Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения





Раздел написан в соавторстве с РЛ.Курбановым

Теория Л.С.Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития с большой яркостью выступает в формировании личности при нарушениях зрения. Это проявляется в раз­личном влиянии глубоких нарушений зрения на компоненты структуры личности. В связи с тем, что одни черты и качества личности оказыва­ются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей, а на третьих отражаются неблагоприятные условия ее развития, в исто­рии тифлопсихологии сложилось несколько различных взглядов на лич­ность слепого.

Так, Ф.И.Шоев не только отрицал влияние слепоты на личность, но и считал, что тифлопсихология как наука не нужна, т.к. психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория А.Адлера о сверхкомпенсации, которой придерживался и Л.С.Выготский, утвер­ждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности, поэтому слепые превосходят зрячих по многим показателям психического развития. К.Бюркленым выдвигалась идея о специфическом развитии слепого, представляющего из себя осо­бый тип человека, мир которого не сходен с внутренним миром зря­чего.

Экспериментальные психологические исследования аномальных де­тей разных категорий показывают, что первичный дефект вызывает мно­гообразные вторичные изменения в психике ребенка в соответствии со спецификой дефекта.

Ж.И.Шиф отмечала, что «общим для всех случаев аномального раз­вития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в

целом».

В.И.Лубовский также выделил влияние дефекта на развитие лично­сти как одну из важнейших закономерностей развития, общих для всех

аномальных детей.

Влияние дефекта и, в частности, нарушения зрения, на развитие пси­хики ребенка не является только прямым однозначным, а связано с си­стемным характером нарушений, в котором влияние может осуществ­ляться через вторично и третично нарушенные функции.

Выступая против позиции московских дефектологов, А.И.Зотов ста­вил своей задачей опровергнуть ее, якобы утверждающую прямую зави­симость развития психических процессов и личности в целом от пора­жения зрения3. Им выделено три группы психических явлений, суще­ственно отличающихся по взаимосвязи уровня достижения личности и особенностей процесса достижения каждого уровня.

Развивая эту тему, А.Г.Литвак конкретизировал три группы или бло­ка психических образований, входящих в структуру личности, влияние слепоты и слабовидения на которые различно. Это психические процес­сы, психические состояния и психические свойства личности. При этом отмечается прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и протеканием таких перцептивных процессов, как ощущения, восприятия и представления.

Формирование же таких психических процессов, как мышление, речь находится в опосредованной зависимости от нарушения зрения, т.к. они развиваются до уровня нормы за счет развития компенса­торных процессов.

Второй блок структуры личности - психические состояния - также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный ха­рактер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осозна­нии своего дефекта, при понимании отличия от нормально видящих.

Третий блок структуры личности - темперамент, характер, способ­ности, направленность личности - определяются как устойчивые ее свой­ства, определяющие личность человека.

И несмотря на то, что направленность личности имеет социальную природу, он отмечает, что некоторые из компонентов направленности личности, такие как потребности и интересы, испытывают влияние на­рушения зрения и их становление зависит от состояния зрения (А.Г.Литвак, 1981).

Таким образом, мы можем говорить о том, что такие глубокие на­рушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на фор­мирование всей психологической системы человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и ус­ловиями развития как в семье, так и в воспитательных учреждениях.

Личность детей, имеющих серьезные физические недостатки, подвергается значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в под­ростковом - по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них зрительных нарушений и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл.

В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех пси­холого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на формирование личности ребенка, имеющего глу­бокие нарушения зрения.







Date: 2016-05-25; view: 1969; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию