Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 1. История рисунков





 

Некоторым читателям может показаться интересной история, не имеющая отношения к тому, как я использую изображения для обучения перцептивному сдвигу. Рассказ этот может также объяс­нить, почему рисунки мне кажутся такими важными в когнитивно-реструктурирующей терапии.

Квантовые скачки

Как-то я заметил, что когнитивные изменения сложны практи­чески для всех клиентов; они требуют огромных усилий, и для мно­гих клиентов оказывается проще продолжать мыслить по-старому, чем тратить силы на то, чтобы увидеть что-то новое. Тем не менее некоторые приобретают новые навыки, приобретают новый опыт, меняют установки.

Эти изменения обычно происходят очень медленно. Учится ли клиент ассертивности, работает ли с чувством вины, борется с тре­вогой или строит счастливый брак, необходимы годы практики. Как будто взбираясь на гору, большинство клиентов медленно передви­гаются с одного скалистого выступа на другой, постепенно подни­маясь к вершине. Когда они ее достигнут, им откроется более ши­рокий вид и они почувствуют себя сильнее из-за того, что соверши­ли это восхождение. Другие клиенты сходят с середины пути, ощущая, что им не хватает терпения и стойкости, необходимых для достижения своей цели.

В то время как большая часть клиентов следует этой модели, некоторые клиенты совершают резкие перемены. За несколько дней они изменяют образ мыслей, которого придерживались всю жизнь. Как будто, забираясь на гору, они вдруг запрыгнули на ее верши­ну — сделали квантовый скачок.

Эти скачки поражали меня. Как мог клиент, который 30 лет верил в один и тот же нонсенс, вдруг совершенно от него отказать­ся? Как за несколько часов или дней он смог изменить то, на стройтельство чего ушла вся жизнь? Что стоит за этими скачками, какие принципы?

Впервые мне пришлось наблюдать квантовый скачок, когда я был студентом в одном южном университете. В один из субботних дней должна была состояться загородная проповедь, недалеко от кампуса. Тот день у меня был свободен, и любопытства ради я решил туда сходить.

В открытом поле я увидел огромный брезентовый тент, натяну­тый над четырьмя сотнями складных стульев. Было жарко и влажно, как в бане, люди стекались со всех сторон и рассаживались. Длинно­волосый священник вышел вперед, напыщенно и неистово рассказы­вая об ужасах ада, описывая, как мы все будем жариться на вечном огне — охваченные болью, зловонием горящей плоти и стенаниями. Пришедшие люди походили на фермеров, они были в рабочей одежде и выглядели так, как будто только что закончили вспахивать свои поля. Поначалу я не увидел никого из университета, это была не та служба, которую посещают студенты. Но затем я заметил Роя, юного первокурсника, который приходил ко мне на один сеанс в студенческий консультативный центр. Он был из местных и посе­щал университет по стипендии футбольного клуба, специализируясь в физвоспитании; его послали ко мне по поводу серьезных проблем с наркотиками. Он сильно пил, и его куратор беспокоился, как бы он не бросил команду и не был исключен из университета. Из одного сеанса, который он прошел, стало ясно, что он не собирался ничего менять.

Рой вместе с остальными слушал священника, живописующего ужасы ада; тот разглагольствовал около часа, и люди все больше и больше мрачнели. Некоторые рыдали и выкрикивали: «Спаси меня!» Другие вскакивали, пронзительно крича. Когда описание священни­ка достигло крещендо, он сказал: «Это место, которое Господь при­готовил для лжецов (аудитория заревела), безбожников (рев), хип­пи (свист), пьяниц и наркоманов (рев и свист), блудников (рев уси­лился) и прелюбодеев (взрыв стонов)». Затем священник вдруг предупредил, что избежать вечного огня проклятия можно, отрек­шись от дьявола и придя к Иисусу прямо сейчас. «Выходите вперед и вставайте рядом с Иисусом». Сначала вышла маленькая старуш­ка, плача и потрясая руками. Затем еще и еще, и скоро все проходы заполнились людьми, которые, подняв руки и плача, выходили впе­ред с криками: «Спаси меня, Иисусе!» Я заметил, что Рой вышел вместе с остальными.

Священник поблагодарил Иисуса за спасение грешных и затем подробно описал, на что похож рай. Он сказал, что на небесах мы встретимся со всеми друзьями и родственниками, ушедшими к Гос­поду раньше, что все наши немощи искупятся. Мы будем вечно молоды, будем говорить с пророками и найдем покой и утешение в объятьях Иисуса. Он продолжал в том же духе какое-то время, пос­ле чего люди пропели гимны (пели почти все), и проповедь закон­чилась.


Несколько месяцев спустя я встретил Роя в кампусе и поинтере­совался, как у него дела. Он сказал, что бросил пить и употреблять наркотики, создал футбольную команду и неплохо учится. Я видел его еще несколько раз, и все время он говорил одно и то же. Дела у него шли хорошо, он держался вдали от наркотиков и спиртного и состоял в футбольной команде. Рой совершил квантовый скачок, и все благодаря той загородной проповеди.

В течение жизни мне приходилось видеть и другие квантовые скачки. Хотя большинство клиентов боролись и упорно работали, добиваясь изменений меленькими, медленными шажочками, все­гда находилось 10 процентов таких, кто совершал резкие, разитель­ные перемены.

Я никак не мог понять, как некоторым людям удавалось сделать такие сдвиги, пока мне не представился шанс понять это в универ­ситетской библиотеке. Я искал статьи для книги и рылся в старом немецком психологическом журнале, и в нем я заметил статью о скрытых изображениях. Один необычный рисунок, подписанный как набросок коровы, привлек мое внимание. Для меня он выглядел как масса бессмысленных пятен, и я отложил его в сторону. Через не­сколько недель я пришел в туже библиотеку и начал просматривать тот же журнал. Я снова натолкнулся на картинку с коровой, но опять не смог ее там увидеть. Я подумал: «Дурацкая картинка. Нет там никакой коровы!» Я отложил статью в сторону и начал работать над чем-то другим. Но перед тем, как уйти из библиотеки, я взглянул на картинку, лежащую на краю стола, и образ проявился — голова и пе­редняя часть коровы. Сдвиг не был постепенным, он случился вне­запно — визуальная метаморфоза, перцептивный квантовый скачок. Я сразу же вспомнил Роя. Он тоже понял что-то внезапно, вдруг. Может ли статься, что проявление образа на рисунке подобно воз­никновению в нашем уме новой установки? Несмотря на то что первое относится к перцепции, а второе — к мышлению, если тера­певт поймет, как образ внезапно выскакивает из рисунка, он может осознать, как некоторым клиентам удается совершить квантовые скачки.

С годами у меня скопились для исследования такие кипы этих картинок, что это начинает уже смущать. Коллеги должны дважды подумать, прежде чем позвать меня на консилиум или семинар: «Если мы пригласим доктора Мак-Маллана, он начнет опять пока­зывать свои проклятые картинки». И все же эти картинки — лучшая аналогия, которую мне удалось найти для объяснения сложных принципов психологии. Это мой ключ к пониманию когнитивных перемен и роста. Я считаю, что они объясняют, как клиенты совер­шают квантовые скачки.

Когда клиенты смотрят на корову, что они видят? У многих не получается увидеть корову сразу. Фактически это могут немногие. Если клиенты не видят ее, это меня не удивляет. Это одна из самых сложных картинок в моей коллекции, и требуется время (иногда недели), для того чтобы корова появилась. Клиенты видят ее, когда их мозг готов к этому.

Но что важнее затраченного на поиск коровы времени, так это сам процесс, который проходят клиенты. Как им вдруг удается уви­деть то, чего они вообще не могли разглядеть? Рисунок не изме­нился, он остается одним и тем же независимо от того, видят они корову или нет. Изображение на сетчатке то же. Зрительный нерв и информация, поступающая в затылочную зону мозга, не измени­лись. Единственное различие заключается в том, что делает голов­ной мозг после этого — как он организует сырые данные. Кляксы на бумаге остаются бессмысленными пятнами или превращаются в корову. Когда клиенты видят корову, это происходит благодаря трансформации, произведенной их мозгом. Только мозг является причиной квантового скачка.


В упражнении имеет значение, скорее, не то, видит ли человек корову, а то, какими он пользуется правилами для различения и понимания образов. Почему наш мозг может создать корову? Какие принципы лежат в основе перехода от видения бессмыслицы к ви­дению изображения? Какие приемы используют клиенты?

Когда я прошу клиентов описать, как им удалось увидеть коро­ву, некоторые отвечают очень быстро. Они говорят, что это легко, все, что нужно сделать, это посмотреть на ту или иную часть рисун­ка, и корова появится. Если вы приглядитесь к левому краю, вы заметите кусочек ее правого уха, внизу находится нос, ближе к середине — левый глаз.

Несмотря на очевидность логики такого взгляда, он мне кажет­ся неточным. Дело не в том, куда смотрит клиент, а в том, что мозг делает со зрительной информацией. Клиенты могут пристально смотреть в одну точку рисунка, не переводя взгляд, и все-таки раз­личать корову.

Способ, с помощью которого мозг создает образ коровы на рисунке, похож на то, каким образом он совершает квантовые скач­ки. Картинка — это ключ. Что справедливо для нее, справедливо и для их установок. В своей работе с клиентами я обнаружил пять элементов, представляющихся важными как для различения скры­тых изображений, так и для изменения застаревших убеждений. Эти принципы лежат в основе всех квантовых скачков: готовность, руководство, гибкость, время и повторение.

 

 

Готовность

Первый элемент, готовность, относится к тому факту, что клиен­ты должны быть в достаточной степени мотивированы на то, чтобы посмотреть на мир по-новому. Если они жестко и непреклонно дер­жатся за старые взгляды, для новых установок места не остается. Если они смотрят на картину и ничего не видят, а затем упрямо настаивают на том, что там нечего смотреть и невозможно это сде­лать по-другому, они никогда не разглядят корову.

Тот же принцип верен и для убеждений. Если клиенты абсолют­но уверены в своей правоте и не допускают возможности того, что они заблуждаются, они никогда не изменят свой образ мыслей. Один клиент, с которым я имел дело, был абсолютно уверен в том, что он слабый, пассивный и посредственный человек. Он постоянно пытался компенсировать это крутым и жестоким поведением — син­дром невысокого мужчины. Правда заключалась в том, что он не был тем, за кого себя принимал. Он не был ни слабым, ни пассив­ным — фактически он был слишком агрессивным и жестоким. Но из-за своего восприятия он продолжал делать себя круче и жестче. Он довел себя до того, что стал совершенно несносен, никто не мог находиться рядом с ним, он был отовсюду уволен и растерял всех своих подружек.


Когда ему указали на ошибочность его самовосприятия, он от­казывался слушать. Он непреклонно отрицал возможность того, что он может заблуждаться, и не хотел принимать то, что можно по-иному посмотреть на себя. Он так и не изменился, все так же не может удержаться на работе, не обзавелся друзьями, не устроил личную жизнь — и все из-за своей гиперагрессивности.

 

 

Руководство

Второй принцип, лежащий в основе квантовых скачков, — это руководство. Увидеть что-то новое легче с помощью того, кому уже удалось принять новый взгляд. Лучшие наставники в этом отноше­нии — члены терапевтических групп, уже совершившие квантовые скачки. Они точно знают, что нужно искать, и могут помочь другим. Корову легче разглядеть, когда тебе подсказали, что нужно ее уви­деть: если ты ищешь меридиан долготы, то будешь искать его вечно.

Таким образом, тот, кто принял новые установки, лучше может научить других понять их. Это может объяснить, почему такие груп­пы самопомощи, как «Анонимные алкоголики»1 и другие, настолько благотворны для их участников. Наркоманам-кокаинистам полезно слушать восстанавливающихся от зависимости клиентов, агорафо-бики учатся у людей, которые смогли справиться со своей паникой, люди, переживающие скорбь, находят благотворными группы для жертв стихийных бедствий. Все эти выздоравливающие люди уже сделали свои квантовые скачки и способны показывать дорогу на­чинающим клиентам.

 

Гибкость

Третий принцип — гибкость. Клиентам, чтобы осуществить пер­цептивный скачок, нужно испробовать различные стратегии. Чтобы увидеть корову, им может понадобиться посмотреть на рисунок с разных сторон, поднести поближе к глазам или подальше. Возмож­но, им нужно будет отложить картинку на время и посмотреть на нее позднее. Так или иначе им необходимо варьировать стратегии, а не пытаться использовать один и тот же метод.

Эта посылка верна и в отношении убеждений. Чтобы изменить установку, клиенты должны каждый раз смотреть на свои убежде­ния по-новому, пока им не удастся произвести желаемый сдвиг. Клиенты, которые пытаются проделывать одно и то же снова и сно­ва, никогда его не добьются. Клиенты, пришедшие к изменениям, применяли самые разные стратегии. Они ослабляли старые уста­новки и усиливали новые. Некоторые могли связать убеждение с

 

_____________

'Alcoholic Anonymous, Recovery Inc., The National Alliance for the Mentally 111, etc.

 

 

каким-нибудь сильным, эмоционально напряженным личным воспо­минанием. Некоторые поощряли себя каждый раз, когда у них воз­никало новое убеждение, и наказывали, когда ловили себя на ста­ром. Некоторые разбивали свои идеи на части, прежде чем начи­нать работу над целым гештальтом. Важно лишь то, что все они. придумали некоторую стратегию, новую систему, для изменения своих когниций.

 

 

Время

Четвертый принцип — время. Изменение взглядов клиента тре­бует времени. Мозгу необходимо время, чтобы обработать инфор­мацию и сформировать новое восприятие. Если клиенты прекраща­ют попытки различить корову уже через несколько секунд, они не увидят ее никогда.

Этот принцип справедлив и для изменения убеждений, филосо­фии, установок. Чтобы увидеть образ на картинке, может понадо­биться несколько минут, для изменения философии уйдут месяцы и годы. Не имеет значения, сколько это займет времени, для клиента важно продолжать работу над изменениями. В противном случае ему никогда не удастся сделать квантовый скачок. Мозг производит сдвиг, только когда клиент к этому подготовлен, этот момент многие клиенты описывают как «ага-ощущение» (Aha experience): «Однаж­ды я проснулся с этим чувством. Я смог его постичь. Я понял, что все эти недели работал ради него». Восприятие, которое они искали, внезапно появилось — их мозг сплавил все вместе в четкий, силь­ный, определенный образ. Они совершили свой квантовый скачок.

 

 

Повторение

Пятый, и последний, принцип — это повторение. Один из не­приятных аспектов квантовых скачков заключается в том, что даже если клиент трансформировал свои взгляды на себя, он, как это часто бывает, может вернуться к старому восприятию. Картинка с коровой снова иллюстрирует этот процесс. Если клиенты отложат картинку и посмотрят на нее позднее, они могут увидеть не корову, а только бессмысленные пятна. Точно так же, хотя они могут очень радоваться, что им удалось изменить свои убеждения, спустя не­сколько недель они могут снова проснуться со старыми мыслями. В этот момент я уверяю клиента, что ничего страшного не произошло. «После того как вы 20 лет думали по-другому, не удивительно, что ваш мозг возвращается к этому при малейшей возможности».

Решение этих возвратных скачков такое же, как и в случае с картинками, — практика! Если клиенты хотят видеть корову каждый раз, как они смотрят на картинку, они должны постоянно трениро­ваться. Со временем им будет казаться сложным корову не видеть. Таким образом, если они постоянно возвращаются к своим старым когнициям, им нужно практиковаться в восприятии нового убежде­ния. Многим клиентам приходилось совершать один и тот же скачок неоднократно, прежде чем он стал постоянным.

Я уверен, что, опираясь на вышеперечисленные принципы, мож­но изменить почти любую установку, убеждение, ценность, мнение и даже любой предрассудок. Подобно Рою, многие клиенты не за­стревают навеки в своих старых установках, как бы они ни приобре­тались. Не важно, как глубоки корни и насколько древним является их источник, изменения возможны.







Date: 2016-05-25; view: 318; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию