Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 2. История Терри





 

Терри направил ко мне другой когнитивный терапевт, которого она посещала в течение четырех месяцев по поводу проблем со взаимоотношениями. Терапия благоприятно сказалась на отноше­ниях, но не снизила ее постоянную малозаметную тревогу. После нескольких вводных сеансов стало очевидно, что она страдает со-циофобией. Она боялась, что ее будут внимательно разглядывать, и беспокоилась о том, чтобы не сделать что-нибудь постыдное в гла­зах других. Она избегала показываться на людях при любой воз­можности.

Мы последовали традиционному когнитивно-реструктурирую­щему подходу, она добилась неплохого прогресса, но, начав приме­нять транспонирующие техники дома, начала испытывать сложнос­ти. Она выполняла домашние задания (по крайней мере полчаса практики в день), но, по ее словам, не могла изменить свои мысли. Мы решили, что техника «сложные картинки» может дать нам под­сказку, почему она саботирует собственные усилия по транспози­ции своих убеждений.

Ниже следует запись той части сеанса, на которой применялся метод сложной транспозиции.

 

ТЕРАПЕВТ: Я собираюсь продемонстрировать вам еще несколь­ко картинок. Они похожи на те, что я показывал раньше, но они несколько сложнее. На этот раз я попрошу вас сделать кое-что необычное, когда вы будете рассматривать изображение. Пожалуйста, сообщайте мне о том, что вы. чувствуете и говорите себе, вы­полняя это упражнение. Обычно люди не говорят нам о своих эмо­циях и мыслях. Они их блокируют. Но в целях этого упражнения я попрошу вас сконцентрироваться и сообщать мне обо всех автома­тических мыслях и чувствах сразу, как они появляются у вас. Вы согласны? Посмотрите на эту картинку. Вы что-нибудь видите? По­тратьте на нее столько времени, сколько вам необходимо.

ТЕРРИ: Это кажется сложным... Я не уверена, что смогу это ■ сделать. Я вообще ничего не вижу — вы уверены, что там что-нибудь есть?.. Это того же размера или мне нужно перевернуть его? Мне не нравится это делать — я не могу это сделать... Почти получилось... Нет, опять пропало. Это глупо! Не понимаю, почему я вообще должна это делать. Это тупое упражнение. Я правда хочу закончить.

(В течение всего упражнения я просил ее продолжать.) ТЕРРИ: Я не такая умная, чтобы сделать это. Может быть, дру­гие ваши клиенты посообразительней... Это не сработает в моем случае. Я вижу, где это должно быть, но не вижу сам образ.

(Все предыдущие ремарки покрывают 10-минутный период. В течение этого времени Терри заметно взволновалась. Она начала все больше и больше заставлять себя увидеть форму.)

ТЕРРИ: Ничего не выходит. Я ничего не могу сделать правиль­но. Вы, должно быть, думаете, что я действительно дура. Кто-ни­будь еще из ваших клиентов так долго делал это задание?

(Еще через несколько минут, за которые Терри сделала похо­жие замечания, я решил вмешаться.)

ТЕРАПЕВТ: Хорошо. Прервитесь на секунду, давайте обсудим это. Вы заметили, что ваши мысли и чувства во время выполнения упражнения похожи на то, что вы думаете и чувствуете дома, когда пытаетесь изменять свои убеждения?

ТЕРРИ: Да! У меня есть трудности и тут.

ТЕРАПЕВТ: Хорошо, давайте ваши мысли и чувства проанали­зируем. Я был бы вам благодарен, если бы вы их записали. Во-первых, вы сказали себе, что это сложно и что вам вряд ли удастся это сделать. Затем вы начали себя ругать за то, что не можете увидеть образ, и называть себя глупой. Потом вы стали беспокоить­ся о том, что я подумаю о вас, если вы его не увидите, и в конце концов рассердились на меня за то, что я дал вам это упражнение. Точно ли мое резюме? ТЕРРИ: Не уверена.

(Сеанс записывался на пленку, и мы с Терри смогли прослу­шать ее комментарии.)

ТЕРРИ: Да! Без сомнения, я себя ругала! ТЕРАПЕВТ: Да, ругали! А заметили ли вы, что чем настойчивее вы пытались разглядеть образ, тем больше начинали волноваться и ругать себя?

ТЕРРИ: Конечно, я начинала сильно нервничать. ТЕРАПЕВТ: Хорошо, давайте на этот раз сделаем по-другому. Вы заметили, что чем больше вы нападаете на себя, тем меньше способны сосредоточиться на задании. Что ж, давайте кое-что из­меним. Теперь мне бы хотелось, чтобы вы рассматривали картинки в очень расслабленном состоянии. Мы потренируемся, вспомнив и повторив некоторые упражнения на релаксацию, которые мы дела­ли несколько сеансов назад. Каждый раз, чувствуя, что напрягае­тесь, оторвитесь от того, чем вы занимаетесь, сделайте глубокий вдох и расслабьте мышцы так, как я вам показывал. К тому же, как только у вас появляются самообвиняющие мысли, тихо говорите себе: «Остановись, успокойся и расслабься» — и незамедлительно сосредотачивайтесь на задании. Каждый раз, как ваш мозг начина­ет так или иначе отвлекаться от задания, отстранитесь от своих мыслей и вернитесь к разглядыванию картинки. Не принуждайте себя к этому, а расслабьтесь и позвольте изображению проявиться самому. Вы понимаете?


(В течение 15 минут мы практиковали расслабление. Затем она вернулась к разглядыванию картинок. Как только мне казалось, что она напрягается, я просил ее расслабиться. Если она начинала хмуриться, я говорил ей, чтобы она прогнала свои мысли и спокой­но возвращалась без какого-либо принуждения к заданию, чтобы она просто подождала и дала рисунку заиграть самому. Где-то че­рез две минуты она смогла увидеть форму и очертила мне ее паль­цем. Затем мы проделали то же с еще двумя рисунками, и она справилась с ними обоими меньше чем за минуту.)

ТЕРАПЕВТ: Очень хорошо, я думаю, что мы кое-чему сейчас научились. Возможно, мы узнали причину, по которой у вас были сложности с транспозицией дома. Когда вы заставляете себя что-либо увидеть, вам вряд ли это удается. Скорее всего, то, что вы делали здесь, вам нужно будет повторить и дома. Поэтому я хочу вас попросить начать практиковаться в релаксации, выполнять тех­нику «остановись, успокойся и расслабься» и дать транспозиции появиться самой, не пытаясь вызвать ее насильно.

 

 

Комментарий

 

Если клиенту слишком легко находить скрытые или двой­ные фигуры, терапевту могут понадобиться более сложные, чем представленные здесь, рисунки. В таких случаях вы можете про­демонстрировать клиенту одну из многочисленных трехмерных иллюстраций. В большинстве случаев клиенты видят только их двухмерную версию. Объясните, что на них можно увидеть трех­мерное изображение, если следовать инструкциям и трениро­ваться. Используйте один из многих имеющихся обучающих методов (особенно ценна в этом отношении работа Horibushi, 1994а, pp. 10, 90-94).

Обязательно расскажите клиенту, что существуют две тех­ники, с помощью которых можно увидеть образ — дивергенции и конвергенции (parallel and cross-eyed), — и что каждая откры­вает различные изображения. Пусть клиенты тренируются с ва­шей помощью, пока им не удастся увидеть образ, и скажите им, что для нахождения новых убеждений необходимо следовать та­кому же процессу.

Трехмерные изображения имеют более выраженный тренин-говый эффект, чем двойные картинки. Чем больше трехмерных рисунков клиент сможет увидеть, тем проще ему будет рассмот­реть совершенно новые изображения. Можете сказать своему клиенту, что, подобным образом увеличивая практику, он более легко и эффективно сможет поменять свои убеждения.







Date: 2016-05-25; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию