Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции группы и групповая структура
Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2) инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую. 1)Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей. Различные группы, членом которых оказывается индивид, воздействуют на него определенным образом, как правило, в соответствии с ценностями данного общества в целом. 2) Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. 3) Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. 4) Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Рассмотрим следующие факторы, которые влияют на структуру различных групп: а) цели группы. В соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов (бригада монтажников собирает какую-либо опытную конструкцию, что требует согласованных усилий всех ее членов). В группах другого типа, когда для достижения общих целей используется только сумма индивидуальных действий каждого из ее членов, характер взаимосвязей выглядит иным образом. б) степень автономности группы. Все функциональные взаимосвязи между членами бригады поточного производства заранее четко определены. Рабочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством. Степень автономности такой группы незначительна. Наоборот, члены киносъемочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют характер внутригрупповых взаимосвязей. Поэтому структура такой группы отличается большей гибкостью. в) однородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентации и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами. г) величина группы. Структура группы в целом по мере ее увеличения все в большей степени будет характеризоваться формальными взаимосвязями. А.В. П етровский разработал модель многоуровневой структуры межличностных отношений в высокоразвитой группе. Эта модель является составной частью его стратометрической концепции, которая "рассматривает сущностные для коллектива межличностные отношения как опосредствованные содержанием групповой деятельности. В данной многоуровневой структуре выделяется несколько страт (слоев), имеющих различные психологические характеристики. Центральное звено групповой структуры (А) составляет сама предметная деятельность группы, ее содержательная характеристика. В качестве эмпирических показателей, которые могли бы быть использованы для оценки предметной деятельности, предлагаются следующие: 1) оценка выполнения основной общественной функции - участия в общественном разделении труда; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность для развития. Следующая за описанным выше слоем страта Б фиксирует отношение каждого члена группы к выполняемой групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию этой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. В страте В представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности - ее целями, задачами, ходом выполнения, принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Деятельностное опосредствование, как отмечает автор этой модели, - принцип существования и понимания феноменов данной страты. Последний, поверхностный слой групповой структуры включает в себя связи, по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни значимые для нее ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора. К показателям этого слоя относятся, например, данные социометрических тестов, показатели сенсомоторной и психофизиологической совместимости. Подчеркивается, что содержание групповой деятельности на этих связях почти не сказывается. Основная идея автора этой концепции А.В. Петровского состоит в том, что структуру социальной группы (малой) и процессы, в ней происходящие, следует рассматривать исходя из совместной деятельности, объединяющей ее членов. Именно благодаря такой деятельности возможно достижение группой высокого уровня своего развития.. Классификации групп В социальной психологии выделяются различные классификаций групп. По мнению Ч.Кули все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить прежде всего на первичные и вторичные группы. Первичные - это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют "лицом к лицу", но и тесно объединены эмоциональной близостью. Интимными и продолжительными отношениями небольшого числа людей (семью, круг близких друзей) Вторичные группы - безличное взаимодействие их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями (индустриальная организация, профессиональный союз, политическая партия). Группы также подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы - члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Специфика деятельности людей в любой официальной организации зафиксирована служебными инструкциями, приказами и другими нормативными актами. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности - в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д. В 1942 г. американский социальный психолог Г. Хэймен ввел в научный оборот термин "референтная группа", применив его к такой группе соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится. Хаймен проводил различие между группой членства, т.е. такой, к которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения. Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М. Андреевой. Здесь все группы подразделяются прежде всего на условные и реальные. Группа условная - это совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них призн аку (полу, возрасту, уровню образования, характеру деятельности и т.д.). Индивиды, входящие в состав такой группы, не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Группа реальная - это общность людей, существующая в определенном общем для них пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Такие группы подразделяются на лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы, будучи группами реальными со всеми чертами подобной общности, в то же самое время являются группами искусственными, поскольку создаются в соответствии с замыслом исследователя, который предусматривает их состав по полу, возрасту, образованию и ряду других характеристик. Естественные группы, в свою очередь, подразделяются на большие и малые Малые группы, Г.М. Андреева подразделяет их на две разновидности: становящиеся, обладающие определенной заданностью внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью и развитые - это группы сложившиеся, которые характеризуются более высоком уровнем развития. Что касается больших групп, то одни из них имеют солидную традицию исследования (таковы неорганизованные, стихийно возникшие группы), другие же (организованные, длительно существующие, например, нации) гораздо слабее представлены в социальной психологии как объект исследования. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Все, начиная с рубрики "реальные естественные группы" является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание. Данную классификацию можно рассматривать, как плодотворную попытку соотнести между собой различные виды групп, изучаемых в современной социальной психологии. В зависимости от основной социальной функции, задаваемой обществом различают такие типы групп как: семейные, воспитательные и образовательные, спортивные, психотерапевтические и производственные. Семья- это малая группа, члены которой связаны определенными отношениями и соответствующим распределением ролей, общность быта и взаимной моральной ответственностью (моногамная, полигамная, простая (нуклеарная) и сложная (расширенная), матриархальная (традицинная) и современная эвгалитарная). Образовательная группа – это группа, как правило, гомогенная по возрастному признаку в которой педагогом планомерно реализуется индивидуальная и совместная деятельность с целью обеспечения психического, личностного, а в некоторых случаях профессионального развития индивидов (дошкольные группы, группы младших школьников, подростковые и юношеские группы). Спортивная группа - совокупность индивидов осуществляющих групповую или совместную деятельность направленную на развитие индивидуальных качеств (физических, психических). По стабильности функционирования и членства группы бывают устойчивыми (профессиональная команда), эпизодическими (школьная команда) и ситуативными (команда из отдыхающих). По уровню спортивного мастерства различают начинающие группы, группы резерва спортивного мастерства, группы высших спортивных достижений. Тренинговая группа- это группа, функционирование которой ограничено в пространстве и времени, которая предназначена для повышения социально-психологической компетентности людей посредством специальным образом организованного общения и моделирования значимых и проблемных для них профессиональных и бытовых ситуаций. Психотерапевтическая группа- это группа, функционирование которой ограничено в пространстве и времени, которая предназначена для терапии психических или психосоматических заболеваний людей в групповом контексте с помощью специально-организованной их жизнедеятельности. Основная социальная функция- лечение и содействие в решении личных проблем. Производственная группа - определенным образом организованную совокупность непосредственно или опосредованно взаимосвязанных индивидов, осуществляющих профессионально предметную совместную деятельность, направленную на воспроизводство и развитие некоторого сегмента общества.
Лекция 8. Малая группа как социально-психологический феномен. 1. Сущность и содержание понятия «малая группа». 2. Структура малой группы 3. Групповая динамика и ее психологические механизмы. 1. Сущность и содержание понятия «малая группа». В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа- это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Существенным является вопрос о количественных характеристиках малой группы Количественные признаки малой группы- ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек – диаде - групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. Композиция группы - это состав группы по характеристикам ее членов, т.е. определенное сочетание физиологических, психологических, социально-психологических, социально-демографических характеристик членов группы. Коипозиция- это также совокупность неформальных подгрупп и «самостоятельных» членов группы. Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи следующие признаки. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество - разобщенность, дезинтеграция. Микроклимат - психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней. Референтность - принятие членами группы общих эталонов. Лидерство - степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей. Интрагрупповая активность - мера внутри групповой активности ее членов. Интергрупповая активность - степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами. Направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм. Организованность - реальная способность группы к самоуправлению. Эмоциональность - межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы. Интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения. Волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях. Date: 2016-05-14; view: 2438; Нарушение авторских прав |