Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Второй этап. 1935−1961 годы
В середине 1930-х годов отношение к преступности несовершеннолетних и методы борьбы с ней, как и с преступностью в целом, претерпевают серьезные изменения. Закончился относительно «либеральный» период в истории советского законодательства. Было констатировано, что связи с завершением строительства социализма в СССР основные причины преступности несовершеннолетних, связанные с наследием царизма, в целом устранены, и пришла пора быстрейшей ликвидации самой преступности. «Мягкотелая» политика прежних лет была подвергнута критике, и маятник качнулся от профилактических и лечебно-воспитательных мероприятий в сторону принудитель6но-репрессивных мер воздействия в отношении оступившихся подростков. Функции ликвидированных комиссий по несовершеннолетним, которые составляли единую систему, были «разнесены» по нескольким ведомствам. Это привело к утрате системности и усугубило проблемы профилактики правонарушений. Частично функции перешли к секциям по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью при местных Советах. Однако секции имели сравнительно низкий статус и по сравнению с комиссиями обладали меньшей компетенцией. В частности, секции не анализировали ситуацию с детской преступностью в регионе и не занимались систематически воспитательными мероприятиями с подростками. Кроме того, в органах просвещения были выведены должности инспекторов охраны детства. В милиции появились специализированные подразделения и должности работников по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Одновременно с условиями нарастания административно-командных тенденций усилилась ответственность родителей за воспитание детей. В том числе были введены административная ответственность родителей за детское озорство и хулиганство, а так же материальная ответственность за нанесенный ими ущерб. Закон предусматривал упрощение процедуры изъятия детей у нерадивых родителей и сообщение по месту их работы о фактах плохого воспитания детей. Приговоры по делам несовершеннолетних, не связанные с реальным лишением свободы, направлялись для принятия мер со стороны общественности, трудовых или учебных коллективов — в школы, на предприятия, в комсомольские организации. Стала более жесткой проверка поведения условно осужденных подростков. Новая политика в отношении преступности несовершеннолетних находилась в русле общих тенденций сталинского периода. Преимущественное использование административно-принудительных мер помогло сравнительно быстро и успешно, путем «закручивания гаек» и мобилизации государственного аппарата, решить ряд проблем: например, к началу войны почти полностью покончить с детской беспризорностью, усадить за школьные парты практически всех детей, которые ранее не посещали школу. Однако в длительной перспективе это вело к противоречивым последствиям. Тревогу вызвало увеличение численности осужденных на реальные сроки подростков в возрасте 12−16 лет, многие из которых оказались в тюрьме за незначительные проступки (прежде всего, за мелкие кражи личного и колхозного имущества, в том числе по знаменитому Закону 1932 года «о семи колосках») и тем самым с малолетства втягивались в преступную среду. Война усугубила проблемы детской преступности, тесно связанные с ростом безнадзорности и беспризорности, вызванные чрезвычайной ситуацией военного времени, гибелью родителей, массовой безотцовщиной и др. Однако с помощью государства и общественности ситуацию удалось взять под контроль. В послевоенные годы государство и общественность немало делали для организации досуга детей, контроля за их поведением, борьбы с безнадзорностью и безотцовщиной. При фабричных и заводских, местных комитетах профсоюзов создавались комиссии по работе среди детей и подростков. При домоуправлениях действовали родительские комитеты, расширялся общественный актив детских комнат милиции и органов народного образования. Параллельно после соответствующих дискуссий среди ученых правоведов и практиков судопроизводства осуществлялась ревизия уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В результате в 1958—1961 годах были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, а также республиканские УК и УПК. В них были повышен возраст привлечения подростков к уголовной ответственности, возвращена практика дифференцированного применения наказания к несовершеннолетним. Третий этап. Дальнейшее развитие получила нормы уголовного права, направленные на охрану интересов подростков. Появились комиссии по делам несовершеннолетних, прообраз которых, как говорилось выше, существовал уже в 1920-е годы. В целом с начала 1960-х годов был провозглашён и закреплен юридически отказ от политики репрессий в отношении несовершеннолетних в пользу профилактики преступности и мер воспитательного характера. Успешно велась борьба с молодежной преступностью в СССР в 1960—1980-е годы. Очевидно, однако, что изучение истории данного вопроса в 1917—1961 годы имеет важное значение как для характеристики советской системы, так и для поиска наиболее действенных форм и методов борьбы с молодежной преступностью в условиях современной России, где разумный баланс между принуждением и воспитательными мерами в отношении несовершеннолетних нарушителей по-прежнему актуален.
Date: 2016-05-25; view: 1921; Нарушение авторских прав |