Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этикет как социальное явление





Этикет – это совокупность норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе (в быту, на работе, в общественных местах и т.д.).

Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять о личности. По тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах. За многие тысячелетия человечество выработало множество этикетных норм и правил, которые развивались вместе с обществом. Это вполне объяснимо, потому что:

во-первых, любая социальная норма, любое правило подчинены историческим изменениям – меняется эпоха, изменяется этикет;

во-вторых, этикет, наряду со всеми социальными нормами, имеет этническую принадлежность – у каждой национальной группы существуют специфические нормы и правила поведения;

в-третьих, современные общества с развитыми социальными системами порождают социально дифференцированные этикеты – у каждого социального слоя, социальной группы свой этикет. И это только часть причин разнообразия и различия этикетных норм.

В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе следующие функции:

1. Этикет способствует стабилизации сложившихся социальных культур (это касается демографической иерархии). Правила этикета заставляют людей постоянно воспроизводить социальные взаимоотношения в наглядной и зримой форме (кто кому кланяется, отдает честь и т.п.). Привычные формы поведения превращаются в бессознательно осуществляемый навык, который в сочетании с идеологическими обоснованиями уже закрепляется на уровне сознания.

2. Этикет способствует утверждению и передаче новым поколениям духовных ценностей и нравственных принципов общества. Подавляющее большинство правил этикета имеет под собой идею высшей ценности человеческой жизни (основывается на принципе гуманизма), следовательно, общие требования к поведению: уважение достоинства личности, забота о физическом и психическом благополучии человека. Эти общие требования воплощаются в более конкретные предписания: быть вежливым, тактичным, пунктуальным, скромные и тому подобное. Конкретное воплощение эти предписания находят в правилах этикета. Например, согласно правилам ведения беседы, надо учитывать общую ситуацию, настроение собеседника. В «светской» беседе не следует затрагивать тем, которые могут огорчить (смерть, болезнь), испугать или вызвать отвращение. У женщин не принято спрашивать о возрасте, а мужчине бестактно хвастаться своими успехами.

Позитивная роль этикета заключается в том, что воспитание хороших манер предполагает формирование ценных качеств характера: такта, снисходительности, терпения, силы воли, внутренней дисциплины. Этикет заставляет нас отказывать себе в удовлетворении многих естественных желаний. Вместе с чувством собственного достоинства эти качества обеспечивают прочную внутреннюю основу для выживания и сохранения личности в самых трудных условиях.

3. Этикет облегчает установление контактов, взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Этикет выступает в качестве своеобразного языка общения. Мы наблюдаем за человеком, делаем выводы. Если его правила, как и у нас, контакты с ним существенно облегчаются (знаем, как представиться и т.п.). "Как для воска, от природы твердого и упорного, достаточно немного теплоты, так даже людей сварливых и злобных немного вежливости и дружелюбия способны сделать уступчивыми и услужливыми. Таким образом, вежливость для человека то же, что для воска тепло.

4. Психологическая функция этикета. Правила этикета помогают избегать тех ситуаций, которые могут вызвать излишнее психическое напряжение и нанести человеку душевную травму. Например, правила выражения соболезнования, правила поведения в период траура, правила поведения в общественных местах.

28. Деловой этикет: история, виды, направления

Из истории делового этикета. С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. Именно поэтому можно сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.

Первоначально эти правила были едиными, то есть они регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет в этот период времени не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой часть этих общих правил. Правила были неписанными и негласными, они рождались из естественной потребности всего коллектива и регулировались им. Хранителями подобных знаний были старейшины. Чуть позже, когда общество перешло на новый этап своего развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Это были не специальные своды правил, а различные упоминания о них в художественных произведениях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Нарушение этих правил влекло за собой тяжелые последствия. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал внешнюю жизнь общества: взаимоотношения с другими государствами.

Первое свидетельство появления политического, или дипломатического этикета — письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке, который был заключен египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 г.

Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Первоначально этикет регламентировал правила поведения людей, принадлежащих к высшему обществу. Таким образом, возникает еще одна разновидность этикета — придворный этикет. В 1204 году появилась книга «О правилах поведения» («Дисциплина клерикалис»), написанная испанским автором Петроусом Альфонси. Это первый памятник общегражданского этикета. На основе этого сочинения были составлены многие последующие книги по этикету. В период раннего средневековья законодателем этикета являлась церковь, позднее эта функция постепенно перешла в светские руки. Родиной светского этикета по праву считают Италию, так как именно в этой стране, начиная с XIV века, правила поведения стали строго регламентироваться. Во многом это было вызвано началом эпохи Возрождения и напрямую связанным с ним повсеместным расцветом науки и искусства. Из этой страны этикет распространился в другие страны: Францию, Германию, Англию.

Для других стран был характерен достаточно низкий уровень массовой культуры: везде царили грубость, невежество и ханжество. До середины XVI века Франция, Англия и Германия находились под влиянием Италии. Но позднее стали формироваться собственные поведенческие кодексы, разработанные в соответствии с национальными особенностями и обычаями этих стран. Законодательницей моды и этикета со второй половины XVI века стала Франция, это было вызвано не только политическим могуществом страны, но и расцветом науки, культуры и моды.

Изысканные манеры и модная одежда стали своеобразным символом времени. Со вступлением на французский престол короля Людовика XIV развитие этикета во Франции достигло своего апогея. Был разработан очень строгий подробный кодекс правил поведения для придворных. Во время многочисленных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям раздавали специальные карточки, которые назывались«этикетки». На них были написаны правила поведения. С этого времени этикет стали воспринимать как определенный ритуал. Следовать сложным правилам этикета было не просто, поэтому появились специальные люди — церемониймейстеры, которые хорошо знали эти правила и помогали остальным ориентироваться в них. Весьма популярен был в это время эпистолярный жанр. Письма составляли, руководствуясь особыми правилами.

Этикет формировался под влиянием различных факторов. Немаловажное значение имел политический строй, уровень развития культуры и искусства, внешняя и внутренняя политика и многое другое. После Французской революции придворный этикет был существенным образом переработан. В Германии в начале XVI века Эразмом Роттердамским было написано сочинение, посвященное правилам поведения детей, «Гражданство обычаев детских». В этой книге подробно описывались правила поведения детей в школе, дома, церкви, гостях, за столом.

Существуют два основных направления этикета, которые достаточно обособлены друг от друга.

Первое направление — европейское. Оно ориентировано, прежде всего, на внешнюю сторону жизни человека. Европейский этикет регламентировал лишь то, что по тем или иным причинам запрещалось, считалось недопустимым для культурного человека. Таким образом, культурный человек, руководствуясь определенными правилами поведения, все же получал возможность для раскрытия своей собственной индивидуальности. Восточный этикет гораздо больше стремится к ритуальности, не допускает никаких отклонений от общепринятой нормы. Каждое сказанное слово, каждый поступок оценивается с точки зрения этой нормы.

29. Деловой этикет: виды, принципы, правила.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

•придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

•дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

• воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

• общегражданский (светский) этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и светского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях (приемах, церемониях, переговорах). В связи с присутствием в программах официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и светский этикет затруднительно. Современный деловой этикет заключается в умении приспособиться к конкретной жизненной ситуации, не утрачивая своего социального статуса; не в буквальном соблюдении правил поведения, в умении, при необходимости, их нарушать.

Выделяют следующие принципы делового этикета: мешай другим выполнять свои).

• Принцип разумного эгоизма (выполняя спои рабочие функции, не

• Принцип позитивности (если нечего сказать приятного или положительного, лучше промолчать).

• Принцип предсказуемости поведения в различных ситуациях.

• На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия

• Принцип уместности.

Date: 2016-05-14; view: 3132; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию