Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общедефектологические закономерности развития и их отражение в психологии лиц с нарушениями зрения





Сравнение особенностей психического развития детей с различными нарушениями познавательной деятельности позволили Р.М.Боскис, Т.А.Власовой, JI.С. Выготскому, В.И.Лубовскому выделить специфические закономерности развития аномальных детей, то общее, что характеризует их недостатки и затруднения в восприятии и понимании мира, Обусловленные дефектом, и показать возможные пути их коррекции и компенсации психолого-педагогическими средствами.

Наиболее ярко проявляющейся закономерностью их психического развития является сокращение возможности получения информации из внешнего мира и специфика ее переработки. И если у детей с сенсорными нарушениями это связано с сокращением получения информации из-за патологии органа слуха или зрения, то у детей с умственной отсталостью или задержками психического развития - с возможностями её переработки и усвоения из-за нарушения деятельности центральной нервной системы или ее слабой работоспособности. У детей с нарушением зрения эта закономерность проявляется в отсутствии зрительной перцепции или ее нечеткости, неточности, что отражается в обеднённости образа объектов внешнего мира, в которых не представлены зрительно воспринимаемые качества или они отражены искаженно, нечетко, фрагментарно.

Л.С.Выготский сформулировал одну из важнейших закономерностей, присущую аномальному развитию, а именно, возникновение вторичных и третичных нарушений, вызванных первичным дефектом. Симптомами вторичных нарушений являются затруднения, связанные с взаимоотношениями со средой, в которой живет аномальный ребенок, в том числе и с людьми. Ж.И.Шиф показывает, что у всех категорий детей с психофизическими нарушениями в развитии страдает общение и, прежде всего, речевое. Однако в каждой из аномалий нарушения общения и речи, как сложной комплексной формы коммуникаций, из-за своеобразия дефекта страдают различные стороны их коммуникативной деятельности.

Наиболее четкое проявление этой закономерности при нарушении зрения выражается в отсутствии за словом конкретных живых образов или недостаточной наполненности понятий конкретным содержанием, в отсутствии или слабой развитости неречевых форм общения.

Специфической особенностью развития аномальных детей являются также нарушения двигательной сферы. У детей с недостатками зрения это выражается в нарушениях точности движений, их целенаправленности, координации, что уже связано с несформированностью образов окружающего пространства, своего тела, двигательных образов, и определяет трудности пространственного ориентирования.

Таким образом, мы видим, что специфичность формирования различных форм деятельности, характерное для нарушений зрения, логически и последовательно связано с формированием сенсорного и умственного образа.

Отсутствие или нечеткость, неточность, фрагментарность образа вторично и третично сказывается на развитии всей психофизической системы при нарушении зрения. Именно специфика образа, как психологической категории является основой тифлопсихологии, на нем строится вся иерархия развития психологических особенностей при нарушениях зрения.

Однако уже сама зависимость психологии лиц с нарушением зрения от патологии функционирования зрительной системы ставит вoпрос о психофизиологической основе становления образа, его зависимости от процесса его формирования, от механизмов осуществления восприятия различными категориями лиц с нарушением зрения (слепыми) слепыми с остаточным зрением, глубоко слабовидящими, слабовидящими, детьми с различными диагнозами заболеваний — косоглазием и амблиопией, миопами, детьми с катарактами или частичной атрофией зрительного нерва, глаукомой и т.д.).

Различный характер и степень нарушения зрительной системы, этиология, включение перцепции различных модальностей и др. — все это вносит специфику в формирование образа у детей с нарушением зрения, определяет качество отражения в образе воспринимаемого реального мира, его объективность. В настоящее время состав категории дети и с нарушением зрения таков, что тотально слепых детей в нем составляет — 4 — 5%, остальные дети имеют некоторые сохранные зрительные функции, к сожалению, до настоящего времени слабо используемые в процессе направленного развития.

Классификация этих детей, а также тот факт, что для человека зрение является той сенсорной системой, которая доставляет 85 — 90% всей внешней информации, требуют обратить особое внимание на зрительный образ и его роль в формировании представлений об окружающем мире, на его место в полисенсорном и мысленном образе ребенка с нарушением зрения.

Поскольку отражательная деятельность человека представляет собой процесс взаимодействия воздействующих внешних объектов и воспринимающей системы, то результат этого взаимодействия зависит в значительной мере от возможностей сенсорной системы, ее, так сказать, «пропускной способности», интеграции получаемой информации, дающей возможность представить и понять окружающий мир в его целостности и единстве.

Потому формирование образа, и зрительного образа в том числе, Hi или представить себе как отражение отдельных качеств, их сумму, а как систему созданную в результате перцептивных действий, направленных на формирование адекватного действительности образа внешнего мира

Дж.Гибсон в книге «Экологический подход к зрительному восприятию» говорил о том, что «органом зрения является система, в состав которой входят глаз, голова и тело, способное передвигаться по земле. В»той системе мозг — всего лишь один из ее центральных органов». И восприятие определялось им не как процесс обработки чувственных данных, а как извлечение инвариантов из стимульного потока.

Анализируя процесс психического развития нормально видящих дошкольников Н.Н.Поддъяков также показал, что основным внутренним противоречием и источником психического развития ребенка-дошкольника является противоречие между четко дифференцированными, стабильными

структурами и областью глобальных мало дифференцированных структур, обладающих чрезвычайно высокой подвижностью, изменчивостью и поисковой активностью. «Важно подчеркнуть, - говорит Н.Н.Поддъяков, что глобальные структуры содержат в себе (как в потенциальной, так и в активной форме) богатые запасы самой разнообразной информации. Интенсивное продуцирование ребенком такого рода структур ведет к эффективному накоплению огромных ресурсов информации, которая затем высвобождается в ходе процесса дифференциации».

Накопление детьми с нарушением зрения огромного материала, слабо дифференцированного, глобально воспринятого как сохраненными сенсорными системами, так и нарушенным зрением, является той базой, которая позволяет им обеспечивать выбор и анализ необходимой информации для решения своих проблем поведения в новой незнакомой ситуации, позволяет выбрать наиболее точную информацию, несмотря на ее фрагментарность.

В связи с этим вопросы получения и накопления зрительной информации через нарушенную патологическими процессами зрительную систему приобретают важное развивающее и коррекционное значение, обеспечивая внутреннюю богатую систему образов внешнего мира, широкую базу для дальнейшего дифференцирования и создания целостной и реальной картины окружающего мира.

Date: 2016-05-25; view: 547; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию