Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастающая мощность информационных технологий





Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова

 

Кафедра управления проектами и системного анализа

Аугустыняк В.И., Бурименко Ю.И., Лебедева И.Ю.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ

Учебное пособие

Часть 1

ОДЕССА


УДК 004:338.47(075) План УМИ 2014 г.

БКК 65.39

А93

 

Рецензенты:

зав. кафедрой морских перевозок Одесского национального

морского университета д.т.н., профессор А.Г. Шибаев;

зав. Кафедрой менеджмента и управления проектами Одесской государственной академии строительства и архитектуры д.э.н.,

профессор Н.П. Сахацкий.

 

А93 Аугустыняк В.И. Информационные системы и технологии предприятий связи: учеб. пособ. – Ч.1 / Аугустыняк В.И., Бурименко Ю.И., Лебедева И.Ю. – Одесса: ОНАС им. А.С. Попова, 2015. – 170 с.

 

 

Пособие отвечает учебной программе «Информационные системы и технологии предприятий» квалификационного уровня «бакалавр» по профессиональным направлениям «Экономика и предприятия», «Менеджмент».

Освещены основные структурные элементы информационных систем и технологий предприятия: базовые понятия, структура и состав, задачи, виды и роль в управлении. Пособие содержит большое количество примеров учебного и практического характера, задания для самостоятельной работы и вопросы для самоконтроля.

Предназначено для иностранных студентов, аспирантов, практических работников, занимающихся эксплуатацией и проектированием информационных систем.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

академии связи.

Протокол № 9/14

от 19.05.2014 г.

 

 
 

© Аугустыняк В.И., Бурименко Ю.И., Лебедева И.Ю., 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................5

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СВЯЗИ............................. 8

1.1. Основные понятия и определения теории систем................................ 8

Исторический экскурс................................................................ 8

1.1.2. Понятия и определения.............................................................. 9

Закономерности и классификация систем................................. 13

Большие и сложные системы..................................................... 15

1.1.5. Характеристика эффективности системы................................. 16

1.2. Понятие экономической информации...................................... 17

Возрастающая мощность информационных технологий.

Организация работы в век информации............................................ 20

Информационная система................................................................... 24

1.5. Структура и состав информационных систем.............................. 28

Вопросы для самоконтроля.............................................................................. 35

Раздел 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ........................................................................................................... 36

2.1. Эволюция информационных систем в организации......................... 36

Область действия информационных систем......................................42

2.3. Виды информационных систем в организации................................. 46

2.4. Роль информационных систем в управлении.................................... 60

2.5. Менеджеры и системы поддержки управления................................. 62

2.6. Стратегическая роль информационных систем в менеджменте....... 65

2.7. Первоочередные задачи руководителя предприятия

и роль информационных технологий в их решении......................... 69

Вопросы для самоконтроля..............................................................................70

Раздел 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭИС

И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ........................................................ 71

3.1. Основы проектирования экономических информационных систем. 71

3.1.1. Технология проектирования ЭИС........................................... 71

3.1.2. Жизненный цикл ЭИС.............................................................. 76

3.1.3. Формализация технологии проектирования ЭИС.................. 83


3.2. Экономическая информация и способы её формализованного

описания.............................................................................................. 87

3.2.1. Классификация экономической информации..........................87

3.2.2. Основные системы кодирования экономической информации 95

3.2.3. Экономическая информация и международные

классификаторы........................................................................ 98

3.2.4. Единая система классификации и кодирования (ЕСКК)....... 103

3.2.5 Технология использования штрихового кодирования

экономической информации................................................... 107

Вопросы для самоконтроля............................................................................ 109

 

Раздел 4. БАЗЫ ДАННЫХ. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ............... 111

4.1. Организация реляционных баз данных........................................... 111

4.2. Информационное обеспечение баз данных..................................... 140

4.3 Унифицированные системы документации ИС................................ 148

4.3.1. Понятие унифицированной системы документации..................... 148

4.3.2. Основные формы документов....................................................... 154

Вопросы для самоконтроля............................................................................ 168

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА............. 169


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема рационального использования современных и перспективных методов и средств обработки информации в профессиональной деятельности людей приобретает первостепенное значение. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, таковы актуальные потребности общества, связанные с необходимостью решения все более усложняющихся политических, экономических, военных и других проблем различного масштаба: глобальных, региональных, государственных, национальных. Во-вторых, это единственный путь значительного повышения эффективности профессиональной деятельности человека. В-третьих, широкое распространение получили технические и программные средства, позволяющие реализовать новые технологии при приемлемом расходовании ресурсов. Наконец, пользователями этих технологий становится все большее число людей. По некоторым оценкам к пользователям компьютерных технологий во многих странах может быть отнесено все трудоспособное население.

В настоящее время простого признания необходимости использования информационных технологий (ИТ) в бизнесе уже недостаточно. За прошедшее время появились эффективные инструментальные средства для экономистов и менеджеров как результат интеграции собственно информационных технологий, изначально вполне обходившихся без компьютеров и возможностей современной программно-технической базы. Проявилась и углубляется потребность в ИТ не только как в важном идеологическом и концептуальном факторе развития бизнеса, но и как в инструментарии, без которого в современных условиях невозможно представить себе деятельность менеджера независимо от его реального статуса на современном предприятии.

В данном учебном пособии рассматриваются информационные системы и технологии и их влияние на экономику и менеджмент в эпоху формирования глобального информационного общества. Информационные технологии оказывают все большее влияние на различные стороны нашей жизни, в том числе на экономику. В развитых странах проходят одновременно две революции: в информационных технологиях и в бизнесе, взаимно помогая друг другу. В результате под воздействием информационных технологий сначала появились методы эффективного управления предприятием – всеобщее управление качеством (Total Quality Management), а затем преобразования предприятий – реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) и многие другие.


К нам революция в информационных технологиях пришла относительно быстро. Но такой слаженности взаимодействия двух революций у нас пока нет. О сильнейшем всепроникающем влиянии информационных технологий на бизнес на Западе подмечено давно, а теперь это происходит и в нашей стране.

Появились эффективные информационные технологии, рожденные самой жизнью, развитием бизнеса в том числе. Назрела и необходимость еще большей интеграции решаемых в этой сфере проблем с самыми новейшими информационными технологиями.

Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием компьютеров и средств связи начали появляться различные вариации понятий: "информационные и коммуникационные технологии", "компьютерные информационные технологии" и др. В настоящей учебном пособии под информационными технологиями будем понимать современное звучание, т.е. интеграцию компьютеров, электроники и средств связи.

Основное внимание уделено описанию возможностей информационных технологий в бизнесе и их влиянию на организации и роль экономистов и менеджеров.

Информационные технологии обладают следующими свойствами, которые полезны для экономиста-менеджера, так как они [22]:

- помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой;

- являются самыми эффективными носителями современных методов решения экономических задач;

- способствуют согласованию экономических процедур с международными требованиями;

- подключают к единому информационному пространству – экономическому и образовательному.

Наше общество оказалось в информационном веке столь внезапно, и информационные технологии развиваются так стремительно и затрагивают настолько глубоко и широко сферы интересов экономиста и менеджера, что в отдельном издании просто невозможно описать их воздействие. Поэтому, в учебном пособии представлены только первые разделы дисциплины «Информационные системы и технологии предприятий связи».

Эффективность применения информационных систем для управления экономическими объектами зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей.


Учебное пособие состоит из четырех разделов. В первом разделе изложены методологические и фундаментальные основы теории систем, так как системность, сознательно или нет, присуща мышлению, человеческой деятельности, природе и Вселенной в целом. Она всегда была методом любой науки. С момента зарождения таких фундаментальных наук, как философия, логика, математика методы системного анализа оказались определяющими в их становлении и развитии. В настоящее время наблюдается возрастающая роль системных исследований при решении задач управления социально-экономическими процессами, проектировании экономических, социальных и технических систем. С практической стороны теория систем и системный анализ определяет совокупность методов исследования и проектирования сложных систем; поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем.

 

Второй раздел рассматривает вопросы, связанные с теорией и практикой моделирования экономических информационных систем. Описаны место и роль информационных систем в современной организации и её управления. Рассмотрены основные виды информационных систем, используемых в управлении предприятием.

В третьем разделе изложены вопросы освещающие разработку и использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и развития проектов создания информационных систем, повышение их функциональной и адаптивной надежности.

Четвертый раздел содержит методические основы проектирования и использования баз (банков) данных и современных компьютерных сетей, а также организации процессов обработки данных в базе данных (БД).

Пособие подготовлено авторским коллективом в составе: проф., д.т.н. Бурименко Ю.И. (редакция, введение, разд. 1); ст. преп. Аугустыняк В. И (разд. 4); доц., к.э.н. Лебедевой И. Ю. (разд. 2, 3).

 

 


РАЗДЕЛ 1







Date: 2016-05-25; view: 443; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию