Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастающая мощность информационных технологийСтр 1 из 59Следующая ⇒
Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова
Кафедра управления проектами и системного анализа Аугустыняк В.И., Бурименко Ю.И., Лебедева И.Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ Учебное пособие Часть 1 ОДЕССА УДК 004:338.47(075) План УМИ 2014 г. БКК 65.39 А93
Рецензенты: зав. кафедрой морских перевозок Одесского национального морского университета д.т.н., профессор А.Г. Шибаев; зав. Кафедрой менеджмента и управления проектами Одесской государственной академии строительства и архитектуры д.э.н., профессор Н.П. Сахацкий.
А93 Аугустыняк В.И. Информационные системы и технологии предприятий связи: учеб. пособ. – Ч.1 / Аугустыняк В.И., Бурименко Ю.И., Лебедева И.Ю. – Одесса: ОНАС им. А.С. Попова, 2015. – 170 с.
Пособие отвечает учебной программе «Информационные системы и технологии предприятий» квалификационного уровня «бакалавр» по профессиональным направлениям «Экономика и предприятия», «Менеджмент». Освещены основные структурные элементы информационных систем и технологий предприятия: базовые понятия, структура и состав, задачи, виды и роль в управлении. Пособие содержит большое количество примеров учебного и практического характера, задания для самостоятельной работы и вопросы для самоконтроля. Предназначено для иностранных студентов, аспирантов, практических работников, занимающихся эксплуатацией и проектированием информационных систем.
УТВЕРЖДЕНО Методическим советом академии связи. Протокол № 9/14 от 19.05.2014 г.
© Аугустыняк В.И., Бурименко Ю.И., Лебедева И.Ю., 2015 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................5 Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СВЯЗИ............................. 8 1.1. Основные понятия и определения теории систем................................ 8 Исторический экскурс................................................................ 8 1.1.2. Понятия и определения.............................................................. 9 Закономерности и классификация систем................................. 13 Большие и сложные системы..................................................... 15 1.1.5. Характеристика эффективности системы................................. 16 1.2. Понятие экономической информации...................................... 17 Возрастающая мощность информационных технологий. Организация работы в век информации............................................ 20 Информационная система................................................................... 24 1.5. Структура и состав информационных систем.............................. 28 Вопросы для самоконтроля.............................................................................. 35 Раздел 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ........................................................................................................... 36 2.1. Эволюция информационных систем в организации......................... 36 Область действия информационных систем......................................42 2.3. Виды информационных систем в организации................................. 46 2.4. Роль информационных систем в управлении.................................... 60 2.5. Менеджеры и системы поддержки управления................................. 62 2.6. Стратегическая роль информационных систем в менеджменте....... 65 2.7. Первоочередные задачи руководителя предприятия и роль информационных технологий в их решении......................... 69 Вопросы для самоконтроля..............................................................................70 Раздел 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭИС И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ........................................................ 71 3.1. Основы проектирования экономических информационных систем. 71 3.1.1. Технология проектирования ЭИС........................................... 71 3.1.2. Жизненный цикл ЭИС.............................................................. 76 3.1.3. Формализация технологии проектирования ЭИС.................. 83 3.2. Экономическая информация и способы её формализованного описания.............................................................................................. 87 3.2.1. Классификация экономической информации..........................87 3.2.2. Основные системы кодирования экономической информации 95 3.2.3. Экономическая информация и международные классификаторы........................................................................ 98 3.2.4. Единая система классификации и кодирования (ЕСКК)....... 103 3.2.5 Технология использования штрихового кодирования экономической информации................................................... 107 Вопросы для самоконтроля............................................................................ 109
Раздел 4. БАЗЫ ДАННЫХ. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ............... 111 4.1. Организация реляционных баз данных........................................... 111 4.2. Информационное обеспечение баз данных..................................... 140 4.3 Унифицированные системы документации ИС................................ 148 4.3.1. Понятие унифицированной системы документации..................... 148 4.3.2. Основные формы документов....................................................... 154 Вопросы для самоконтроля............................................................................ 168 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА............. 169 ВВЕДЕНИЕ
Проблема рационального использования современных и перспективных методов и средств обработки информации в профессиональной деятельности людей приобретает первостепенное значение. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, таковы актуальные потребности общества, связанные с необходимостью решения все более усложняющихся политических, экономических, военных и других проблем различного масштаба: глобальных, региональных, государственных, национальных. Во-вторых, это единственный путь значительного повышения эффективности профессиональной деятельности человека. В-третьих, широкое распространение получили технические и программные средства, позволяющие реализовать новые технологии при приемлемом расходовании ресурсов. Наконец, пользователями этих технологий становится все большее число людей. По некоторым оценкам к пользователям компьютерных технологий во многих странах может быть отнесено все трудоспособное население. В настоящее время простого признания необходимости использования информационных технологий (ИТ) в бизнесе уже недостаточно. За прошедшее время появились эффективные инструментальные средства для экономистов и менеджеров как результат интеграции собственно информационных технологий, изначально вполне обходившихся без компьютеров и возможностей современной программно-технической базы. Проявилась и углубляется потребность в ИТ не только как в важном идеологическом и концептуальном факторе развития бизнеса, но и как в инструментарии, без которого в современных условиях невозможно представить себе деятельность менеджера независимо от его реального статуса на современном предприятии. В данном учебном пособии рассматриваются информационные системы и технологии и их влияние на экономику и менеджмент в эпоху формирования глобального информационного общества. Информационные технологии оказывают все большее влияние на различные стороны нашей жизни, в том числе на экономику. В развитых странах проходят одновременно две революции: в информационных технологиях и в бизнесе, взаимно помогая друг другу. В результате под воздействием информационных технологий сначала появились методы эффективного управления предприятием – всеобщее управление качеством (Total Quality Management), а затем преобразования предприятий – реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) и многие другие. К нам революция в информационных технологиях пришла относительно быстро. Но такой слаженности взаимодействия двух революций у нас пока нет. О сильнейшем всепроникающем влиянии информационных технологий на бизнес на Западе подмечено давно, а теперь это происходит и в нашей стране. Появились эффективные информационные технологии, рожденные самой жизнью, развитием бизнеса в том числе. Назрела и необходимость еще большей интеграции решаемых в этой сфере проблем с самыми новейшими информационными технологиями. Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием компьютеров и средств связи начали появляться различные вариации понятий: "информационные и коммуникационные технологии", "компьютерные информационные технологии" и др. В настоящей учебном пособии под информационными технологиями будем понимать современное звучание, т.е. интеграцию компьютеров, электроники и средств связи. Основное внимание уделено описанию возможностей информационных технологий в бизнесе и их влиянию на организации и роль экономистов и менеджеров. Информационные технологии обладают следующими свойствами, которые полезны для экономиста-менеджера, так как они [22]: - помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой; - являются самыми эффективными носителями современных методов решения экономических задач; - способствуют согласованию экономических процедур с международными требованиями; - подключают к единому информационному пространству – экономическому и образовательному. Наше общество оказалось в информационном веке столь внезапно, и информационные технологии развиваются так стремительно и затрагивают настолько глубоко и широко сферы интересов экономиста и менеджера, что в отдельном издании просто невозможно описать их воздействие. Поэтому, в учебном пособии представлены только первые разделы дисциплины «Информационные системы и технологии предприятий связи». Эффективность применения информационных систем для управления экономическими объектами зависит от широты охвата и интегрированности на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям внешней среды и информационных потребностей. Учебное пособие состоит из четырех разделов. В первом разделе изложены методологические и фундаментальные основы теории систем, так как системность, сознательно или нет, присуща мышлению, человеческой деятельности, природе и Вселенной в целом. Она всегда была методом любой науки. С момента зарождения таких фундаментальных наук, как философия, логика, математика методы системного анализа оказались определяющими в их становлении и развитии. В настоящее время наблюдается возрастающая роль системных исследований при решении задач управления социально-экономическими процессами, проектировании экономических, социальных и технических систем. С практической стороны теория систем и системный анализ определяет совокупность методов исследования и проектирования сложных систем; поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем.
Второй раздел рассматривает вопросы, связанные с теорией и практикой моделирования экономических информационных систем. Описаны место и роль информационных систем в современной организации и её управления. Рассмотрены основные виды информационных систем, используемых в управлении предприятием. В третьем разделе изложены вопросы освещающие разработку и использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и развития проектов создания информационных систем, повышение их функциональной и адаптивной надежности. Четвертый раздел содержит методические основы проектирования и использования баз (банков) данных и современных компьютерных сетей, а также организации процессов обработки данных в базе данных (БД). Пособие подготовлено авторским коллективом в составе: проф., д.т.н. Бурименко Ю.И. (редакция, введение, разд. 1); ст. преп. Аугустыняк В. И (разд. 4); доц., к.э.н. Лебедевой И. Ю. (разд. 2, 3).
РАЗДЕЛ 1 Date: 2016-05-25; view: 443; Нарушение авторских прав |