Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обелиск Славы у Вологодского паровозовагоноремонтного завода





Был открыт 8 мая 1967 года, в канун Дня Победы.

Весь обелиск от проекта до мемориальной доски сделан руками самих рабочих. Это четырехгранный обелиск, увенчанный звездой. Под звездой крупными буквами написаны слова: «Вечная память». А ниже, под ребристым выступом, барельеф герба СССР, обрамленный знаменами.

Мемориал около паровоза.

На нем надпись: «Вечная слава работникам Депо, павшим в боях за Родину», перечислены 23 фамилии. «Никто не забыт, ничто не забыто».

Особая ответственность в годы войны легла на плечи вологодских железнодорожников. Вологодский железнодорожный узел организовывал перевозки военных грузов в Ленинград и на другие фронты. Обратно в тыл эшелоны возвращались с ранеными. Вологда стала одним из важнейших в стране центров по эвакуации раненых и больных, отправке их в глубокий тыл. В Вологде находился распределительный эвакуационный пункт (РЭП-95), в систему которого входили госпитали и транспортные учреждения. В подчинении РЭП-95 в те годы было до 60 эвакогоспиталей (из них в городе Вологде было развернуто девять), в его распоряжении имелось 50 военно-санитарных поездов (ВСП).

Вологда ежедневно принимала по 9-10 санитарных поездов. За всю войну они провезли через Вологду около миллиона раненых. Сотни тысяч из них получили здесь первую помощь, были возвращены в строй или отправлены на лечение.

Вологжане оказали значительную помощь Ленинграду. Нити, связывавшие страну с этим городом, сходились в Вологде. Отсюда весь поток грузов для Ленинграда и Ленинградского фронта шел по Северной железной дороге через Тихвин на Волхов, далее - на Ладогу. Вологодский аэропорт с осени 1941 года приобрел значение первого «воздушного моста», по которому следовали грузы для оказавшегося в блокаде города на Неве. Важную роль сыграла Вологда в эвакуации ленинградцев, которая началась летом 1941 года. Весной 1942 года из Ленинграда было вывезено 554186 человек. Через Вологду прошло 215 эшелонов, в которых проследовали 186287 человек, примерно треть от общего числа эвакуированных ленинградцев. Вологжане делали все возможное, чтобы облегчить тяготы пути эвакуированным – больным, ослабевшим от голода людям. В эти годы 5149 тяжелобольных были сняты с поездов и оставлены на излечение в госпиталях и больницах Вологды. Всех спасти не удалось. В шести эвакогоспиталях, созданных специально для ленинградцев, и двух больницах скончались 1928 человек.

Военно-санитарный поезд № 312 впоследствии стал широко известным по повести Веры Пановой «Спутники», кинофильмам «На всю оставшуюся жизнь» и «Поезд милосердия». Повесть и кинофильмы правдиво показывают патриотизм и человечность русских людей, их стойкость, ратный подвиг на фронте и самоотверженный труд в тылу.

В годы ВОВ Вологда стала госпиталем для десятка тысяч эвакуированных ленинградцев. Для них было открыто 5 госпиталей. Вологжане делились последним куском хлеба. Общественные организации оказывали семьям

материальную помощь. Многих спасти не удалось, они похоронены в братских могилах. 28 августа 1988 году на территории воинского кладбища, на Пошехонском шоссе был открыт мемориал эвакуированным ленинградцам, умершим в Вологодской области. Скульптор – Валентина Сторожук. У подножия монумента в 2005 г. установлен саркофаг с землёй, привезённой с Пискарёвского кладбища.

Однако порою самоотверженность и человеколюбие вологжан оказывались бессильны перед смертью. На Пошехонском кладбище города Вологды покоятся 1048 воинов, умерших от ран в госпиталях города – 3843 воина.

Обелиск воинам-вологжанам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, расположен на воинском кладбище (ул. Добролюбова за домом № 53). На Введенском кладбище захоронены 3843 солдат и офицеров Советской Армии, умерших в госпиталях г. Вологды в 1941-1945 гг. от ран, полученных на фронтах Второй Мировой Войны

Авторы книги «Воздушный мост» В. И. Михельсон и М. И. Ялыгин называют Вологду «главным стратегическим центром снабжения блокированного Ленинграда». Эти же авторы отмечают, что в сентябре 1941 года Государственный Комитет Обороны, рассмотрев предложения Военного совета Ленинградского фронта об организации воздушно-транспортной связи блокированного Ленинграда со страной, обязал Главное управление ГВФ и командование ВВС Красной Армии в срочном порядке определить и подготовить несколько тыловых авиабаз, с которых транспортные самолеты будут летать в Ленинград. «В первую очередь внимание было обращено на Вологодский авиационный узел». Аэропорт в Вологде находился близ пригородного села Прилуки. Осенью 1941 года здесь базировался 232-й авиационный отряд Особой Северной авиагруппы ГВФ. Здесь же стали базироваться транспортные самолеты, прилетевшие из Москвы для доставки в Ленинград военных грузов и продовольствия. В первый день создания «воздушного моста» в Ленинград с Вологды вылетело тридцать самолетов ПС-84, на третий день - уже пятьдесят, взявших для осажденного города 120 тонн грузов. Однако на полет туда и обратно каждого самолета (они летали поодиночке) уходило почти восемь часов. Поэтому через некоторое время самолеты Московской авиагруппы особого назначения были отозваны с Вологодского аэродрома на другие, расположенные ближе к Ленинграду. «Но вся огромная работа по организации Вологодской авиабазы и первый опыт полетов из Вологды в Ленинград,- отмечают авторы книги,- не были напрасными. Дальний маршрут воздушного моста в блокированный Ленинград был проложен. В последующем одна из основных авиабаз будет из Вологды перенесена в Череповец, и с ее аэродромов по тому же маршруту в Ленинград полетят группы дальних бомбардировщиков ТБ-3».

Ильюшин С.В.

Сергей Владимирович Ильюшин – генеральный конструктор авиационной техники, академик Академии наук СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, Трижды Герой Социалистического Труда.

Родительский дом в деревне Дилялево Вологодского уезда 30 марта 1894 года родился Сергей Ильюшин. Отец - Владимир Иванович Ильюшин, крестьянин-бедняк. Мать - Анна Васильевна. Сергей – одиннадцатый, младший ребёнок в семье. На восьмом году пошёл учиться в Березниковскую земскую школу, которая была открыта в 1872 году. Русский язык, чистописание, арифметика, география, Закон Божий – предметы, изучаемые в школе. В школе на Сергея обратил внимание учитель Чевский, пользующийся авторитетом среди учителей, учащихся и местного населения. Он сумел увидеть в мальчике большое будущее, посеять зерно – тягу к знаниям, любовь к чтению. Зерно это со временем проросло и дало богатые плоды. 1906 год – Сергей Ильюшин окончил Березниковскую школу.
Сергей рано понял цену физического труда – в 11 лет он уже пахал семейный надел – земельный участок. Чтобы прокормиться, заработать «копейку», уходили односельчане на заработки. Вначале из семьи Ильюшиных ушли старшие братья, а в 1909 году покинул родную сторону и Сергей.

С 1909 - 1914 годы немало рабочих профессий и специальностей познал Сергей, прежде чем стать известным авиаконструктором. Вначале - чернорабочий на фабрике Яковлева под Костромой и фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске. Сергей Владимирович в 24 года испытал и труд землекопа на строительстве дороги в имении «Осипово» вологодского купца Волкова. В Петербурге попал на красильную фабрику, там чистил сточные канавы. Возвратившись домой, в 1911 году собирает по близлежащим деревням молоко и возит его на маслозавод в д. Владышнево. В 1912 году до зимы работает чернорабочим, а затем табельщиком на строительстве Амурской железной дороги. Зимой вновь возвращается к родителям, а весной 1913 года нанимается вначале разнорабочим, а затем становится помощником машиниста экскаватора на строительстве судостроительного завода Русско-Балтийского общества в городе Ревель.

Осенью 1914 года Ильюшин призван на военную службу. Служит в пехотной учебной команде города Вологды, затем писарем в управлении воинского начальника города. В этом же году его переводят в Петербург. С этого момента его судьба будет связана с авиацией. От ангарного рабочего на Комендантском аэродроме начинается его служебная карьера. Учится в солдатской школе лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба. Летом 1917 года Ильюшин сдаёт экзамен на звание пилота-авиатора.

В 1918 году после демобилизации работает в Вологде заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства. В этом же году вступает в ВКП (б).

В мае 1919 года мобилизован в Красную Армию, назначен авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта. Через год его переводят на Кавказский фронт в качестве старшего механика и комиссара 2-го авиационного парка. В феврале 1921 года Ильюшин был назначен начальником 15-го авиационного поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта.

С ноября 1921 по 1926 год - учится в Московском институте инженеров Красного Воздушного Флота (Военно-воздушная Академия имени профессора Н. Е. Жуковского). Увлекается планеризмом.

В 1923 году С. В. Ильюшин спроектировал первый планёр «Мастяжарт» (АВФ-3). Принимает участие в Первом Всесоюзном слёте планеристов в Коктебеле. Создаёт планеры «Рабфаковец» (АВФ-4) (1924), «Мастяжарт-2» (АВФ-5) (1924), «Москва» (АВФ-21) (1925). Окончив Академию, Сергей Владимирович работал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС и Научно-испытательного института ВВС.

С 1931 года Сергей Владимирович назначен начальником конструкторского бюро, с 1935 года Главным конструктором ОКБ. Творческой мысли Сергея Владимировича Ильюшина были доступны как военные, так и гражданские самолёты.

Первенец Ильюшина - экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, созданный в 1936 году. Позднее создаются бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), и самый массовый самолёт СССР в годы Великой Отечественной войны - штурмовик Ил-2. «Летающим танком», «горбатым» называли Ил-2 советские лётчики. В 1948 году построен первый реактивный советский бомбардировщик Ил-28, на его основе созданы – разведчик Ил-28Р, торпедоносец - Ил-28Т и учебный Ил-28У. Первым пассажирским самолётом стал Ил-12, проектирование которого начато С.В. Ильюшиным в 1943году, последним – трансконтинентальный лайнер Ил-62, ставший флагманом Аэрофлота 1960-1970-х годов. Среди транспортно-грузовых самолётов пользуются популярностью Ил-12Д, Ил-14Т, Ил-76 и его модификации, появившиеся уже после кончины С. В.Ильюшина. 14 января 1977 года в Вологде, ещё при жизни авиаконструктора, был установлен бронзовый памятник С. В. Ильюшину на перекрестке улиц Октябрьской и Мира. Скульптор – О.М. Манизер, архитектор – И.Е. Рожин.

На улице Ильюшина, на пересечении с Окружным шоссе стоит памятник ИЛ-28. Он установлен в 1984 году и посвящен своему создателю – талантливому авиаконструктору СССР Сергею Владимировичу Ильюшину. В Вологду самолет долетел самостоятельно до аэродрома Федотово и ночью по шоссе был перевезен в областную столицу, где и стал одним из любимых памятников вологжан и гостей города.

Ил-28 – первый реактивный тактический бомбардировщик в СССР. Сначала работал с английским двигателем «Нин» фирмы «Ролс-Ройс». В серийный выпуск в 1949 году поступил уже с отечественным ВК-1. Было изготовлено около 6000 самолетов различной модификации: разведчиков, штурмовиков, торпедоносцев, учебных и противолодочных машин. Но недолго продлился звездный час Ила. Уже к концу 50-х годов его начали заменять на Як-28. Часть Ил-28 были переоборудованы в буксировщики мишеней или использовались в учебных целях, основную же массу просто уничтожили. Самолет, стоящий в Вологде, относится к учебным.

За создание Ил-28 Сергею Владимировичу Ильюшину была присуждена Сталинская премия. Всего же за свои изобретения конструктор получил 7 Сталинских премий, что для этой награды является рекордным количеством, врученным в одни руки.

Он дал жизнь многим моделям самолетов, которые были на вооружении не только у СССР, но и Китая, стран СНГ, Прибалтики и даже Индонезии и Египта.

Интересный факт: улицей Ильюшина, кроме Вологды и Кубенского, могут похвастаться Москва, Санкт-Петербург, Воронеж и Тюмень.

Беляев П.И.

Павел Иванович Беляев (1925 – 1970гг.) родился в Вологодской области в обычной семье, его отец был фельдшером, а мать – домохозяйкой. Отца мальчика часто переводили из одного населенного пункта в другой, поэтому в школу Павел пошел в Миньково, а еще через несколько лет семья Беляевых осела уже в Каменск-Уральском.

В то время, когда Павел Иванович заканчивал среднюю школу, на страну обрушилось несчастье – началась Великая Отечественная Война, и Беляев-младший счел своим долгом отправиться на фронт. Однако, он был слишком юн для участия в боевых действиях, в военкомате ему отказали. Но Павел с детства обладал твердым харакером, поэтому через год вновь подал заявление – и тогда уже его просьба была удовлетворена.

Вступив в ряды Советской армии, он был отослан в Сарапульскую авиационную школу. Там Беляев отлично проявил себя и уже в 1944 году его, как отличника учебы, направили в Ейское училище обучаться профессии морского летчика.

Там курсант Беляев тоже проявил себя как ответственный, энергичный, инициативный студент, закончил учебное заведение Павел Иванович в должности летчика-истребителя, после чего в июне сорок пятого был направлен в морскую авиацию Дальнего Востока.

Неравнодушный и бесстрашный, молодой летчик принимал участие в войне с Японией, за что даже был награжден медалью.

За свою жизнь Беляев совершил лишь один полет в космос, это случилось 18 марта, и длился полет одни сутки, 2 часа и 17 секунд; но Беляев руководил самым первым в мире выходом космонавта в космос. Этим космонавтом был легендарный А.А.Леонов. После такого грандиозного события Беляеву были присвоены звания «Летчик-космонавт СССР» и «Герой СССР».

В 1979 г. в Вологде открыт памятник космонавту Беляеву на улице Мальцева. Авторы проекта – скульптор Г. М. Постников, архитектор В. В. Васнецов.

Александр Федорович Клубов родился 18 января 1918 г. в д. Яруново Вологодского района. Отец его, Федор Михайлович, служивший матросом на легендарном крейсере «Аврора», погибво время проведения в деревне политики раскулачивания. После окончания семилетки Александр уехал в Ленинград и поступил в школу ФЗО. Получил специальность токаря и стал работать на карбюраторном заводе «Большевик» настройщиком станков-автоматов, учился в аэроклубе. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С августа 1941 года младший лейтенант А. Ф. Клубов в действующей армии. По октябрь 1941 года сражался в 10-м ИАП; по май 1943 года - в 84-А ИАП; по ноябрь 1944 года - в 16-м Гвардейском ИАП. Воевал на Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах.

К концу 1942 года выполнил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и 18 в группе с товарищами, ещё 16 уничтожил в составе группы при штурмовке вражеских аэродромов.

С мая 1943 воевал в составе 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. К началу сентября 1943 года совершил 310 боевых вылетов, провёл 84 воздушных боя, лично сбил 14 и в группе 19 самолётов противника.

13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К ноябрю 1944 года помощник командира по воздушно - стрелковой службе 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия) Гвардии капитан А. Ф. Клубов совершил 457 боевых вылетов, принял участие в 95 воздушных боях, уничтожил 31 самолёт лично и 19 в группе с товарищами. 1 ноября 1944 года, погиб при аварии на аэродроме Сталева - Воля (Польша). Похоронен во Львове на Холме Славы.

27 июня 1945 года посмертно удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

По просьбе родственников прах Клубова был перезахоронен.

22 июня 2001 года, в день 60-летия начала Великой Отечественной войны, на Введенском воинском кладбище состоялась церемония перезахоронения праха дважды Героя Советского Союза, прославленного летчика А. Ф. Клубова, погибшего в 1944 году под Яссами. По просьбе родственников останки Александра Федоровича были перенесены с Холма Славы украинского города Львова и в торжественной обстановке преданы родной земле. 19 августа 2001 года, в День Военно-Воздушного Флота, на могиле Клубова открыт бронзовый бюст.

Сбор средств в тылу.

Широко по области развернулся сбор средств на строительство танков и самолетов. В нем участвовали все - и стар, и мал. Только пионеры внесли на самолет «Юный истребитель» и танковую колонну 3 млн. 325 тысяч рублей. Всего же на строительство боевой техники, прежде всего на строительство танковой колонны «Вологодский колхозник» и авиаэскадрильи «Героическому Ленинграду», трудящиеся области перечислили 109 миллионов 839 тысяч рублей.

2 марта 1943 г. близ Осташкова на Северо-Западном фронте делегация вологжан передала колонну «Вологодский колхозник» 1-й танковой армии. 14 августа 1943 г. первый секретарь Вологодского обкома партии получил от командования 1-й танковой армии телеграмму, в которой говорилось: «От имени бойцов, командиров и политработников нашего соединения передайте трудящимся Вологодской области большую благодарность за заботу о нашей Красной Армии. Отразив и сорвав июльское наступление немецких орд, бойцы и командиры с еще большей силой перешли в наступление против немецких войск, прорвали сильно укрепленную линию обороны и успешно продвигаются вперед».

На этих танках отважные танкисты громили немецкие «тигры» на Курской дуге и, прорвав оборону противника, первыми вступили на украинскую землю. За время наступательных боев 1943 года на машинах из колонны «Вологодский колхозник» танкисты уничтожили 88 вражеских танков, 83 пушки, 46 автомашин, 22 минометных батареи, 2 самолета и 3500 солдат и офицеров противника.

Неслучайно на постамент высотой 1,2 метра, облицованный черным полированным диабазом, поднят танк Т-34, принимавший непосредственное участие в боевых сражениях. Массовым движением тружеников тыла в годы войны стал сбор средств на сооружение боевых машин. В августе 1942 года колхозники сельхозартели «Строитель» Великоустюгского района выступили с инициативой строительства танковой колонны и внесли первый денежный взнос. К концу 1942 года вологжане собрали 50 миллионов рублей, а в марте 1943-го от трудящихся области 1-й танковой армии генерал-лейтенанта М. Е. Катукова передана колонна машин Т-34.

От Курской дуги до Берлина и Праги с боями прошли танки, на борту которых было написано: «Вологодский колхозник».

Date: 2016-05-14; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию