Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная образовательная программа дошкольного образования 3 page
К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
[Z3]Методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы [Z4]Основы проектирования образовательной программы В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Требования к образовательной программе дошкольной образовательной организации (ДОО) конкретизируются в ФГОС дошкольного образования, который уточняет требования к программе, определяет структуру программы и особенности наполнения ее структурных компонентов. Основополагающие требования к программе ДОО базируются на положении Стандарта об охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Это определяет здоровьесберегающую и здоровьесохраняющую направленность основной образовательной программы ДОО, которая выражается: — в оптимизации объема образовательного содержания и приближении его к разумному минимуму; — в определении образовательной нагрузки на ребенка в течение дня в соответствии с требованиями действующего СанПиН; — в оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это определяет направленность программы, формируемой в дошкольной организации на индивидуализацию дошкольного образования, которая проявляется при проектировании всех компонентов образовательного процесса (задач, содержания, образовательных технологий). Следовательно, проектирование образовательной программы опирается на результаты диагностики достижений воспитанников, что позволяет перейти к определению задач программы на основе индивидуальных и возрастных возможностей ребенка. Стандарт решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Здесь важно подчеркнуть две основополагающие идеи. 1. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс подчеркивает отсутствие в дошкольном образовании предметности. Для проектирования образовательных программ это обозначает уход от проектирования содержания и организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, так как в этом случае неизбежен разрыв образовательного процесса на отдельные процессы обучения и воспитания в соответствии с содержанием образовательных областей. Стандарт подчеркивает, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (п. 2.6). Конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка (п. 2.7). Это определяет деятельностный подход к проектированию образовательной программы. 2. Стандарт подчеркивает направленность дошкольного образования на социализацию ребенка, следовательно, основная образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Соответственно, духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества должны сквозной линией проходить через все содержание образовательной программы.
[Z4]Основы проектирования основной образовательной программы В соответствии с ФГОС, основная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Рассмотрим их содержание. Проектирование ООП начинается с целевого раздела. Его структура в соответствии со Стандартом представлена на схеме 1. <РИС. 1> Схема 1. Структура целевого раздела программы Начинать проектирование целевого раздела ООП ДО целесообразно с конца — с уточнения планируемых результатов ее освоения ребенком, установления их соответствия ФГОС. Ориентиром для разработчиков программы являются планируемые результаты освоения программы, представленные в ФГОС и в тексте примерной программы. Определение планируемых результатов тесно связано с характеристикой особенностей развития детей (пункт 1.3 пояснительной записки к программе). В данной части целевого раздела должно найти отражение своеобразие возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников конкретного детского сада. Важно знать, что указывать следует только те особенности воспитанников, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и организации образовательного процесса в данной дошкольной организации. Результаты проведения педагогической диагностики являются отправной точкой для написания характеристики развития детей в пояснительной записке целевого раздела ООП ДО. При этом к каждому целевому ориентиру предварительно определяется небольшое число критериев, по которым осуществляется педагогическая диагностика. Например, к целевому ориентиру «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других...» могут быть определены такие критерии оценки, как: — наличие эмоционального отклика на ситуации, требующие проявления эмоциональной отзывчивости; — использование различных средств при выражении эмоций (вербальных, невербальных); — желание самостоятельно выразить свои чувства. Одновременно осуществляются подбор и уточнение инструментария для проведения педагогической диагностики, отрабатываются формы обработки и хранения полученной информации. В характеристике индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников могут быть представлены типичные для данной организации особенности адаптации детей раннего возраста, распределение детей по группам здоровья, особенности развития детей, характеристика детей с особыми потребностями, воспитывающихся в детском саду. При этом целесообразно ориентироваться на конкретизированную характеристику планируемых результатов освоения программы, представленных в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования по каждой возрастной группе. Описание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников должно носить аналитический характер, отражать основные достижения детей и основные проблемы, которые возникают в их развитии, быть кратким. Содержание данной части пояснительной записки базируется на материалах рабочих программ воспитателей, в которых характеристики особенностей развития детей каждой возрастной группы представлены в развернутом виде. Цели и задачи реализации ООП ДО формулируются детским садом на основе анализа: — Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; — примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и парциальных образовательных программ, выбранных детским садом; — характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей; — образовательных запросов родителей, социума. В качестве цели выступают обобщенные ожидаемые результаты реализации ООП. Определение целей и задач реализации ООП ДО требует четкого понимания специфики образовательной деятельности детского сада. Специфика образовательной деятельности находит отражение в миссии ДОО, которая показывает, каковы основные отличия данной образовательной организации от других организаций, устанавливает связь основного и приоритетных направлений деятельности групп. Миссия ДОО позволяет найти ответ на вопрос: «Что мы можем предложить людям, которые среди множества образовательных предложений выбирают наше?» При этом формулировка миссии ДОО остается за рамками текста основной образовательной программы дошкольного образования. Цели реализации ООП целесообразно выстраивать в соответствии с компонентами образовательного процесса: целевым, содержательным, организационно- технологическим, аналитико-результативным. В этом случае ДОО определяет несколько целей по реализации ООП, например: — формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности всеми воспитанниками, в том числе детьми... (например, с ограниченными возможностями здоровья и др.); — организация разных видов деятельности ребенка и реализация программы в формах, специфических для детей данных возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы; — организация психолого-педагогической поддержки воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — привлечение родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды ДОО; — использование образовательных возможностей района и города для развития ребенка; — организация педагогической диагностики для обеспечения индивидуального подхода к детям, развития их склонностей и способностей. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач по реализации основной образовательной программы ДОО. Формулировку задач целесообразней начать с глаголов неопределенной формы совершенного вида: создать, обеспечить, сформировать, провести и пр., так как это определяет необходимость решения задачи в течение конкретного периода. Приведем примеры установления взаимосвязи между целью и задачами реализации ООП. Цель: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий проектного типа. Задачи 1. Включить в комплексно-тематическое планирование темы, реализуемые путем проектной деятельности. 2. Обеспечить условия для проявления детьми самостоятельности в проектной деятельности. 3. Разработать форму портфолио проектной деятельности. 4. Привлечь родителей к работе над проектами. Цель: организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников на основе результатов педагогического мониторинга. Задачи 1. Расширить игровой опыт воспитанников на основе использования инновационных технологий педагогического сопровождения детей. 2. Организовать систему индивидуальной и подгрупповой работы по воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости. 3. Обеспечить освоение детьми из иноязычных семей навыков коммуникации на русском языке. В последнем примере находят отражение проблемы в развитии воспитанников, выявленные в ходе мониторинга. Важно, чтобы при проектировании программы прослеживалась линия: миссия ДОО — формулирование основного и приоритетных направлений деятельности — определение целей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приоритетные направления деятельности расширяют и углубляют содержание обязательной части образовательной программы и находят далее отражение в части ООП, формируемой участниками образовательных отношений. Принципы и подходы к формированию программы определяются на основе примерной программы. Они могут быть дополнены в соответствии с принципами выбранных парциальных программ. При этом важно соблюдать требование непротиворечивости выбираемых программ и принципов, на которых они базируются. В разделе пояснительной записки «Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста» целесообразно представить, кроме особенностей развития детей, компоненты ООП, соответствующие структуре основной программы в соответствии с Законом «Об образовании в РФ», — это учебный план и календарный учебный график. Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (Закон «Об образовании в РФ»). Учитывая специфику дошкольного образования — отсутствие предметного характера содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, — учебный план представляет собой сетки непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиН. Учитывается, что программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.
[CE]Примерная сетка непосредственно образовательной деятельности
[CE]Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах
Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3—7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3—4-х часов.
[CE]Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах
В учебном плане может быть представлена модель организации физического воспитания (на основе действующего СанПиН).
[CE]Примерная модель физического воспитания
Date: 2016-05-25; view: 352; Нарушение авторских прав |