Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая жизнь: цели, средства и методы в политике 71
Первая форма терроризма тяготеет к коллективизму и даже Сегодня политический терроризм захлестнул почти все страны мира — развитые и развивающиеся, активно действуют все его типы и разновидности. Особенно активно действуют террористические организации в Италии, Франции, США, Наиболее высокая активность террористических и экстремистских организаций в Японии. Их деятельность выражена в жестокой, изуверской форме. И здесь, как и в Европе, левые экстремисты пособничают реакции под громкими названиями типа группа «Красная армия». По своей организационной структуре она сходна с другими левотеррористи-ческими группами. В период высшего размаха своей деятельности она насчитывала от 300 до 400 боевиков, вместе с активистами до 2000 человек, а иногда и больше. По своему составу члены «Красной" армии» —- выходцы из среднего класса. Эта организация поставила своей целью бескомпромиссную борьбу за мировую революцию и одновременно революцию в Японии. Известна всем деятельность нашумевшей в Японии религиоз Террористические организации пытаются выдать себя за революционеров, чуть ли не защитников народа. «Красные бригады» в Италии, «Красная армия» в Японии и ФРГ, «Революционная армия» в США и т. д.—уже одним своим названием пытаются доказать свою причастность к революционному движению. Поэтому невольно встает вопрос о соотношении терроризма с революционной практикой. Терроризм по своей сути диаметрально противоположен массовой борьбе. Обращение к террористической практике не только означает неверие в массовое движение, но и наносит этому движению ущерб. Отношение революционных марксистов к терроризму как тактике не следует смешивать с их отношением к революционному террору в ходе восстания или гражданской войны. Марксисты считают, что борьба за разрушение старой государственной машины, террор со стороны свергаемых эксплуататорских классов делают революционный террор правомерной и необходимой мерой со стороны восставшего народа. Эти меры направлены на противодействующие стороны, невинные люди при этом не страдают, революционное насилие не предполагает устранение всего общества. Марксисты отвергали терроризм как тактику и признавали правомерность насильственных действий лишь в «массовой борьбе и в связи с этой борьбой» (Ленин В. И. Поли. собр. <гоч. Г. 30. С. 182). Борьба против терроризма в современном обществе осложняется двойственным и непоследовательным поведением правящих классов и властей, которые наживают политический капитал на су- ществовании этой проблемы, оттесняют с политической сцены и дискредитируют подлинно демократические и левые силы. Поэтому меры, принимаемые властями против терроризма половинчаты: репрессии, как правило, обрушиваются лишь на подлинно левые организации, а преступления правых экстремистов остаются безнаказанными. Правительственные пресса и служба приучают обывателя к обыденности этого явления. Уделяя терроризму большое внимание, средства массовой информации способствуют его распространению. Подлинно радикальная борьба против терроризма неотделима от борьбы против порождающих его причин, против социальной несправедливости и угнетения, насилия и авантюризма как во внутренней, так и в международной политике. ЛИТЕРАТУРА I Антология ненасилия: Москва; Бостон. 1992. ' '■ Запасник С. Ложь в политике //Философские науки. Г991. № 8. Калмыков В. Человек и Общество: проблемы гуманизации общественной жизни //Социально-политические науки. 1991. № П. Ключников Ю. В. Мораль, право, политике как этническая сфера //Повис. 1992. № 2. Мясников С Н. Смена правящих алит: консолидация или вечная схватка // Полити- ЮсимМ А. Этика Макиавелли. М,, 1890. '.
" тема 5 олитическая система общества I. Понятие политической системы. Системный подход к изучению политической жизни 2. Структура и функции политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике 3. Типы политических систем Понятие политической системы. f Системный подход к изучению политической жизни, Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества.которую можно считать «окружением* или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними. Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами; социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета — его акты ограничены его территорией* в случае политической партии — учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений. Глубокое обоснование и широкое распространение понятие «политическая система» получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем— американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Д. Истон в работах «Политическая cucm&«a» (I953), «Предел политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) изложил основу анализа любой политической систе- мы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации. По Д. Истону политическая система — это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определенных процедур. Щшример, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров. Выход информации—результат функционирования политической системы—-осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиями требованиям многочисленных слоев и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие Требования занимают важное место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей- Истон разделил их на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т. п.), коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической СИЛЫ И Др.). Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие можетбыть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям. Политическая система общества 75 Выходные действия политической системы, по Истону, обусловлены ее главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является формой авторитарного распределения ценностей. В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что любая политическая система имеет свою собственную структуру, многофункциональна; все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональность системы. В частности, несмотря на провозглашенный принцип раздела-ния властей, многие функции; хотя и по-разному в разных системах, неразделимы. Например, виешательство парламента в текущую политику, законотворческая деятельность правительства и президента происходит во многих странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле означает, что нет, например, «чистого» президентского или «чистого» парламентского правления. Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от народа, но и поступающие от правящей элиты. Правительство, к примеру, решает множество вопросов, имеющих мало общего с интересами и желаниями граждан (применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны). Вход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов (высказанных и невысказанных, укрупнения (обобщения и интеграции) интересов, политических коммуникаций (связей и взаимосвязей различных политических сил). Функции выхода информации состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики): Таким образом, к важнейшим функциям политической системы относятся изучение ситуации и учет ее особенностей, а также политическое решение выявленных проблем. В данной модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой. Современные интерпретации политических систем отличаются разнообразием концепций. Существует до двух десятков определения данного понятия, в основе которых различные критерии. В це- лом, можно утверждать, что политическая система — это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти. Каково значение системного подхода в анализе политики? Во-первых, он позволяет представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, установить механизмы влияния политических действий, поступков на характер политических институтов и структур. Во-вторых, дает понимание политики как целостности, открывает возможности анализа способов, форм ее взаимодействия с окружающей средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура. В-третьих, одно из важнейших назначений политики — обеспечение единства, целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции действия. Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма. Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры. Формализация, которая вносится системным подходом, создает возможность сравнительного анализа разных типов, моделей политической жизни, выделения единых критериев их сопоставления и анализа. Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков: во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности —■ распад, дезинтеграция общества; во-вторых» упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь—чрезвычайно динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности политических и социальных процессов не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей. Если это все-таки происходит и Политическая система общества 77 государство не выполняет своей важнейшей функций, оно теряет поддержку граждан, начинается интенсивный поиск альтернатив и они, как правило, находятся. Причем, поскольку отбор происходит в критических условиях, новый вариант порядка оказывается далеко не лучшим, а зачастую и просто более опасным; в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличие определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя быпроето понять друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. Они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания. Например, в политической культуре; США такими ценностями служат: «американскаямечта»—уверенность в зависимости личного успеха от собственных усилий и способностей; отношение к своей стране как богоизбранной, предоставляющей человеку уникальные возможности для самореализации; это также известный тезис, который можно прочитать на гербе страны,—«Мы верим в Бога», связывающий веру в Бога и политику; в-четвертых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В этом случае усилия государственных органов опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении. Итак, смысл системного подхода к анализу политической жиз Политическая система относится к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не только внутренних, но и внешних факторов. Политология внимательно изучает все эти влияния. | Разные системы обладают разными механизмами сопротив'-ления внешним воздействиям. Внутренние кризисы, противоречивость процессов, присущих политическим системам свидетельствуют о необходимости корректировок либо, политики, либо системы. Политическое поведение деятелей и партий должно быть исключительно внимательным к появлению кризисных явлений и тупиковых процессов. На ранних стадиях всегда возможно их урегулировать без серьезных потерь. 7» Г....-.■.. Структура и функции политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике В структуре политической системы учеными выделяются такие ее подсистемы как институциональная (организации, учреждения), нормативная (нормы правовые и моральные, политические традиции), функциональная (формы и направления политическом деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти), коммуникативная (объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами), идеологическая (взгляды). В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются четыре главные группы элементов политической системы: 1) политическая организация; 2) политические отношения; 3) политические и правовые нормы; 4) политическое сознание и политическая культура. Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных иобщественных организаций. Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах — через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи становятся правилами поведения. Организация в следствие того выступает важнейшим средством формирования единой воли. В тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в политические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, ее функции берут на себя другие силы: армия, племенные структуры, религиозные сообщества. Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется ииституциалиаацией. В ходе нее происходит формирование политической организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи и организации порождает обратный процесс — деияетитуциа-лиэацию, разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институциализации, все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику. Date: 2016-05-14; view: 380; Нарушение авторских прав |