Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая реабилитация и проблемы формирования личности детей с глубокими нарушениями зрения





Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от воп­росов практики социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. В теории и практике социальной реабилитации сформулирован принцип: реабилитация слепого — это, прежде всего, реа­билитация его как личности.

Однако, как отмечает Д.Э.Урлакис, исследований, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования лич­ности слепых и слабовидящих, чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на анализ различных аспектов реабили­тации взрослых инвалидов по зрению и исследований их личностных осо­бенностей в связи с проблемой реабилитации.

Социально-психологическая реабилитация рассматривается как вос­становление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденноослепшего и взрослоослепшего, нарушенных в результате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и методами1. Речь идет о том, что реабилитация направлена на адаптацию незрячего к своему окружению, и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями личности незрячего. Выделяются три следующих аспекта. В первом случае речь идет о достижении мобильно­сти, самостоятельности, уверенности, т.е. выделяется операционально-деятельностная сторона реабилитации, связанная с формированием или восстановлением утраченных умений и навыков, необходимых незряче­му для самостоятельной жизни. Второй аспект связан с взаимодействи­ем незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого ок­ружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, т.е. в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др. Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положе­ния в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием свое­го «Я». В целом же реабилитация в личностном плане выступает как про­блема становления внутренней саморегуляции личности.

О чрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации личнос­ти для решения вопросов формирования личности детей и подростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что по данным Т.С.Шалагиной, психолога школы восстановления трудоспособности (г. Волоколамск), 50% учащихся ШВТС - это выпускники школ для сле­пых детей. Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость. Причиной неподготовленности к самостоятельной жизни этих людей является система обучения детей в интернате для сле­пых детей, создающая условия замкнутости, оторванности детей от реаль­ных жизненных проблем. Нарушено и их психо-сексуальное развитие, что связано с нивелирующими тенденциями воспитания мальчиков и де­вочек и ведет к маскулинизации черт характера у девочек и феминиза­ции черт характера у мальчиков.

Как показало исследование контингента учащихся IHBTC, имеющих врожденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опрос­ника MMPI, можно выделить две группы лиц с различной степенью пси­хологической адаптации. Лица, относящиеся к первой группе, обладают хорошей психологической адаптацией. Они обладают приподнятым на­строением, повышенной словоохотливостью, разговорчивостью. Обычно

им свойственна переоценка своих сил и возможностей, что часто отра­жается в завышенной самооценке. Это тот тип личности, в структуре ко­торого выделяется фактор эмоциональной подвижности. Это выражается в том, что такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в со­циальной сфере и на отношение к ним окружающих. Они общительны, готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности присут­ствует такой компонент, как ригидность. Это выражается в определен­ной стойкости аффекта.

В поведении этих лиц можно отметить черты обидчивости, повы­шенной психологической ранимости.

Вторая группа характеризуется как неадаптированная или малоадаптированная. Эти лица живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. На пер­вый план у них выступают факторы тревожности и неуправляемости по­ведением. Эти люди часто застенчивы, скованны, «закомплексованы», у них отмечаются чувство страха, порождаемое внешними обстоятельства­ми, неуверенность в себе, своих силах и возможностях.

Психологические проблемы лиц этих групп связаны, по-видимому, с таким психологическим качеством, как тип каузальной атрибуции. В исследовании Г.Пуочяускене изучались типы каузальной атрибуции и степень реадаптации незрячих в их реальной деятельности: ориентация в пространстве, мобильность, самообслуживание, общение. Было обна­ружено, что средний и низкий уровни адаптации связаны с внешним типом каузальной атрибуции, а высший уровень адаптации - с внешним вариативным и внутренним (вариативным и стабильным) типами кау­зальной атрибуции.


Внутренняя каузальная атрибуция характеризуется как отношение субъекта к успехам и неудачам своей деятельности; локализация препят­ствий для успешного осуществления деятельности происходит внутри са­мой личности, а не вовне, в независимых от нее обстоятельствах. Г.Пуо­чяускене показывает, что именно развитие внутренней каузальной ат­рибуции является тем решающим условием, которое обеспечивает бла­гоприятное течение процесса реадаптации. Добавим, что указанное по­нимание внутренней каузальной атрибуции соответствует определенным структурам «образа Я» (в частности, переживанию своего дефекта) и свя­зано с таким личностным образованием, как уровень притязания.

Конечную цель психологической реабилитации сформулировал Т.Руппонен2. Ссылаясь на высказывание американского педагога, он сказал, что конечной целью реабилитации является достижение такого пси­хического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный де­фект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную ха­рактеристику, отличающую его от других, но не более того. Но дости­жение такого состояния возможно не только при определенной психо­логической работе с индивидом, а и при формировании адекватного от­ношения к нему со стороны социального окружения, что также требует определенной психологической поддержки широкого круга людей.

Вопросы отношений незрячего со своим социальным окружением в рамках проблемы социально-психологической реабилитации являются довольно острыми и не получившими еще своего разрешения. В.П.Гудонис вообще рассматривает отношение зрячих к слепому как основ­ную проблему социальной реабилитации именно в аспекте формирова­ния отношения зрячих к слепым. В массе зрячих (около 80% по дан­ным автора) бытует мнение, что незрячий - это обездоленный судьбой, беспомощный человек. По мнению В.П.Гудониса, такое восприятие не­зрячих связано с их изолированностью в обществе. Взрослые слепые объе­динены сетью УПП общества слепых, дети находятся в системе специа­лизированных учебно-воспитательных учреждений. Вследствие этого и в силу ряда других причин (в частности, отсутствие информации о жиз­ни слепых) у зрячих нет адекватного представления о возможностях сле­пых и элементарных знаний и навыков оказания конкретной помощи слепому человеку.

Особенностям межличностного восприятия слепых и зрячих было посвящено исследование В.Петренко и В. Вайшвилайте методами сис­тематического дифференциала Осгуда. Было установлено, что существу­ет связь между стереотипным восприятием слепого зрячими и теми оцен­ками, которые слепые ожидают от зрячих. В то же время слепые не иден­тифицируют себя со «стереотипным образом слепого», имеющимся у зря­чих. Сравнение представлений слепых и зрячих о мотивах поведения дру­гих людей также показало расхождение. Было обнаружено, что для не­зрячих категория альтруизма является более важной, чем для зрячих.

Исследованию социальных установок слепых по отношению к зря­чим и к себе было проведено А.Суславичюс3. Было показано, что имеет


место различие установок зрячих и слепых. Так, у зрячих можно выде­лить три группы социальных установок: 1) социальная установка игно­рирования слепых, избегания контактов с ними. Многие зрячие исхо­дят при этом из суждения, что слепым неприятен контакт со зрячи­ми; 2) псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что зря­чие снисходительны в своем отношении к слепым, исходя из которой зрячие снижают требования к слепым, что может вести к ограничению активности слепых со стороны зрячих. Это часто отмечается в родительс­ких установках. Другим проявлением псевдоположительной установки яв­ляется нетактичное отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть, расспрашивают его о дефекте и пр.; 3) адекватная со­циальная установка, которая включает в себя правильную оценку реаль­ных возможностей слепого, создание для него благоприятных условий раз­вития его способностей и достижения своих жизненных целей.

Установки слепых по отношению к зрячим также могут быть разде­лены на три типа: 1) социальная установка зависимости, т.е. с точки зре­ния слепого зрячие обязаны помогать слепому и многое делать за него; 2) установка избегания зрячих, предпочтение отдается общению с себе по­добными; 3) адекватная социальная установка, когда общение с други­ми людьми строится не на основе наличия или отсутствия у них зри­тельного дефекта.

Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей вне­шности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зави­сит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берет­ся свое собственное представление о себе, построенное исходя из оцен­ки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Оценка своей внешности является составной частью интегративной оценки самого себя. В этой связи очень важной является ссылка А.Сус­лавичюс на исследование Д.Джервиса (1960) самооценки слепых, пока­завшего, что слепые склонны относить себя к крайне положительным или крайне отрицательным значениям на шкале самооценки. Либо сле­пые считают себя неспособными к выполнению своих жизненных за­дач, либо их самооценка завышена, что проявляется в игнорировании факта слепоты и ее последствий.

Как отмечает Т.Руппонен, изменение в самооценке связано с адап­тацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего разви­тия дети с врожденной слепотой переживают несколько психологичес­ких кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как мно­гие их сверстники. Особенно остро этот кризис переживается в подрос­тковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т.Маевского, ко­торый показал, что в подростковом возрасте имеет место обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осоз­навать свой зрительный дефект.


Указанные факторы несовпадения социальных установок зрячих и слепых, их самооценки ставят особую проблему - выяснение положения незрячего в системе социальных межличностных отношений. Как пока­зало исследование Р.Бандзявичене, нарушение общения, вызванное сле­потой, является наиболее стрессогенным фактором, вызывающим к тому же наибольшее отрицательное переживание. Особенно затруднено обще­ние слепых со зрячими вследствие недостаточной психологической ком­петенции слепых и отсутствием у них необходимых навыков общения.

Приведенные выше факты особенностей личностного развития не­зрячих в аспекте их социально-психологической реабилитации ставят проблему предельно ранней реабилитации и проведения необходимой работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в тот период, когда происходит активное формирование их личности. В этой связи, скорее речь должна идти не о реабилитации как таковой, т.е. восстанов­лении статуса инвалида по зрению, а о предупреждении возможных не­гативных изменений, о последовательной подготовке детей к самостоя­тельной жизни, т.е. речь должна идти об абилитационной работе.

Успешность социальной реабилитации (или абилитации, если вести речь о раннем процессе реабилитации) во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие на­рушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.

Как показывают вышеприведенные исследования, речь все же скорее должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В нее включаются: 1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям; 2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным цен­ностям; 3) отношение к непосредственному социальному окружению, от­ношения с другим полом. Указанные сферы отношений находят свое вы­ражение в формировании базовых структур личности: образа себя, направ­ленности личности и ее временной перспективы, отношений с другими.

Формирование этих основных личностных структур невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка -наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта. В первую очередь получение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном пространстве ребенка со взрослым. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверстниками, ребенок получает разнообраз­ный опыт, который приводит к формированию дифференцированной системы отношений личности.

Особое значение в формировании личности имеет система отноше­ний к ребенку в раннем и дошкольном детстве.

Влияние различных типов отношений в семье на развитие личност­ных качеств слепого и слабовидящего ребенка изучалось Г.А.Буткиной и С.М.Хорош.

Из всего многообразия возможных типов взаимоотношений в семье, создавших как благоприятные, так и неблагоприятные условия для оп­тимального развития ребенка, мы выделяем для рассмотрения три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспиты­вающих у ребенка нежелательные личностные качества.

Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи его ни к чему не приучают, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Довольно часто излишняя опе­ка сопровождается и чрезмерным проявлением любви к слепому ребен­ку, захваливанием, переоценкой способностей ребенка.

При таком характере взаимоотношений не авторитет взрослых, ра­зумно учитывающих волю и желания слепого ребенка, руководит им, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Слепой ребенок превращается в избалованное, эгоистичное существо, совершенно не готовое к будущей самостоятельной жизни. У него фор­мируется чисто потребительская психология, тормозится образование не­обходимых качеств личности, таких как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, возникают препятствия для формирования важнейших личностных образований: воли и эмоци­ональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.

Второй вариант внутрисемейного общения, приводящий к формиро­ванию негативных качеств личности слепого, определяется чрезмерно по­давляющим, деспотическим поведением родителей в отношениях со своим ребенком. На первое место родители ставят строгость, твердость и жест­кость. При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызван­ные нарушениями зрения. Практика наказаний, угроз держит детей в по­стоянном напряжении, подавляет и травмирует их. Покоряясь воле взрос­лого, у ребенка развивается чувство скрытой или открытой неприязни и, если он чувствует свою безнаказанность, переходит к открытому неповино­вению. Другие замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Авторитар­ные родители страдают эмоциональной «глухотой», что делает их неспособ­ными к сопереживанию детского горя или радости и существенно затруд­няет их понимание той субъективной жизненной ситуации, в которой нахо­дится слепой ребенок, а также понимание его потребностей и интересов.

Ребенок либо растет несамостоятельным, подавленным, часто задер­ганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хро­нического конфликта, у него развивается открытая или скрытая агрес­сивность.

Третий тип неблагополучного внутрисемейного общения характери­зуется общим эмоциональным отчуждением членов семьи и родителей к ребенку с нарушениями зрения, что приводит к отсутствию взаимопо­нимания между ними, к разрыву их духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет узкими интересами, замкнувшись в своем внутрен­нем мире, в который он не допускает родителей. У него не формируется потребность в общении как с членами семьи, так и с другими окружаю­щими людьми.

Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка не меньше, а даже больше, чем явная открытая неприязнь к своему ребен­ку из-за его слепоты, своей ложно понимаемой вины перед ним и т.д. Такой тип общения со взрослыми создает и обостряет у ребенка чувство неполноценности и ненужности, создает у него раннюю глубокую тре­вожность и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адек­ватное чувство собственного достоинства. Его самооценка неадекватно

занижена.

Условия жизни слепых детей, которые в период обучения долгое вре­мя проживают в школе-интернате, соответствуют жестко ограниченной и структурированной коммуникационной среде. Они характеризуются чрезвычайно стабильной по составу, устойчивой по распределению со­циальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми может взаимодействовать слепой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным.

Таким образом, психолого-педагогические условия, в которых ока­зывается ребенок, имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на про­цесс формирования его личности.

Исследования глубинных структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А.Курбанов, А.М.Виленская) про­водились по проективным методикам: метод неоконченных предложе­ний, метод самооценки Дембо-Рубинштейн и метод определения уров­ня притязаний. Результаты анализа материалов показывают много об­щего и различного между подростками и старшеклассниками. Анализ уровня притязаний подростков показывает тенденцию занижения уров­ня притязаний по сравнению с нормально видящими. Это же характер­но и для незрячих старшеклассников. При этом среди группы подрост­ков с нарушением зрения имеется большой диапазон колебаний в уров­нях притязаний, отмечается также тенденция снижения числа адекват­ных выборов при переходе от идеального к реальному уровню притязаний. К тому же их уровень притязаний менее устойчив. Стратегия ис­следования уровня притязаний у старших школьников позволяла про­следить, как испытуемый строит свое поведение при движении от од­ной промежуточной цели к другой и как на него влияет успех или неуспех.

Незрячие старшие школьники лучше всего выполняли задание на запоминание и испытывали серьезные трудности при решении задач, тре­бующих общих знаний. Это свидетельствует о неумении незрячих школь­ников пользоваться информацией, содержащейся в книгах, журналах, радиопередачах, неумении найти в своей памяти необходимый материал для решения задач.

Уровень притязаний незрячих учащихся оказался несколько ниже, чем у нормально видящих школьников. Кроме того, если наибольшее число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, то у незрячих - в зоне наименьшей сложности при достаточно высокой са­мооценке. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии. Сочетание невысокой самооценки и уровня при­тязаний свидетельствует также о том, что незрячих в большинстве слу­чаев удовлетворяет средний уровень развития.

Внутренняя картина личности незрячих старшеклассников выяв­ляется при сложившемся анализе системы ценностей, представлений о себе и своем дефекте о месте среди зрячих. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.

Для незрячих подростков личностно значимыми являются сферы отношения к сверстникам, своим соученикам, отношение к близким взрослым, отношение к своему дефекту.

Особое место занимают сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно, так что суммарная оценка этой сферы составляет ноль. Для незрячих подро­стков такими сферами были сферы отношения к семье, отношения к прошлому, к друзьям.

Особое внимание было уделено результатам, полученным по шкале «здоровье», поскольку при обсуждении с испытуемыми этой шкалы зат­рагивались вопросы, связанные с отношением к своему дефекту, с от­ношением к зрячим и своему месту в среде зрячих.

Результаты анализа этой методики показывают, что дети этих воз­растов еще недостаточно адекватно оценивают себя и свое место в среде зрячих. Имеется тенденция к завышению самооценки по этой шкале, когда подросток помещает себя значительно выше середины, а в беседе признается, что нарушение зрения не связано со здоровьем, либо резко занижает самооценку, помещая себя на шкале ниже середины и моти­вируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.

Следует отметить, что для незрячих подростков характерна та же тен­денция занижения самооценки в связи с наличием у них зрительного дефекта и при оценивании себя по другим шкалам, особенно по шкале «счастье».

Наибольшую ценность для незрячих старшеклассников представля­ют такие качества, как целеустремленность, умение добиваться постав­ленной цели. Однако, называя их, они не раскрывают и не формули­руют пути и способы их достижения. Привлекательными чертами харак­тера в людях и в себе они считают терпимость, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования показали также, что у незрячих старшек­лассников значительное место занимают сознание вины, страхи и опа­сения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми.

В сфере личности незрячих старшеклассников проявляется двой­ственное отношение к половой жизни. Оно связано со страхами и опа­сениями, с сознанием вины и поэтому является источником сильных внутренних конфликтов.

При анализе отношения к своему дефекту учащиеся сравнивают себя со зрячими, хотят доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Таким образом, исследования показали, что уровень притязаний и самооценки незрячих школьников несколько ниже и менее устойчив по сравнению со зрячими, не сформировано адекватное отношение к свое­му дефекту, общение протекает в форме монолога, что затрудняет их кон­такты с другими людьми; основными смысловыми сферами личности яв­ляются сознание вины, отношение к половой жизни. Это с большой обоснованностью позволяет ставить вопрос о необходимости проведения се­рьезной психокоррекционной работы.

Абилитация и реабилитация слепых и слабовидящих детей в пер­вую очередь требует умений, навыков, способностей детей к работе в среде зрячих. Уже это с необходимостью потребовало усилить вни­мание к обучению слепых и слабовидящих, к умениям не только ори­ентироваться в ограниченном знакомом пространстве, но и свобод­но и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства, ис­пользуя специальные знания, которым их необходимо научить в шко­ле. Особого внимания заслуживает проблема ориентации среди лю­дей и в быту.

Значительно больше внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: упорства в преодолении трудностей, на­стойчивости в достижении цели. Чрезмерная опека как дома, так и в интернате способствовала формированию черт иждивенчества.

 







Date: 2016-05-25; view: 1202; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию