Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии процесса социального познания
Согласно модели социального познания, разработанной Сюзен Фиске и Стивеном Нибергом, весь процесс социального познания условно подразделяется на три стадии: стадия первичной категоризации, стадия подтверждения и стадия уточнения, или рекатегоризации. 1. Первичная категоризации. Она начинается сразу же, как только мы либо реально встретили человека, либо только услышали или прочитали о нем. Человека, оказавшегося в сфере нашего восприятия, мы тотчас же стремимся "классифицировать", подвести его под определенную категорию, т. е. определить его принадлежность к тому или иному типу людей. Здесь оказываются задействованными когнитивные схемы - прототипы, стереотипы и т. д. Прототип - это такая когнитивная схема, в которую включены различные признаки, черты, особенности, ассоциирующиеся у нас с людьми определенного типа, а также с вещами, предметами, даже с ситуациями и обстоятельствами. Можно сказать, что прототип выступает для нас исходным типичным образцом каких-либо людей, вещей и явлений. Отличительной особенностью прототипа как схемы является то, что он формируется на основе нашего собственного опыта. Наше первое взаимодействие с врачом или учителем приводит к тому, что у нас складывается представление о том, как выглядит "типичный врач", "типичный учитель" и т. д. Сложившись, это представление затем служит для нас своеобразным стандартом, с которым мы как бы соотносим каждого встреченного врача, учителя. Социальный стереотип - еще одна разновидность когнитивных схем. Данные схемы создаются в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, тендерных, возрастных. Стереотип основан на социальных, общественных, групповых представлениях, которые индивид еще в детстве перенимает от окружающих, прежде всего родителей, сверстников, других значимых людей. При категоризации помимо когнитивных схем задействованы также эвристики, ложный консенсус, социальное сравнение, наши симпатии, антипатии, пристрастия и предубеждения. С помощью категоризаци мы в ходе познания упрощаем и облегчаем процесс восприятия и мышления, сводя его к минимуму. Категоризация - это единственный способ, который дает нам возможность начать процесс познания, открывая путь к дальнейшему социальному взаимодействию. 2. Подтверждение. Когда мы уже имеем о человеке какое-то впечатление (первичная категоризация осуществлена), то последующая информация о нем будет восприниматься нами сквозь призму уже сложившегося впечатления и связанных с ним ожиданий. Люди, как правило, заинтересованы в том, чтобы увериться в собственной правоте и поэтому стремятся во что бы то ни стало подтвердить свои впечатления и выводы. Доказательство собственной правоты воспринимается людьми как гарантия своей социальной опытности, умение ориентироваться в социальном мире и в целом как умение жить. Уверенность в безошибочности своих суждений помогает, в конечном счете, справиться с тревожностью, беспокойством, страхом непонятного и неизвестного. 3) Уточнение, или рекатегоризация. В некоторых случаях, несмотря на стремление подтвердить уже сложившееся о человеке представление, некоторые его характеристики не укладываются в созданную (придуманную) схему его личности. Если имеется такое явное несоответствие, то люди пытаются составить более точное представление, не отступая, впрочем, от первоначальной схемы. От нее не отказываются, а просто немного уточняют и видоизменяют. 4 )Эффект самоосуществляемых пророчеств. Самоосуществляющееся пророчество, согласно Р. Мертона, это изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что первоначально ложное представление становится истинным. Подтверждение самоосуществляющего пророчества способствует сохранению ошибки, поскольку автор такого пророчества будет приводить фактическое развитие событий в качестве доказательства того, что он с самого начала был прав. Человек своими представлениями о другом человеке может провоцировать его на такое поведение, которое как бы подтверждает эти изначальные представления. Наше начальное впечатление о человеке, "какой он есть на самом деле", будет определять наше поведение по отношению к нему. А наше поведение, в свою очередь, вызовет ответную реакцию человека таким образом, что наши первоначальные впечатления и ожидания подтвердятся. То, что мы считаем привлекательным или отталкивающим, страшным или нестрашным, красивым или уродливым в другом человеке, зачастую является отражением наших собственных качеств, которыми мы посредством механизма проекции, открытого 3. Фрейдом, наделяем других людей.
Лекция 7. Группа как объект социально-психологического анализа. 1. История исследования групп в социальной психологии 2. Определение и основные социально - психологические характеристики группы. 3. Функции группы и групповая структура. 4. Классификация групп. Date: 2016-05-14; view: 756; Нарушение авторских прав |