенности. -У меня пока не сложилось окончательного мнения по этому поводу…; -Я прошу вас уточнить…, поскольку у меня есть совсем другая информация…; -У меня большое сомнение в необходимости…; -Я бы предпочел другое решение задачи…. Неодобрение, несогласие и отказ. -В целом ваше предложение приемлемо, но…; -Наша точка зрения расходится с вашей…; -В принципе мы согласны с большинством ваших пунктов (аргументов), но…; -У нас есть ряд возражений и замечаний…; -Трудно согласиться с вашим вариантом, поскольку его реализация может вызвать трудности…; -Нас не устраивают предложенные вами условия…; -Мы высоко ценим ваши усилия, но, к сожалению, вынуждены ответить отказом… Желание уйти от ответа. -На ваш вопрос трудно ответить однозначно. Дело в том, что…; -На это можно ответить только в самом общем виде…; -Мне трудно судить об этом…; -К сожалению, точной информацией мы не располагаем… Завершение беседы. -Итак, мы подходим к концу беседы…; -Давайте подведем итоги наших договоренностей…; - В заключении беседы я хотел бы сказать…. Существуют следующие «трудные» типы слушателей, которые могут встретиться в деловом общении: -Симулянт – имитирует внимательное слушание, но на деле плохо понимает смысл сказанного; -Зависимый – очень озабочен производимым впечатлением, старается заслужить одобрение окружающих, и упускает содержание сказанного; -Перебивающий – торопиться высказать то, что приходит ему в голову, т.к. боится забыть это, и нередко таким способом старается увести разговор в сторону от неприятной ему темы; -Погруженный в себя – он очень занят своими проблемами и переживаниями, и ему нет дела до говорящего. Возможно, он и не слышит своего собеседника; -Логик – старается классифицировать новую информацию в свою систему, поэтому воспринимает лишь то, что входит в его логику, а остальное воспринимает очень поверхностно. К специальным методам вербального и невербального воздействия на партнера по общению относятся: заражение, подражание, рефлекторное закрепление реакций, позитивное манипулирование, техника задавания вопросов. Под убеждением в психологии понимается метод воздействия на сознание партнера по общению через обращение к его собственному критическому суждению. Чтобы достичь целей убеждения, нужны тщательный отбор, логическое упорядочение фактов и выводов, правильное структурирование информации. Внушение рассматривается как изменение психической сферы человека на основе воздействия на неосознаваемые или неконтролируемые психологические механизмы. Эффективность внушения зависит от авторитета, воли, обаяния внушающего, а также от степени внушаемости, эмоциональных состояний, установок партнера, от характера отношений с ним. Психическое заражение состоит в распространении на психофизиологическом уровне своего эмоционального состояния на партнера. Рефлекторное закрепление психического состояния, отношения – это процесс формирования условного рефлекса, путем совмещения хорошего настроения партнера с каким – либо нейтральным стимулом, например, с цветами, картиной, музыкой. Позитивное манипулирование состоит в управлении установками, отношениями и действиями партнера за счет целенаправленного программирования сообщаемой ему информации, в интересах принятия взаимно выгодных деловых предложений. Переформирование – состоит в изменении критериев и аспектов оценки ситуации, когда надо заменить сложившуюся психологическую ситуацию на противоположную.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример методики собеседования с поступающим для приема на работу Рекомендована С.И. Файбушевичем, к.э.н., доц. С.-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Основные положения 1. Кандидат должен заранее получить сведения о дате и времени собеседования. 2. Найдите время перед собеседованием, чтобы прочесть биографию кандидата. Это поможет сэкономить время. 3. Определите вопросы, которые надо задать. 4. Спланируйте беседу так, чтобы ничто не отвлекало ваше внимание. 5. Не проявляйте предвзятости. Первое впечатление часто продиктовано предрассудками и может быть совершенно необоснованным. 6. Сразу называйте кандидата по имени и отчеству. Убедитесь. Что он также знает ваше имя и отчество. 7. Сообщите кандидату сведения, касающиеся должности, как ее привлекательные стороны. Так и непривлекательные. Сюда входят требования к работнику. Продолжительность рабочего дня, условия работы, возможности продвижения по службе, 8. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Искусство собеседования - Вопросы надо четко и ясно формулировать. Следует сгруппировать их по темам, плавно переходя от одной к другой. - Сделайте так, чтобы кандидат говорил больше, чем вы сами. - Обратите внимание на вопросы, которые он задает вам. - Обратите внимание на мимику кандидата. Жестикуляцию, позы, выражение глаз. Построение вопросов В процессе собеседования возможно использовать следующие типы вопросов: - Вопросы, требующие развернутых ответов, например: «Насколько хорошо вам удается работать в условиях сильного давления?» - Вопросы, предполагающие однозначные ответы, например: «Вы готовы приступить к работе со среды?» или уточняющие, например: «Вы проработали в АО «Перспектива» два года?» - Вопросы, цель которых – более реально оценить ответы на предыдущие вопросы, например: «Были ли у вас ситуации, в которых все складывалось не столь удачно?» - Вопросы, иллюстрирующие рассказ о стиле поведения, например: «Расскажите о том, как вы выполняли эту работу.» - Зеркальные вопросы, когда утверждение кандидата вы повторяете в вопросительной форме и выдерживаете паузу, например: «Вы коммуникабельны?», если кандидат сказал, что он коммуникабелен. - Вопросы, требующие выбора и его обоснования, например: «Хотелось бы знать, что вы предпочтете, если…?» - Наводящие вопросы: «Мы считаем, что… А что вы думаете по этому поводу?» - Вопросы, развивающие предыдущий ответ: «Расскажите об этом подробнее», «Приведите пример» и т.п. Что необходимо выяснить во время собеседования: - Почему кандидат оставил прежнюю работу, и не были ли нарушены условия договора с его стороны? - Реальная причина получения данной работы. - Прилежен ли кандидат или ленив? - Инициативен ли он или нуждается в том, чтобы ему давали распоряжения? - Насколько кандидат быстро выполняет работу, и насколько аккуратно он ее делает? Основные ошибки при приеме на работу: - Повторные интервью с одинаковыми вопросами. - Ложное толкование имиджа и информации о кандидате. - Оценка под влиянием предубеждений. - Необдуманные решения. - Гало-эффект.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Ответы к вопросам-тестам
Тема № 1 1 – 1, 2, 3, 5. 2 = 1, 2, 4. 3 – 1, 3, 5. 4 – 3. 5 – 1, 2, 6. 6 - 3. 7 – 1, 4. 8 2, 3. 9 – 2. 10 – 1, 2, 3. 11 – 1, 2, 3, 6.
Тема № 2 1 – 1, 2, 3, 6. 2 – 2. 3 – 1, 3, 5, 7. 4 – 2, 3, 5, 7. 5 – 1, 4, 6, 7. 6 – 1, 4. 7 – 1, 2, 4, 6 8 – 2 9 – 1, 3, 5, 7 10 – 2, 3, 5, 7 11 – 1, 4, 6, 7 12 – 1, 4
Тема № 4 1 – 1, 2, 4, 6. 2 – 2. 3 – 1, 3, 4. 4 – 4, 3, 2, 1.
Тема № 5 1 – 1, 5, 6, 8. 2 – 1, 3, 5, 7. 3 – 2. 4 – 4. 5 – 2.
Тема № 6 1 – б 2 – а 3 – а 4 – а, б 5 – б, в 6 – б 7 – в
Тема № 7 1 – 3 2 – 5 3 – 2 4 – 4 5 – 5 6 – 3 7 – 2 8 – 3 9 – 2 10 – 2, 3
Date: 2016-05-25; view: 483; Нарушение авторских прав |