Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизиологические особенности формирования образа внешнего мира при нарушениях зрения





В компетенцию тифлопсихологии входит изучение влияния на образование психологической системы различных форм зрительных нарушений, разделение которых в настоящее время идет по двум направлениям. Первое - это глубокие поражения, связанные с остротой центрального зрения и его поля, не позволяющие использовать зрение как ведущий и основной анализатор при выполнении различных видов деятельности, не прибегая для уточнения и расширения образов внешнего мира к другим формам перцепции. Это категории людей с тотальной слепотой, светоощущением, слепотой с остаточным зрением, глубоким слабовидением. Причинами такого глубокого нарушения зрения могут быть врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения, вызванные заболеванием матери, неблагоприятной внешней средой, наследственностью.

Основными клиническими формами слепоты и слабовидения являются врожденная близорукость высокой степени, дальнозоркость с астигмагизмом и амблиопией, патология хрусталика - врожденная катаракта, афакия, атрофия зрительного нерва, дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки, заболевания сосудистого тракта, врожденные глаукомы и т.д.

Второе направление связано с наличием у детей определенных клинических форм — близорукости, амблиопии, косоглазия и др., ведущей формой перцепции которых является зрение.

В системе коррекционной работы тифлопсихологами особе внимание обращается на дифференцированный подход к детям — знание их заболеваний, и в том числе на особенности функционирования нарушенной зрительной системы. В настоящее время в Институте коррекционной педагогики появились работы, показывающие психофизиологические характеристики процессов восприятия детей с различными диагнозами (Л.П.Григорьева, З.Ф.Гафурова, Л.И.Фильчикова), материалы которых дают возможность проведения коррекционной работы с детьми, имеющими определенные диагнозы, что обусловливает точную направленность коррекции зрительных образов.

Психофизиологическое изучение детей с нарушением зрения и процесса формирования образов в основном проводилось на тех категориях детей со зрительной недостаточностью, которые обозначаются как категории детей, имеющих форменное зрение, и связаны с использованием методов электроэнцефалографии, зрительных вызванных потенциалов.

В 1967 г. Л.А. Новикова провела основательное сравнительное исследование с помощью электроэнцефалографических методик тотально слепых и слепых с остаточным зрением. При изучении электроэнцефалограмм у слепых детей она показала, что отсутствие альфа ритма, характерного для тотально слепых, свидетельствует о снижении общего уровня биоэлектрической активности коры и перемещении максимальной активности в центральную область коры, а характер изменений ЭЭГ зависит от степени потери зрения.

Пять групп детей имеющих остроту зрения 0, светоощущение, с визусом 0,01 - 0,04, с визусом 0,05 - 0,09 и 0,1 - 0,3, показали разную степень выраженности альфа ритма, и появление альфа ритма связано с появлением форменного зрения, когда зрительные раздражения становятся способными выполнять сигнальную функцию.

Для тотально слепых детей и детей со светоощущением характерно усиление ролландического ритма в центральной области мозга, в зоне проекции двигательного анализатора.

Эти данные свидетельствуют о том, что при формировании образов внешнего мира эта категория детей использует осязание и тактильно-двигательный анализатор, а активность ролландического ритма более выражена в левом полушарии, связанным с деятельностью правой руки.

Характеризуя остаточное зрение слепых, А.И.Каплан выделила три

 

особенности клинических форм детской слепоты.

Первая связывается ею с вовлечением в патологический процесс не только тканей глаза, но и многих других структур зрительной системы.

Вторая особенность детской слепоты связана с сочетанием нарушений зрительной системы с появлением форменного зрения, когда зрительные раздражения становятся способными выполнять сигнальную

функцию.

Третья особенность касается функционального состояния зрительной системы, а именно сохранившегося форменного зрения. А.И.Каплан отмечает, что форменное зрение детей чрезвычайно неустойчиво и подвержено в период до 13 — 15 лет изменениям как в сторону улучшения, так и ухудшения. Ею выделены изменения, связанные с лечением пни обострением патологических процессов и более стойкие, влияющие им позицию ребенка в отношении типа его реабилитации и адаптации в окружающем.

Наличие многообразных изменений ахроматического центрального и периферического зрения в сочетании с разными формами цветового зрения позволило А.И.Каплан утверждать, что остаточное зрение нельзя рассматривать, как крайнюю степень ослабления нормального зрения.

«Это совершенно иное зрение, с другими характеристиками, варьирующимися при разных клинических формах детской слепоты». И его особенностями являются неравнозначность нарушения различных зрительных функций, лабильность, неустойчивость, наступление быстрого утомления.

Выделенные три формы остаточного зрения характеризуют возможности функционирования остаточного зрения, зависящие от наличия всех,

мчи и измененных характеристик зрительного восприятия в первой форме, до значительного снижения возможности функционирования остаточного зрения с выпадением цветоразличения, концентрическим сужением поля зрения и т.д. — во второй и третьей формах остаточного зрения.

Так в чем же заключается иное остаточное зрение, чем отличаются образы восприятия детей с остаточным зрением по их качественной характеристике? Имеются ли специфические черты в образах, отражающих объективный мир детьми с нарушениями зрения?

Уже выделенные А.И.Каплан формы функционирования остаточного зрения позволяют говорить о том, что у детей снижаются количественные возможности восприятия объектов и их признаков при снижении остроты зрения, об изменении самого процесса восприятия, особенно еще и при сужении поля зрения, об отсутствии возможности восприятия цветных качеств объектов и т.д.

Эти материалы представлены в исследованиях формирования процесса восприятий и образов предъявляемых объектов рядом психофизиологов.

Психофизиологическое исследование особенностей формирования образов зрительного восприятия детей, обучающихся в школе слепых на основе рельфно-точечного шрифта Брайля и характеризующихся как детей с остаточным зрением (vis 0,01 - 0,04), проведенное М.Э.Вернадской показывает с одной стороны, что, несмотря на глубокие нарушения зрения, формирование зрительных образов внешнего мира подчиняется общим закономерностям становления зрительного образа с нормально видящими, а с другой стороны, они имеют специфику формирования этого образа, как в процессе зрительного опознания, так и в качественной характеристике самого образа.

Процесс формирования зрительного образа раскрывается в его качествах. В первую очередь это скорость и последовательность, сукцессивность или симультанность процесса восприятия.

М.Э.Вернадская показала, что скорость процесса опознания многомерных стимулов у детей с остаточным зрением в 2 раза ниже скорости их нормально видящих сверстников. Границы разброса при этом также в два раза шире, чем в норме и это объясняется значительным различием детей с нарушением зрения по его остроте, тех детей, которые ближе к границе слепоты (vis 0,01) и близким к границе слабовидения (vis 0,04). Зависимость скорости процесса восприятия от локализации предъявляемого стимула не выявилась, что также связывается с грубым снижением у этих детей чувствительности в центральных и парацентральных зонах поля зрения из-за патологии зрительно-нервного аппарата, в то время как у нормально видящих происходит снижение скорости опознания от центра к периферии.

Таким образом, скорость процесса опознания у детей с остаточным зрением, когда патология нарушила центральные зоны зрительного поля, оказывается одинаково сниженной как на периферии, так и в центре. В связи с этим проявляются и различия с нормой в скорости опознания таких качеств объектов как цвет и форма. Если форма объектов является для нормально видящих значительно влияющим фактором, определяющим скорость опознания, то для детей с остаточным зрением ее действенность снижена.

Вторым важным качеством осуществляемого процесса восприятия является последовательность, сукцессивность или симультанность восприятия предъявляемого образа.

Проведенный эксперимент по формированию зрительного образа по контурному изображению на основе компьютерной методики незавершённых фигур Э.Голлина четко выявил у детей с остаточным зрением специфику пути, процесса формирования образа восприятий объектов на

основе постепенного уточнения контура, увеличения признаков, характеризующих объект. Было показано, что процесс зрительного восприятии детей с глубокими нарушениями зрения характеризуется сукцессивностью его протекания. Однако дети с остаточным зрением, с низкой остротой зрения все-таки способны составить представление об объекте цо неполному контуру — они справились с заданием. Различие состояло лишь в процентном отношении необходимой дорисовки контура для corn.шин правильного образа предъявляемого рисунка. При этом сказалось влияние возраста: для детей младшего и среднего школьного возраста требовалось более чем 8% дорисовки, чем для нормально видящих, а детям 11 - 12 лет больше, чем на 5%.

Что еще раз подчеркивает тот факт, что восприятие детей с глубокими нарушениями зрения и процесс формирования образов восприятии подчиняется выделенным в норме общим закономерностям формирования зрительного образа.

Различия формирования образа по двум группам (дети с остаточным зрением и глубоко слабовидящие) состояли в том, что первая группа с более низкой остротой зрения и более серьёзными нарушениями зрительной системы показали худшие результаты. Однако наибольший интерес представляет прогресс и эффективность (успешность) формирования образа после проведенной в течение года коррекционной работы, несмотря на неизменность остроты зрения в обеих группах. Особенно это касалось детей с остаточным зрением. Процент дорисовки для правильного опознания контура у глубоко слабовидящих детей достиг почти 17%, а в группе детей с остаточным зрением - почти 19%, то есть почти сравнялся.

Таким образом, дети с остаточным зрением дали более значительный прогресс при коррекционном обучении. Это свидетельствует о том, что они более успешно смогли справиться с заданием на восприятие объектов по неполному контуру только с помощью специальной коррекционной работы, направленной на психологическую помощь, развивающую технику и способы восприятия и оценки воспринимаемого объекта и своей деятельности, что позволило им значительно приблизиться по своим результатам к слабовидящим.

Этот факт говорит также о том, что глубоко слабовидящие дети могут самостоятельно решать проблемы создания зрительного образа, тогда как детям с остаточным зрением требовалась специфическая тифлопедагогическая помощь.

Изменения и разброс индивидуальных значений в обеих группах после коррекционных занятий приблизился к диапазону индивидуальных различий у детей с нормальным зрением, что говорит о том, что

процесс формирования зрительного образа становится более близким к норме, хотя и требует постепенного последовательного и большего количества предъявлений, что характеризует сукцессивность процесса создания зрительного образа предъявляемого объекта.

Что касается самих объектов, то здесь проявилась общая для всех категорий зависимость точности и скорости опознания от умения детей выделять основные элементы предъявляемых фигур, чему они в первую очередь и обучались в курсе коррекционной работы.

Эксперимент, направленный на выявление возраста, в котором наиболее значимы коррекционные занятия, показал улучшение показателей опознания во всех группах, однако, эффективность и темп развития более высок в младшей и средней возрастных группах (7 - 8 и 9 - 10 лет).

Для формирования образа восприятия внешнего мира важна точность отражения качеств воспринимаемых объектов, которые характеризует сам образ, его содержание, действенную роль в практической ориентации.

Количественный анализ результатов показал, что точность опознания многомерных стимулов в группе детей с глубокими нарушениям: зрения в 10 раз ниже по сравнению с нормой.

Точность опознания изучалась также в зависимости от локализации объекта в зрительном поле, цвета, формы. Для нормы точность опознания зависела от положения в центре зрительного поля, что характеризует связь точности восприятия с остротой центрального зрения в опознании формы объекта, тогда как для детей с глубокими нарушениям зрения значимым является цвет, что можно четко связать с более сохранными периферическими отделами зрительного поля, где расположен: аппараты цветового восприятия.

Современные общепсихологические и психофизиологические исследования формирования образа внешнего мира и механизмов его построения у нормально видящих детей (В.П.Зинченко, Н.Ю.Вергилис, Б.Ф.Ломов, Л.А.Венгер, М.С.Шехтер и др.) показывают системный характер его становления.

При нарушениях зрения происходят «существенные изменения сетевых свойств нейронных ансамблей, анализирующих простые признаки на разных уровнях зрительной системы», - отмечает Л.П.Григорьева, исследуя слабовидящих детей. Ею было выявлено значительное снижение световой чувствительности, сужение диапазона реактивности зрительной системы из-за повышения абсолютных порогов и снижения границы визуального дискомфорта в фотоэпической области яркостей света. Это снижение характерно для двух типов цветовых расстройств — нарушение только цветового контраста, а также и нарушение характеристик цветового восприятия — яркости цветового тона, контраста и формы, не связанных с остротой зрения.

Выявленные Л.П.Григорьевой данные разного по степени нарушения сенсорно-специфических механизмов, анализирующих цвет, форму и диссоциация их функционирования определяет снижение способности параллельной оценки разных признаков одного объекта, что является причиной нарушения симультанности опознания предъявляемых объектов.

Поэтому процесс формирования зрительных образов при слабовидении иной. Разная степень ухудшения различимости отдельных признаков объекта, и, как следствие, сукцессивность их восприятия, затрудняют создание целостного образа, изменяют его качественную характеристику, обедняют его информацией; образ становится фрагментарным, и медленность и сукцессивность процесса восприятия, таким образом, снижает информационную способность зрительной системы.

Исследования формирования зрительных образов до последнего времени не касались детей с близорукостью, поскольку оптическая коррекция дает им возможность во многих случаях достигать остроты центрального зрения близкого к единице или чуть меньше.

Однако формирование зрительного образа, его психофизиологические характеристики при близорукости иные, чем у нормально видящего ребенка. Изучение детей с миопией становится очень актуальным в связи с постоянно увеличивающейся распространенностью этого заболевания не только в нашей стране, но и во всем мире. Необходимость исследования близорукости и особенностей зрительного восприятия этих детей и специфичности становления зрительных образов связана также с увеличивающейся нагрузкой на их зрительный анализатор, который должен перерабатывать и сохранять в образах все возрастающий поток информации, приспособиться к его восприятию.

Исследования распространенности патологии зрения показывают, что только в России к 1990 году насчитывалось около 15 млн. людей с близорукостью, не считая других более серьезных нарушений зрения. Особенно это касается детей дошкольного и школьного возраста.

Так, проведенное в 1996 г. сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО во главе с детским офтальмологом Л.А.Григорян исследование детей одной из московских массовых школ (№ 155) показало, что более 70% детей имеют те или иные нарушения зрения, среди которых преобладают дети с миопией или со спазмами аккомодации — преддверия близорукости. Поэтому изучение этой категории детей, причин появления близорукости, характеристика их зрительного восприятия с позиции протекания самого процесса и раскрытия особенностей формирующихся образов является актуальной проблемой, так как позволяет найти пути профилактики, лечения, коррекции близорукости медико-психолого-педагогическими средствами.

Исследование формирования зрительных образов у детей, страдающих близорукостью, расширяет область тифлопсихологии, включая в нее психологию детей с миопией, показывая, что близорукие представляют собой специфическую группу со стойкими качественными особенностями не только в области перцепции, но и в протекании когнитивных процессов, а также в сферах связанных с эмоциональным отражением и формированием личностных качеств.

Несмотря на достаточно объемную литературу, посвященную патологии зрительной недостаточности, психологическое изучение близоруких детей практически не велось. Особенно это касалось изучения механизмов, определяющих устойчивую психологическую систему, формирующуюся под воздействием миопической рефракции, хотя такие известные офтальмологи, как Е.И.Сидоренко, В.Н.Касаткин, Л.А.Григорян,) С.М.Чечельницкая выступали с позиций комплексного подхода к изучению близоруких и коррекции не только зрительного анализатора, на и психических процессов восприятия, мышления, а также, изменения coциальных условий в семье и школе.

Системное изучение морфофункдиональной организации зрительного анализатора, перцептивно-когнитивных процессов, полушарной организации зрительного восприятия, особенностей личности и семейного воспитания детей и подростков с близорукостью было осуществлено З.Ф.Гафуровой.

В работе использовался ряд хорошо известных и верифицированных психофизиологических и психологических методов, включающих определение остроты зрения с оптической коррекцией и без нее; исследование рефракции и ее составляющих (сферическую и цилиндрическую); исследование активности различных отделов сетчатки на основа электроретинографии, анализ зрительных вызванных потенциалов, измерение критической частоты исчезновения фосфенов, порога электрической чувствительности и др.

Для изучения процессов памяти, внимания, личностных характеристик и эмоциональной сферы использовались компьютерные программы «Hemis», «Корректурная проба», структурированный стимул пятна Роршаха, опросник личностной и ситуативной тревожности Спилберга, анализ семейных взаимоотношений, тест «Дом – Дерево – Человек».

Результаты психофизиологических исследований с использованием электрофизиологических методик (электроретинограммы и ЗВП) выявили

связи между миопическими нарушениями рефракции и показателями

функционального состояния вышележащих отделов зрительной системы.

Анализ морфофункционального состояния зрительного анализатора

детей с близорукостью показал наличие асимметрии физиологических

характеристик, что проявляется в достоверной асимметрии показателей остроты зрения и порога обнаружения светового сигнала. Для близорукости характерна специализация глаз при выполнении различных зрительных функций. При этом правый глаз имеет большую выраженность близорукой реакции. У близоруких наблюдается высокая частота совпадении латеральности ведущего глаза и ведущей правой руки. Это обеспечивает большую эффективность освоения и выполнения тонких моторных навыков (письма, мелкой работы) на близком расстоянии.

Такое одностороннее доминирование в системе глаз-рука может повысить зрительное напряжение при длительной работе на близком расстоянии за счет координационной перестройки всей позы, чтобы ведущий глаз мог контролировать деятельность ведущей руки. В связи с этим у детей часто наблюдаются сколиозы.

Повышенная деятельность левого полушария, контролирующего правую половину тела, может распространяться на анализ зрительных стимулов что приводит к «огрублению» образов воспринимаемых объектов, выделению в них преимущественно низких пространственных частот, к дополнительному нервно-психическому напряжению и фиксации, укреплению неоптимальной стратегии обработки зрительной информации.

Таким образом, анализ морфофункционального состояния зрительного анализатора детей с близорукостью показал значительную специфику формирования зрительного образа, характеризующегося глобальностью, нечеткостью и огрубленностью.

Анализ особенностей переработки зрительной информации вызванных зрительных потенциалов (ЗВП) на структурированные стимулы показал также смещение фокуса максимальной активности в левое полушарие и прецентральные отделы.

Такая топография весьма устойчива и не исчезает даже при оптической коррекции.

Фронтальный и окцепитальный факторы ЗВП оказались у близоруких выше. При этом выявилась более широкая иррадиация «фронтального» фактора по коре и локализация «темпорального фактора» в заднее - височных отделах, что говорит о связи этого фактора с активностью речевых областей коры. Эти факты свидетельствуют о большей вовлеченности структур левого полушария в приеме сенсорной информации и участии передних фронтальных отделов мозга в анализе и переработке сенсорного сигнала.

Эти данные свидетельствуют о том, что проблема компенсации зрительной недостаточности у близоруких, как и при более глубоких нарушениях зрения, связана с использованием речи и высших познавательных процессов, обеспечивающих интеграцию, регуляцию и контроль психической деятельности. Познавательная деятельность детей с близорукостью характеризуется меньшей ориентацией на непосредственные сенсорно-перцептивные раздражители и строится с акцентом на его когнитивные аспекты.

Экспериментальные данные с большой определенностью показали, что, если у здоровых детей в правом полушарии первичное дробное описание интегрируется в целостный образ благодаря знанию о взаимном расположении мелких деталей и осуществляется в совместной активности нижневисочной и теменной отделов коры, то у лиц, страдающих близорукостью, этот аспект обработки зрительного сигнала «выпадает».

Недостаток такого симультанного анализа и синтеза требует дополнительного анализа, что выражается в повышении активности фронтальных отделов коры и говорит о необходимости вовлечения в сенсорный анализ логических структур.

Таким образом, миопическая рефракция сопровождается реорганизацией механизмов функционирования сетчатки, проводящих путей и зрительных корковых областей. На уровне входа зрительной системы изменяется характер переработки пространственно-частотных и временных параметров стимулов. Анализ амплитудно-временных характеристик и топографии зрительных вызванных потенциалов выявили у близоруких большую сравнительно с нормой вовлеченность корковых областей левого полушария и его фронтальных отделов в процесс восприятия ста-1 мулов. Полученные данные согласуются с концепцией А.Р.Лурия о структурно-функциональной организации интегративной деятельности мозга как единой системы и показывают в соответствии с этой концепцией, что изменения зрительных вызванных потенциалов при миопии отражают повышение роли функционального блока программирования, peгуляции и контроля перцептивно-когнитивной деятельности. Это может свидетельствовать о компенсации недостаточности функционирования блока приема, переработки и хранения информации при близорукости.

Исследование мнемических процессов детей с близорукостью проводилось при попарном предъявлении зрительных стимулов в различные участки поля зрения правого и левого глаза, что дает право утверждать, что они были направлены на активное реагирование отдельных различных участков коры, участвовавших в процессе зрительного восприятия.

Сравнение эффективности запоминания и воспроизведения этих стимулов здоровыми и близорукими детьми показывает, что эти процессы осуществляются здоровыми детьми быстрее при всех различных вариантах предъявления стимулов на правом и левом глазу, тогда как скорость воспроизведения стимулов у близоруких была меньше на 4,5 сек., а точность — ниже на 10%.

У близоруких был более выражен эффект «ретроактивного торможения» (почти в 2 раза). Особенно это выявилось при воспроизведении стимула, если он предъявлялся на правый глаз.

Кроме того, наблюдалось более выраженная интерференция процессов сохранения и воспроизведения зрительной информации и доминирование левого полушария, отвечающего за правую сторону, специализации глаз, подавление активности левого глаза, который является более эффективным в отношении остроты зрения. Этому способствует также его меньшая световая и электрическая чувствительность, а также меньшая активность сетчатки в целом и высокие пороги возбуждения зрительного нерва.

Все это сказывается на воспроизведении предъявляемых для запоминания зрительных стимулов.

Для близоруких требовалось 20 — 25 проб по сравнению с 10 — 15 у нормально видящих и отмечен более замедленный процесс усвоения, научения, о чем свидетельствует тот факт, что на протяжении первых 40 проб эффективность воспроизведения мало изменялась.

Таким образом, в исследовании мнемических процессов, процессов формирования зрительных образов и их сохранения установлено существенное снижение скорости и точности воспроизведения зрительных стимулов. Выявлено доминирование правого глаза, свидетельствующее о превалировании информации, поступающей от правого глаза в проекционные отделы левого полушария.

Снижение скорости формирования сенсомоторных навыков у миопии сочеталось с меньшей точностью выполнения зрительных заданий.

Исследование внимания также выявило специфические отличия нормально видящих и близоруких школьников.

Если по объему внимания близорукие оказались в пределах возрастных норм, то такое качество, как устойчивость внимания оказывается ниже, чем у здоровых, а наиболее эффективно выполнялись задания на переключение и распределение внимания.

Результаты, полученные при анализе описаний детьми пятна по типу Роршаха, дают возможность выявить специфичность образов восприятия и вместе с ранее проанализированными данными показать устойчивую специфическую сенсорно-перцептивную организацию типичную для близорукости.

При восприятии и интерпретации образов возникших у близоруких выявилась тенденция уменьшения, сокращения, по сравнению с нормой, частоты ответов, характеризующих целостный образ, восприятие целостной картины и склонность к детализированным ответам. Для близоруких школьников характерен более высокий уровень вербальной активности в описании стимулов, проявляющийся в сложных описаниях, в употреблении уточняющих слов и т.д. Для них свойственна ориентация на цветовые и свето-теневые характеристики стимулов. Значительно меньшее внимание уделяется форме и формообразующим элементам. В описаниях также представлены многочисленные расплывчатые, фантастические образы. Еще Шарлотта Бюлер и Сильвия Климпфингер при анализе тестов на классификацию отмечали, что признаки цвета, являясь достаточно четко воспринимаемыми детьми, все-таки говорят о слабости выделения существенных характеристик предъявляемых объектов. Это характерно в определенной мере и для детей с близорукостью, затрудняющихся из-за дефекта зрения целостно и обоснованно выделять в слабоструктурированном зрительном стимуле пятна Роршаха более конкретизированные образы. Эти данные показывают, что роль и значение генетических физиологических нарушений в развитии близорукости и особенности формирования образов и наиболее близко связанных с этим психических процессов находятся в достаточно тесном взаимодействии.

В работе зрительного анализатора происходят функциональные реорганизации, затрагивающие все его уровни от периферических до центральных, что приводит при близорукости к формированию специфической функциональной организации зрительного восприятия и возникающих зрительных образов.

Связь появления школьной близорукости в период от 8 до 13 лет с активным психическим развитием детей, с критическими периодами этого развития, с изменением значимой для детей напряженной учебной деятельности позволяет говорить о влиянии не только генетических, гигиенических и биофизических, но и индивидуально-личностных, эмоциональных и социальных факторов.

Все выше приведенные психофизиологические исследования проводились на детях школьного возраста. Однако формирование системных образов внешнего мира и зрительных образов в частности, связано с созреванием сенсорной системы и возможностями структурного и функционального мозгового обеспечения процесса восприятия информации и организации двигательных реакций. В связи с этим, вопросы формирования системы образов зрительного восприятия, структурное созревание проекционных и ассоциативных областей коры больших полушарий, относящихся к зрительной системе, нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия, определяющие специфику поведенческих реакций на зрительные стимулы у слепых и слабовидящих, зависят не только от повреждения зрительной системы, но и от возрастных особенностей развития и созревания центральной нервной системы в целом.

Проведенный Д.А.Фарбер анализ исследований по становлению и Развитию зрительной функции у нормально видящих детей с рождения м до пяти лет, показал, что раннее созревание проекционных корковых зон обусловливает их участие в приеме сенсорной информации с первых часов жизни ребенка.

Характер и топография двигательных и поведенческих реакций на зрительные раздражения говорят об опережающем развитии правого полушария мозга. Возможность распознавания ребенком лица матери, отмечено уже на втором месяце жизни. Однако это обеспечивается целым комплексом информации, получаемой ребенком — зрительный образ, запах, голос.

Активность задних ассоциативных областей коры на предъявление лцевого патерна возрастает с возрастом и наиболее отчетливо проявляется к 5 годам.

На первых этапах развития ребенка ведущую роль в зрительном восприятии играет правое полушарие и постепенно повышается значение нового, обеспечивающее классификацию внешних стимулов. Наиболее Поздно созревающие поля височно-теменно-затылочной области выполни ют роль высшего интегрирующего звена в анализе и обработке зрительной информации.

Исследование Д.А.Фарбер детей с нарушением зрения, а именно с врожданной билатеральной катарактой показало, что даже в случае проведения операции после 4 месяцев (т.е. в течение четырех месяцев у ребенка была двусторонняя депривация зрения) у него наблюдаются нарушения в поведении, которые проявляются в дефиците мотивации, внимания к внешним стимулам, в повышении негативных реакций и в избегании новой информации, что может привести ко вторичной задержке психического развития ребенка.

Исследование детей раннего возраста с нарушениями зрения, проведённое Л.И.Фильчиковой на основе электрофизиологической методики зрительных вызванных потенциалов (ЗВП), показало, что возрастные особенности электро-корковой реакции и в норме, и в патологии связаны с созреванием и формируются в течение длительного периода онтогенеза.

Наиболее интенсивное созревание имеет место в первое полугодие жизни ребенка. Так, острота зрения новорожденного ребенка установленного на основе ЗВП в период от рождения до 24 — 26 недель возрастает от 0,03 до 0,2 и выше.

Заболевания периферического отдела зрительного анализатора, снижающие поток зрительной информации, приводят к депривационным изменениям на всех уровнях зрительной системы.

Ею изучены дети раннего возраста с различными поражениями нервно-зрительной системы, выделены наиболее характерные для детей нарушением зрения заболевания, такие как двусторонняя катаракта, частичная атрофия зрительного нерва, врожденные формы глаукомы.

Л.И.Фильчикова выявила, что при частичной атрофии зрительного нерва у детей раннего возраста ЗВП грубо изменены, так как в обработке поступающей зрительной информации не задействованы механизмы обеспечивающие высокое пространственное разрешение, и анализ зрительного стимула осуществляется только низкочастотным каналом.

При гипоплазии зрительного нерва, с уменьшением диска до 1/4-1/6 нормальной величины, ЗВП не регистрируется, и дети ведут себя как слепые. С увеличением размера зрительного диска дети становятся способны к прослеживанию крупных, ярких, движущихся игрушек.

Наименьшие изменения ЗВП наблюдаются у младенцев с начальной стадией глаукомы.

Исследования Л.И.Фильчиковой позволяют оценить функциональное состояние зрительной системы и остроту зрения раннего возраста помощью ЗВП, что в свою очередь показывает, что формирование психологической системы отражения внешнего мира, становление зрительных образов у детей с нарушениями зрения происходили при слабом неполном задействовании как воспринимающих так и перерабатывающих механизмов воздействующей зрительной информации.

Сравнительное исследование на основе ЗВП у детей с амблиопией (остротой зрения 0,3 и ниже) и частичной атрофией зрительного нерва показало, что более низким значениям остроты зрения соответствовав и более грубые изменения контрастной чувствительности при том и другом заболевании.

При этом у детей с амблиопией выраженность изменений амплитудно-временных показателей коррелировала со степенью изменения oстроты зрения - меньшим значениям остроты зрения соответствовало более значительное снижение амплитуды ЗВП, увеличение латентности у детей с частичной атрофией зрительного нерва изменения пиковой латентности не коррелировало со степенью снижения остроты зрения.

Это свидетельствует и о том, что при амблиопии преимущественно поражается парвоцеллюлярный канал зрительного анализатора (медленно проводящий, обеспечивающий тонкий детальный анализ зрительного стимула), а при частичном нарушении зрительного нерва - оба канала,

как парвоцеллюлярный, так и магноцеллюлярный (быстропроводящий, осуществляющий грубую, интегративную оценку зрительного стимула).

Изучение зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией (В.П.Жохов, Л.А.Григорян) показало также тот факт, что нарушение глазодвигательных функций затрудняет осуществлять целенаправленость взора на воспринимаемый объект и осложняет выделение объема,

величины, протяженности, удаленности и расстояния между предметами, и мешает формированию трехмерности, стереоскопичности зрительного

Таким образом, психофизиологические исследования различных категорий детей с нарушениями зрения показывает, что процесс формирования мира происходит на основе функционирования иных физиологических систем связей, возникающих в процессе жизни, образуя основы своеобразной психологической системы, свойственной каждой из категорий зрительной недостаточности.

 

Date: 2016-05-25; view: 693; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию