Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История политических учений 47






Особое место в развитии науки о политике принадлежит не­мецкому социологу Максу Веберу (1864-1920), работы которого ока­зали сильное влияние на мировую социологию и политологию XX века. В работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество» М. Вебер утверждает, что в позднекапи-талистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией — быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М. Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию совре­менного общества. Однако в отличие от сторонников теории элиты, М. Вебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, ко­торым может завладеть любая из этих групп. Он разработал и тео­рию демократии, центральным звеном которой стало учение о ме­ханизме социального контроля над обособленным от общества бю­рократическим аппаратом. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюро­кратию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: ти­пология господства и способы легитимизации (признание законнос­ти) этих типов господства.

М. Вебер рассиатривал господство как монопольную власть, а последнюю — как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Господство, по Веберу, — это узаконенное насилие, которое бывает трех типов: традиционное, харизматичес­кое и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Это со­словное господство. Харизматическое господство опирается на лич­ную преданность людей политическому лидеру. Легитимизация здесь происходит благодаря вере в особые политические качества вождя. Легальное господство основано на праве. Способ его легити­мизации ■—вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Бюрократия является идеальным типом ле­гального господства, воплощением рациональности власти.

Разработанное М. Вебером учение о бюрократии не потеряло своего значения и в настоящее время. Он считал, что ее общими чер­тами являются: а) неизменные методы руководства; б) четкое рас­пределение функций; в) иерархия властных полномочий; г) коллек­тивная (государственная) собственность на средства осуществления власти и служебные места; д) кругообращение документов. Услови­ями занятия любой должности в этом аппарате власти являются: на­значение, выполнение определенных обязанностей, наличие необ­ходимой квалификации, постоянство служебной деятельности, платность.

В противовес бюрократической рациональности М. Вебер предложил концепцию харизматического лидерства вождей, опира­ющегося на иррациональную веру масс в их сверхчеловеческие ка-


чества, мобилизующего эти массы с целью подчинения обществен­ным интересан оторванной от общества бюрократической машины. В этом лидерстве М. Вебер усматривал альтернативу бюрократии. ■

Демократизацию М. Вебер понимал как мобилизацию масс по­литическими лидерами, рассматривая ее в качестве действенного средства противодействия тотальной бюрократизации. В то же время харизматический лидер уравновешивает и попытки узурпации вла­сти со стороны олигархических групп самого гражданского общества. В этом плане М. Вебер придавал особое значение институту прези­дентства, а президента рассматривал как избранного вождя нации.

Рассматриваемые нами политические концепции представ­
ляют собой своеобразный переход от классической политической
науки к современной политологии, которая характеризуется раз­
личными школами и направлениями исследования. Центральное
место в современной.политологии занимают вопросы власти и де­
мократизации общественной жизни-в условиях перехода цивили­
зации к постиндустриальному обществу. Среди представителей
этого направления видное место занимают американские полито­
логи Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978), Роберт Алан Даль
(род. в 1915), Олвин Тоффлер (род. в 1928), итальянский политолог
Норберто Боббио (род. в 1909), французский политолог Мишель
Крозье(род. в 1922) и другие. \

Г. Лассуэлл свои исследования проводил на основе использо­вания эмпирических наблюдений и анализа статистических данных. Так, в книге «Анализ политического полевения. Эмпирический под­ход», вышедшей в свет в 1949 г., он затрагивает широкий круг про­блем взаимоотношений между людьми, морали и религии, науки и политики, методов познания политических явлений, понятий, тер­минов, используемых американскими политологами.

Роберт Даль около пятидесяти лет занимается исследованием элит и групп, принимающих решения, анализом развития либераль­ной демократической теории. Названия его книг «Введение в демо­кратическую теорию», «Кто управляет?», «Плюралистическая демократия в Соединенных Штатах», «Полиархия» и др. говорят о направленности и содержании исследований. Он рассматривает политическую систему как любой устойчивый тип человеческих от­ношений, который включает в себя в качестве главных компонентов власть, руководство или авторитет.

Представляют интерес выводы и определения власти полито-. лога Олеина Тоффлера, В книге «Смещение власти: знание, богат­ство и сила на пороге XXI века» он утверждает, что в условиях по­стиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Веду­щим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.







Date: 2016-05-14; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию