Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политика как общественный феномен
6. Основные трактовки политики.
7. Политика и другие области общественной жизни. 8. Политическая власть: сущность и основные концепции.
9. Формы и ресурсы политической власти. 10. Общие принципы и легитимность власти.
11.Теория разделения властей. Разделение властей -принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционированиягосударства нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная,исполнительная и судебная. Классическую формулировку данная теория, получила в трудах Монтескье. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем. Система разделения властей включает: · четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти; · взаимный контроль, систему сдержек и противовесов; · взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти. Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база. Ш.Л. Монтескье пришел к выводу о том, что разделение властей - это не просто их простое отделение друг от друга, но и их взаимное сдерживание. Во-вторых, он выступил с идеей создания двухпалатного парламента, верхняя палата которой играла бы роль сдерживающего фактора в отношении поспешных решений нижней палаты. Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются: · коллегиальность деятельности; · отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней. Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют: · организационный характер; · ориентация на практическую реализацию законодательства; · непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве. Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы. Судебная власть. Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок привлечения их к ответственности.
12. Политическая сфера общества.
Политическая сфера – область функционирования общества, в которой осуществляется коллективная жизнедеятельность людей на основе распределения и реализации политической власти и влияний. Это специфическое пространство организованных и неорганизованных действий и взаимоотношений субъектов относительно публичного решения общезначимых вопросов. Ее назначение – поддержание общественной консолидации (объединения) и порядка. В основе политической сферы – наличие устойчивых политических взаимосвязей в обществе, они предполагают зависимость его членов друг от друга, возникающую на почве общих интересов, соблюдение неких общих норм и правил. Полит сфера – реальность, которая задает границу политической жизни людей. природа политической сферы. является ли она особой сферой: 1) ее нельзя выделить и отделить от общества (дэвид хелл). политика не является особой сферой общество, та как она не локализуется а охватывает все общество и присутствует во всех сферах деятельности человека. мир политики- борьба за организацию человеческих возможностей, это способность социальных институтов сохранять или изменять свое социальное или физическое окружение (хелл). само понятие политическое общество лишено содержания.
феминистская теория политики: личная это тоже политическая(частная жизнь тоже политика). по их мнению нет чёткой границы между общественным и личным и нет самой политики отсюда.
2) макс вебер. области политики следует отнести только общезначимые интересы и потребности людей (проблемы мира, проблемы безопасности, человеческой свободы и отсутствия насилия, благосостояние людей, повышение их комфорта). политическая сфера всегда связанна с массовым участием людей- область массовых движений людей. политическая сфера предполагает наличие постоянных институтов и организаций, решение которой является обязательным для/всех членов общества. политическая сфера характеризуется легитимным применением насилия. эта сфера оказывает влияние на другие сферы общества. политическая сфера предполагает наличие прочных связей между людьми: это зависимость всех членов друг от друга на фоне общих интересов, самоидентификация граждан, все должны соблюдать одни и те же правила и нормы, совместная деятельность по достижению общих (национальных) целей.
Особенности политической сферы: 1) В этой сфере удовлетворяются общезначимые потребности и интересы людей. (безопасность, проблема мира) 2) Эта сфера всегда связана с массовым участием людей. 3) Связана с существованием определенных политических институтов. 4) Всегда имеет территориальные границы. 5) Всегда связана с возможностью принуждения. 6) Наличие прочных политических связей между людьми. 7) Принцип правозаконности 8) Принцип ответственности. 9) Принцип твердости. 10) Принцип авторитетности
13.Субъекты политики.
Субъекты политики – индивиды, группы, организации, прямо или косвенно участвующие в политической жизни. Они являются носителем сознания и действий в политике. Признаками субъектности можно считать: 1) относительную самостоятельность политического участия в соответствии со своими интересами, 2) взаимодействие и общение с другими участниками, 3) способность вызывать ощутимые изменения в политических отношениях, 4) соблюдение политико-правовых правил и норм, 5) ответственность за свои действия, 6) возможность политического выбора, 7) постоянный или цикличный характер участия.
Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений); от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).
классификация субъектов политики: 1) первичные субъекты политики- крупные общественные группы (прежде всего классы). признаки: надлокальная связь класса, единое и монолитное осознание своих интересов, наличие организационного центра. классы могут быть основными (политически активные) и неосновными (пассивные). 2) вторичные субъекты политики - различные общественные институты созданные людьми, делятся на государственные и общественные. признаки: формализованный порядок деятельности, наличие определенного объёма полномочий и ресурсов, опора на поддержку масс. 3) третичные субъекты- индивиды и малые группы. признаки: политическая однородность, единство действий, непосредственный контакт между людьми.
функции субъектов: 1) третичные группы- субъекты действия. 2) вторичные- субъекты принятия решений. 3) первичные- субъекты политической воли.
другая классификация субъектов: 1) правящие. 2) союзники. 3) нейтральные. 4) оппозиция.
14. Гражданское общество и его политическая стратификация.
Гражданское общество – это совокупность социальный образований т организаций, объединенных специфическими интересами, реализуемых сне сферы государства.
Отличия гражданского общества от государства: А) в гражданском обществе, в отличие от государства, преобладают горизонтальные, а не вертикальные связи. Б) Гражд. Общество формируется не сверху, а снизу, спонтанно, как результат активности людей.
Гражданское общество включает в себя различные партии, общественные организации и движения, органы самоуправления по месту жительства, трудовые коллективы и фирмы, СМИ, гражданские инициативы.
Функции гражданского общества: 1) Образование особой политической среды 2) Регулирование политических отношений 3) Создание политических моральных норм и ценностей. 4) Организация общественного управления на территории. 5) Коллективная защит прав и свобод человека. 6) Контроль за деятельностью гос. органов.
Политическая стратификация – расслоение общества на группы или страты, обусловленное их отношением к власти. В основе политической стратификации: А) объективная сторона – политическое неравенство в обществе, связанное с неравным доступом к благам(власть, деньги, престиж) Б) субъективная сторона – чувство легитимности каких-либо благ, осознание несправедливости на основе соц. сравнения.
типы стратификации: одномерная стратификация(люди делятся по одному признаку) многомерная стратификация (по нескольким критериям) модель дисперсионных (рассеянных) неравенств- люди неравные в одном отношении в другом меняются местами.
теории стратификации общества: 1) эмиль дюргецм- различные сферы деятельности имеют разную ответственность и полномочия. 2) марксизм- в основе неравенства лежит неравенство собственности. 3) михельс- неравенство свойство любой организации. 4) экономическая теория: причина неравенства- неэквивалентный обмен (обмен, при котором один из участников систематически продает свои товары другому по ценам выше стоимости, а покупает у него по ценам ниже стоимости вследствие монополистической тактики ценообразования, политики диктата.) 15. Политическая система общества. 1. специфика системного подхода: 1) системный подход позволяет передать целостность политического объекта. 2) он позволяет дифференцировать внутреннее строение политического объекта. 3) позволяет чётко вычленить структуру данного явления и функции. 4) уделяет большое внимание взаимодействию данного объекта свнешней средой. 2"строение полит системы Политическая система -организованная на единой нормативной основе совокупность отношений и взаимодействий политических субъектов и институтов,связанных с осуществлением власти и управлением в обществе.Два аспекта:1)единство целостность какого-то объекта 2)любой политической системе присуще новое качество,которое не сводимо качеством входящих в нее элементов. -Черты присущие политической системе: 1)наличие общих черт у всех субъектов,входящих в систему 2)все элементы системы находятся в состоянии взаимодействия,при котором изменение в одном элементе вызывает изменение в других элементах. 3)существует общая направленность развития всей системы 4)она всегда носит устойчивый характер,организованный и обеспечивает определенный политический порядок в обществе -Специфика политической системы 1)она создается целенаправленно 2)политическая система действует преимущественно на формальной основе 3)является доминирующим фактором общественного развития 4)регулирует все общественные отношения и распределяет общественные ресурсы -Строение политической системы Ч.Эндрейн выделил три элемента политической системы:1)культурные ценности,кот есть внутри системы 2)политические структуры из кот она состоит(правительство,партии итд) 3)поведение людей Строение полит системы(по его мнению):1)социальный состав полит системы(то,что составляет содержание:индивиды,группы,народ итд) 2)политическая организация системы,(политические структуры:государство,партии итд) 3)формы политической системы(отношения,кот возникают между различными индивидами и организациями) 4)регуляторы(нормы и идеологические конструкции,кот сущ в обществе) -Политическая система (в отличия от полит жизни)носит упорядоченный,организованный характер и связи между субъектами. -Главное отличие политической системы от политической сферы в том,что полит система носит управленческих характер. -Черты полит системы:структурность,иерархичность(есть законодат исполнит органы),управляемость,устойчивость,адаптивность,продуктивность. -Функции(Алмонд): 1)политическая социализация(при общение к полит деят) 2)полит рекрутирование (подбор персонала) 3)выражение интересов 4)установление правил полит деят(законодат власть) 5)применение правил(исполнит власть) 6)контроль за соблюдением законов(суды и арбитраж) -выделил понятие"способности политической системы"-Алмонд выделил 4способности:1)регулятивная(контроль над обществом и управление) 2)экстрактивная способность(из влечение ресурсов из окружающей среды:собирать налоги например) 3)распределительная (распред соц благ) 4)реактивная(своевременно отвечать на требования граждан) Более полное представление в учебнике -Типы политических систем: 1)органические(естественная целостность)и сумативные(образования в которых вычленяются автономные единицы-федерация например) 2)открытые(взаимодействуют с окруж соц средой и вступают в обмен с другими) и закрытые(советский союз) полит системыл 3)адаптивные(приспособленние к окруж среде) и активные(стремление изменить эту окруж среду)
16. Современные концепции политической системы.
Теории среднего уровня -Системная теория Парсонса:общество как некая глобальная система состоит из 4-х подсистем:1)экономика(адаптация к внешней среде) 2)политика(ориентируются на целедостижение) 3)право(обеспечивает общественную интеграцию) 4)культура(социализация человека и формирование стереотипов).Главное внимание политической.Она включает в себя как(социальный механизм):1)определение коллективных целей 2)принятие решений 3)мобилизация ресурсов для достижения этих целей.политика с точки зрения институциональной структуры включает:1)институты лидерства 2)органы власти 3)нормы и правила,кот регламентируют общественную жизнь.
-Г.Алмонд.Спустя три года после работ Истона, появились работы Алмонд.Установки1)основное внимание обращает на структуру политической системы и функции ее элементов 2) вводит компонент-культура,она оказывает не меньшее влияние,чем власть.3)основное предназначение политической системы состоит в интеграции и адаптации к окружающей среде и делает она это с помощью структур и политических ролей,которые выполняют люди.за основу взял схему Истона,но Дополнил ее.1)формулирования интересов 2)объединение интересов 3)коммуникация(СМИ).Происходит поддержание системы и адаптация внутри политической системы.Это выражается в нормотворчестве(занимается парламент);применение правил и норм(занимается правительство и администрация);контроль за соблюдением правил и норм(судебные органы). *Он как и Истон большое значение придает равновесию политической системы; преувеличивает целостность политической системы и не затрагивает внутренние противоречия;мало внимания уделяет разнообразие политических систем(образец общества США)
Теории,кот пришли на смену теории политич системы 1)теория нового институциализма (Олсен и Марч)главной единицей анализа становятся политические институты. 2)теория структурации (Гиденс)В ходе соц практики на основе использования общих правил и ресурсов политические структуры с одной стороны и индивиды и группы с другой стороны взаимно конструируют друг друга 3)теория политического поля(П.Бурдье)В этом поле действуют отдельные субъекты, которые обладают теми или иными капиталами(ресурсами)и занимают определенные позиции в политическом пространстве.
теория арла дойча (нервы упраленя: модели политической коммуникации и контроля 1963 год) политическая система- совокупность информационных потоков с обратной связью. 4 блока:
1! получение и отбор информации. его осуществляют рецепторы- информационные службы, информационные и агентурные сети, опросы общественного мнения.
2! блок памяти и ценностей- обработка и оценка информации.
3! блок принятия решений-осуществляется на уровне правительства законодательных органов власти.
4! осуществление решений- исполнительная власть (эффекторы). потом цикл повторяется. Date: 2016-05-25; view: 1144; Нарушение авторских прав |