Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сочетание психотипных черт⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
Как ставить личностный диагноз? Не боги горшки обжигают. То есть не только психолог должен уметьставить личностный диагноз, в том числе при зашкаливании в акцентуацию ипсихопатию. Каждый "человек общающийся" может в своих отношениях с другимилюдьми учитывать психотип и его выраженность. Так что психологи не должны вести себя как жрецы, которым, дескать,единственным дано психологическое прозрение. Часто психологи, увы, относятсяс презрением к так просто людям, к непсихологам. Психологу, наоборот,следует поделиться своим умением ставить личностный диагноз -- как Прометейподелился с людьми огнем. Конечно, надо предостеречь и от игр с огнем. Ставить личностный диагноздругому человеку -- это ответственное дело. Если вы хотите просто для себяучесть его, то Бог вам в помощь (ошиблись -- сами же и повели себянеправильно). А вот если вы начнете направо-налево выдавать свои диагнозы вкачестве самодеятельного психолога, то можно и беду накликать. Это вопросэтики. Не делитесь с человеком своими диагностическими впечатлениями о нем.Для этого все-таки требуется профессиональная квалификация. Но учитывать психотипные особенности человека для себя -- это оченьважно и очень много. Уже по ходу чтения книги вы обратили внимание, чтоначали обращать внимание на те черты в людях, о которых уже узнали. Онипоневоле бросаются в глаза. На это я и надеялся. Диагностика -- это инепроизвольная деятельность. И в ярко выраженных случаях человека невольнотянет сразу к диагностике психотипа, а не только отдельных черт. Хочу предупредить: поспешность в этом вряд ли будет способствоватьуспеху, так что советую сначала собирать все по крохам. Для начала наблюдаем человека в разных его проявлениях, не задаваяникаких специальных вопросов, просто наблюдаем и про себя что-то отмечаем.Это уже дает очень много опорных моментов для диагностики. Можно вступить и в разговор. Но здесь требуется дополнительныйкомментарий. Если вы психолог и человек у вас консультируется, то можноспециально задать нужные для диагностики вопросы. Но если вы делаете выводытолько для себя, то назойливые расспросы могут раздражать. Тут уж старайтесьпросто разговаривать на разные темы, как собеседник с собеседником. И изэтого свободно парящего разговора о том о сем можно делать диагностическиевыводы. Этот разговор может быть спокойным и неназойливым. Ведь мы частопросто общаемся по делу и без дела со множеством разных людей. Но он можетбыть и несколько более углубленно-направленным, если мы ставим перед собойдиагностическую задачу. Ну, ставим или не ставим, впечатления все равнобудут накапливаться. А если ставим такую задачу, то все же следует этоделать не демонстративно, а в рамках приличий. То есть не стоитрасспрашивать человека сразу о его секретах, а для начала лучше рассказатьему о каких-то своих -- в духе главки "Вдохновляй на разговор" в моей книге"Лабиринты общения". Просто ли мы наблюдаем, просто разговариваем или "пристрастно"расспрашиваем, материал дальше "обрабатывается". То, что сразу бросилось вглаза, фиксируем про себя и квалифицируем как симптом. Например, отметили, что человек картавит, что голос у него глухой, речьскороговоркой, слова не договариваются до конца, нам приходится егопереспрашивать, -- и квалифицируем: речь смазанная. Или увидели, что ногтидлинные, ухоженные, стрижка под мальчика, с мелированием -- квалифицируем:уделяется особое внимание внешности. Когда такая работа проведена достаточно кропотливо и мы чувствуем, чтоисчерпали весь материал, переходим к его диагностическому переосмыслению. Ноне надо торопиться с выводами. Поступаем так. Отбираем явные черты (например, мелодичное чтениестихов) и те черты, которые можно трактовать по-разному. Вот это вродевыглядит как шизоидная черта, но если чуть с другой стороны посмотреть, топохожа и на истероидную. Помните про пуговицу на двух нитках? Истероид можеттаким образом вводить новую моду или красоваться своим нонконформизмом. Когда собрано и обдумано все, составляем "диагностический баланс". Наэтом этапе целесообразно использовать метод исключения. Задаем себе вопросы"от обратного". Это истероид? Не демонстративен, не красив, хорошийматематик, не манипулятор и т. п. -- ну явно не истероид. И так по отношениюк каждому психотипу. Когда исключим все неподходящее, останется два-трипсихотипа для дифференциального диагноза. И вот здесь придется трудно. Конечно, для тренинга диагностических навыков будущимпсихологам-профессионалам и пользователям одного лишь прочтения этой книги,безусловно, недостаточно. Книга пусть будет началом в постижении психотипныхособенностей. Что касается наших студентов, то они проходят солиднуюдиагностическую практику. Но и тем из читателей, которые хотели бы для своихжитейских целей пройти живой тренинг диагностики, мы предлагаем такиезанятия в рамках наших психологически ориентированных клубов. Во введении я предупредил, что издаю эту книгу незаконченной. Здесьописаны лишь основные личностные психотипы: паранойяльный, эпилептоид,истероид, гипертим, шизоид -- потому что я считаю их действительноосновными, то есть наиболее частыми, наиболее значимыми и наиболееинтересными.X x x
Date: 2016-05-14; view: 292; Нарушение авторских прав |