Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мировой политический процесс на рубеже XX-XXI вв. 3 page
Связь стран Прибалтики с постсоветским политическим регионом разорвалась практически сразу же после распада СССР. Вместе с бывшими социалистическим странами Восточной Европы прибалтийские государства встали на путь ускоренной интеграции в североатлантическую систему международной безопасности, а в перспективе – и в Европейский Союз. Как указывалось выше, все эти государства присоединились к Совету североатлантического сотрудничества уже в 1992 г., а с 1994 г. стали участниками натовской программы «Партнерство ради мира». В две «волны» (1999 и 2004 гг.) Венгрия, Чехия, Польша, Болгария, Словения, Словакия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва стали полноправными участниками НАТО, оказавшись, тем самым, под огромным влиянием внешнеполитического курса США. С учетом того, что в 1990-х гг. западноевропейские страны сосредоточили свою внешнеполитическую активность на становлении Европейского Союза, олицетворением «европейского полюса» в мировой политике стала Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, правопреемница СБСЕ). Решение об институционализации общеевропейского «хельсинкского» процесса было достигнуто еще на Парижской конференции в ноябре 1990 г. Хельсинкская встреча на высшем уровне в 1992 г. подтвердила этот курс. Принятая на ней декларация «Вызов времени перемен» дала толчок для формирования организационной структуры СБСЕ и расширения его функций. На протяжении последующих двух лет под эгидой Совета министров иностранных дел шла работа по перепрофилированию деятельности организации на миротворчество и урегулирование региональных кризисов. Римский саммит СМИД в декабре 1993 г. принял «Декларацию по агрессивному национализму», нацеливающую общеевропейский процесс на борьбу с терроризмом. В декабре 1994 г. Будапештский саммит на высшем уровне приял решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 г. в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В принятой на саммите декларации «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» закреплялась ключевая роль ОБСЕ в строительстве «безопасной, единой и свободной Европы». Был принят также ряд военно-политических документов, регулирующих разнообразные аспекты обеспечения безопасности и осуществления миротворческих операций. Новый этап в развитии ОБСЕ начался с Лиссабонского саммита на высшем уровне (2-3 декабря 1996 г.). Принятая на нем декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» ориентировала ОБСЕ на укрепление безопасности и стабильности «во всех измерениях», в том числе не только в сфере контроля над вооружением и урегулирования конфликтов, но и профилактики политической напряженности, «укрепления доверия между народами» в гуманитарной сфере, борьбы за соблюдение прав человека и демократических принципов общественной жизни. Проявилось и особое внимание к «гуманитарно-конфликтной» проблематике на пространстве бывших СССР и СФРЮ. После Лиссабонского саммита резко активизировались региональные миссии ОБСЕ, которые превратились в основной инструмент текущей деятельности организации. Миссии ОБСЕ ориентировались на урегулирование любых фаз региональных конфликтов, включая «превентивную дипломатию», миротворчество и содействие в разрешении «горячих конфликтов», постконфликтную реабилитацию. Главной их задачей становилось содействие политическим процессам, способным приостановить развитие конфликта, урегулировать его последствия, а также обеспечить информированность международного сообщества. К концу 1990-х гг. ОБСЕ превратилась в очень влиятельную международную организацию с разветвленной организационной структурой, широкими политическими и полицейскими полномочиями. Миссии ОБСЕ были представлены в Косово, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Эстонии, Грузии, Латвии, Молдове, Таджикистане, Македонии, Украине. После заседания СМИД в Осло в декабре 1998 г., на котором с российской делегацией были урегулированы проблемы деятельности ОБСЕ на постсоветском пространстве, миссии ОБСЕ появились в Чечне, Албании, Беларуси, Центральной Азии, Алма-Ате, Ашхабаде, Бишкеке. Стамбульский саммит ОБСЕ в ноябре 1999 г. принял новый пакет документов, определивших компетенцию ОБСЕ в наступающем десятилетии (в том числе «Хартию европейской безопасности», соглашение об адаптации «Договора об обычных вооруженных силах в Европе» к современным условиям, новую редакцию «Венского документа по мерам доверия»). Выросла в 1990-х гг. и международная роль Совета Европы (созданного еще в 1949 г. для развития гуманитарного сотрудничества). Окончание «холодной войны» позволило резко активизировать его деятельность в самых различных областях: образовании («Европейский Центр молодежи», «Европейский Фонд молодежи»); стандартизации медицинских препаратов («Европейская Фармакопея»), борьбе против наркомании («Группа Помпиду»); внедрении общих принципов биоэтики, в том числе по проблемам трансплантации органов и клонирования, усилении гражданской ответственности в вопросах экологии (центр «Натуропа»), развитию нравственного, безопасного и здорового спорта («Европейская Хартия спорта» и «Кодекс этики» 1992 г.). В дальнейшем Совет Европы все в большей степени начал переориентироваться на решение общественно-политических задач. Саммит в Вене 1993 г. принял решение об учреждения единого Европейского суда по правам человека. Помимо активизации правозащитной деятельности этот шаг имел огромное значение для демократизации законодательства и общественно-политической жизни стран Европы, консолидации усилий по защите национальных меньшинств и борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью. В 1998 г. вступил в силу обязательный для всех участников Совета Европы протокол, согласно которому Европейский Суд по правам человека стал единственным органом общеевропейского правосудия, действующим на постоянной основе. Граждане и юридические лица получили право обращаться в Суд непосредственно и с гарантией обязательного рассмотрения их дела (ранее гражданин, исчерпав все возможности защиты своих прав в собственной стране, должен был вначале обратиться в Комиссию по правам человека, которая рассматривала правомочность его обращения). Государства-участники Совета Европы взяли на себя обязательство выполнять решения Суда по любому спору, сторонами которого они являются. Политизация деятельности Совета Европы особенно усилилась после Страсбургского саммита 1997 г. Провозглашая общей целью «достижение более тесного единства между государствами» и «строительство более свободного, более терпимого и более справедливого европейского общества на основе общих ценностей», Совет Европы сосредоточил свои усилия на распространении «демократических ценностей», пропаганде культурного многообразия, стимулирование социальной мобильности информационной открытости. Принципиально значимой задачей провозглашалось «воспитание граждан в духе демократии», для чего правительства стран-участников призывались к развертыванию энергичных культурно-просветительских кампаний и реформированию образовательных систем, в том числе пересмотру программ исторического образования (рекомендации по написанию «европейских» учебников истории были разработаны еще в 1995 г., а в 1999 г. была развернута кампания «Европа: общее наследие»). Все эти меры существенно повысили международный престиж и значимость деятельности Совета Европы. Но обсуждение проблем демократизации и развития гражданского общества превратила Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) в поле ожесточенных дискуссий, где все большую роль начали играть делегации восточноевропейских стран. На фоне резкого усиления международного влияния США и бурной политической трансформации Европы несколько в тени оказался Азиатско-Тихоокеанский регион. К тому же надежды на экономическую «сверхдержавность» Японии и блестящие экономические перспективы азиатских «маленьких тигров» и «драконов» («новых индустриальных стран») явно не оправдались. В этой ситуации на роль лидера АТР достаточно неожиданно начал выдвигаться Китай, где под руководством Дэн Сяопина успешно проходили структурные реформы. Их характер существенно отличался от советской перестройки и постсоциалистических преобразований в странах Восточной Европы. Китайское руководство не собиралось отказываться от принципа однопартийности и проводить политику гласности. В апреле и мае 1989 г. это привело к серьезному политическому кризису, когда во многих городах Китая прошли массовые манифестации против всевластия коммунистической партии. Трагическая развязка произошла 4 июня 1989 г. в Пекине. На площади Тяньаньмэнь при разгоне демонстрации студентов погибли сотни человек. Эти события вызвали заметное охлаждение в отношениях Китая с западными державами и мировым сообществом в целом. Однако объявить Китай, обладающий ядерным оружием и мощным военным потенциалом, «государством-изгоем» американская администрация не решилась. С другой стороны, и само китайское руководство воздерживалось в 1990-х гг. от активизации каких-либо внешнеполитических усилий. Примечательные, хотя и «малозаметные» события происходили в 1990-х гг. на Ближнем Востоке – еще одной «горячей точке» мировой политической карты. В условиях обострения иракской проблемы СШа еще в 1991 г. «убедили» Израиль вступить в переговоры о нормализации ситуации вокруг Палестины – этот шаг позволял укрепить коалицию в арабскими странами, поддержавшими акцию против иракского режима. На протяжении трех лет в Мадриде продолжался сложнейший переговорный процесс, результатом которого стало подписание в 1994 г. мирного договора между Израилем и Иорданией (таким образом, Иордания стала второй после Египта арабской страной, заключившей мирный договор с Израилем; добиться заключения такого же договора с Сирией не удалось). Помимо «мадридского процесса» проходили секретные палестино-израильские переговоры в Осло. В 1994 г. были заключены соглашения под неофициальным названием «Осло-I», предполагавшие взаимное признание между Израилем и Организацией освобождения Палестины, определение принципов создания автономии для оккупированных Израилем территорий (статус автономии предполагал передачу власти палестинской администрации, но не отменял суверенитет Израиля над этими территориями). Руководство ООП во главе с Ясиром Арафат получило возможность вернуть в Палестину. Спустя год были подписаны и соглашения «Осло-II», в соответствии с которыми палестинская автономия была распространена не только на Сектор Газа, но и Западный берег р. Иордан. В январе 1996 г. в Палестине состоялись выборы, в результате которых Я. Арафат стал Президентом Палестинской Национальной Автономии (ПНА). В самом Израиле уступки палестинцам вызвали политический кризис, диалог с арабами был фактически приостановлен, а обустройство еврейских поселений на оккупированных территориях продолжилось. Тем не менее, мировая общественность сочла создание Палестинской автономии важным шагом к окончательному урегулированию ближневосточного конфликта. Окончание «холодной войны» и радикальная перестройка всей системы международных отношений, изменение внешнеполитической стратегии многих стран и возможность продвинуться в урегулировании многих международных конфликтов требовали активизации деятельности Организации Объединенных Наций. Уже в 1992 г. на чрезвычайном заседании Совета Безопасности (впервые проводившимся на уровне глав государств и правительств) было принято обращение к Генеральному секретарю с просьбой подготовить рекомендации о мерах усиления влияния Объединенных Наций в мировой политике. В развитие этой инициативы в 1992 г. Генеральным секретарем ООН был подготовлен доклад «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира», началась работа по формированию системы раннего предупреждения о возникновении угрозы миру, созданию специальных военных формирований, готовых к проведению не только обычных миротворческих операций, но и применению силовых методов воздействий. Координация всех этих действий была возложена на Рабочую группу Генеральной Ассамблеи ООН. В 1995. г. Генеральный Секретарь ООН окончательно получил «открытый мандат» на осуществление превентивной дипломатии и расширение полномочий ООН по выявлению потенциальных конфликтных ситуаций. В 1998 г. была создана Система резервных соглашений, в рамках которой 70 государств определили конкретные военные подразделения постоянной готовности, которые могут быть использованы в любой момент для проведения операций объединенных сил ООН. Подобные меры позволили значительно повысить эффективность миротворческих усилий ООН и перейти от практики экономических санкций к массированному проведению «операций по поддержанию мира» в самых разных регионах планеты (в 1990-х гг. состоялось более 40 таких операций, участие в них приняли не менее 1 млн. солдат из 68 стран). Кроме того, под эгидой ООН продолжилась разработка международных соглашений о многостороннем разоружении и регулировании вооружений (самые заметные достижения – Конвенция по химическому оружию 1993 г. и Конвенция о противопехотных минах 1997 г.), развитию экономического и социального сотрудничества, проведению гуманитарных акций в депрессивных районах и регионах стихийных бедствий. На фоне активизации деятельности ООН усилились и дискуссии о роли этой организации в системе международных отношений. Явно устарела сама концепция Организации Объединенных Наций, основанная на признании права «сверхдержав» определять судьбы человечества (причем не только по причине силового превосходства, но и в качестве «маяков» прогресса и благополучия). Институт императивного международного права легализовал возможность насильственного вмешательства группы стран или международного сообщества в целом во внутренние дела суверенных государств. С исчезновением с политической карты мира Советского Союза и распадом всей системы «сдержек и противовесов», сформированной в период «холодной волны», международно-правовая система ООН оказалась беззащитной перед американским глобализмом. Более того, США получили возможность использовать идею императивного права Объединенных Наций в своих геополитических интересах и укрепляя статус НАТО как единственного «мирового полицейского». В этих условиях усилилась и критика в адрес и самой ООН. Ее предметом стали привилегированный статус постоянных членов Совета безопасности, обладающих правом вето в принятии любых решений, отсутствие в их числе Германии и других влиятельных стран мира, несовершенство организационных и процедурных норм, препятствующих быстрому реагированию на возникновение международных кризисов, недостаточная эффективность миротворческих операций и двусмысленная роль «голубых касок» из миротворческих контингентов ООН. Провал миротворческих операций в Сомали в 1992 г. и Руанде в 1994 г. вызвал самый острый политический кризис ООН за все время ее существования.
Мировой политический процесс в 2000-х гг.: «Мир после 11 сентября». Характер мирового политического процесса резко изменился в начале 2000-х гг. под влиянием фактора «мирового терроризма». Нападение исламистских террористов, захвативших гражданские авиалайнеры, на Центр международной торговли в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г., а также последующие террористические акты (в Каспийске 9 мая 2002 г., на острове Бали 12 октября 2002 г., в Москве 23 октября 2002 г. и 31 августа 2004 г., в Мадриде 11 марта 2004 г., в Беслане 1 сентября 2004 г., в Лондоне 7 июля 2005 г. и др.) не только потрясли мировую общественность, но и заставили задуматься об уязвимости существующей международной системы безопасности. В то же время следует учесть, что формирование и активное использование политического дискурса «мирового терроризма» имело и немало иных причин. В 2000-х гг. наметился явный кризис парадигмы глобализма, резко усилилась критика геополитического проекта Рах Аmеriсаnа, обозначилось стремление многих стран к укреплению национального суверенитета. В качестве самостоятельного «игрока» на мировую арену вернулась Россия. Произошло резкое расширение Европейского Союза, в составе которого с 2004 г. оказалось уже 25 стран (с 2007г. – 27, с 2013 г. – 28). В большинстве стран северного полушария в 2000-х гг. наметилось доминирование политических партий и движений социал-консервативного толка, что означало растущий интерес общества к проблемам национальной идентичности, отторжение космополитических ценностей глобализма, усиление роли этнокультурных и конфессиональных факторов. «Левый поворот» Латинской Америки дал толчок для демонстративного обособления многих стран региона от «империалистической политики Запада». Активизировались и геополитические процессы в исламском мире, где к традиционному противостоянию с Израилем добилась конфронтация шиитского Ирана и суннитских стран под руководством Саудовской Аравии, а «прогрессистские» авторитарные режимы столкнулись с нарастающим влиянием исламистских движений. Кампания по «борьбе с мировым терроризмом» оказалась в этих условиях катализатором радикальной перестройки всей системы международных отношений. Теракт 11 сентября 2001 г. вызвал резкий всплеск внешнеполитической активности США. Уже на следующий день президент Джордж Буш-младший объявил о неминуемой акции возмездия. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1368 от 12 сентября 2001 г. безоговорочно осудила теракты в Нью-Йорке, Вашингтоне и штате Пенсильвания и призвала все государства мира к сплочению для совместного противостояния террористической угрозе, а также выражала готовность с ней бороться, а резолюция № 1373 от 28 сентября постановила, что государства должны пресекать теракты, ввести уголовную ответственность за финансирование террористов и заблокировать финансовые активы подконтрольных им организаций, не оказывать им помощь, обмениваться информацией для предотвращения терактов, не предоставлять террористам своей территории. 2 октября 2011 г. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон заявил, что США могут полагаться на поддержку всех 18 членов альянса в борьбе против угроз терроризма. Тем самым была создана правовая основа для проведения глобальной антитеррористической операции. О ее поддержке заявили 70 стран, а 44 из них объявили о готовности принять в ней непосредственное участие. Основными союзниками США стали Великобритания, Канада, Австралия, ФРГ и Франция. Вскоре стал известен и противник – 10 октября 2001 г. Белый дом обнародовал список 22 «самых опасных террористов мира». Его возглавил лидер исламистской организации «Аль Каида» Усама бен Ладен, скрывавшийся на территории Афганистана. Бен Ладен уже не раз сообщал о своем желании нанести удар по США и даже был объявлен виновным за взрыв американского эсминца «Коул» в порту Адена, а также за взрывы американских посольств в Танзании и Кении. Для устранения бен Ладена американцы подвергли в 1998 г. территорию Афганистана обстрелу крылатыми ракетами. Теперь же бен Ладен был объявлен «террористом № 1», а отказавшийся выдать его режим талибов оказался вне закона. 7 октября 2001 г. в рамках операции «Несокрушимая свобода» по территории Афганистана были нанесены бомбовые удары американской авиации, базировавшейся на авианосцах в Аравийском море и на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане. С подводных лодок ВМС США и Великобритании были запущены десятки крылатых ракет. Наиболее сильные удары пришлись на Кандагар и его окрестности, где располагался штаб движения «Талибан», а также на горные ущелья, где находились подземные укрытия бен Ладена. В кратчайшие сроки военная и транспортная инфраструктура Афганистана была нарушена. С 11 октября осуществлялись массированные бомбардировки целей в Кабуле. С конца октября американская авиация начала поддерживать и действия войск Северного альянса – группировки моджахедов, сражавшихся с талибами в северных провинциях Афганистана. Первые американские солдаты высадились на территории Афганистана 21 октября 2001 г. В южных провинциях Афганистана начали действовать группы разведки, а специальный отряд американского спецназа атаковал штаб главы движения «Талибан» муллы Моххамеда Омара. В дальнейшем наращивание военного контингента коалиции шло параллельно с быстрым наступлением войск Северного альянса. Уже 7 ноября отряды моджахедов вступили в Кабул. Талибы не могли оказывать серьезного сопротивления и отступали в горные районы Южного Афганистана. Уже в марте 2002 г. американцы провели там последнюю крупномасштабную операцию под названием «Анаконда», когда за 12 дней были уничтожены почти тысяча талибов. Власть в Афганистане перешла к временному правительству под руководством Хамида Карзая. Пленные талибы были вывезены на военную базу Гуантанамо. Но в самом Афганистане умиротворение так и не наступило. Исламистские боевики перешли к тактике партизанской войны. В 2002 г. основные усилия антитеррористической коалиции сосредоточились на ликвидации талибских отрядов на юге и востоке Афганистана. Помимо 10 тыс. американских военнослужащих в состав коалиционных сил вошли военные контингенты из 15 государств. Для тылового обеспечения были использованы авиабазы в Киргизии, Таджикистане и Пакистане. В августе 2003 г. на основе контингента НАТО были сформированы Международные силы содействия безопасности (ИСАФ), ориентированные на содействие правительству Афганистана и обеспечение безопасности на всей территории страны. Помимо территории Афганистан операция «Несокрушимая свобода» осуществлялась и на других направлениях. Уже в октябре 2011 г. американские военные советники были отправлены на Филиппины для подготовки совместных операций против повстанческого движения. С декабря того же года сюда были передислоцированы части американского спецназа, а в феврале 2002 г. начались боевые действия. Их целью было подавление отрядов исламистских организаций «Абу-Сайяф» и «Джемаа Исламия», а также коммунистических повстанческих отрядов. Однако несмотря на арест или уничтожение многих лидеров исламистов прекратить волну террористических актов на Филиппинах так и не удалось. Не слишком успешными оказались и антитеррористические операции в Йемене, Судане и Сомали, где располагались базы «Аль-Каиды». Ситуация здесь осложнялась внутренними этническими и конфессиональными конфликтами, криминогенной обстановкой и острым кризисом существующих политических режимов. В Судане еще с 1980-х гг. продолжалась ожесточенная борьба между правительственными войсками и Народной армией освобождения Судана, выступающей за независимость южных районов страны от арабо-исламского режима. Несмотря на определенный успех мирных переговоров 2003-2004 гг., конфликт не прекратился, и в 2011 г. Судан окончательно распался на две части. В Сомали с 2006 г. развернулась гражданская война между центральным правительством и исламистами из Союза исламских судов. Относительной стабилизации удалось добиться здесь лишь в 2011-2012 гг., когда по инициативе Кении в страну был введен миротворческий контингент Африканского союза. Все эти годы политическая нестабильность усиливалась и в Йемене, завершившись «исламской революцией» 2011 г. На фоне всех этих событий позиции «Аль-Каиды» в регионе даже усилились, чтобы вынуждены признать в Вашингтоне. Несмотря на спорные результаты «войны с мировым терроризмом» внешнеполитические позиции США в начале 2000-х гг. существенно усилились. Американская стратегия пользовалась полной поддержкой не только НАТО, но и Совета Безопасности ООН. Борьба с терроризмом стала одним из приоритетных направлений деятельности многих международных организаций. Так, 12 июня 2002 г. на Лиссабонской конференции, организованной под эгидой ОБСЕ, был принят концептуальный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним», в котором были сформулированы принципы сотрудничества международных и региональных организаций при реализации стратегий и планов противодействий терроризму. Значительно вырос и уровень военно-политического сотрудничества. Под эгидой «борьбы с терроризмом» активизировались контакты спецслужб. В 2003 г. при Службе безопасности НАТО была создана Разведывательная группа по террористической угрозе (РГТУ), которая начала координировать действия разведывательных служб и национальных центров по борьбе с терроризмом как стран-членов Альянса, так и иных «контактных стран». Заметным явлением стало сближение позиций США и России. Этому немало способствовала позиция американского руководства, которое «с пониманием» отнеслось к началу новой фазы антитеррористической операции в Чечне в августе 1999 г. (хотя, например, Парламентская ассамблея Совета Европы выступила тогда с резкой критикой политики Москвы и даже попыталась инициировать процедуру исключения России из этой организации). Доброжелательные личные отношения между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем завязались во время их первой встречи в Любляне в июне 2001 г., после которой Буш сообщил, что увидел «душу» президента России и что «Путину можно доверять». Сразу же после террористических актов 11 сентября Путин предложил Бушу всю возможную помощь России в борьбе с терроризмом. В этой ситуации удалось «продвинуть» и решение других острых вопросов российско-американских отношений. В мае 2002 г. Буш и Путин подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ограничивший количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. В июне 2003 г., в преддверии саммита «Большой восьмерки» в Эвиане, в Санкт-Петербурге прошла новая встреча двух президентов. Буш и Путин призвали КНДР отказаться от ядерных амбиций и высказали общую обеспокоенность по поводу ядерной программы Ирана. Во время встречи двух лидеров в Кемп Дэвиде в 2003 г. Буш заявил, что уважает политические взгляды Путина, президента «страны, где успешно развивается демократия и свобода». 12 сентября 2004 г. президент Буш посетил посольство России в Вашингтоне, где принес соболезнования жертвам террористического акта в Беслане и выразил свое восхищение в адрес российского лидера. «Пожалуйста, передайте мои наилучшие пожелания президенту Владимиру Путину – человеку, которым я восхищаюсь», – заявил Буш российским дипломатам. Упрочение международных позиций США привело к ужесточению их внешнеполитического курса. «Война против терроризма» начала позиционироваться едва ли не в качестве нового «крестового похода». Буш называл ее «борьбой всего мира», «битвой цивилизации», «битвой всех тех, кто верит в прогресс и плюрализм, терпимость и свободу», в которой «каждое государство в мире должно определить – либо вы с нами, либо вы с террористами». В окружении президента инициатива перешла к «ястребам» – вице-президенту Дику Чейни, министру обороны Доналду Рамсфелду, советнику по национальной безопасности Кондолизе Райс. Под их влиянием «война против терроризма» переросла в новый виток борьбы за Рах Аmеriсаnа. 30 января 2002 г. Буш в своем выступлении не только назвал стратегических союзников по антитеррористической коалиции – Россию, Китай и Индию, но и страны, представляющие потенциальную опасность, – Северную Корею, Иран и Ирак (хотя Иран официально поддержал афганский Северный альянс в борьбе против талибов). В июне 2002 г. заместитель государственного секретаря США Джон Болтон причислил к «оси зла» еще три страны – Кубу, Ливию и Сирию, которые якобы стремятся к получению химического или биологического оружия. По же поводу Ирака Буш заявил, что эта страна «будет оставаться врагом до тех пор, пока не будет подтверждено обратное». Новый глобальный внешнеполитический курс американской администрации оформился в так называемой «доктрине Буша». Она была представлена в общих чертах еще в первых выступлениях президента после 11 сентября, а затем документально закреплена в сентябре 2002 г. в «Стратегии национальной безопасности США». Доктрина включает две основные составляющие. Первое, США отказываются от стратегии сдерживания, которая действовала в годы «холодной войны», поскольку сдерживание или устрашение не применимо к врагам нового типа – террористам. Сдерживание должно было быть заменено упреждающими действиями. Второй компонент доктрины – унилатерализм, то есть готовность США к односторонним действиям без одобрения международного сообщества. Последнее положение отчасти связано с тем, что Соединенным Штатам было все труднее заручиться поддержкой союзников по мере того, как «война против террора» выходила за пределы Афганистана. Первым шагом по реализации новой внешнеполитической стратегии США стала эскалация конфликта с Ираком. Официальным поводом для войны против режима Саддама Хусейна стало обнародование разведданных, якобы свидетельствующих о наличии в Ираке оружия массового поражения. Сомнения в истинности «иракского досье» появились очень скоро, а впоследствии была доказана не только ошибочность этих сведений, но и их преднамеренное искажение со стороны американского и британского руководства. Тем не менее с учетом этих данных Совет безопасности ООН в ноябре 2002 г. принял Резолюцию № 1441 о разоружении Ирака. О способах и средствах ее выполнения единогласия добиться не удалось. Впоследствии многие страны антитеррористической коалиции, в том числе Россия, осудили односторонние действия США и их союзников. Но решающий шаг к новой войне был сделан. 17 марта 2003 г. Буш-младший выступил с обращением к нации и ко всему миру, в котором объявил, что если иракский лидер и его сыновья не покинут страну в течение ближайших сорока восьми часов, то США предпримут силовые акции. 20 марта американо-британская военная коалиция начала операцию «Шок и трепет». Активные боевые действия длились всего 23 дня. Это было совершенно неожиданно, поскольку иракский режим обладал многочисленной и хорошо подготовленной армией. Войска же коалиции были почти в 2 раза меньше, чем во время первой «войны в Заливе». С военной точки зрения основную роль в стремительном разгроме Ирака сыграла новая тактика американцев – массированные ракетно-бомбовые удары с использованием оружия высокой точности. Но даже во время штурма Багдада, начавшегося 3 апреля, иракская армия практически не оказала сопротивления. Выяснилось, что режим Хусейна являлся политическим банкротом, совершенно утратившим поддержку не только иракского народа, но и элитных частей армии. Свержение диктатора приветствовали многие жители Багдада. Всего за время операции «Шок и трепет» погибло 11000 иракских солдат, несколько сотен мирных жителей и 156 американских военных. В страну прибывали все новые военные контингенты стран коалиции (в ее составе участие приняли 38 стран). Но уже вскоре выяснилось, что самая тяжелая фаза иракской кампании еще впереди. Date: 2016-05-25; view: 390; Нарушение авторских прав |