Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика как общественный феномен






Ленин
говорил,что политика есть наука и искусство. Политика не может быть сведена к науке расчетной, ведь это область, где имеет место быть фактор неопределенности. Очень важно иметь харизматический, организаторские способности-это же и есть искусство.
1.государство центристской концепции-политика может определяется только через государство и в рамках государства.
Иван Ильин пишет в своих работах,что политика на прямую связана с государством, однако не вся деятельность государства связана с политикой. Выделяется новое направление общественное благо.
2. новое время. Говорится о том,что не только гос управляет политикой,но и церковь. Особенно в эпоху возрождения. Был введен термин политическое общество Локком. Была создана теория общественного договора,которая исходила из того что политика есть форма взаимодействия государства и общества.Ведущую роль играет государство.
3.Новая историческая эпоха.
Социоцентристкий подход -в центре политики оказывается общество. На первом месте отношения между классами.
Установки по Марксизму:
1)основным определяющим фактором политики является экономика.
2)классовый характер
3)политика всегда связывается с политикой принуждениея
4)политика проходящие явления. Когда нет социальной стратификации,богатых и бедных,эксплуатирующих,политика исчезает
-субстанционаьная теория политики.Делают акцент на природу политикие
-содержательная теория политики.Акцент на том,что политика реализует общественные интересы и цели
-функциональная теория. В этих теориях акцент делается на тех методах и средствах,с помощью которых политики добиваются своей цели

 

 

6. Основные трактовки политики.


-Политика возникает в результате общественного неравенства.
1)политика есть везде,где есть неравноправные отношения
2)поскольку речь идет о власти,всегда политика становится предметом яростной борьбы между людьми
3)в политике важную роль играет распределительная функцият
Роберт Хэйвут пишет,что политика это сохранение общего правила общежития.
Коммуникативное направление в политики.
К.Дойч.,Хабермас
-политика не нужна там где все думают одинаково
-необходимо добиться решений,которые будут устраивать всех,хотя изначально мнения были разными (Шефле и Манхейм)
Постмодернистиские понимания политики
-политика перехода от формы принудительного общения и против властного регулирования к эмансипации от общества,ухода от насилия и обесцвечивания свободы выбора личности
По Омелечкину:
-Все теории имеют право на существование Есть научные категории которые позволяет все объединить -управление
-В политике должны быть институты,нормы и правила,политика имеет принудительный характер
Политика - это форма организации общества с помощью власти и управления,это процесс поддержания общественной целостности на основе выявления и согласования много образных идей людей на основе приуждения

 

7. Политика и другие области общественной жизни.
Структура политики: 1)свойства и функции политики 2)виды политики 3)взаимодействие с другими областями общественной жизни
Два важнейших параметра политики:
1)статус политики(какое положение занимает политика в конкретном обществе,какую роль в общественной жизни она играет)
2)"поле политики"(радиус действия политики)
Статус политики:Играет ли политика главную роль в обществе или является подчиненной?
-за:политика определяет нашу общественную жизнь,управляет обществом.
-Против:конечно важная,но не главная,есть множество культурных,соц,демографических итд вопросов.Политика это инструмент для удовлетворения потребностей людей.
В плане выдвижения целей главную роль должно играть общество и определять цели своего развития.
Свойства политики:
1)универсальность и всеохватность
2)высокая проникающая способность(любую проблему можно сделать политической)
3)масштабность политики(политика касается всех)
4)структурированность политики
5)формализованность политики(политика опирается на законы,указы..)
6)политика всегда смещается,меняется
Общие характеристики политики: 1)связь с социальными интересами людьми 2)политика выражает чьи либо интересы 3)все ее требования имеют всеобщую форму(имеют общезначимые требования:адресованные ко всему обществу) 4)в политике есть совокупность правил и норм 5)самоценность и самодостаточность
Функции:
1)осмысление общественных проблем и выражение социальных интересов
2)выработка долгосрочных и краткосрочных программ развития и определение приоритетов
3) интеграция общественных групп вокруг общих целей и задач
4)мобилизация людей и общественных ресурсов на решение общественных задач
5)управление общественными процессами
Политика эта искусство возможного. Политика должна опирается на реальные возможности,утопий быть не должно.
Понятие политика оно многозначно. Политика это политических строй-совокупность каких-либо институтов.
Политика как политический процесс,в котором происходят какие то события,конкуренция,борьба между разными общественными силами.
Политика государства-сфера управления.
Уровни политики:
1)международный уровень(МАГА политика)
2(национальный уровень (МАКРО политика)
3)локальный уровень (МЕЗА политика)
4)МИКРО пооитика(городская политика или районная политика и ли политическая организация)
Взаимоотношения между политикой и правом:
1)право всегда заботится о всеобщих интересах, а политика ориентир утесы на групповые интересы,тут равенства нет
2)право имеет открытый,публичный характер
3)положения и законы права должны иметь однозначное толкование, а политика основана на плюрализме
Право влияет на политику: Верховенство права
Политика на право: политика принимает законы

8. Политическая власть: сущность и основные концепции.
функции политической власти:
1) обеспечение господства одних общественных групп на других.
2) руководство общественными преобразованиями.
3) управление общественными процессами на основе принимаемых решений и правил.
4) поддержание целостности и стабильности общества.
5) контроль за соблюдением общественного порядка.
6) мобилизация людских и других ресурсов для достижения поставленных целей.
1. классические теории власти.
2. современные теоретические трактовки политической власти.
1. парсонс - власть играет в политике такую же роль как деньги в экономике. англичанин- власть как любовь: все про неё знают но определить не могут. власть та же роль что и энергия в физике.
власть возникает достаточно давно (примерно 40 тыся лет назад в догосударственных формах).
три исторические формы власти. (М. Деберже):
1) власть анонимная, она распределена всему коллективу и никому отдельно.
2) индивидуализированная- есть люди- носители власти.
3) власть институцианализированная.
классические взгляды на власть: 1) теологическое понимание власти (власть земная ведёт происхождение от бога и все действия монарха от воли бога, плюс влияние церкви). 2) власть как способ достижения политических целей (функциональные взгляды на власть). 3) власть рассматривается через методы её осуществления (насилие и принуддение, материальная выгода). 4) власть какк комунмкативный процесс общения и обмены деятельностью.
марксистская теория власти: 1) экономические детерминизм. 2) власть всегда имеет классовый харрактер (в ней реализуются интересы определённой общественной группы). 3) власть отождествляется с насилием и принуждением. 4) власть всегда моноцентрична (сосредоьочена в центрах власти и управления). 5) некий соцыальный механицызм (все действия власти имеют завершённый харрактер и должны принести исторические результаты).
теория власти макса вебера:
1) власть всегда основанна на насилии и перевесе сил одной стороны, а господство опирается не только на принуждение, но и на веру людей в правомочия власти.
2) в поняитии власти большую роль играет не тодько соцыально-экономические факторы, но и соцыально-культурные факторы (люди должны понимать необходимость прлведение властных действий).
3) отношение власти надо ассматриватб не но макро уровне (классовом) а на микро урлвне (уровне конкретного индивида).
4) главная черта власти строится на признании силы авторитета, а не на страхе или приказе,они должны доверять и признавать власть.
5) власть диффузна по природе, она не концентрируется только в одном центри их может быть много (например власть аппозиция и другие партии но не только).
6) власть как и политические прлцесс вообще вариативна и случайна (процессы могут проходить в разных формах).
2. бехивиаралистская концепция власти. - выводит власть из природы и поведения самого человека. модели власти в рамках этого направления:
Структура власти 1) субъекты власти (групы людей осуществляющие свои интересы), 2) власть всегда имеет особую организацию. 3) власть предполагает поределённые нормы (прежде всего нормы права). 4) наличие особых методови средств убеждение и принуждение. 5) подчинение власти народа.

 

9. Формы и ресурсы политической власти.
Типы/ формы власти:

1) централизованная авторитарная власть (царство, деспотия, этотизм). особенности: жёсткий политический контроль над всем обществом, безграничнлсть этой власти, подавление общественной инициативы и самостоятельности, закрытость и изоляционизм, ущемление прав и свобод личности.
2) демократическая власть. черты присущие ей: способ действия такой влачти строго регламентированны, радиусы действия власти чётко обозначенны и ограниченны, жёсткий контроль со стороны общественности, дифференцированность власти, расширение числа участников власти, приход новых сил во власть, формализованность и юридическая оформленность власти.
Модели функционирования власти:
1) элитистская (гарольд лассвэл, чарльз милс, джованни соттори). вся полнота власти принадлежит только политической элите, а если все люди начнут участвовать во власти то будет хаос.
2) карпаративистская (шмиттер, джессоп). в обществе существует мнодество общественных групп, но одна из гих доминирующая, госвдарство должно её поддержать и обеспечить её монопольное положениевобщество, эта группавместе с государством должна принимать политические решения и нести за них ответственность. (например комсомол в ссср).
3) плюралистическая модель. принципы равноправия, политической конкуренции, многообразие идей и так далее. власть функционирует на основе смены групп власти. (робер даль, олсон).
Модели воздействия власти на общество:
1 ) дискитивная (линейная). (карт рай, китнис). функционирование власть как циклы: 1! у субъекта власти есть необходимость в изменениях поведения объекта (люди, общество) и влачть даёт знать что онхочет изменить, если люди принимают то цикл завершён, если же объект возражает, то цикл продолжается. 2! власть обозревает находящиеся в её распорядении истосники. 3! она пускает в действие эьи ресурсы. 4! в большенстве случаев власть преодалевает сопротивление и добивается своих целей. 5! достижение целей приводит к изменениям власти и она ставит новые задачи так как получила уверенность в своих целях и процесс повторяется.
2) (дегтярёв александр ) многомерная модель властного общения- политолитологический ромб. три вида оппозиции. вершины ромба: 1! государство, 2! гражданское общество, 3) институты, 4! ресурсы. виды функционирования: 1! господство и подчинение, 2! управление и давление, 3! контроль и влияне.
модели связаные с передачей властных полномочий:
1) делегирование властных полномочий вниз (федеральный центр передаёт функции на места).
2) делегированвластных полномочий вверх (выборы).
2. формы политической власти.
форма власти- способ существования и огрганизация её содержания, её внутрення структура.
формы власти (критерий количество властвующих) 1) (игорь николаевич гомерв). власть одного (монократия).
2) власть немногих (олигарзия).3) власть мененства (миноритархия) 4) власть большинства (мажоритария).5) власть всех (плерократия). по количествеъу контрсубъектов (гомеров)
1) на одного человека.2) на немногих людей.3) на меньшинство.4) на боьшинство.5) на всех.
качественные харрактеристики:
1) власть удовлетворяет только интересы субъектов власти. Автархия 2) на интересы всех людей. диархия.
другая классификация:институты которые осуществляют власть: 1) теократия.2) тиократия (чистолюбцы)3) этнократия (этническая группа).4) охлократия (власть толпы).5) плутократия(богатых)6) аристократия (избранных одарённых.7) мелитократия.8)технократия (управленцы).9) партократия.10 демократия.
по форме проявления власти (бобио николло):
1) власть открытая, публичная. 2) теневое правление ((полускрытая власть). власть выглядет открыто, но мы не знаем тех кто стоит за властью. 3) скрытое правление. мы не знаем кто на самом деле принимает решения в стране (они могут прикрываться коллективными решениями например)..

10. Общие принципы и легитимность власти.
Владимир Ильин
предложил классификацию:
1) принцип самосохранения (каждая власть старается её удержать).
2) принцип действенности, эффективности.3) принцип скрытности.4) принцип разнообразия используемых средств.5) принцип рациональности.6) принцип комуникативности.7) принцип правозаконност.8) принцип ответственности.9) авторитетности власти.10) принцип разделения властей
Легитимность - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Она предполагает:
1) утверждение правомерности власти и справедливости её терминов.
2) и власть и общество разделяют одни и теже политиеческие ценности и цели.
3) люди положительно оценивают деятельность власти, которая в глазах населения направленна на благо всех.
Замечания:
1) легитимность никогда не бывает абсолютной.
2) легитимность власти не означает отсутствия критики этой власти.

 

11.Теория разделения властей.

Разделение властей -принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционированиягосударства нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная,исполнительная и судебная. Классическую формулировку данная теория, получила в трудах Монтескье.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.

Система разделения властей включает: · четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти; · взаимный контроль, систему сдержек и противовесов; · взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база. Ш.Л. Монтескье пришел к выводу о том, что разделение властей - это не просто их простое отделение друг от друга, но и их взаимное сдерживание.

Во-вторых, он выступил с идеей создания двухпалатного парламента, верхняя палата которой играла бы роль сдерживающего фактора в отношении поспешных решений нижней палаты.

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

· коллегиальность деятельности;

· отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

· организационный характер;

· ориентация на практическую реализацию законодательства;

· непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы.

Судебная власть.

Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок привлечения их к ответственности.

 

12. Политическая сфера общества.

 

Политическая сфера – область функционирования общества, в которой осуществляется коллективная жизнедеятельность людей на основе распределения и реализации политической власти и влияний. Это специфическое пространство организованных и неорганизованных действий и взаимоотношений субъектов относительно публичного решения общезначимых вопросов. Ее назначение – поддержание общественной консолидации (объединения) и порядка. В основе политической сферы – наличие устойчивых политических взаимосвязей в обществе, они предполагают зависимость его членов друг от друга, возникающую на почве общих интересов, соблюдение неких общих норм и правил. Полит сфера – реальность, которая задает границу политической жизни людей.

природа политической сферы. является ли она особой сферой:

1) ее нельзя выделить и отделить от общества (дэвид хелл). политика не является особой сферой общество, та как она не локализуется а охватывает все общество и присутствует во всех сферах деятельности человека. мир политики- борьба за организацию человеческих возможностей, это способность социальных институтов сохранять или изменять свое социальное или физическое окружение (хелл). само понятие политическое общество лишено содержания.

 

феминистская теория политики: личная это тоже политическая(частная жизнь тоже политика). по их мнению нет чёткой границы между общественным и личным и нет самой политики отсюда.

 

2) макс вебер. области политики следует отнести только общезначимые интересы и потребности людей (проблемы мира, проблемы безопасности, человеческой свободы и отсутствия насилия, благосостояние людей, повышение их комфорта). политическая сфера всегда связанна с массовым участием людей- область массовых движений людей. политическая сфера предполагает наличие постоянных институтов и организаций, решение которой является обязательным для/всех членов общества. политическая сфера характеризуется легитимным применением насилия. эта сфера оказывает влияние на другие сферы общества. политическая сфера предполагает наличие прочных связей между людьми: это зависимость всех членов друг от друга на фоне общих интересов, самоидентификация граждан, все должны соблюдать одни и те же правила и нормы, совместная деятельность по достижению общих (национальных) целей.

 

Особенности политической сферы:

1) В этой сфере удовлетворяются общезначимые потребности и интересы людей. (безопасность, проблема мира)

2) Эта сфера всегда связана с массовым участием людей.

3) Связана с существованием определенных политических институтов.

4) Всегда имеет территориальные границы.

5) Всегда связана с возможностью принуждения.

6) Наличие прочных политических связей между людьми.

7) Принцип правозаконности

8) Принцип ответственности.

9) Принцип твердости.

10) Принцип авторитетности

 

 

13.Субъекты политики.

 

Субъекты политики – индивиды, группы, организации, прямо или косвенно участвующие в политической жизни. Они являются носителем сознания и действий в политике.

Признаками субъектности можно считать: 1) относительную самостоятельность политического участия в соответствии со своими интересами, 2) взаимодействие и общение с другими участниками, 3) способность вызывать ощутимые изменения в политических отношениях, 4) соблюдение политико-правовых правил и норм, 5) ответственность за свои действия, 6) возможность политического выбора, 7) постоянный или цикличный характер участия.

 

Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений); от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

 

классификация субъектов политики:

1) первичные субъекты политики- крупные общественные группы (прежде всего классы). признаки: надлокальная связь класса, единое и монолитное осознание своих интересов, наличие организационного центра.

классы могут быть основными (политически активные) и неосновными (пассивные).

2) вторичные субъекты политики - различные общественные институты созданные людьми, делятся на государственные и общественные. признаки: формализованный порядок деятельности, наличие определенного объёма полномочий и ресурсов, опора на поддержку масс.

3) третичные субъекты- индивиды и малые группы.

признаки: политическая однородность, единство действий, непосредственный контакт между людьми.

 

функции субъектов:

1) третичные группы- субъекты действия.

2) вторичные- субъекты принятия решений.

3) первичные- субъекты политической воли.

 

другая классификация субъектов: 1) правящие. 2) союзники. 3) нейтральные. 4) оппозиция.

 

14. Гражданское общество и его политическая стратификация.

 

Гражданское общество – это совокупность социальный образований т организаций, объединенных специфическими интересами, реализуемых сне сферы государства.

 

Отличия гражданского общества от государства:

А) в гражданском обществе, в отличие от государства, преобладают горизонтальные, а не вертикальные связи.

Б) Гражд. Общество формируется не сверху, а снизу, спонтанно, как результат активности людей.

 

Гражданское общество включает в себя различные партии, общественные организации и движения, органы самоуправления по месту жительства, трудовые коллективы и фирмы, СМИ, гражданские инициативы.

 

Функции гражданского общества:

1) Образование особой политической среды

2) Регулирование политических отношений

3) Создание политических моральных норм и ценностей.

4) Организация общественного управления на территории.

5) Коллективная защит прав и свобод человека.

6) Контроль за деятельностью гос. органов.

 

Политическая стратификация – расслоение общества на группы или страты, обусловленное их отношением к власти.

В основе политической стратификации:

А) объективная сторона – политическое неравенство в обществе, связанное с неравным доступом к благам(власть, деньги, престиж)

Б) субъективная сторона – чувство легитимности каких-либо благ, осознание несправедливости на основе соц. сравнения.

 

типы стратификации:

одномерная стратификация(люди делятся по одному признаку)

многомерная стратификация (по нескольким критериям)

модель дисперсионных (рассеянных) неравенств- люди неравные в одном отношении в другом меняются местами.

 

теории стратификации общества:

1) эмиль дюргецм- различные сферы деятельности имеют разную ответственность и полномочия.

2) марксизм- в основе неравенства лежит неравенство собственности.

3) михельс- неравенство свойство любой организации.

4) экономическая теория: причина неравенства- неэквивалентный обмен (обмен, при котором один из участников систематически продает свои товары другому по ценам выше стоимости, а покупает у него по ценам ниже стоимости вследствие монополистической тактики ценообразования, политики диктата.)

15. Политическая система общества.

1. специфика системного подхода:

1) системный подход позволяет передать целостность политического объекта.

2) он позволяет дифференцировать внутреннее строение политического объекта.

3) позволяет чётко вычленить структуру данного явления и функции.

4) уделяет большое внимание взаимодействию данного объекта свнешней средой.

2"строение полит системы

Политическая система -организованная на единой нормативной основе совокупность отношений и взаимодействий политических субъектов и институтов,связанных с осуществлением власти и управлением в обществе.Два аспекта:1)единство целостность какого-то объекта 2)любой политической системе присуще новое качество,которое не сводимо качеством входящих в нее элементов.

-Черты присущие политической системе:

1)наличие общих черт у всех субъектов,входящих в систему

2)все элементы системы находятся в состоянии взаимодействия,при котором изменение в одном элементе вызывает изменение в других элементах.

3)существует общая направленность развития всей системы

4)она всегда носит устойчивый характер,организованный и обеспечивает определенный политический порядок в обществе

-Специфика политической системы 1)она создается целенаправленно 2)политическая система действует преимущественно на формальной основе 3)является доминирующим фактором общественного развития

4)регулирует все общественные отношения и распределяет общественные ресурсы

-Строение политической системы

Ч.Эндрейн выделил три элемента политической системы:1)культурные ценности,кот есть внутри системы 2)политические структуры из кот она состоит(правительство,партии итд) 3)поведение людей

Строение полит системы(по его мнению):1)социальный состав полит системы(то,что составляет содержание:индивиды,группы,народ итд) 2)политическая организация системы,(политические структуры:государство,партии итд) 3)формы политической системы(отношения,кот возникают между различными индивидами и организациями)

4)регуляторы(нормы и идеологические конструкции,кот сущ в обществе)

-Политическая система (в отличия от полит жизни)носит упорядоченный,организованный характер и связи между субъектами.

-Главное отличие политической системы от политической сферы в том,что полит система носит управленческих характер.

-Черты полит системы:структурность,иерархичность(есть законодат исполнит органы),управляемость,устойчивость,адаптивность,продуктивность.

-Функции(Алмонд): 1)политическая социализация(при общение к полит деят) 2)полит рекрутирование (подбор персонала) 3)выражение интересов 4)установление правил полит деят(законодат власть) 5)применение правил(исполнит власть) 6)контроль за соблюдением законов(суды и арбитраж)

-выделил понятие"способности политической системы"-Алмонд выделил 4способности:1)регулятивная(контроль над обществом и управление) 2)экстрактивная способность(из влечение ресурсов из окружающей среды:собирать налоги например) 3)распределительная (распред соц благ) 4)реактивная(своевременно отвечать на требования граждан)

Более полное представление в учебнике

-Типы политических систем:

1)органические(естественная целостность)и сумативные(образования в которых вычленяются автономные единицы-федерация например)

2)открытые(взаимодействуют с окруж соц средой и вступают в обмен с другими) и закрытые(советский союз) полит системыл

3)адаптивные(приспособленние к окруж среде) и активные(стремление изменить эту окруж среду)

 

 

16. Современные концепции политической системы.

 

Теории среднего уровня

-Системная теория Парсонса:общество как некая глобальная система состоит из 4-х подсистем:1)экономика(адаптация к внешней среде) 2)политика(ориентируются на целедостижение) 3)право(обеспечивает общественную интеграцию) 4)культура(социализация человека и формирование стереотипов).Главное внимание политической.Она включает в себя как(социальный механизм):1)определение коллективных целей 2)принятие решений 3)мобилизация ресурсов для достижения этих целей.политика с точки зрения институциональной структуры включает:1)институты лидерства 2)органы власти 3)нормы и правила,кот регламентируют общественную жизнь.

 

-Г.Алмонд.Спустя три года после работ Истона, появились работы Алмонд.Установки1)основное внимание обращает на структуру политической системы и функции ее элементов 2) вводит компонент-культура,она оказывает не меньшее влияние,чем власть.3)основное предназначение политической системы состоит в интеграции и адаптации к окружающей среде и делает она это с помощью структур и политических ролей,которые выполняют люди.за основу взял схему Истона,но Дополнил ее.1)формулирования интересов 2)объединение интересов 3)коммуникация(СМИ).Происходит поддержание системы и адаптация внутри политической системы.Это выражается в нормотворчестве(занимается парламент);применение правил и норм(занимается правительство и администрация);контроль за соблюдением правил и норм(судебные органы).

*Он как и Истон большое значение придает равновесию политической системы; преувеличивает целостность политической системы и не затрагивает внутренние противоречия;мало внимания уделяет разнообразие политических систем(образец общества США)

 

Теории,кот пришли на смену теории политич системы

1)теория нового институциализма (Олсен и Марч)главной единицей анализа становятся политические институты.

2)теория структурации (Гиденс)В ходе соц практики на основе использования общих правил и ресурсов политические структуры с одной стороны и индивиды и группы с другой стороны взаимно конструируют друг друга

3)теория политического поля(П.Бурдье)В этом поле действуют отдельные субъекты, которые обладают теми или иными капиталами(ресурсами)и занимают определенные позиции в политическом пространстве.

 

 

теория арла дойча (нервы упраленя: модели политической коммуникации и контроля 1963 год) политическая система- совокупность информационных потоков с обратной связью. 4 блока:

 

1! получение и отбор информации. его осуществляют рецепторы- информационные службы, информационные и агентурные сети, опросы общественного мнения.

 

2! блок памяти и ценностей- обработка и оценка информации.

 

3! блок принятия решений-осуществляется на уровне правительства законодательных органов власти.

 

4! осуществление решений- исполнительная власть (эффекторы). потом цикл повторяется.

Date: 2016-05-25; view: 1107; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию