Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Воспитывать не по лжи





 

1. С раннего детства воспитывать правдивость и честность

Мать удивляется: "Два года и уже лжет!" Отвечаю: "Если бы грудной ребенок мог говорить, он стал бы лгать на первом месяце жизни". -- "Вы шутите?" -- "Нисколько".

Когда мы говорим о том, что воспитывает среда, атмосфера, уклад жизни, поведение и нравы родите-лей, мы подчеркиваем особые, изумительные эколого-культурологические свойства личности ребенка. Подсознательные, родовые, инстинктивные, природ-ные данные настолько сильны и настолько опережают культуру воспитания, что в первые годы, создается впечатление, ребенок сам творит свое "Я". Может быть, отсюда и весьма интересные воспитательные теории о невмешательстве в жизнь ребенка, о том, что всякое воспитание есть ложь (Толстой).

Когда мы говорим о том, что ребенок -- Божье чудо и что надо уберечь детей от грязи жизни, мы под-черкиваем не только нелживость природных начал, но и то великое, от чего мы, современники Макаренко и Крупской, отказались, -- ребенок есть первообраз гар-монии и красоты. Мы формулируем то противоречие, которое непременно возникнет между Божьим и культурологическим. Итак, первый мой вывод: дети начинают лгать, потому что волею общества входят в насквозь лживый социум. Они входят в мир, где лгут взрослые и подростки, стены и книги, экраны и газеты, митинги и депутатские собрания, где даже самая высшая правда лжива, ибо правдивая защита не-истины -- есть еще большее зло.

К двум-трем годам лживость ребенка приобретает законченные формы и становится приуготовленной для более глубинных лжедействий. На сцене детской жизни появляется грозное амебообразное, невидимое, но вездесущее чудовище -- СТРАХ. Ребенок своими природными "эколого-локаторными" свойствами счи-тывает, скажем, с папиной физиономии то, как отец наедине с собой, в тайных мыслях своих проговари-вает, репетирует свою ложь, которую он произнесет в кабинете своего руководителя или в общении с другом, с подчиненным, с возлюбленной, такими же лживыми, как и он сам.

Ребенок улавливает на маминой физиономии, в ее грустных глазах то, как она скрывает папину ложь, о которой, может быть, лишь догадывается, как сама стремится обмануться, лишь бы защитить себя от лишних треволнений! Итак, второе свойство -- ложь как защитное свойство, как стиль жизни, как мотив пове-дения.

К пяти-шести годам в каком-нибудь мирном двори-ке или в детском садике сталкивается и бурлит мно-гообразная ложь: юные лжецы и врунихи щеголяют друг перед другом в лучшем случае мастерством вымысла и в худшем -- искусством козней и лжесви-детельства. Формируется третье свойство -- ложь как средство провести ближнего, уйти от ответственности, спастись посредством вранья: "Это не я, это он!" И наглая настойчивость: "Да, это он!" Что происходит в психике дитяти, когда ложь удалась раз, два, три, сотни раз?! Ребенок усваивает, что ложь выгодна. Она срабатывает и может быть взята в качестве надежного союзника.

Недалеки от истины те родители, которые воскли-цают: "У моего ребенка фантастическая лживость! Откуда?" Истинность здесь обнаружилась в слове "фантастическая". Дело в том, что подсознательные силы ребенка -- это действительно область фантасти-ки: ребенок творит чудные образы, так развиваются его творческие данные. Так сплетаются в его действи-ях игровые и неигровые начала: он поистине начинает мыслить образами фантастики, -- иначе каким же способом обыкновенная пустая катушка из-под ниток превращается в баллистическую ракету, а старая кукла с оторванной ножкой -- в Бабу-Ягу, костяную ногу. И если эта чудотворящая образность соединяется той лживостью, какую ребенок впитал в себя из окружающей жизни, то получается состав особого свойства, который, может быть, надо назвать лжефан-тастикой или лжесущим.

Иногда я слышу восклицания и такого рода: "Па-тологическая лживость! Лгут даже без надобности". И это случается тогда, когда ложь стала не вторым, а первым "Я". Человек уже не в силах остановиться, чтобы не солгать. Ложь становится потребностью личности, острой, притягательной, сладкой, наркоти-ческой! Всякое честное слово требует невероятных усилий, борений. Человек нередко оказывается неспо-собным предать свое первое "Я".

 

2. Лучший метод воспитания правди-вости -- это ваша правда, ваша совесть и ваше раскаяние

У меня спрашивают иногда: "Что ж, всякая лжи-вая семья непременно воспитывает лживую лич-ность?" Не всегда. Как правило, все негативные семьи (воровские, коррупционные, грабительские, одним словом, где ложь -- закон жизни!) -- остроконфликт-ны. В этих семьях потенциал враждебности с годами дает катастрофические взрывы. Эти катастрофы не-редко сопровождаются не только протестами детей, но и категорическим отрицанием всего того уклада, кото-рый утверждался родительским авторитетом, точнее, родительской авторитарностью. Вместе с отрицанием родительских нравственных установок низвергается ложь! Но не дай же Бог обретать честность такой доро-гой ценой!?

Почему "Не дай Бог", скажете вы? Да потому, что всякое низвержение родительского авторитета чревато серьезными психо-патологическими последствиями: непременно начинается еще никем не изученная бо-лезнь души. Эта болезнь, как нечто разлагающе-со-вестливое, может быть, карамазовское, как правило, заканчивается трагедией: убийцей и гробовщиком ста-новится антипод лжи -- не правда, а "правдивая" ярость!

"Что же, нет никаких средств, приемов от лжи?" -- возмутитесь вы. Есть! Есть один универсальный прием или даже метод. Он прост, как правда. Надо утром и вечером, в полдень и ночью, в ненастье и в добрую погоду не лгать.

Надо поступать так, чтобы дети знали, что самое дорогое в вашей жизни -- правда. Чтобы дети знали, что во имя правды вы готовы, как говаривал великий русский педагог Ушинский, пойти на позор, унижения и даже смерть.

Надо, чтобы вы имели моральное право сочинять с детьми бесконечно прекрасную сказку, где принц ска-жет: "Нет, я лучше умру, но не солгу".

Надо, чтобы вы вместе с детьми учились "жить не по лжи" (А.И. Солженицын).

 

3. У любого дела есть своя технология. Педагогическая технология всегда ду-ховна и нелжива

Конечно же, везде есть своя техника и своя техно-логия. Приемчики и приемы складываются в систему, которая может стать блистательной прибавкой к ис-тинно высокой и даже Божественной нравственности семьи, ее воспитательного уклада.

Если бы мы в состоянии были войти в детскую душу, мы бы могли увидеть свой собственный образ таким, каким он воссоздан творческим гением ре-бенка. Знаете ли вы, каким вы кажетесь ребенку? Злым или добрым, трусом или смелым, истинным или ложным? Я далек от мысли, чтобы призывать вас к тому, чтобы вы приукрашивали свой образ в детском восприятии. Предложение мое сводится лишь к од-ному: задумайтесь над тем, какие черты вашего характера на первом месте у ребенка? Какие ваши до-стоинства он ценит прежде всего? Чтобы у ребенка сложился желаемый вами образ, надо делать две вещи. Первое, побольше рассказывайте (и как можно рань-ше, даже тогда, когда ребенку два-три года) о себе, о своих удачах и неудачах, о своих переживаниях, о своих ценностях. Не думайте, что ребенок вас не поймет. Он действительно из ваших рассказов мало что поймет, но его душа потянется к восприятию вашей души. Гениально скроенная душа ребенка вычленит и возьмет для себя все то лучшее, что шевельнулось в вашем сердце. Поведайте ребенку о своих неудачах так, чтобы он вам сочувствовал, сопереживал с вами. Советовал или настаивал на своих решениях. Сообщайте ребенку и о своих удачах, победах и достижениях. Делайте это предельно сдер-жанно, скромно. Постарайтесь найти в своем ликова-нии изъян, просчет, пожалейте потерпевшего, пообещайте вникнуть в его судьбу, подружиться с ним. Пусть элемент прощения, покаяния, доброты повсюду сопровождает ваш прекрасный образ. И, конечно, же ваши слова непременно подкреплены делом. Например, вы схватились за голову (да не так, без театра и игровой лжи!) и сказали вслух: "Господи, я же солгал! А теперь, если я признаюсь во лжи, во-первых, я потеряю уважение друзей, во-вторых, лишусь премии, в-третьих, у меня будут неприятности с руковод-ством..." Что по этому поводу скажут ваш четырех-летний сын или трехлетняя дочь?! Не улыбайтесь. Сегодняшняя нравственная акселерация восхититель-на: многие процессы становления наших детей по сравнению с 1913 годом действительно во сто крат изменились. Итак, вы схватились за голову, и ваш ре-бенок вам сочувствует. Начинайте решать задачу: как вам быть?! Это решение есть не просто прием, это есть образ вашего педагогического творчества!

Создавая в душе ребенка свой нелживый образ, вы утверждаете такую максиму: правда выгоднее, чем неправда. Правда -- даже если она причиняет времен-ную боль -- освобождает лучшие человеческие силы, формирует благородство, бесстрашие. Правдивый -- всегда красивее лжеца. Пусть в ваших рассказах, сказках, разговорах присутствуют два борющихся на-чала -- неистинность и правдолюбство. Пусть образ лжеца проигрывает рядом с правдолюбцем. Одной из примет нашего времени является такой парадокс: ре-бенок знает, что ложь плохо, а правда -- хорошо, а сам постоянно лжет и его ничем не отучишь от вранья!

Отвечу. Ребенок упорно подсознательно или созна-тельно врет, если живет в авторитарных обстоятельст-вах, если за ложь наказывают, тем более бьют, оскорб-ляют, поносят и так далее. Укоренившаяся ложь -- это та же болезнь. Вы же не лупите ребенка, когда у него болит живот или ушко. Смените авторитарные от-ношения на авторитетно-доверительные -- и вы по-чувствуете, как начнет меняться душа ребенка. Сни-мите непременно и такой авторитарный пресс, как страх. Не наказывайте ребенка за ложь.

 

4. Игра является одним из сильнейших средств нелживого безнасильственного воспита-ния

Одним из универсальных средств воспитания лич-ности является игра. На разных возрастных этапах игра должна быть разной и насыщена соответствую-щим дидактическим материалом. Например, трехлет-ний малыш охотно включается в ролевую игру, где отец, скажем, играет лживого волка, а ребенок -- правдивого зайчика. Волк говорит зайчику: "Я тебе дам грязную бумажку, а ты мне два яблока". Ребенок хохочет: какая нелепость! А волк поясняет: "Грязную бумажку можно съесть, а яблоко -- выкинуть". -- "Ты обманщик! -- кричит зайчик. -- Бумажка пло-хая. Ее надо выбросить в мусорное ведро". -- "Неправ-да, бумажка самая лучшая, а яблоко плохое". -- "Ты обманщик". Может быть, есть смысл прервать игру и спросить: "А почему волк говорит, что бумажка хорошая, а яблоко плохое?" -- "Он врет. Он плохой!" Итак, ложь заклеймили, что-то да останется в сознании ребенка от этой игры и от этой дидак-тической беседы. И не надо говорить, что у вас нет вре-мени на игры с детьми! Ребенок нуждается в вашем игровом общении -- оно-то и есть настоящее воспита-ние. Так, по крайней мере, говорят все великие педагоги. Вся жизнь ребенка должна быть пронизана игрой.

Ролевое общение надо чередовать с неролевым. Это, как ни странно, понятно ребенку. Он с двух лет различает образ поведения "понарошку" и "по-серьезному". Поэтому можно и порассуждать по поводу сказки: "А почему волк хотел выманить яблочко у зайчика?" -- "Волк плохой". Здесь можно нарисовать образ волка, выставить лжеца в смешном виде. Смех -- грозное оружие в борьбе с ложью. Смех экологичен. Он, как природное явление, требует окультуривания, ибо животный смех вреден не мень-ше, чем вранье или какое-нибудь другое зло.

А вот еще один прием -- игра-импровизация. Известно, дети охотно берут на себя игровые роли. Ребенок под впечатлением телепередач изображал поросенка Мука, а папа, надев на руку куклу -- кота Мура, сказал: "Мук, я разбил чашку, что мне сказать маме?" -- "Скажи, что ты больше не будешь". -- "Но тогда мама меня выругает и побьет полотенцем". -- "А меня мама тоже побила полотенцем, когда я прилепил к стенке жвачку и оторвал обои". -- "Ска-зать маме, что я разбил чашку?" -- "Не говори!" -- посоветовал Мук и обнял друга: общее горе объеди-нило несчастных! А Мур между тем не унимался: "А мама всё равно узнает, и будет еще хуже. Что делать?" -- "Скажи: мама, не бей меня, я разбил чашку и больше не буду". Вот это идеальное решение. Хотим мы того или не хотим, а мы все равно немножко враги детям. В особенности маленьким. Даже если ребенка не бьют, а все равно -- то одергивают, то хватают за руки, то кричат или вышвыривают из-за стола. Ни один взрослый не выдержал бы такого режима. Пред-ставьте себе на минутку, что ваш начальник, когда вы разлили чай на его рукопись, стукнул бы вас по носу, или наорал, или вышвырнул из-за стола! Это невоз-можно представить! А ребенок выносит, он проходит все цивилизации -- от варварства до демократических свобод. И надо сделать все, чтобы в его жизни было как можно меньше рабства, феодализма, крепостни-чества и других форм угнетения!

 

Date: 2016-05-14; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию