Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раскройте правовые основы образования лиц с ОВЗ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕФЕКТОЛОГИЯ» (вариант 1) Автор контрольной работы: М. И. Веряскина, студентка II курса группы ДЗП-214 заочной формы обучения Направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования Преподаватель: О. И. Карпунина, канд. пед. наук, доцент
Саранск 2016 1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите объект, предмет данной науки. Дефектология - интегрированная область научного знания, соединяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Дефектология как отрасль педагогической науки имеет свой объект изучения. По определению Л.С. Выготского, «ребенок, отягощенный недостатком, - объект дефектологии». Таким образом, объектом дефектологического изучения является развивающийся ребёнок с ограниченными возможностями. Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. 2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной функции. Принципы: 1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания. 2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании. 3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций. 4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации. 5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития. 6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Важнейшая задача системы специального образования - это подготовка ребенка с особыми потребностями к полноценной жизни в современных социально-экономических условиях. Определенные отклонения в физическом и умственном развитии учащихся вспомогательной школы создают трудности в достижении общей образовательно-цели, порождают противоречия между стремлениями учащихся и их возможностями. Поэтому процесс обучения и воспитания умственно отсталых детей имеет четкую коррекционную направленность. Коррекция дефектов психофизического развития учащихся, развитие их личности осуществляется в процессе всей работы специальной школы. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций. Наличие ранней комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска. Современный этап развития системы специального образования характеризуется особым вниманием к периоду раннего и дошкольного детства. Известно, что в развитии ребенка существуют сензитивные периоды, т. е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических функций. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. В период до 3 лет происходит морфофункциональное созревание мозга и закладывается основной объем условных связей. Если в этот период ребенок оказался в условиях эмоциональной и информационной депривации, не получал должных развивающих и стимулирующих воздействий, отставание в психомоторном и речевом развитии может быть весьма значительным. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС. В качестве важнейших условий успешной коррекционно-педагогической помощи рассматривается раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка, а также организация комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребенка с первых месяцев жизни. При этом предусматривается просветительская психолого-педагогическая работа с семьями таких детей. 3. Назовите актуальные проблемы дефектологии.
Постановка проблемы культурного развития дефективного ребенка как особого плана развития, подчиненного особым законам, обладающего особыми трудностями и особыми средствами их преодоления, составляет серьезное завоевание современной дефектологии. Основным здесь является понятие примитивности детской психики. Выделение особого типа детского психологического развития, именно ребенка-примитива, не встречает, кажется, сейчас возражений ни с чьей стороны, хотя в содержании этого понятия есть еще кое-что спорное. Смысл понятия заключается в противоположении примитивности -культурности. Как дефективность есть отрицательный полюс одаренности, так примитивность есть отрицательный полюс культурности. Актуальными являются следующие проблемы дефектологии: 1. Осуществление международных научных связей для активизации изучения лиц с нарушениями развития и поиска новых подходов к их обучению, социальной адаптации и интеграции в современное общество. 2. Теоретический и практический аспект ранней диагностики (с медиками) отклонений в развитии (от 0 до 3 лет) и ранней коррекции нарушений. 3. Проблема семейного воспитания детей с ограниченными возможностями, разработка типов и форм взаимодействия семьи и системы коррекционной и педагогической поддержки детей. 4. Клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей со сложной структурой дефекта. 5. Вопросы профилактической работы. 6. Определение системы показаний для интеграции ребенка с отклонениями в развитии в массовые учебные учреждения. 7. Разработка содержания и форм специализированной поддержки интегрированных детей. 8. Изучение различных аспектов социальной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами развития. 9. Разработка форм и содержания переподготовки специалистов массовых учреждений. 10. Техническая оснащенность учебного процесса и коррекционной работы. 11. Подготовка кадров нового поколения в соответствии с новым социальным заказом. 4. Охарактеризуйте связь дефектологии с медицинскими науками.
Дефектология связана с рядом других наук. Круг взаимодействия дефектологии с другими науками значительно широк, чем кажется на первый взгляд. Она связана с отраслями психологической науки: общей и возрастной психологии, психолингвистикой, патопсихологией, нейропсихологией. Педагогической и социальной психологией, детской психологией. С отраслями психологической науки: общепедагогической, дошкольной, социальной педагогикой, лечебной педагогикой. Дефектология тесно связана с медициной. Любое нарушение имеет свою причину возникновения механизма образования (центральное или периферическое, функциональное и органическое). Строение органов, их функционирование входит в понятие целостного здоровья человека. Причины и механизмы различных расстройств и возникающие на их основе нарушения психологического развития не могут рассматриваться изолированно вне понимания организма человека. Это объясняет связь дефектологии с возрастной анатомией, физиологией человека, невропатологией, психопатологией, педиатрией, офтальмологией, генетикой и другими. Знания возрастной анатомии и по физиологии человека являются основой для образования последующих представлений об анатомии, физиологии и патологии нервной системы и анализаторов. Знание основ невропатологии, нейрофизиологии, психопатологии предполагают образование конкретных представлений и понятий о строении нервной системы, ее центральной части, периферических отделов. Эти знания позволяют установить механизм нарушения при каком – либо дефекте. Таким образом соотнести структуру нарушения с возможностями компенсации дефекта, а также прогнозировать потенциальные возможности детей с отклонениями. Раскройте правовые основы образования лиц с ОВЗ. Правовые основы государственной социальной политики в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии заложены в следующих документах Организации Объединенных Наций: - Всеобщая декларация прав человека (1948); - Декларация прав ребенка (1969); - Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971); - Декларация о правах инвалидов (1975); - Конвенция о правах ребенка (1989); - Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993); Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация такого образования является обязанностью публичной власти. В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья. Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ОВЗ. Задача Закона не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование в законе рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Основными статьями закона, регулирующими вопросы образования лиц с ОВЗ, являются статьи 41 и 79 закона. Статья 41 регулирует ситуацию, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию. Частью 5 данной статьи установлена следующая гарантия. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Статья 79 посвящена непосредственно регулированию особенностей обучения лиц с ОВЗ. Согласно части 6 статьи 79 Закона, особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Согласно первой части данной статьи, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Данные два документа – адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалида – составляют основу организации образования. Согласно части 11 статьи 79, при получении образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством РФ. Частью 5 статьи 79 Закона предусмотрено, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ. В Законе нашло также отражение увеличение финансирования оказания образовательной услуги для рассматриваемой категории лиц, статья 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ.
Date: 2016-05-25; view: 1857; Нарушение авторских прав |