Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Охарактеризуйте формы и средства организации коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна, при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических форм, приёмов и средств обучения и воспитания. Любой учебный предмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость; применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приёмов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания. Принимая во внимание факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приёмов и средств обучения приобретают особое своеобразие. Слово педагога является средством передачи детям знаний. Оно должно быть воспринято детьми. Поэтому к речи педагога предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импровизации, находить и использовать ситуации, способствующие активизации речевой деятельности детей, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы. В специальном образовании используются и другие её виды. К ним относятся тактильная и жёстовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих нарушения слуха. Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации - зрительное восприятие устной речи -«чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве литературных источников принято называть чтением с губ. В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лица ми, имеющими тяжелые нарушения зрения используется пиктографическое (символьное) письмо шрифт брайля. Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченны ми возможностями, а также давали бы положительный и достаточно быстрый эффект. Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции. Коррекционно-развивающая работа строится с учётом особых образовательных потребностей каждого ребенка и особенностей каждого вида искусства. Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных средств воспитания. Во всех типах образовательных учреждений как в учебное, так и во внеучебное время существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на использовании разнообразных музыкальных средств. Занятия оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи детей с нарушением зрения, развитие их слухового восприятия. Улучшение слуховой памяти учащихся в процессе обучения восприятию музыки помогает им в усвоении языка. Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но и вне занятий, в культурно-досуговых формах работы Изобразительные средства выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира. Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас. Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, пре одолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению. Театрализованно-игровая деятельность. Основной язык театрального искусства - действие, основные признаки - диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для младших школьников, и для подростков - ведущая деятельность. Велики возможности этой деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравст венно-этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память). Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного педагогом. Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидактический материал. Это средство обучения предназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Его использование позволяет детям легче усваивать учебный материал, он может быть подобран в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка. Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе, бывает предметным, изобразительным и словесным. Применение предметного дидактического материала вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрои, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы, практической деятельностью, а также формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания. Применение изобразительного дидактического материала (рисунки, серии картинок, предметные карты) способ ствуют развитию наблюдательности и внимания, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность. Словесный дидактический материал развивает самостоятельность, обеспечивает выбор оптимального уровня сложности задания и темпа его выполнения, позволяет рационально организовать индивидуальную самостоятельную работу. Этот вид дидактического материала способствует развитию речи детей. Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей. К ТСО относится аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого детьми материала. Использование ТСО позволяет: знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии, развитии; выделить в сложном отдельные компоненты, раскрыть их взаимосвязь; обеспечивать наглядность обучения; создавать действенные мотивы к получению знаний, а также к использованию их в практической деятельности. В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.; а также средства, корригирующие проявления дефекта: лупы, очки, монокуляры, и бинокуляры для детей с нарушениями зрения. В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяется новое мощное многообещающее средство - персональные компьютеры (ПК). В отличие от массовой системы образования ПК является специальном образовании эффективным средством преодолении вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. Так, компьютерные средства можно использовать для боле эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранному языку, в том числе и для развития коррекции психических процессов. При обучении слепых используются компьютеры, оснащенные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым обозначением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.
Date: 2016-05-25; view: 1387; Нарушение авторских прав |