Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для углубленного изучения 1 page





Формирование основ современной международно-правовой системы. Организация Объединенных Наций не стала правопреемницей Лиги наций, хотя «унаследовала» от нее немало организационных структур, имущества и кадров. Во многом идеологическое и политическое становление ООН происходило даже в противовес традициям Лиги наций. Огромную роль в этом процессе играли США, не вступившие в свое время в Лигу, и СССР, исключенный из нее. Британская позиция по проблемам создания новой международной организации определялась в годы войны Уинстоном Черчиллем, известным критиком политики «умиротворения» и «европейского равновесия». Что же касается французской дипломатии, то она смогла принять участие в формировании ООН лишь на самом последнем этапе войны.

Первый шаг к оформлению концепции ООН был сделан на личной встрече Ф.Рузвельта и У.Черчилля 9 августа 1941 г. в бухте Арджентиа у берегов Ньюфаундленда. По результатам консультаций оба лидера подписали Атлантическую хартию. В этой декларации США и Великобритания заявляли, что не стремятся к территориальным или «иным» приращениям в ходе войны. Все территориальные изменения должны были осуществляться в соответствии со свободным волеизъявлением вовлеченных народов. Заявлялось, что все народы должны иметь полное право выбирать форму правления, которая их устраивает. Суверенитет стран, которые были насильственно лишены его, должен быть восстановлен. Всем большим и малым государствам гарантировался равный доступ к торговле и сырью, необходимым для их экономического процветания. Предусматривалось сотрудничество всех наций, имеющее своей целью улучшение условий труда, экономическое развитие и социальную защищенность. Западные лидеры также заявляли, что после разрушения нацистской тирании должен был быть установлен мир, обеспечивающий безопасность всем нациям в пределах их границ и свободное бытие всех людей, мир, предусматривающий свободный доступ к морским путям. Все это подразумевало необходимость создания прочной системы международной безопасности. Последний пункт Хартии гласил: «Все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы, поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями. Черчилль и Рузвельт считают, что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности такие страны должны быть разоружены».

По мере оформления антигитлеровской коалиции необходимость четкого определения принципов послевоенного мирового устройства становилась все более очевидной. Уже 1 января 1942 г. во время визита Черчилля в США лидерами двух стран, а также послом СССР Литвиновым и министром иностранных дел Китая Суном была подписана Декларация Объединенных Наций. Проект декларации был выработан на основе англо-американских предложений. Полная победа над противником объявлялась в этом документе необходимым условием защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы, а также прав человека и справедливости. Правительства, подписавшие декларацию, заявляли о том, что употребят все свои военные и экономические ресурсы для борьбы против Германии, Италии и Японии, будут сотрудничать друг с другом и не станут заключать сепаратного перемирия или мира с противником. Некоторые советские дипломаты возражали против упоминания «религиозной свободы», однако Сталин, сочтя январь 1942 г. не лучшим временем для дискуссий о границах демократии, принял западную трактовку.

Вновь вопрос о создании международной организации был поднят на конференции союзных держав в Москве. В декларации от 30 октября 1943 г. СССР, США, Великобритания и Китай провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые». В целом, речь шла о поддержке принципов Атлантической хартии, но инициативу на этот раз проявляла американская, а не британская дипломатия. Рузвельт все активнее пропагандировал свою идею «четырех полицейских» – обеспечение послевоенного международного порядка на основе влияния четырех «великих держав». Новая мировая система представлялась американскому президенту как воплощение императивных (общеобязательных) идеологических принципов и правил межнационального взаимодействия, способных не только покончить с военной угрозой, но и обеспечить прогресс и процветание всего человечества.

Британские политики относились к проекту новой международной организации с большей осторожностью. Черчилль считал, что либерализация мирового порядка будет угрожать имперским интересам Великобритании. Ускорить процесс оформления ООН позволили интенсивные консультации по проблемам торговой и финансовой политики. Актуальность этого вопроса стала очевидной еще накануне войны, когда экономический кризис потряс основы мировой финансовой системы. По инициативе авторитетного английского экономиста Д.Кейнса был подготовлен проект крупномасштабного договора о формировании послевоенной мировой валютно-финансовой системы и учреждении Международного банка реконструкции и развития. Для обсуждения этих проблем под эгидой Объединенных наций была созвана специальная конференция. Она начала работать 28 апреля 1944 г. в городе Бреттон-Вудсе (США). Поддержав предложения Кейнса по организации МБРР, американцы добились и формирования параллельной структуры – Международного валютного фонда. В соответствии с уставом МВФ, утвержденным на конференции в Бреттон-Вудсе, были введены строгие правила эмиссии и валютного обращения, которые фактически предопределили «долларизацию» послевоенной экономики.

Успех Бреттон-Вудской конференции позволил перейти к окончательному оформлению «архитектуры» ООН. Организационные принципы и компетенция ООН обсуждались на конференции в Думбартон-Оксе (22 августа – 28 сентября 1944 г.). К этому времени уже была достигнута договоренность о том, что в организации будет круг избранных – постоянных членов Совета Безопасности. Как писал один из участников конференции, «американцы были склонны считать, что создание такой системы станет неким талисманом, обладающим мощной способностью улаживать споры между нациями». Причем ни у кого не вызывало сомнений, что постоянными членами Совета должны быть США, СССР и Великобритания. Было также решено предоставить постоянное место в Совете Безопасности Франции и Китаю.

При обсуждении полномочий Совета безопасности столкнулись американская и советская позиции. Американцы исходили из системы вето для постоянных членов Совета, но уточнили, что члены организации, вовлеченные в обсуждаемый конфликт, должны воздерживаться от голосования. Советская сторона настаивала на сохранении права вето для постоянных членов Совета во всех случаях, даже если обсуждается конфликтная ситуация с их участием. В итоге был достигнут компромисс: Совет Безопасности мог предпринимать усилия по урегулированию конфликта, невзирая на позицию государств, вовлеченных в конфликт. Постоянные члены Совета Безопасности, тем не менее, сохраняли право вето, даже будучи вовлеченными в конфликт, если речь шла о применении силы.

На Крымской конференции 4-11 февраля 1945 г. советская сторона согласилась с американским предложением, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог голосовать, если вопрос касался непосредственно его интересов. Одновременно, Сталин поддержал постановку Рузвельтом вопроса об опеке ООН над колониальными территориями. Реакция Черчилля была самой негодующей. Он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. «Новая международная организация должна принять во внимание эту особую ответственность великих держав и должна быть построена таким образом, чтобы не нарушать их единства или мешать их способности эффективно действовать, – утверждал он. – В то же самое время международная организация не может основываться на диктатуре великих держав. Их долг – служить миру, а не господствовать над ним».

Несмотря на сохранение разногласий по самому болезненному для Великобритании вопросу процесс создания ООН шел быстрыми темпами. Учредительная конференция по созданию Организации Объединенных Наций проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско. Единственным вопросом повестки дня была разработка Устава ООН, который был подписан представителями 50 стран и вступил в силу с 24 октября 1945 г. Существенных дискуссий на конференции в Сан-Франциско уже не возникло. Лишь британская делегация добилась поправки, касающейся выборов в Совет Безопасности. Теперь требовалось равномерное географическое представительство держав, а также учет их вклада в обеспечение международной безопасности. И, главное, британская делегация наконец пошла на уступки по вопросу о системе опеки. Правда, всеобъемлющей концепции, которую желал видеть Рузвельт, не получилось – американский проект распространялся пока лишь на острова Тихого океана. Однако с точки будущего самым важным был ввод двух категорий мандатных территорий. Первая определялась как стратегические районы (здесь опеку обеспечивал Совет Безопасности). В районах, зачисленных во вторую категорию, опеку обеспечивала Ассамблея через Совет по опеке. Идея «опеки над стратегическими районами» уже вскоре окажется важнейшим политическим оружием англо-американской дипломатии.

В соответствии с уставом основными целями Организации Объединенных Наций были провозглашены поддержка международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов; сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, «поощрение уважения к правам человека и основным свободам». Провозглашалось, что Организация Объединенных Наций основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, которые обязаны добросовестно выполнять свои обязательства, разрешать свои международные споры мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость, воздерживаться от угрозы силой или ее применения против любого государства.

Учредителями ООН объявлялись 50 стран, представители которых подписали Сан-Францисский договор (чуть позже 51-м государством-учредителем стала Польша, делегация которой не принимала участие в конференции). В дальнейшем прием в члены ООН был открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по уставу и которые, «по суждению организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Для приема новых государств требовалась рекомендация Совета Безопасности, а решение принималось Генеральной Ассамблеей. Исключение из состава ООН рассматривалось как возможная санкция за нарушение устава (хотя в дальнейшем ни одного такого прецедента не было).

Организационная структура Организации Объединенных Наций оказалась чрезвычайно разветвленной и сложной. Ключевую роль в системе ООН изначально играли шесть органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-членов, стала главным совещательным органом. В регламенте проведения ее сессий было предусмотрено, что решения по важным вопросам (мира и безопасности, приема новых членов и проблем бюджета) требуют большинства в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Каждое государство получило один голос. Устав ООН закрепил необходимость проведения ежегодных сессий Генеральной Ассамблеи, а также возможность созыва чрезвычайных сессий по требованию Совета Безопасности. В соответствии с Уставом Генеральная Ассамблея была уполномочена рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, а также по вопросам, касающимся полномочий и функций любого органа Организации Объединенных Наций, организовывать соответствующие исследования и давать рекомендации, рассматривать и утверждать бюджет ООН.

На Совет Безопасности была возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В его состав было введено пять постоянных членов (Китай, Франция, СССР, Великобритания, США), а также десять членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Для голосования предусматривался принцип «единогласия великих держав». В соответствии с ним для решений по «вопросам существа» было необходимо девять голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Если постоянный член не согласен с решением, он мог проголосовать против, и этот акт приобретал силу вето. Если же постоянный член не поддерживает решение, но не хочет блокировать его посредством вето, он мог воздержаться. Решения по вопросам процедуры требовали большинства голосов (по крайней мере 9 из 15 членов). Совет Безопасности был обязан поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН, расследовать любые ситуации, которые могут привести к международным трениям, рекомендовать методы урегулирования таких споров, вырабатывать планы для регулирования уровня вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии, призывать членов Организации к применению экономических санкций или других мер, не связанных с использованием силы, для предупреждения или прекращения агрессии, предпринимать военные действия против агрессора. В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций должны были подчиняться решениям Совета Безопасности и брать обязательства по их исполнению.

Экономический и Социальный Совет был учрежден Уставом в качестве главного органа по координации деятельности специализированных учреждений и институтов ООН. Его состав из 54 человек подлежал переизбранию каждые три года. Для решений требовалось простое большинство голосов, причем каждый член Совета получил один голос. Среди специализированных учреждений, чья деятельность стала координироваться Советом, наиболее важные полномочия были предоставлены четырем постоянным комитетам (Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями), девяти специализированным комиссиям (Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению и развитию, Комиссия социального развития, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предотвращению преступлений и уголовному правосудию, Комиссия по науке и технике в целях развития, Комиссия по устойчивому развитию), пяти региональным комиссиям (для Африки, Азии и Тихого океана, Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Азии), а также исполнительным комитетам различных органов ООН (Детский фонд, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Программа развития, Фонд в области народонаселения, Мировая продовольственная программа, Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин). Через Экономический и Социальный Совет с ООН оказались связаны самые различные профильные международные организации, сохранившие юридическую автономию (Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, группа Всемирного банка, Всемирный почтовый союз, Всемирная торговая организация и т.д.).

Совет по Опеке был организован для наблюдения за управлением подопечными территориями в составе пяти постоянных членов Совета Безопасности – Китая, Франции, СССР, Великобритании и США (в 1994 г. Совет Безопасности прекратил действие Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначального перечня территорий – подопечной территории Тихоокеанские Острова (Палау), находившейся под управлением США; с тех пор Совет по Опеке не был ликвидирован, но фактически приостановил свою деятельность).

Главным судебным органом ООН стал Международный Суд, находящийся в Гааге и состоящий из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. В компетенцию Суда вошло рассмотрение юридических споров между государствами-участниками, консультирование ООН и ее специализированных учреждений по любому юридическому вопросу. Юрисдикция Суда была распространена на все дела, которые передавались ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Частным лицам право обращения в Международный Суд предоставлено не было. Основанием для судопроизводства стали прежде всего международные конвенции, международные обычаи (как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы), общие принципы права, признанные нациями, а также судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных стран.

Для организационного обеспечения деятельности ООН был создан Секретариат со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В отличие от аналогичного органа Лиги наций, функции Секретариата ООН оказались чрезвычайно разнообразны – от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от обзора экономических и социальных тенденций до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Со временем Генеральный секретарь ООН стал одной из ключевых фигур в мировой политике. Первым этот пост в 1946 г. занял Трюгве Ли (Норвегия).

 

Итак, формирование системы ООН радикальным образом изменило контуры международного политико-правового пространства. В основу ее концепции были положены идеологические принципы, выдвигавшиеся еще на Парижской конференции 1919 г., – самоопределение наций, система глобальной коллективной безопасности, уничтожение всех видов дискриминации, открытое международное экономическое пространство (мир «открытых дверей»). Но теперь гарантии мира и безопасности рассматривались в теснейшей связи с обеспечением экономического роста и социальной стабильности человечества. Создание «международных режимов» в самых различных сферах политического, экономического, социального, гуманитарного развития значительно усиливало наднациональный уровень правового регулирования. Политическое лидерство стран, ставших постоянными членами Совета Безопасности, должно было придать этой системе прочный и долговременный характер. Американская внешнеполитическая идеология в эти годы решительным образом перестраивалась в направлении от изоляционизма к глобализму, к представлению о неразрывном единстве судеб всех народов мира и ключевой роли «сверхдержав» в прогрессе человечества («мировых полицейских», по определению Ф. Рузвельта). Парадоксальным образом эти идеи оказались созвучны и советским политическим идеалам, хотя сам «мировой прогресс» понимался обеими сторонами совершенно по-разному.

Победоносная война с нацизмом консолидировала государственную элиту в США и СССР, способствовала подъему национального духа в этих странах. К концу войны стало особенно заметно, что парадоксальной схожестью обладает политическая культура американского и советского общества. Мировоззрение, формируемое под влиянием либеральных и коммунистических идеалов, основывалось на совершенно разных ценностных установках и социальных ориентирах. Но для него была характерна глубокая убежденность в неразрывном единстве судеб всех народов мира, меньшей значимости государственного властного суверенитета по сравнению «волей народов», второстепенности этнических и конфессиональных факторов общественного развития. Основным двигателем общечеловеческого прогресса считалось стремление каждого человека и всех людей к реализации своих «священных прав» (прав на личную свободу и независимость с либеральной точки зрения, и на труд и справедливость – в понимании коммунистов). Отказ от признания этих «истинных интересов», объединяющих людей вне зависимости от расы, национальности и вероисповедания, воспринимался как прямой вызов человечеству и реакционное сопротивление самой истории. Любое государство, пытающееся не только в мировом масштабе, но и в пределах собственных границ противопоставить «единственно верному историческому пути» собственный идеологический проект, рассматривалось в роли антинародного режима. И, напротив, страна, которая оказывалась способна взять на себя ответственность за судьбы человечества и гарантировать другим народам возможность встать на путь прогресса, приобретала мессианский ореол, право говорить и действовать от лица человечества. «Сверхдержавность», как особая политическая философия, базировалась именно на таких гегемонистских установках. Естественно, что на практике многие действия американской и советской дипломатии диктовались вполне прагматичными соображениями и собственными государственными интересами. Но их основой оставалась глубокая убежденность в собственном исключительном праве и священном долге защищать будущее человечества. Все эти особенности глобалистского политического мышления объясняют и непримиримую вражду двух бывших союзников, и их парадоксальную взаимозависимость. Обе «сверхдержавы» говорили на одном геополитическом языке, обе стремились к оформлению не столько союзных политических коалиций, сколько «лагерей» своих сателлитов, способных стать прообразом будущего универсального миропорядка, обе остро нуждались в образе тотального врага, своеобразного «контр-эго», «империи зла», олицетворяющей вызов «истинным» идеалам свободы. В итоге, Рах Аmеriсаnа оказывался нерасторжимо связан с Рах Sovietiса.

Временное совпадение стратегических целей США и СССР привело к попытке сконструировать новый мировой порядок без разрешения глубоких политико-идеологических противоречий, разделявших «сверхдержавы». Двойственной оказалась и сама концепция нового международного правопорядка. С одной стороны, она изначально провозгласила незыблемость принципа государственного суверенитета, а также сопряженных с ним принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и территориальной целостности государств. На подобной трактовке суверенитета, как независимости от внешнего влияния и полновластия внутри страны, основывалась и классическая система международного права. В рамках ее международно-правовая ответственность суверенного государства рассматривалась лишь в контексте принципа добросовестности (добросовестного выполнения принятых на себя в порядке договора обязательств). Сам же классический международный порядок приобретал поэтому устойчивость лишь при равновесии сил ведущих государств и их коалиций. Создание ООН открыло путь для радикальной перестройки этих традиционных правил мировой политики.

Устав ООН, формально не отрицая суверенность каждого государства, ввел несколько новых правовых принципов, существенно противоречащих идее суверенитета. В первую очередь это касается принципа неприменения силы, в том числе и «угрозы силой», способной нанести ущерб территориальной целостности или политической независимости того или иного государства. Если пакт Бриана–Келлога 1928 г., впервые закрепивший отказ от войны как орудия национальной политики, представлял собой договорную систему, где каждое государство самостоятельно возлагало на себя ответственность, то устав ООН придал принципу неприменения силы императивный, т.е. общеобязательный характер. Основанием для ответственности государства становился не только установленный факт агрессии, но иные действия, которые Совет Безопасности мог счесть проявлением агрессии (в 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН уточнила определение агрессии, распространив его на весьма обширный перечень действий). В качестве санкций против государств-агрессоров устав ООН предусматривал ввод эмбарго и иных экономических санкций, санкционированное Советом Безопасности использование вооруженных сил группы стран или какой-либо региональной организации.

Характерно, что суверенным государствам вменялась миролюбивая модель поведения независимо от принятия ими соответствующих обязательств или специфики норм внутреннего законодательства. С учетом трагических уроков Второй мировой войны подобный подход казался вполне оправданным. Однако он впервые создавал возможность для ввода международного контроля за правомерностью действий суверенных государств вплоть до использования силовых методов воздействия.

Еще более сложную коллизию создавал ввод в международное право принципа равноправия и самоопределения народов. Следует учесть, что признание права наций на самоопределение на протяжении нескольких столетий являлось важнейшей установкой западного политико-правового сознания. Само понятия «нация» («nation») в западной, точнее англо-франко-голландской традиции уже с XVII в. использовалось для обозначения гражданского сообщества, достигшего в своем развитии уровня «самоопределения», т.е. политико-правовой самоорганизации на договорной основе. Сам переход из «естественно-правового» состояния в гражданское соотносился именно с договорным возникновением государства, а потому право нации на создание суверенной государственности считалось таким же неотчуждаемым, как и естественное право человека на свободу. В англоязычной традиции понятие «nation» постепенно начало ассоциироваться с «государством» («commonwealth»), в отличие от гражданской «общины» («community»). В дальнейшем, национально-государственная идентичность, в отличие от этнической, конфессиональной и культурной, начала рассматривалась в качестве необходимого основания международно-правовой субъектности (как утверждал Мадзини, «каждой нации – государство, и только одного государство для целой нации»). Складывание в немецко-русской традиции альтернативного представления о народе («volk»), как органическом сообществе, чья идентичность имеет «вечный» («perennial») характер и основывается на общности исторической судьбы, «крови», «почвы» и «духа», не повлияло на классическую теорию международного права.

Концепция ООН впервые легализовала международно-правовую субъектность не наций, а народов. Уже в преамбуле к уставу ООН было заявлено, что учредителями новой организации являются «народы объединенных наций». Таким образом, понятие «нация» использовалось именно в значении «государство», тогда как понятие «народ» распространялось на любое сообщество, стремящееся к самоопределению и позиционированию себя в мировом правопорядке. В Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 г., эта позиция уточнялась следующим образом: «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право». Таким образом, международно-правовая субъектность «народов» начала рассматриваться в качестве предпосылки, а не следствия оформления их государственности. Неизбежно возник и вопрос о праве «самоопределяющихся» народов на выход из состава суверенных государственных или субгосударственных образований. В тот период, когда эта проблема касалась преимущественно народов, борющихся за освобождение от колониального господства, коллизия принципа государственного суверенитета и права народов на самоопределение не приобретала острого характера. Но потенциально она угрожала все новыми вспышками этнического сепаратизма.

Не менее сложные правовые и политические проблемы были порождены переориентацией международно-правового регулирования на защиту прав человека. Принципы уважения прав человека и равноправия людей вне зависимости от их расы, пола, языка и религии были провозглашены в уставе ООН как важный фактор укрепления всеобщего мира и безопасности. При этом впервые было недвусмысленно заявлено, что Объединенные Нации намерены пресечь саму возможность произвола государства в отношении личности независимо от границ национального суверенитета и специфики внутреннего законодательства. Юридически этот подход был выражен в принципе всеобщего уважения прав и свобод человека, исключающих любую дискриминацию. С формальной точки зрения, это еще не означало преодоление национального суверенитета. Речь шла об установлении ответственности государств за соблюдение основных прав человека без закрепления индивидуальной субъектности в системе международного права. Таким образом, правовой статус человека первоначально рассматривался только как часть национального правового пространства. Однако необходимость конкретизации «основных прав» человека вскоре заставила сделать и следующий шаг. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека, где содержался весьма подробный список «демократических прав и свобод». Объектом международно-правовой защиты стали право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, «равенство людей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения», свобода от рабства и подневольного состояния, пыток и жестокого обращения, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, свобода передвижения, свобода мысли, совести и религии, собраний и объединении, свобода убеждений и право на их выражение, право на гражданство и убежище, на участие в управлении страной и равный доступ к государственной службе, право владеть имуществом, вступать в брак и основывать семью. Особо оговаривались запрет на посягательство на честь и репутацию человека, право каждого человека на признание своей правосубъектности и на равную, справедливую, открытую судебный защиту, презумпция невиновности. В качестве рекомендательных норм Декларация закрепляла ряд социально-экономических прав (право на социальное обеспечение, на труд, на равную оплату за равный труд, на отдых и досуг, на образование и участие в культурной жизни общества, право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния).

Date: 2016-05-25; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию