Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая поддержка





Или, как еще говорят, психологическое сопровождение жизни шизоида --дело трудоемкое, но и благородное. Гипертим не просит помощи. Паранойяльныйотвергает ее вообще, считая, что вполне самодостаточен. Истероид ищет помощилишь в периоды провалов и кризисов, но в основном это выливается в попыткусоюза с психотерапевтом против близких. Эпилептоид может разумно принятьпомощь, если по-настоящему поймет, что в чем-то не прав. Ну а шизоиднуждается в помощи и с большой охотой принимает ее, идя за психологом даже впарадоксальных для обыденного сознания направлениях. В основном он ищеткниги, пытается разобраться в себе и в своих отношениях, но охотно идет и наживое консультирование. Нам понятно сейчас, что все психотипы нуждаются вконсультировании. Но понимают это в основном шизоиды, потому что они вообщебольше понимают в мире науки. Иные шизоиды трудны для психокоррекции, потому что они часто ищутпомощь в эзотерике или в религии. Они нередко углубляются в ненаучные илидаже антинаучные дебри и предрассудки и искренне верят в них, пусть и не такупрямо, как паранойяльные, и не так твердо, как эпилептоид доверяетпостроениям паранойяльных авторитетов. Шизоиды быстрее поддаются логике,потому что сами мыслят логично, и если что-то не додумали, то принимаютрассуждения и информацию к размышлению. Я вижу такую помощь прежде всего в просветительной информации, как быона ни передавалась: книги или Интернет -- не важно. Главное, чтобы книгидля затуманенного мозга шизоида создавали не только шизоиды. А то "туман" на"туман" получается "туман в квадрате". Но это могут быть и лекции,дискуссии, тренинги. В клинике, поликлинике, в отдельном кабинете психотерапевта, в школьном кружке психологии, на психологическихзанятиях по линии отдела кадров, на занятиях по психотехнике общения ипсихологии отношений в контактной зоне на производстве или в маркетинговойсфере... Но наиболее плодотворно заниматься с шизоидами в клубепсихологической культуры. Такой клуб может быть преимущественно просветительским и тренинговым,как, например, уже упоминавшийся "Маленький принц". Его принцип -- "здесь, вскиту" и "там, в миру". Этот принцип исповедовал старец Зосима Достоевского.Он не зазывал Алешу в скит, а посылал его в мир, чтобы тот сеял "там, вмиру" доброе. Я доброе понимаю иначе, чем писатель Достоевский, но"организационную сторону метода" Зосимы приветствую. Итак, "в скиту", то есть в клубе, мы пьем чай, знакомимся и дружим,помогаем друг другу материально и морально, женимся, рожаем детей и дажеразводимся (увы!). Но главное -- переделываем свое мировоззрение, получаем практическиважные психологические знания и проводим тренинги, обретая новые,оптимальные формы взаимодействия с людьми. И при этом не отгораживаемся отжизни, а пребываем в ней, адаптируемся к ней и переделываем ее. Основнаячасть жизни проходит "в миру", а не "в скиту". Заинтересовавшихся клубом"Маленький принц" за подробностями отсылаю к моей книге "Лабиринты общения"("АСТ-ПРЕСС", 2002). Возможен и другой вариант. Клуб может быть своеобразной общественнойнишей, в которой разворачивается основная частьинтеллектуально-эмоциональной жизни людей. Мы переделываем мировоззрение,передаем практически важные психологические знания, проводим тренинги,приобщаем к новым оптимальным формам взаимодействия с людьми. Но! Главное, пьем чай, знакомимся и дружим, помогаем друг другу материальнои морально, женимся, рожаем детей и даже разводимся (увы!). "Здесь нам хорошо, и не нужна нам внешняя жизнь с ее хамством инесправедливостью", -- решают многие члены такой общины. Они, неотгораживаясь от внеклубной жизни полностью, предпочитают общаться сединомышленниками. Большая часть их жизни проходит "в скиту", а не "в миру".Сеть таких клубов в России, которая стала своеобразной психологическойимперией, создал мой ученик Н. И. Козлов. Многие читали его знаменитые ужекниги "Как относиться к себе и людям", "Философские сказки", "Истиннаяправда, или Учебник для психолога по жизни", "Формула личности". А своюклубную сеть он назвал "Синтон" -- лаконичное слово, ставшее популярным иозначающее "созвучие". Имеется в виду созвучие душ. Отсылаю интересующихсятакой системой к его книгам. Моя бывшая сотрудница Н. Сугробова (Айша) создала еще более "крутой"вариант -- общину в российской деревне. В ней на основе восточных вероучений(смесь индуизма, дзэн-буддизма и пр.) люди живут еще более замкнуто, хотя ине совсем: общаются с деревенскими, учатся у них сельскому хозяйству иработают, ведут натуральное хозяйство. Едят то, что рами выращивают.Питаются исключительно растительной пищей. В общине доверительные отношения.Там тоже образуются супружеские пары, рождаются и воспитываются дети. Вседруг. друга понимают. Каждый день заканчивается "психологическим кругом",на котором люди делятся своими переживаниями. Обсуждаются и теоретическиепроблемы психологии, имеющие практическое значение. Совершенно отсутствуетсоревновательное начало. Оно вытеснено взаимопомощью. В этой общине шизоидам(впрочем, там есть и сензитивы, и гипертимы, и даже эпилептоиды)психологически комфортно. В то же время это не секта. Нет принудительногообобществления имущества. Зарабатывают они психологической помощью,консультированием, целительством, продажей сельхозпродукции: И покупают разв год очередной деревенский дом, благоустраивают его и принимают из разныхрайонов страны людей, которым некуда деться. Я испытал на себе благотворное действие всей обстановки у Айши.Рекомендую поэтому ее метод не только теоретически. Но по своему психотипу якомфортнее чувствую себя в социуме и предпочитаю поэтому метод, используемыйв клубе "Маленький принц". Наверное, надо делать и то, что у меня, и то, что у Козлова, и то, чтоу Айши. Часто создание общин связано с эзотерикой, религией, излишнимавторитаризмом их основателей. На мой взгляд -- к сожалению. Шизоиды,конечно, критичны. Но психологический комфорт, который они получают в таких"монастырях" (без собственно монашества), оказывается для них более важным.В то же время шизоиды ведь и сами склонны к эзотерике. Они любят эзотерику всебе, а не так, как истероиды, себя в эзотерике, так что легко уживаются и сосновным направлением лидера, и с другими шизоидами с отклоняющимсямышлением.

Шизоид рядом с вами

Если рядом с вами шизоид, вы можете испытать интеллектуальноеудовольствие от глубины и оригинальности его высказываний по тому или иномуповоду, черпать из анналов его эрудиции массу интересных сведений -- как изсправочника, но не безразличного, а с комментариями. И при этом он невысасывает из вас энергию, как это делал бы истероид. Он просто сам радпонимающему человеку. Он больше, чем другие, действенно поможет в решениисложных умственных задач. Сейчас вот компьютеры портятся. У меня на кафедреполетел "Пентиум". Пытались вызвать мастеров, но, как оказалось, это такаябюрократическая процедура, что решили просто засунуть испорченный компьютерв дальний угол на шкафах. Пролежал он год. Смотрели его разные понимающие вкомпьютерах преподаватели информатики, посоветовали написать рекламацию. Мыотказались и от этого: пусть лежит до списания. Совершенно случайно на кафедру пришел студент третьего курса(психологическая группа, шизоид). "А что там за компьютер, почему на дальнейполке? Давайте посмотрю". Посмотрел. "Давайте починю". Терять было нечего:"Давай, почини". -- "Но надо привезти мой компьютер". Привезли. Шизоид, чтоделать, привезти не может. Через час работы он определил, какие нужныдетали. Мы повезли его в магазин. Он даже выгадал что-то в цене накомбинациях деталей, мы вернулись -- и еще через час компьютер, на которыймахнули рукой другие специалисты, заработал по-прежнему или, как нампоказалось, еще лучше. Вот что такое шизоид. Если мы хотим общаться с шизоидом -- надо терпеть его косноязычие,эмоциональную тускловатость, неаккуратность... Не крутить пальцем у виска,дескать, чокнутый, а помнить о феномене "дерева и стекла". Нам, с нашимипаранойяльными и эпилептоидными нажимами, с гипертимной беспардонностью,следует вести себя поаккуратнее, иначе психика шизоида будет травмировананастолько, что он не только не сможет участвовать в мозговых штурмах, но ивообще потеряет дар речи вместе с творческим даром. Как уже говорилось, шизоиды должны свободно фланировать по помещению игенерировать идеи; они, если им немного платить и немного направлять к цели,будут это делать везде, доказывая известный тезис, что если физик идет нарыбалку, значит, это нужно для физики. Шизоидный младший научный сотрудникбудет изучать литературу. Шизоидные лаборанты будут заниматься техническимидеталями. Шизоидные секретарши овладеют компьютером и будут, пусть менеескрупулезно, чем психастеноиды, вести документацию.

Коррекция

Провозгласим еще раз принцип психокоррекции по отношению кпредставителям разных психотипов. Каждое "Я" должно взять положительное у каждого психотипа и усвоитьвсе, что связано с ними, а отрицательные стороны -- минимизировать. Паранойяльный должен взять полезное у эпилептоида, истероида, шизоида идаже у гипертима. Эпилептоиду хорошо бы кое-что почерпнуть у истероида,шизоида, сензитива. Истероид пусть впитает в себя что-то от шизоида иэпилептоида, и даже от паранойяльного. Важно, конечно, брать у того илииного психотипа только плюсы (а не минусы) и смягчать целесообразнымичертами собственные минусы. Вот и шизоиду посоветуем взять упорядоченность эпилептоида,целеустремленность паранойяльного, жизнерадостность гипертима. Если говорить о пластичности, то об истероидной пластичности шизоидуможно только мечтать. Это у эпилептоида такие мечты были бы реалистичными. Ашизоид пусть обретет хотя бы эпилептоидную пластичность. Разберемся в этом чуть подробней. Начнем, пожалуй, с затронутой мною бытовой пластики. Советы шизоиду. Займитесь простой гимнастикой, а потом элементамихудожественной, в спортивных секциях или самостоятельно. Это даст основу дляпластики. И учитесь танцевать. Идите в танцевальные кружки, в художественнуюсамодеятельность, общайтесь с танцующими, заимствуйте у них понравившиесядвижения. Посмотрите на кассетах голливудский фильм "Шоу-герлз", где героиня поимени Ноэми, попав в фешенебельный ансамбль (будучи, правда, истероидкой),перенимает у танцовщиц их движения. А вы возьмите кассеты по аэробике иделайте, как там. Не стесняйтесь неудач. В конце концов получится, и вдругих микрогруппах вы будете выглядеть не так уж плохо. Совет психологу. Шизоида тоже можно научить танцевать, но работать сним придется больше, чем с истероидом, у шизоида нет той пластичности. Такнаучите, поработайте с ним. Для этого, правда, надо самому тоже научиться.Но если вы действительно психолог-коррекционист, а не теоретизатор, тоовладеете и этим. Советы шизоиду. Стул поднимайте не одной рукой, а двумя: за спинку и засиденье, тогда он не будет танцевать в ваших руках и не обобьет стены, непопадет в зеркало, вы никого им не заденете. Не пытайтесь переносить столы водиночку -- только насмешите публику, вдвоем это делать всегда сподручнее.Поднимая с блюдца чашку, убедитесь сначала, что она не прилипла к нему,иначе поднимете чашку вместе с блюдечком, а оно -- раз и упадет, разобьется,вы обрызгаете людей, а они над вами посмеются. Заварочный чайник беритедвумя руками: одной за ручку, другой за донышко или салфеткой за носикчайника -- будет негорячо и удобно. Проверьте перед этим крышку чайника,фиксатор крышки поверните назад, чтобы она не слетела. Не прольете и неопростоволоситесь. Если надо налить в маленькие чашечки жидкость,находящуюся в трехлитровой банке, вылейте ее сначала в чайник или кувшин сносиком и уже оттуда лейте в чашечки. Хотите вскипятить воду -- убедитесь,что в чайнике ее достаточно. Ставя что-то на газ, заведите будильник илитаймер на нужное время. Убедитесь, что при кипении не будет залита конфоркас горящим газом. Если другие конфорки будут продолжать гореть, получитсявзрыв. Потренируйтесь носить воду в сосуде, не расплескивая ее. Это лучшеделать, держа сосуд двумя руками, и в дополнение надо зафиксировать руки поотношению к туловищу. Вспомните, как держат двумя руками пистолет,прицеливаясь в убегающего гангстера. Усложните задачу: пусть чашка будетналита до краев. Потом усложните и это: пусть будут две чашки, по одной вкаждой руке, а чтобы было устойчивее, можно прислонить их друг к другу.Научитесь не расплескивать жидкость из наполненной ложки, когда выпереливаете ее ложкой из одного сосуда в другой. А если все-таки онапрольется, то, чтобы не попало на пол или на скатерть, под ложкой держитедругой рукой тарелку, блюдце или хлеб... Пробуйте переливать жидкость изчашки в чашку так, чтобы ничего не пролилось. Для этого надо начинать ипрекращать переливание резче, чтобы жидкость не потекла по наружной стенкечашки. Но и в этой резкости стоит соблюсти меру, иначе жидкостьрасплескается уже из-за резкого движения. Научитесь переливать воду избутылки в бутылку, не пролив ни капли. Для этого, держа одной рукой однубутылку, другой -- другую, соедините вместе горлышки бутылок под нужнымуглом. Потренируйтесь сливать воду из кастрюли, придерживая в ней крышкойкартошку. Сделайте это несколько раз, пока не будете уверены, что это всегдабудет получаться. Как вы проверяете, кипит ли вода в самоваре? Обычно людидопускают ошибку, из-за которой обжигаются паром: они берутся двумя рукамиза ручки крышки самовара, и пар вырывается из-под нее и обжигает. Нет,приподнимите крышку за одну ручку, сдвиньте крышку в сторону, откроетсящель, и вы увидите, кипит ли вода. Потом сдвиньте крышку назад, чтобызакрыть щель. Наловчитесь безопасно зажигать спички, так, как это делают все: от себяи серной головкой вперед, а не назад. Очистите лук, чеснок. Натрите на терке морковь, не поранив себе кожупальцев. Вденьте много раз нитку в иголку, чтобы получалось все сразу. Для этогоконец нитки срежьте острыми ножницами наискосок, закрутите его пальцамипотуже, чтобы он стал несколько плотнее. Левую руку с иголкой и правую рукус ниткой соедините так, чтобы каждая рука фиксировала положение другой.Научитесь, даже если вы мужчина, вязать крючком, вышивать на пяльцах. Эторазовьет ловкость при мелких движениях. Усложните условия: научитесь этоделать на ходу или при езде в машине (конечно, если вы не за рулем). Научитесь поднимать с пола уроненные предметы, не сгибаясь в трипогибели, а присев на корточки. Научитесь дотягиваться до далекого предмета,уравновешивая себя ногой, как это делают истероиды. Научитесь правильно садиться в автомобиль. Сначала надо встать спиной ксиденью и сесть на него как можно глубже, а потом поднять ноги и переместитьих в кабину. Научитесь снимать пиджак, сидя в кабине машины. Усложнитезадачу: снимите пиджак за рулем (не пробуйте это делать во время движения!).Сначала попробуйте это сделать сидя на стуле. Самый легкий способ -- снятьпиджак через голову, как рубашку. Но можно сзади за рукав стянуть его сплеча, а потом за другой рукав стянуть с другого плеча. Это понадобится,если вы оказались в тесноте, а жара не позволяет сидеть дольше в пиджаке.Теперь научитесь снимать свое длинное пальто так, чтобы не подметать им пол. Догадайтесь, как это можно делать. Научитесь подавать даме и короткое,и длинное пальто. Короткое пальто подать легче. Надо опустить его пониже,так чтобы даме не пришлось задирать руки, чтобы попасть руками в рукава. Сдлинным пальто труднее, но все-таки надо тоже уметь не подмести пол этимпальто. Вы сутулитесь. Сколько из-за этого пролито слез! А все просто: девочкеказалось, что ее бюст слишком велик или что рост слишком большой, и онастаралась скрыть мнимый недостаток, что и привело к реальному и серьезномунедостатку -- к сутулости. Бороться с этим можно, но надо решиться. Наденьтена плечи как бы вожжи из тонкой, но прочной веревки (бельевая сгодится).Завяжите вожжи потуже сзади, на спине. Соедините на спине эту "сбрую" сремнем на талии. И можете надеть любую непросвечивающую одежду. Пять днейтакой экзекуции -- и вашей сутулости нет и в помине. Если все же торс"вспомнит", как он сутулился, "подстегните" его еще раз этими "вожжами". Инезачем тратить тысячи рублей на приспособление, продаваемое через магазинна диване.

Вы хотите, чтобы не случилось непредвиденно чего-нибудь опасного?

Давайте обеспечим двойной и даже тройной запас безопасности. Ладно, пустьодинарный, но надежный. Вот вы выключили кипятильник и бросили его тут же,рядом со штепселями от других электроприборов. Вы включаете кофемолку, аштепсель у нее такой же, как и у кипятильника. Можете представить себе, чтобудет, если вместо кофемолки вы включили кипятильник? Хорошо можете себепредставить? Я однажды имел "счастье" видеть, как на моих глазах задымиласьскатерть, на которую был так вот брошен кипятильник. Это сделали мои -- нет,не клиенты -- сотрудники-психологи. Так что вскипятили воду -- уберитекипятильник подальше от розеток, в шкаф, так же как и провод отэлектросамовара или электрочайника старого образца. Кто-то из коллег-психологов, которые собирались у меня в "Маленькомпринце" (шизоиды), поставил включенный электрочайник на включеннуюэлектроплитку. Ну ладно, случай из ряда вон выходящий. А обратите внимание,как путешествует чайник с кипятком около обеденного стола. Нередко оноказывается над коленями, а то и над головами людей. Кто-то толкнул, или выпоскользнулись сами, или просто дрогнула рука -- и вместо вечеринки --травмпункт. А вот человек пилит или рубит дрова. Если левая рука близко кпиле, к топору -- опять травма. Так что, если пилите дрова, обеспечьтедвойной запас безопасности: рука должна быть за рогулькой козел. Рубитеполено -- прежде чем опустить топор, убирайте другую руку. Лезвие ножавсегда направляйте от пальцев, а не в сторону пальцев -- не обрежетесь.Держите пальцы подальше от щелей, в которых пальцы могут защемиться.Кастрюли, сковороды и прочую посуду с пищей носите двумя руками, а не одной,даже если кажется, что под силу одной, -- меньше вероятности, чтоперевернется. Не стоит и портить веши, которыми вы пользуетесь. Тем более если они неваши. Например, вынимать штепсель из розетки надо, придерживая ее, а торасшатается. Не качайтесь на стуле -- это не кресло-качалка. Не берите стулодной рукой -- заденете людей, мебель, стенки. Все эти неудачи случаются, конечно, не только с шизоидами, так чтоприслушаться к советам стоит всем. Но у шизоидов таких оплошностей, в томчисле чреватых пожаром и взрывом, все же больше. Именно поэтому в этой главея уделил им особое внимание. Но у шизоидов многое другое в их "общении" с предметами требуетдополнительного внимания. Ведь неуспех в жизни может зависеть и от того, чточеловек поправляет очки тычком в переносицу, и от того, что он плохо владеетстолярными и слесарными инструментами, и от того, что он неумело пилитдрова, неуклюже вдевает нитку в иголку, неловко садится в автомобиль, анабитые разным хламом карманы пиджака у него неряшливо оттопыриваются. Впрочем, и здесь не отменяется наше соотношение 66:33. Есть шизоиды иболее ловкие. Кроме того, если человек занимается чем-то профессионально(слесарь, столяр), то он совершенствуется в обращении с инструментами иможет даже превзойти, скажем, эпилептоида. Совет начинающему психологу. Организуйте тренинг для преодоления всегоэтого. Сначала дискредитируйте пациента в собственных глазах. Пусть онпоймет, что неловкость мешает ему жить успешно, пусть захочет побороть ее. Апотом покажите на глядно это все непосредственно на деле. Если опекаемомувами шизоиду это не удается сразу, то разложите деятельность на действия,действия на движения, движения -- на отдельные мышечные сокращения.Проработайте, отрепетируйте каждый элемент. А потом соедините в нужномсочетании мышечные сокращения в движения, движения -- в действия, действия-- в деятельность. Вот это и будет практическая психология, котораядействительно поможет людям, не так, как только рассуждения о теориидеятельности. Я работаю над брошюрой, которая поможет даже шизоидам-акцентуантамовладеть вождением автомобиля. Пришлось разложить сложные действия на малыеих составляющие, составляющие -- на отдельные действия. Например, деятельность "завести машину" разлагается на следующиедействия: "вставить ключ в гнездо зажигания", "нажать на педаль сцепления доотказа", "повернуть ключ до отказа вправо", "одновременно мягко нажать нагаз" и т. д. Каждое действие разлагаем на движения. Например, нажатие на газможно производить мышцами стопы, или мышцами бедра-голени, или и теми идругими одновременно. И так вот мы тренируем отдельные движения. Потом соединяем их вслаженное действие. Научить шизоидов правильно действовать слитно, слаженно -- этот подходможет иметь всеобщий характер по отношению к предметной деятельности вцелом. И не только к предметной, но и к выразительной (жесты, мимика, вцелом самовыражение), а главное -- к коммуникативной деятельности: преждевсего речи и даже к познавательной сфере, к учению и самообучению. Итак, мы должны создать условия для того, чтобы шизоид заново научился(или переучился) танцевать, варить суп, пилить дрова. Научите его не толкатьпилу от себя, а тянуть на себя, не давить ею на бревно, а подпереть егоснизу, чтобы пила не зажималась в распиле, -- и вот обретается радостьтворчества вместо бессмысленных мук от неумелости, вместо чувствадискомфорта, вместо имиджа "неумехи". Но важны не только суп и танцы. Надонаучить его говорить, декламировать, осмыслять научный материал, то естьдать практические навыки познавательной деятельности. И более того --преподавания. Научили шизоида гладко говорить -- вот он уже и преподает, атак он не преподаватель. В принципе процесс этот бесконечен, но в разумных пределах мы можемработать с человеком в той области, где ему плохо, где он явно неуспешен игде этот неуспех он переживает. Если человек может схватить образ деятельности по подражанию, то естьесли он пластичен, то и пожалуйста. Но когда возникают затруднения -- тогданадо именно так, расчленять процесс на элементы, на блоки и складывать затемэти блоки в слитную деятельность. Конечно, для того чтобы проводить такие тренинги, психолог должен самвсему этому научиться. Если он усвоил это с детства от деда-бабки,матери-отца, то далеко еще не факт, что он будет здесь хорошимпсихокоррекционистом. Надо понять затруднения человека, понять, почему у вассамого это лучше получается. А если у вас самого все не сразу получалось ивы у кого-то научились и поняли разницу, то вы сможете быстрее и эффективнееразработать тактику переучивания. Однако некоторые наши психологи найдут мои рассуждения недостойными "ихпсихологического величества". Скажут, что это слишком заземленные вещи --учить людей пилить дрова, что это уже не психология, а уроки труда в школе.Ну так вот, на мой взгляд, это и есть самая что ни на есть гуманистическаяпсихология. Потому что из всех этих мелочей складывается имидж человека, аследовательно, и его успех или неуспех в жизни. Но если у человека везденеуспех, то ведь это крах. Так что это психология, а не "уроки труда". Важную роль сыграет в жизни шизоида коррекция речи. Можно просто пойтив кружок художественной самодеятельности (как говорилось выше). Тамруководитель так или иначе будет ставить сценическую речь, а благодаря этомуулучшится и бытовая. Но поработать над собой можно и без кружка. В фильме "Карнавал" героиня Ирины Муравьевой, подметая мостовую,отрабатывала скороговорки с орехами во рту. Но вы можете тренироваться и безних. Выпишите все изве- стные скороговорки и поработайте с ними. Поработайте со стихами, лучшесразу с талантливыми. Но главное, подберите стихи с аллитерациями и прочими фонетическимиизысками, которые помогут сформировать хорошую дикцию. Таких стихов много уМаяковского, Кирсанова, у Вознесенского. "Мимо ярмарок, где ярки яйца,кружки, караси, по соборной, по собольей, по оборванной Руси!" (А.Вознесенский поэма "Мастера"). Выучите стихи наизусть. Послушайте напластинках или кассетах чтение выдающихся артистов, декламируйте вместе сними. Неплохо поработать с пафосными стихами. Пусть это будет "Илиада"Гомера, написанная гекзаметром: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеевасына, грозный который ахеянам тысячи бедствий содеял: многие души могучиеславных героев низринул в мрачный Аид..." Или стихи Максимилиана Волошина..."Кто раз испил хмельной отравы гнева, тот станет палачом иль жертвойпалача". Я разработал такое упражнение. Берете любую фразу и читаете ее сразными ударениями: "Я иду в школу. Я иду в школу. Я иду в школу". Этосделает вашу речь более свободной. Вы не будете зависеть от языковойструктуры фразы. Обычно ударение ставится на последнем слове: "Я иду вшколу" -- это привычно. Если же вы хотите подчеркнуть, что в школу идетеименно вы, то надо бы сказать так: "В школу иду я". Но, владея перемещениемударения, можно и не менять порядок слов: "Я иду в школу". Попробуйте прочитать стихи или прозаический фрагмент с совершенно инымиинтонациями, чем это получилось изначально. А потом подготовьте третий,совершенно другой вариант, затем четвертый и пятый, с абсолютно новымиинтонациями! В результате не останется и в помине нудной, монотонной речи.Это значит, что и бытовая речь будет расцвечена разными логическимиударениями и звуковыми модуляциями. А теперь попробуйте- подурачиться. Прочитайте пафосные стихи так, чтобырассмешить людей. Нет, ерничать в жизни не надо. Но на воображаемой сцене --отчего же нет? Это тренинг! Пусть Самозванец из "Бориса Годунова" станетжалким фигляром со своими претенциозными упреками: "Не будешь ты подругоюмоею, моей судьбы не разделишь со мною, но -- может быть, ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою!" Юрий Любимов всвоем спектакле "Борис Годунов" показал такое прочтение. Но это егособственный режиссерский подход. А мы будем делать это только для тренинга. Речь -- это составляющая общения. Важная, но не единственная. А как жетренировать прочие коммуникативные умения? Как быть с вступлением в контактс незнакомыми людьми? Как не задевать их самолюбие? Как реагировать наконфликтогены? Как преодолеть шизоидную замкнутость? Ведь замкнутость часторождается от неумения защитить себя в сложных коммуникативных ситуациях. Ишизоид защищается, говоря себе: "Лучше не связываться". Вот он и несвязывается вовсе ни с кем. Множество этих и других вопросов обсуждается вмоей книге "Лабиринты общения". Она рассчитана далеко не только на шизоида,но и ему в ней многое предназначается. Обратим внимание и на внешний вид шизоида. Некоторые шизоиды говорят,что имидж -- это мещанство, бездуховность. Не надо так всерьез. Все-такидаже отсутствие имиджа -- это тоже своего рода имидж, только неудачный. Хотьнемного последить за собой -- это уже неплохо. "Быть можно дельным человекоми думать о красе ногтей" -- здравая мысль. А если у человека уж совсемнеопрятный вид, то людям это отнюдь не безразлично, а даже неприятно. Совет простой. Не постесняйтесь обратиться к знакомым истероидкам. Ониохотно дадут в свою очередь дельные советы: и какие нужны шампуни, и чтоносят, и что кому идет. Можно и книги по имиджу почитать. Есть сестры Сориныс их серией, есть современные журналы мод. Не отвергайте полезных советов. Ипомните, что вам не обязательно быть в авангарде, но и нельзя выглядетьнеаккуратным. Мы писали, что у шизоидов "каша" во рту, на голове и в голове. Кстати,понять ошибки -- это мы уже на полпути к их исправлению. Многое у шизоидовможно исправить, и не надо излишне печалиться. Кстати, многое ведь надоисправлять не только шизоидам, но и истероидам, а тем более "его величеству"паранойяльному и его адептам эпилептоидам. Так что продолжим. Кажется, спервыми двумя "кашами" мы разобрались, а вот с "кашей" в голове... Повторимся, что шизоид -- человек творчески мыслящий. И произведенияшизоидов обычно намного глубже, чем произведения других людей. Вот если бытолько не эта "каша" в голове, которая затрудняет понимание. Ну что ж, и здесь есть несколько соображений. Для начала поучимся уэпилептоида организации мысли. У них всегда: первое, второе, третье... Пустьбудет хотя бы так. Но у эпилептоидов обычно мыслительный материал не такбогат и сложен, поэтому шизоиду надо научиться чему-то еще. Для прояснения мысли, оформленной в речи (произносимой, написанной иличитаемой), первым делом надо четко выделить все важные понятия, в сколькихбы словах каждое понятие ни выражалось. Понятие может быть представленоодним словом: "ночь", "улица", "фонарь", "аптека"... Но часто одно понятиепредставлено несколькими словами: "блочный дом", "Государственная инспекциябезопасности дорожного движения". Понятий у человечества существенно больше,чем слов. Мы написали "выделить", потому что в текстах понятия часто переплетены,спутаны. А мы каждое понятие заключаем в замкнутую фигуру. Форма фигурыкаждого выделенного понятия должна быть удобной для восприятия исвоеобразной. Фигуры эти целесообразно так организовать на рабочем полестраницы, чтобы были выявлены логические соотношения понятий. Этого можнодобиться с помощью разнообразных соотношений замкнутых фигур, обрамляющихпонятия, то есть соотношений рамок понятий. Можно для отображения логическихсвязей применять также различные связующие линии и другие дополнительныеобозначения. Соотношения понятий между собой очень многообразны.Причинно-следственное соотношение, превращение одного в другое, части ицелое. Эти соотношения понятий широко распространены в научных текстах.Одним из наиболее значимых в науке является родовидовое соотношение понятий.Шизоиды часто многое понимают, но у них все смешано в голове. А чтобы мысльбыла понятна другим, а часто и стала яснее и для самого себя, надо суметькаждое отношение понятий нарисовать. Составить логико-графическую структуруна бумаге. Возьмем геометрию. Можно словами описать соотношение различныхтреугольников. Треугольник может быть равнобедренным и неравнобедренным. Тоти другой может быть прямоугольным, тупоугольным и остроугольным.Прямоугольный неравнобедренный треугольник может быть с отношением сторон3:4:5 (египетский), а может иметь иное соотношение сторон (тогда египетскимего не назовешь). Остроугольный равнобедренный треугольник может бытьравносторонним и неравносторонним. Есть неравнобедренный остроугольныйтреугольник, неравнобедренный тупоугольный треугольник и т. д. и т. п. Всеэто можно представить в уме, но лучше нарисовать. При этом, чтобы ничего неперепутать, слова пишем в выноске, указатель от которой ведем к рамкефигуры-понятия. Не всегда: если фигура-понятие дана сама по себе,изолированно, не перекрещивается с другими, то можно слова написать просто вее рамке. Организация работы и быта -- это еще одна серьезная проблема дляпсихолога в деле коррекции шизоидной личности. Чаще всего ведь нет никакойорганизации. Спасает цепкая память, но не всегда. Если дел всего семь, томожно положиться и на память. А если этих дел, мелких и крупных, семьдесят семь, то тут ужетребуется умение организовать их. Постоянные дела выписываем на обложку ежедневника (крупным шрифтом).Единичные, привязанные к дате и часу, записываем в ежедневник. А единичные,но не привязанные к дате и часу, выписываем на отдельные листки с клейкимкраем и наклеиваем их в конце ежедневника. Дело сделано -- листок изымается.Вот и все. Но это очень организовывает и упорядочивает личную работу. Можно еще многое сказать об организации личной работы, но это ужекасается не только шизоидов, так что, надеюсь, поговорим об этом в следующейкниге.

Date: 2016-05-14; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.09 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию