Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы
Специалистам известно большое количество факторов, имеющих отношение к попыткам суицида, но наиболее важными для определения самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека и его собственное “я”. Естественные причины, толкающие человека на отказ от жизни, обычно тесно взаимосвязаны с его ближайшим окружением - семьей, друзьями, коллегами по работе и т.д. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, сила его личности. С другой стороны, есть важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неясность или безысходность будущего часто является признаком или причиной стремления к смерте. 1. Связь “окружения” - “микросоциум” - “я” во временном пространстве “прошлое - настоящее - будущее” можно проследить во всей истории общественного развития человека. Есть два вида самоубийств, конкретно связанных с социальными причинами. В первом виде общество в конкретных ситуациях требует от людей самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы люди ради продолжения рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов. Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти “повелителя” - жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, самоубийства же вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до 19 в. являлся обязательным ритуалом. У мужчин был другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями. Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю, взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы. Большинство из этих национально-традиционных форм “общественного поощрения” суицидов стало достоянием историков и этнографов, но обычаи прошлого то и дело вплетаются в современность. Другим видом самоубийств, связанным с социальными причинами, является такой, когда общественное положение какой-либо группы людей или одного человека по независимым от них причинам настолько тяжко и непереносимо, что суицид становится для них одним из путей избавления от мучений и страданий. «Нужда и безработица», «бесплодие» и беспросветность борьбы за существование” - эти слова стали штампами и связываются с причинами самоубийств. Как известно, в общем экономическое положение общества отчетливо отражается на кривой суицидов. Прочие социальные причины более опосредованно играют роль в добровольном уходе из жизни. Есть мнение, что в современных высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает, также процент самоубийств в городах в два раза больше, нежели в сельской местности. В целом, научно-технический прогресс, усиливающий разделение труда и дифференциацию различных слоев и групп общества, оказывает влияние на развитие процесса отчуждения у индивида и зачастую вызывает ощущение “винтика” в огромной машине нашей цивилизации, не обладающего ценностью жизни. Во времена, когда войны и революции господствовали на земле, наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего собственного “я” на других людей, принадлежащих к “лагерю врагов”. Такая кривая самоубийств будет ползти вниз. С другой же стороны, практически невозможно подсчитать количество людей, которые добровольно стремятся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды - обычное явление, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения. 2. Многие культурные явления играют немаловажную роль на самоубийства. К примеру, появление произведения “Вертера” Гёте в 1774 году, в котором описаны сами жизнь и смерть от безответной любви молодого Вертера, побудило многих людей к самоубийствам. Средства массовой информации тоже играют большой эффект заражения «вирусом самоубийства», основанный на подражании своим кумирам. Смерть солиста популярной группы “NIRVANA” Курта Кобейна в 1994 году, повлекла за собой целый ряд самоубийств среди подростков. Одно из ключевых направлений, прослеживающихся в процессе развития общества, это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко и ясно видна закономерность уменьшения суицидов при подъеме общества, при оживлении политики, экономической и культурной жизни, и увеличения суицидов при общественных кризисах. Потеря надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет спад общественного сознания, угнетающе действует на людей и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых и его членов. Весьма сильно это отражается в обществе, которое переживает упадок и не имеет перспектив для развития в ближайшее время. Общество без будущего представляет полноценным источник для самоубийц. Помимо перечисленного выше, одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств, является религия. Так, ислам строго осуждает самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, где исповедуют мусульманскую религию. В иудаизме также выделяют ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям допускалось преступать все религиозные законы, кроме отказа от бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств первых христиан - мучеников, также в скором времени наложило табу на добровольный уход из жизни, который действует и по сей день. Одной из основных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является большое влияние католицизма, строго преследующего попытки лишения себя жизни. А такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, спокойно относятся к отречению от плоти. Из этого следует, что в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше. 3. В наши дни изменения в общественной жизни приобретают все более скоротечный характер. В итоге различные слои и социальные группы находятся на неравных условиях, которые, возможно, могут рассматриваться как некие предпосылки к суицидальному поведению современной молодежи и старшего поколения. Старшее поколение – это самая главная группа, которая находится в списке суицидального риска. Это довольно просто объясняется: заболевания и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие позитивных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости”. Даже, несмотря на негативные установки церкви, пожилым иногда предоставлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - существование ядовитых трав рассматривалось, как доказательство доброты Провидения - они давали возможность умереть стремительно и безболезненно. Но люди, которые смогли принять старость со всеми радостями и печалями, и сказать ей «да» - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как славное окончание бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения тонут в общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной Войны. Старость не стремиться к бурным переменам, славится консерватизмом, и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы приятных эмоций. Тем более что многие из стариков не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у семейного очага, становиться понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска. Средний возраст, включая большинство трудоспособного населения и тех, “кому за 30”, оказалось в не менее неоднозначной ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно, большинство из них уже получили возможность реализовать свои идеи, мысли и творческий потенциал или просто возможность работать и зарабатывать. Однако же работа некоторых, а возможно и большинства, еще совсем далека даже от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, а иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту. Вследствие этого они обязательно получат много стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном потенциале, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и прочее. С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки. Во-первых, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым темпом, во-вторых, из-за барьеров, возникающих при этом на их пути. Еще один потенциальный фактор стресса для среднего возраста - интенсивные изменения во всех сферах современного общества, требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, взгляды, коренного изменения его мышления и поведения. С другой стороны, новые ситуации общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив при выборе той или иной профессии или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для саморазвития. Исследования психологов также представляют, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других конкретных причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, находятся в малоблагоприятном психологическом состоянии, которое повышает вероятность суицидальных намерений. Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной, а также и одиночество могут служить причинами для самоубийства. Среди покушающихся на свою жизнь большая доля одиноких, но и семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в данном плане являются мужчины. И все же отказ от существования в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни в тот момент, когда она должна в полной мере только начинаться.
Date: 2016-05-25; view: 323; Нарушение авторских прав |