Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История политических учений 43






рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения. Столь детально описание внут-риобщинной жизни необходимо было для поддержания настроя все­го человеческого существа на решение задач «общего дела».

Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Я. А. Бердяева (1874 -1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека — творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необхо­димости. Бердяев видел в марксизме гуманистическое начало, ста­вившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором человек должен был получить свободу от насилия и эксплуатации, стал поработите­лем человеческой личности.

Бердяев призывал «убить зверя политики» перейти к неполи­тическим формам человеческих отношений. «Неправедно политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человече­скую, ей подчинять все богатства бытия, — писал ученый. — Непра­веден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла ее... Довести политику, как таковую, до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в религии—вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье на­ше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от по­литики. Нельзя убить зверя политики, зло старой государственной одной «отвлеченной» политики, новой государственностью. Нужно государственности, насилию власти, отвлеченной политике проти­вопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильст­венную общественность, не новое политическое насилие, а свободу иных путей» (Бердяев Я. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 171.). Бердяев не видел в революционном движении воз­можности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение су­ществующего зла.

Бердяев в качестве основополагающей социально-политичес­
кой идеи своего творчества избирает оценку марксистского социа­
лизма как особой религии (лже-религии). Марксистский социализм,
по его мнению, содержит в себе всё основные элементы религиозной
веры и религиозного энтузиазма: в ней существуют свои святыни
(«народ», «пролетариат»), свое учение о грехопадении (возникнове­
ние частной собственности), культ жертвенности («во имя счастья
будущих поколений»), мысль-мечта об установлении «земного рая»
(коммунизма). Однако Бердяев отмечает духовную бедность социа­
лизма как религии. Все богатство человеческой жизни она сводит к
материальному довольству, где нет места счастью и свободе творче­
ского духа. ' ■.

Многие социально-политические пророчества Бердяева стали воплощением советской действительности, частью бытия русского народа, историю и традиции которого философ изучал пристально и


глубока Бердяев с возмущением писал о существовавшей в СССР в 30-е годы политической системе, царившей в стране обстановке крайней бесчеловечности. Главную слабость коммунизма Бердяев видел в невозможности преодолеть ненависть, а охваченный нена­вистью человек не может быть обращен к будущему. Русская интел­лигенция начала XX а (К Бердяев, С. Булгаков, П. Струве и др.) до­статочно убедительно раскрыла теоретические просчеты Маркса, особенно относительно теории классовой борьбы.

Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П. Я. Ми­люков (1859-1943) — один из лидеров кадетской партии и родона­чальник российского белого движения (им была написана Деклара­ция Добровольческой армии). Для Милюкова характерно стремле­ние объективно оценить происшедшие события российской-истории: Октябрь 1917 г. породил, по его мнению, четыре «роковые политиче­ские ошибки» — попытка решить аграрный вопрос в интересах по­местного класса; возвращение старого состава и старых злоупотреб­лений военно-чиновной бюрократии; узконационалистические тен­денции в решении национальных вопросов; преобладание военных и частных интересов.

Перебравшись за границу в 1920 г. Милюков уточнил свои оценки политических процессов в России: он стремится преодолеть остатки идеологии белого движения, вел пропаганду против новых попыток интервенции в Советскую Россию. «Отойдя на известное расстояние от событий, — отмечал Милюков, — мы только теперь начинаем разбирать..., что в этом поведении масс, инертных, неве­жественных, забитых, сказалась коллективная народная мудрость. Пусть Россия разорена, отброшена из двадцатого столетия в сем­надцатое, пусть разрушена промышленность, торговля, городская жизнь, высшая и средняя культура. Когда мы будем проводить ак­тив и пассив громадного переворота, через который мы проходим, мы вероятно, увидим то же, что показало изучение Великой Фран­цузской революции. Разрушились целые классы, оборвалась тра­диция культурного слоя, но народ перешел в новую жизнь, обога­щенный запасом нового опыта ».»{Мш,юков Л. Я. Воспоминания. М,, 1991. С. 13).

Подобная эволюция социально-политических взглядов — яв­ление, характерное для многих представителей русского зарубе­жья, захватившего события послевоенной и военной Европы.

, Разнообразными политическими течениями была представ­лена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии; здесь возникали неонароднические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российско­го анархизма в различных идейно-политических проявлениях, про­бивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма.







Date: 2016-05-14; view: 308; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию