Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Корреляционный анализ





В результате анализа отношений подростка с коллективом выявлена зависимость: преобладающим типом отношений является индивидуалистический (16). Коллективистическим типом отношений обладают 4 человека и 6 человек обладают прагматическим типом отношений. Коэффициент корреляции между этими типами отношений составляет 0,247206616. Установлено, что индивидуалистическим типом отношений обладает 4 мальчика и 9 девочек, коллективистическим – 3 и 2, прагматическим – 4 и 3. Коэффициент корреляции составляет 0,61 по смешанному типу.

В результате анализа межличностных контактов установлено, что у большинства подростков наиболее сильно выражено стремление к автономии. Высокий уровень этих показателей наблюдается у 13 человек. При этом более выражен он у мальчиков (8), тогда как у девочек этот показатель составляет 5. Корреляция составляет - 0, 891042111. Неуверенность в себе более характерна девочкам (5), чем мальчикам (3). Коэффициент корреляции равен – 0,52414242. Девочкам более характерна эмоциональная опора на других – 6, среди мальчиков – 4. Коэффициент корреляции равен 1.

Результаты сортировки по В.Стефансону свидетельствуют о том, что у подростков преобладает общительность. Это подтверждает тот факт, что основным видом деятельности подростков является общение. Основной потребностью также является потребность в общении. У девочек наиболее выражена зависимость (7) и избегание борьбы (7). У мальчиков наиболее выражено принятие борьбы (9) и независимость (9). Интересен тот факт, что число независимых и принимающих борьбу мальчиков примерно приравнивается к числу зависимых и избегающих борьбу девочек. Коэффициент корреляции составляет -0,42640.

 

2.5 Рекомендации по результатам исследований

В качестве коррекционной программы рекомендуется программа, направленная на снижение индивидуалистических качеств.

Занятие № 1

Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации; освоение приемов самодиагностики.

Ритуал приветствия (на выбор).



Упражнение 1 «Это мое имя»

Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.

Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств.

Заполнение бланка «Круг воли». Ф.И.____________ возраст______дата_____

 

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность

2.Настойчивость

3.Смелость

4.Самосоятельность

5.Целенаправленность

6.Инициативность

7.Выдержка

8.Дисциплинированность

Рефлексия.

1.Домашнее задание. Предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы.… Затем на листе ватмана, в центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. Работы принести на следующее занятие.

 

Занятие № 2.

Цель: поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения.

Ритуал приветствия.

Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.

Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Обсуждение домашнего задания. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию.

Упражнение 3 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?

Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.

Рефлексия.

Домашнее задание. Сфотографировать себя в разных социальных ролях. Распечатанные на принтере снимки принести на следующее занятие.

 

Занятие №3.

Цель: углубление процессов самораскрытия, самосознания; осознание своих страхов, тревог; освоение методов борьбы со своими тревогами и страхами.



Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания в свободной форме. Заострить внимание в какой роли испытываете больше всего тревожность, страх, волнение. (как правило называют роль ученика).

Мини-лекция «Что такое волнение, тревога, страх и зачем они нам нужны».

Обсуждение. Беседа о своих страхах, тревогах.

Упражнение 1. «Нарисуй свой страх». Всем предлагается изобразить свой страх. Затем на выбор превратить его в смешной рисунок или разорвать, уничтожить его.

Упражнение 2 «Дыхание». Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь, сконцентрируйтесь на каждом вдохе, прочувствуйте его. Затем при выдохе отпускайте все негативные мысли и эмоции. Постарайтесь почувствовать, как дышит каждая клеточка вашего организма, вся кожа. Занятие проводите в течение 3-5 минут. Особое внимание обратите на лицо и руки, расслабьте их.

Упражнение 3 «Снятие мышечных зажимов». Поочередно необходимо напрягать и расслаблять мышцы кисти рук, предплечья, лица. Затем перейти к мышцам лица (брови, рот, нос). Далее стоит напрягать мышцы шеи, груди, диафрагмы. Наконец перейти к мышцам живота, спины и мышцам ног: бедра, голени, ступни. Наберите в живот такое количество воздуха, какое вы можете максимально вместить, задержите на несколько секунд дыхание. Далее начинайте выдыхать из себя медленно весь кислород.

Рефлексия.

Домашнее задание. Создать коллаж своих тревог и страхов. Принести на следующее занятие. В течении недели использовать приемы борьбы со своими тревогами, волнениями, возможно придумать свои.

 

Занятие №4.

Цель: осознание своих сильных и слабых сторон; получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки.

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания в свободной форме.

Упражнение 1. «Китайская рулетка» (шуточный тест) (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 140).

Участникам предлагается закончить предложения

Если бы я был деревом, то хотел бы быть…. То не хотел бы быть…

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…

Если бы я был животным, то хотел бы быть…, то не хотел бы быть…

Если бы я был писателем, то хотел бы быть, то не хотел бы быть…

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть… то не хотел бы быть…

Интерпретация такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, - это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, - такой ты в настоящем.

Упражнение 2. «Мой дракон»

У каждого из нас есть свой дракон. Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности. Придумать историю о том как каждый будет сражаться со своим драконом.

Упражнение 3. «Самореклама» (рисование).

Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.

Рефлексия

Домашнее задание. Подготовить рисунок или коллаж «Таким я хочу быть»

 

Занятие №5.

Цель: Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

Ритуал приветствия (придумать новый).

Обсуждение домашнего задания «Таким я хочу быть» в свободной форме. Заострить внимание на таких моментах как осознание подростками своих истинных целей жизни, наиболее актуальных проблем на­стоящего, которые могут отразиться на их буду­щем.

Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни». Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл, может быть, найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

1.Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2.Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3.Как я отношусь к тому, как я живу?

4.Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большинства ребят. Можно обсудить, почему?

Упражнение 2. «События моей жизни».

Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Время» — указываются годы жизни, не только про­шедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость событий жизни, которая отражается высотой разноцветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обозначаются события прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего.

Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. Наличие проблем с постановкой жизненных целей указывает отсутствие или малое количество зеленого цвета.

Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня? В чем ваши успехи и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких уда­ров судьбы ожидаете?

Упражнение 3 «Формула удачи»

Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться.

Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодо­лели эти вершины, вы приобрели опыт "восхождения", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или на­стоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, насколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поде­литесь впечатлениями».

Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрасный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом?

Рефлексия.

Домашнее задание. Подготовить фоторепортаж на тему «Один день из моей жизни». Отметить, что это должен быть желательно не выходной день.

 

Занятие №6.

Цель: Осознание течения собственного времени; развитие навыков адекватного своим воз­можностям расчета времени.

Ритуал приветствия.

Обсуждение домашнего задания.

Упражнение 1. «Представление о времени»

Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно увидеть и пощупать. После этого им дается зада­ние нарисовать этот объект, обозначив на рисун­ке прошлое, настоящее, будущее и точку време­ни, в которой они находятся на момент его создания.

По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.

Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас?

Упражнение 2 «Чувство времени»

Участникам предлагается закрыть глаза ипосле команды ведущего попытаться уловить мо­мент, когда пройдет минута. Ведущий определя­ет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза. Подростки де­лятся на три подгруппы: тех, кто открыл глаза раньше, чем закончилась минута; тех, у кого те­чение времени совпадает с часами, и тех, у кого минута тянется дольше, чем 60 секунд.

Подгруппы расходятся в разные углы ком­наты и стараются определить общие для них ощу­щения, когда они сидели с закрытыми глазами.

Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? В каких общих случаях время тянется как «резина», а в каких летит, как ракета? Влияет ли на отношение окружа­ющих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому?

Мини-лекция «Правила гармоничного распределения времени»

Существуют правила гармоничного рас­пределения времени. Очень полезно не только ознакомиться с ними, но и применять их в жиз­ни.

Первое правило. Определение относительной важности дела (принцип Парето — итальянского социолога и экономиста).

Принцип подразумевает соотношение 80:20. Этот принцип работает, если вы умеете от­личать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы получите 80 % удовлетво­рения, занимаясь важным делом. И, наоборот, прозанимавшись, весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения.

Как же отличить главное дело от не очень главного? Сейчас предстоит найти ответ на этот вопрос.

Не стоит вмешиваться в спор. Если подростки все-таки не придут к общему решению, можно им подсказать. Главным считается то дело, которое нельзя откладывать на потом, так как последствия неразрешенной проблемы окажутся крайне негативными. Можно показать это на жизненных примерах.

Второе правило. Умение трезво рассчитывать свои силы и время.

Подавляющее большинство людей склонны преувеличивать свои силы и недооценивать время, необходимое для решения задачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вы считаете, что сочинение вы можете написать за 30 минут, умножайте это число на 3 и получите точные временные затраты. Приведи­те примеры, когда вы не успевали сделать заду­манное».

Необходимо выбрать несколько примеров и посчитать вместе с участниками реальные временные затраты.

Третье правило. Умение давать обещания.

Необходимо научиться анализи­ровать свои возможности, прежде чем соглашать­ся делать что-то. В ответ на просьбу сначала не­обходимо ответить: "Подожди, я подумаю, смогу ли я выполнить, что ты просишь". Затем нужно проанализировать ситуацию и только после это­го дать ответ. Это проверенный способ приобре­тения авторитета и заслуженной славы надежно­го человека или настоящего лидера группы.

Следует проанализировать вместе с ребятами ситуации, когда они, дав обещание, не смогли его выполнить.

· Не торопись соглашаться в ситуациях психологического давления.

· Принимай решения только после рассуждений о приоритетах и затратах времени.

· Честно говори "нет", если не сможешь справиться с чем-либо.

· Предлагай компромисс, бери на себя только посильную часть проблемы.

· Говори себе: "Молодец!", если сдержал слово».

Рефлексия

Занятие 11

Цели занятия:

· создать благоприятные условия для взаимодействия подростков и их родителей;

· способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя;

· тренировать навыки конструктивного взаимодействия в отношениях ребенок-родитель;

· предоставить детям и родителям возможность выражать свои чувства и эмоции;

· побудить участников группы к совершенствованию системы взаимоотношений внутри семьи.

Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены.

Процедура проведения:

Группа делится на две части: дети и родители.

Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье.

Каждой группе психолог предлагает для рассмотрения следующие пословицы:

Группе детей: 1. «Без корня и трава не растет».

2. «При солнышке тепло, при матери добро».

3. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

Группе родителей: 1.«Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет».

2.«Потихоньку и ольху согнешь, а в крутце и вяз

сломишь».

3.«Не мы на детей походим, они на нас».

В заключение группы приводят свои интерпретации пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально сегодня.

Занятие 12

Упражнение «Идеальная семья».

Цели:

· создать условия для эффективного обмена мнениями между родителями и детьми об идеальной семье;

· актуализировать проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми;

· способствовать осознанию адекватности системы требований и ожиданий относительно членов своей семьи;

· стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений;

· адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям.

Процедура проведения:

Участники группы в процессе индивидуальной работы отвечают на следующие вопросы:

- как вы представляете себе «идеальную» семью?

- представление о «правильном» воспитании детей;

- характеристика «хороших детей» и «хороших родителей»;

- ожидание родителей и детей в отношении друг друга;

- можно ли назвать мою семью идеальной?

- чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой?

- для чего в жизни нам необходимы идеалы?

Затем родитель и ребенок обсуждают свои позиции, собственное видение «идеальной» семьи, анализирует точки соприкосновения и разногласия во взглядах.

Далее выводы, сделанные во время работы в паре, выносятся на обсуждение группы.

Занятие 13

Упражнение «Футболка с надписью».

Цели:

· предоставить ребенку и родителю возможность совместного решения поставленной задачи;

· создать условия для определения жизненного кредо семьи, семейных установок и системы ценностей.

Процедура проведения:

Работа осуществляется в парах родитель – ребенок.

Инструкция выполнения упражнения:

Вам предложили принять участие в семейном конкурсе: «Моя семья».

Участниками команды являются члены вашей семьи.

На футболках, в которые вы будете одеты, необходимо сделать надпись, отражающую жизненное кредо вашей семьи.

На этапе обсуждения участники знакомят группу с результатами совместной деятельности.

Рефлексия занятия.

Цели:

· обозначить эмоциональное состояние участников;

· оценить эффективность занятия.

Процедура проведения:

Участникам предлагается поделиться с окружающими своими чувствами, впечатлениями, расставить акценты на позитивных и негативных моментах во время занятия, проговорить свои пожелания на следующий день.

Далее предлагается оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (индивидуально, анонимно).

Занятие 14

Цели занятия:

· информировать родителей об особенностях стилей семейного воспитания;

· побудить родителей к анализу собственного стиля воспитания в семье, родительских стереотипов во взаимоотношениях с детьми;

· способствовать осознанию последствий их использования;

· стимулировать родителей и детей к совершенствованию своих взаимоотношений;

· создать условия для отработки навыков конструктивного взаимодействия.

Приветствие:

Цель:

· создать благоприятный психологический климат, способствующий открытому доверительному отношению внутри группы.

Процедура проведения:

Перебрасывая мяч, друг другу, участники продолжают фразу: «Я рад тебя видеть, потому что…».

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цели:

· способствовать осознанию возможных вариантов оказания помощи друг другу;

· стимулировать участников к принятию ответственности на себя в сложных жизненных ситуациях; осознавая при этом степень внедрения в жизненное пространство другого человека;

· побудить к осознанию собственной позиции при решении проблемных ситуаций.

Процедура проведения:

Участники разбиваются на пары родитель – ребенок, на каждом этапе взрослые и дети пробуют себя в роли «слепого» и «поводыря».

«Слепой» - выполняет упражнение, закрыв глаза;

«Поводырь» - старается оказать помощь «слепому» во время перемещения по залу.

Упражнение проводится в 3 этапа:

1 этап: «Поводырь» старается максимально опекать своего «слепого», обхватив его руками за плечи и задавая траекторию движения.

2 этап: «Поводырь» поддерживает «слепого» под руку, находясь рядом с ним, при этом предоставляя «слепому» достаточную степень свободы во время движения.

3 этап: «Поводырь» и «слепой» слегка касаются друг друга ребром ладони. При этом курс движения определяет «слепой».

Задача участников на каждом этапе, находясь в роли как «поводыря», так и «слепого», отследить и запомнить свои чувства и мысли.

По завершении взаимодействия в парах, участники делятся своими ощущениями и мыслями с группой. Во время рефлексии необходимо провести аналогию с жизненными ситуациями, делая основной акцент на взаимодействии детей и родителей.

Занятие 15

Информационный блок, посвященный различным стилям родительского воспитания.

Цели:

1. ознакомить родителей с особенностями различных стилей воспитания в семье;

2. побудить родителей к анализу собственного стиля во взаимоотношениях с ребенком;

3. способствовать осознанию последствий его использования;

4. создать условия для конструктивного диалога между ребенком и родителем, обмена мнениями и чувствами.

5. сопоставить взрослый и детский взгляд на семейное воспитание, обратить внимание на разницу в подходах, потребностях, ценностях, характерных для разных поколений семьи.

В качестве основы при обсуждении можно использовать схему Э. Шеффера (22) – зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенностей контроля за его поведением.

Свобода

(предоставление самостоятельности)

устранившийся безразличный Враждебность либеральный помогающий Любовь
  требовательный, нетерпимый властный, суровый   покровительствующий чрезмерно оберегающий

Контроль

Проведение дискуссии, направленной на обсуждение преимуществ и недостатков каждого стиля, последствия их использования.

На следующем этапе участникам группы предлагается определить, какой стиль воспитания имеет место в его семье.

Родители, соответственно, оценивают свой стиль, ребенок, в свою очередь, оценивает стиль своих родителей.

Далее в парах родитель – ребенок происходит обмен мнениями и аргументацией своей точки зрения.

По завершении участники делятся результатами совместной работы: своими впечатлениями, выводами.

Упражнение «Чертополох и роза».

Цели:

· обучать навыкам выражения критики или негативных чувств социально приемлемыми способами;

· тренировать навыки выражения одобрения и оказания психологической поддержки.

Процедура проведения:

Дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу.

Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …»

Критика произносится в форме пожелания или доброго совета.

«А эту розу я дарю тебе за то, …»

Отмечаются положительные качества и поступки людей.

По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.

Упражнение «Шиворот навыворот».

Цели:

· закрепить информацию, обсуждаемую на занятии;

· побудить к анализу собственного поведения;

· снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения:

Участники делятся на 2 группы: дети и родители.

Каждой из групп предлагается написать рекомендации для родителей и детей.

Группа родителей составляет следующие рекомендации:

1. Что нужно делать, чтобы потерять доверие ребенка.

2. Как отучить ребенка от самостоятельности.

3. Как занизить самооценку ребенка.

Группа детей работает над аналогичными рекомендациями:

1. Что нужно делать, чтобы потерять доверие родителей.

2. Что необходимо делать, чтобы родители постоянно контролировали и читали нотации.

3. Как потерять уважение родителей.

Затем рекомендации зачитываются и обсуждаются.








Date: 2016-05-25; view: 288; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию