Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демократия как форма власти и средство политического процесса 95






стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широ­ких слоев населения ко всеобщей уравниловке. Высокая эффектив­ность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, бо­лее высокой, по сравнению с непосредственной демократией компе­тентностью и ответственностью лиц, принимающих решения. Слабости представительной демократии:

1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке
между выборами и тем самым отход от сути демократии как народо­
властия;.

2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерар­
хической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от
рядовых граждан;

3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп
интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возмож­
ности подкупа должностных лиц;

4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вслед­
ствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной
властью;

5)слабая легитимизация власти вследствие почти полного от­
чуждения от нее граждан;

6) широкие возможности политического манипулирования,
принятия неугодных большинству решений с помощью сложной,
многоступенчатой системы власти;

7) основные звенья механизма представительной демократии:
избиратель-парламент-правительство-премьер-министр или пре­
зидент — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии
ДО неузнаваемости исказить волю граждан.

Одной из ключевых характеристик демократии является по­литическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек — один голос». Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство долж­но действовать в соответствии с четко фиксированными и общепри­нятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех за­интересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все ли­ца, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбирать­ся и быть ответственными перед своими избирателями. Избирате­лям должна быть предоставлена возможность организоваться в пар­тии для реализации своих Целей.

Равноправие граждан может быть достигнуто только в усло­виях правового государства f верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного


произвола и беззакония со стороны тех или иных правительствен­ных органов, В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответст­вии с которым конституционные и другие правовые нормы действу­ют в обществе независимо от сиены партий и руководителей, нахо­дящихся у власти.

Главная идея конституций— это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Конституция решает проблему: как наделить государство достаточными властными пол­номочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный по­рядок и.эффективность правлениями в то же время ограничить эти полномочия, с тем, чтобы исключить незаконное ущемление граж­данских свобод.

Почти все существующие конституции содержат декларацию об основных органах и ветвях власти, о их взаимосвязи, о тон, как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет своего основного закона (конституций), важнейшие институты правления устанавливаются историческими традициями.

Демократическая конституция выполняет три функции: вы­ражение согласие народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксация определенной формы правления; предостав­ление и одновременно ограничение властных полномочий прави­тельства. Ограничения составляют краеугольный камень конститу­ционализма и поэтому та или иная система ограничений занимает центральное место в любой конституции. Конституции устанавлива­ют пределы прерогатив правительства и фиксированных процедур, по которым оно действует. Управляемым предоставляются гарантии против произвола управляющих, люди должны подчиняться только законам.

Основополагающее значение для теории демократии имели формирование и утверждение современной идеи народного пред­ставительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фик­сированный конституцией срок. Сущность принципа представи­тельства состоит в том, что в политической сфере избиратели опре­деляют цель, а избранный ими представитель — наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.


Демократия—это политическая система, при которой народ в достаточной степени способен сменить руководителей, но недоста­точно способен управлять самим собой. Ради сохранения демократии необходимо заменить клич «всю полноту власти — нам!» принципом «никто не должен обладать всей полнотой власти».

Известный российский политолог К. С. Гаджиев отмечает, что сущность демократии кроется в праве. Правовое государство само себя ^оТранич'йВа'еТопределенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно

Демократия как форма власти и средство политического процесса 97

? • Политологи»


подпадает под власть права, и праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Сущность правового госу­дарства заключается в определении способов, которыми осуществ­ляются цели и содержание государственного правопорядка. Оно призвано обеспечить оптимальные условия для реализации способ­ностей и интересов гражданина как суверенного и самостоятельного существа в ранках установленных норм и правил. Понятие «право­вое государство» предполагает не столько подчинение государствен­ной власти каким-либо надконституционным норнам, сколько огра­ничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав от­дельного индивида перед лицом государства. (См. Гаджиев К. С, Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и

студентов. М.>Ш4.С.105-Ш4 ■■■■

Центральное место среди норм и правил правового государст­
ва занимает разделение заластей на три главные ветви — законода­
тельную, исполнительную и судебную. Они сдерживают и уравно­
вешивают друг друга» тем самым обеспечивают гарантию против на­
рушения демократических норм и злоупотребления властью. К тому
же через всеобщую избирательную систему граждане имеют воз­
можность контролировать власти и в случае необходимости коррек­
тировать их действия. :.

Для демократической формы правления характерно наличие многопартийности. Все легальные политические партии поставлены в равные правовые условия в их борьбе за избирателей и за свое пред­ставительство в органах государственной власти. Межпартийная борьба должна осуществляться в правовых рамках, следовать демо­кратическим нормам. Партии стали центральным звеном механизма выявления, защиты и согласования интересов основных участников политического процесса. Политическиепартии принадлежат одно­временно гражданскому обществу и государству, служат инструмен­том связи между ними, в чем состоит их основная функция. Через партии различные социальные группы заявляют о своих политичес­ких требованиях, выявляя объективно существующие в обществе противоречия. Тем самым политические партии выполняют функ­цию сохранения стабильности демократических режимов. Необходи­мым условием успешного функционирования демократической по­литической системы выступает согласие между партиями относи­тельно методов передачи власти {путем победы на выборах) и правил поведения в отношении оппозиции: партия, находящаяся у власти, не применяет к соперникам методов яодавленияи насилия, гарантирует оппозиции беспрепятственное пользование всеми политическими правами и свободами. В своюочередь оппозиционные партии отказы­ваются от создания нелегальных структур и экстремистских методов борьбы за власть, подчиняются волеизъявлению избирателей.



Вполитическойсфередемократическотообществагражданеоб-ладают раввьшис другими политическими правами. Закон, закрепляя равенство ответственности и равенство прав граждан, не предопреде­ляет в то же время возможности практической реализации этих прав. Равенству политических прав индивидов соответствует их неравенст­во как членов гражданского общества. Развитие демократии расшири­ло понятие прав человека я деисжратия борется за обеспечение реаль­ного равенства политического влияния основных социальньк групп.

В политической сфере демократического общества создан ме­ханизм системы согласования интересов основных социальных групп— системы функционального представительства. В этой сис­теме принцип равенства понимается как равенство влияния соци­альных групп в политической и экономической сферах.

Центральным институтом демократии считают свободные вы­боры, в которых принимают участие все граждане, обладающие из­бирательными правами без этнических, расовых, религиозных, иму­щественных и др. ограничений. Обеспечение Свободного волеизъяв­ления народа на выборах рассматривается как ключевое условие сохранения демократической формы правления. - В условиях демократии значительная роль в системе государ­ственного устройства отводится местным органам самоуправления. В результате разграничения полномочий различных уровней влас­ти, местные органы в большинстве демократических стран стали об­ладать реальными правами самоуправления. Местная власть во многом обеспечивает повседневную жизнь граждан и поэтому статус и объем полномочий местных органов власти является показателем степени демократичности общества.

Демократия связана с активностью различных общественных
сил, добровольно объединившихся в организации, ассоциации, клу­
бы, общества и т. д. Эти образования своей деятельности формируют
общественную среду и составляют неотъемлемый элемент граждан­
ского общества, а котором многие профессиональные, социальные,
духовные запросы граждан удовлетворяются независимо от госу­
дарства и его институтов. V

■■'■■ -.■■-■ 'V-.. -..■■-■::■ ..<■*.■?-.■■■■' ■ '. ■'... ■

Демократия как идеал общественного устройства и как реальность

Демократия, как мы выяснили, это власть народа, или, по словам Ав­раама Линкольна — «народное правление, осуществляемое народом ради народа».

Демократия выступает в настоящее время скорее как привле­кательный идеал, а не как характеристика реальных демократичес­ких государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоре­чие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание полити­ческого господства, специального аппарата принуждения и других







Date: 2016-05-14; view: 515; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию