Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проект “В поисках настроений” Цикл театрализованных игр-путешествий





Цель: расширение, обогащение, актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации, снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.

Этапы проектной работы Задачи этапа Содержание проектной деятельности Продукт проектной деятельности
1 этап Знакомство с настроениями - расширение возможностей эмоционального общения в семье; - снижение эмоциональной дистанции детско-родительских отношений; - актуализация детского эмоционального опыта; - обогащение представлений дошкольников об эмоциях; - снижение степени стереотипности в определении эмоций и чувств детьми. - Беседы с детьми; - Игры-этюды с использованием личного опыта дошкольников; - Детское интервью “Взрослые настроения”; - Семейные проекты (газета “Настроение моей семьи”, коллаж, рассказы, рисунки и т.д.). Создание “Книги настроений”
2 этап Путешествие в страну Эмпатии - расширение представлений детей об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать; - знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников. Используемые методы и приёмы: - игры-этюды, игры-импровизации, на основе сюжетов предложенной художественной литературы; - беседы с детьми; - игры-фантазирования; - участие в игровых проблемных ситуациях; экспериментирование. Театрализованные игры-путешествия в страну Эмпатии: Радость – г. Сорадости. Грусть – г. Согрусти. Обида, Злость – г. Взаимопонимания. Грусть – г. Взаимопомощи. Удивление, Спокойствие –г. Соучастия. - обогащение опыта эмпатийного поведения за счёт участия в театрализованных играх с эмпатийным содержанием, требующих самостоятьельного выбора при обсуждении и анализе художественной литературы; - становление субъектной позиции эмпатийного поведения.
3 этап “Настроение в беде, не найти его нигде” - коррекция и изменение нежелательного поведения; - овладение навыками и представлениями о способах изменения нежелательного эмоционального состояния у себя и у другого человека через активизацию представлений об эмпатийном поведении и развитие самостоятельности его проявлений в театрализованной деятельности и ситуациях взаимодействия. - создание “Копилки рецептов для хорошего настроения”. Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации. - Беседы-рассуждения. - Придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии) - Развитие субъектной позиции ребёнка в эмпатийном поведении. - Обогащение эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоционального состояния на следующих уровнях: - мысленном (“О чём могу подумать”); - вербальном (“Что я могу сказать”); - действенном (“Что я могу сделать”).

 

 

Доказано, что ребёнок становится субъектом деятельности, когда он самостоятельно ставит цель деятельности, умеет применить освоенные способы осуществления и самостоятельно оценивает полученный результат.

Таким образом, активизация субъектной позиции ребёнка в условиях реализации игрового театрализованного проекта достигается через:

- организацию взаимодействия с детьми в условиях привлекательной игровой деятельности, содержание которой отобрано с учётом интересов дошкольников (по результатам диагностики);

- обогащение представлений дошкольников о театре;

- возможность ребёнка проявить себя в различных игровых позициях, с учётом индивидуальных возможностей и интересов;

- возможность самостоятельного выбора ребёнком вида и способа организации творческой деятельности.

Организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников игровой проектной деятельности способствует созданию эмоционально-комфортного взаимодействия, преодолению эмоциональной дистанции, данные отношения рассматриваются нами как психологически равные, партнёрские, способствующие обогащению и актуализации эмпатийного опыта, раскрытию ребёнком новых возможностей взаимодействия, общения с взрослыми и сверстниками.

Игровой театрализованный проект направлен на расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

Что достигается через обогащение опыта восприятия литературных произведений ребёнком, их переживания и осмысливания, с учётом индивидуального эмпатийного опыта ребёнка, что в свою очередь позволяет его развивать.

Обогащение эмпатийного опыта детей происходит за счёт сопереживания, сочувствия, содействия в игровом контексте театрализованной деятельности, который активизируется через создание условий, дающих ребёнку возможность проживать различные настроения вместе с другим человеком, персонажем (Радость – Сорадость, Страх – Сочувствие, Грусть – Согрусть и др.).

В ходе реализации игрового театрализованного проекта “В поисках настроений” обогащались представления дошкольников об эмоциях и чувствах, предлагаемые формы работы с детьми были направлены на развитие сочувствия, сопереживания, содействия в условиях игрового и реального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитием субъектной позиции эмпатийного поведения дошкольников.

Для того, чтобы изучить особенности работы на данном этапе, опишем как организовывались следующие формы взаимодействия:

- организация детско-родительского интервью, создание и презентация семейных проектов “Настроение моей семьи”, “Почему улыбается мама”;

- встречи и результаты работы проблемно-игровых консультаций для родителей “Как понять друг друга без слов”, “Прислушайтесь к себе”, “Зарядка для радости”;

- организация театрализованной игры-путешествия в страну Эмпатии “Путешествие с Радостью”.

В начале реализации проекта “В поисках настроений” проводилась встреча детей с игровым персонажем Пьеро, который предлагал детям принять участие в приключении, отправиться в путешествие. Однако, для того, чтобы принять участие в нём, детям необходимо было ответить на вопрос: “Одинаковые ли настроения у взрослых и детей?”.

В процессе обсуждения дети выдвигали следующие предположения:

“Нет, конечно, взрослые только радуются, когда не работают, а дети мультикам и игрушкам разным, конфетам” Лера П.

“Я думаю нет, потому что взрослые сердятся и злятся, если ребёнок что-то не так делает, а дети так не ругаются” Аня Ф.

“Думаю одинаковые, они ведь тоже радуются и грустят и у детей такие настроения бывают” Женя М.

Так как мнения детей разделились, и они не пришли к единому мнению, им было предложено самостоятельно выяснить и найти ответ на поставленный вопрос. С этой целью организовалось интервью. Дети самостоятельно придумывали вопросы, предлагали различные их варианты:

“Я бы спросил у мамы почему она иногда сердится. Чтобы так не делать больше” Семён Щ.

“Я бы узнала у папы, что его веселит, чтобы он почаще смеялся” Вика М.

“Я бы спросил у папы бывало ли ему больно и почему?” Илья А.

“Я бы хотела узнать, боятся ли родители чего-нибудь только чтобы честно отвечали” Аня Ф.

“Я бы спросила у мамы почему она иногда улыбается, когда смотрит на меня?” Женя М.

“Я бы хотела узнать, что делает маму счастливой” Аня Ф.

После обсуждения вопросов организовалось детское интервью, детям было предложено представить его результаты в виде совместного с родителями проекта “Настроение моей семьи”, “Почему улыбается мама”.

Свои результаты дети представляли в группе в виде газет, рисунков и рассказов. Особенно яркой получилась презентация проекта Ани Ф. и её мамы, которая также приняла в ней участие.

Девочка брала интервью у мамы и его результаты оформила в виде рисунка. На своей презентации она рассказала о том, что любит её мама и что её радует, а мама параллельно иллюстрировала рассказ дочери выразительными движениями. Презентация получилась интересной, вызвала положительные эмоции у всех её участников.

Мама Ани Ф. поделилась своими впечатлениями: “Для меня было полезно участие в консультациях, на них я познакомилась с той деятельностью, которая будет организовываться детьми. Поэтому, когда Аня брала у меня интервью, я отнеслась к этому с огромным интересом, мне очень хотелось, чтобы она получила удовольствие от нашего совместного общения. Поэтому я предложила ей поиграть в настроения, не только рассказать, но и показать их. Признаюсь, впервые оказалась в такой роли, но полученные впечатления от игры с дочерью и детьми группы оказались незабываемыми. Очень хочется принимать участие в такой интересной деятельности и дальше ”.

Параллельно с реализацией игрового проекта, проводились проблемные консультации для родителей, по их результатам был выпущен журнал “Радужные настроения”. В работе консультаций приняли участие 10 родителей группы, воспитатели, специалисты.

На первых встречах “Язык жестов”, “Как услышать друг друга без слов” родители имели возможность практически познакомиться с игровыми приёмами, различными средствами выразительности, узнать о том, как они могут им помочь в общении с ребёнком.

Данные формы работы позволили заинтересовать многих родителей, были интересны и востребованы всеми участниками взаимодействия. Описывая свои впечатления от работы в режиме игровых консультаций и результаты применения полученных представлений и умений в ситуациях взаимодействия с детьми, родители отмечали следующее:

“Я почувствовала готовность помогать ребёнку, не просто подсказывать, а давать возможность ей самой всё узнать, почувствовать, предложить свой вариант” мама Жени М.

“Отношения с сыном стали более открытые, я не боюсь, что он меня не правильно поймёт” мама Димы Р.

“Я перестала пугаться проявления негативных эмоций ребёнка, знаю как ему помочь с ними справиться с помощью игры, не думала раньше, что это помогает, но у меня получилось” мама Дани П.

Полученные результаты позволили подтвердить данные о том, что
работа с родителями и педагогами является важным и необходимым
условием реализации педагогической технологии развития эмпатии старших
дошкольников в театрализованной деятельности.

Использование данных форм работы позволяет привлечь родителей
к решению поставленной развивающей задачи, осознать важность и
необходимость эмоционального общения с ребенком, так как именно в
процессе взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и
строить отношения со сверстниками и окружающими людьми (А.А.
Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, К.Н. Дембеле, В.В.
Зеньковский, Е.И. Захарова, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и
др.)

Результаты теоретического анализа и данные констатирующего
эксперимента позволили отметить, что для того, чтобы сформировать
личное отношение к эмпатииному поведению, не достаточно лишь
информировать, передавать знания и формировать представления, важно,
чтобы представления, содержание работы, перекликалось и находило
отражение в личном опыте ребенка. А используемые формы работы,
средства, позволили не только вспомнить и воспроизвести пережитые
эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами
их выражения вербально и с использованием пантомимики, тем самым,
обогащая эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт.

Таким образом, в качестве содержания работы во втором игровом
театрализованном проекте использовался личный опыт каждого ребенка, а
так же произведения детской художественной литературы: стихи и
рассказы, предлагаемые в рамках организуемого путешествия с детьми в
страну Эмпатия.

Содержание путешествий, знакомство с городами и их жителями
имело стихотворную форму, что облегчало восприятие предлагаемого материала, и позволяло его инсценировать в различных видах
театрализованной деятельности.

Прехгагаемые путешествия были построены в определенной логике и
использовались последовательно, так как в целом они знакомили детей с
этапами эмпатийного процесса.

Рассмотрим организацию «Путешествия с радостью», в ходе
которого дети оказались в городе Сорадости. Чтобы попасть в него
необходимо было догадаться, почему город носит такое называние. Дети
предлагали разные варианты ответов: «Потому что там все радостные»,
«Потому что радуются вместе всегда», «Потому что рады друг друга
видеть», Потому что разуются друг за друга».

Знакомство с городом проходило в виде театрализованного
представления, что способствовало эмоциональной включенности детей,
сопереживанию ее героям, друг другу, самим себе.

Детям понравилась идея представить себя жителями этого города, они с удовольствием инсценировали произведения Г. Граубина, Эн Макгомерри,
А. Барто, обсуждали полученные впечатления.

Продолжая путешествие, дети попадали в соседний город
«Злорадства», знакомились с его жителями, историями, которые происходят
в этом городке, имели возможность представить себя на их месте, и описать
полученные впечатления.

Так, например, детям предлагалась стать участниками ситуации
представленной в произведении Н. Носова «Фантазеры», и предложить
различные варианты развития данной ситуации, описать полученные
впечатления.

Необходимо отметить, что в процессе участия в драматизации
произведения дети самостоятельно обращались к уголку театрализованной
деятельности, подбирали атрибуты для создания образа и передачи
соответствующего настроения, то есть использовали полученные игровые
умения, проявляли себя на уровне субъекта театрализованной деятельности,
что позволило им быть эмоциональными, чувствовать себя комфортно и
естественно.

Это подтверждают результаты наблюдения воспитателя, которые
показали, что «дети быстро включались в игру, не боялись ошибиться, предлагали свои варианты решения проблемно-игровых ситуаций, и в
дальнейшем разыгрывая их, оценивали с точки зрения привлекательности и
непривлекательности».

Приведем пример рассуждений детей:

“Я бы никогда так не сделала, представляю как девочке было обидно, что мама её зря наругала” Женя М.

“Да, если даже что-то натворил лучше сразу маме всё объяснить, я думаю, она всё поймёт” Аня Ф.

“Я бы объяснил, что так друзья не поступают, мне было бы неприятно с ним разговаривать, если он не понимает, что делает” Сергей К.

Результатом данного путешествия явилась работа с «Книгой
настроений». Детям предлагалось, обсудив полученные впечатления
определить: «Стоит ли сохранять такое настроение?» и как это можно
сделать.

Предложения детей разыгрывались и обсуждались, затем наиболее
привлекательные оформлялись в рубрике «Рецепты для радости», «Зарядка
для радости». При этом, дети предлагали варианты создания и поддержания
данного настроения с точки зрения трех позиций: «Что я могу сделать»,
«Что я могу сказать», «О чем я могу подумать». Рассмотрим некоторые из
них:

“Чтобы было радостно можно друг друга рассмешить. Я например буду показывать смешные движения (рожицы), а вы повторяйте. Ещё так можно играть самому перед зеркалом” Аня Ф. Затем Аня организовала игру.

“Моя мама танцует, чтобы поднять настроение Нужна музыка весёлая” Женя М. Воспитатель предложил детям потанцевать под соответствующую музыку. Дети отмечали, что танцы действительно поднимают настроение: “Так весело было просто потанцевать и попрыгать в группе, даже воспитатель танцевала!” Лера П.

“Можно приготовить какой-нибудь сюрприз, мне нравится, когда мама радуется моим подаркам” Илья А. По предложению Ильи дети вспоминали, когда им делали какие-нибудь сюрпризы, описывали свои впечатления.

“Можно сказать друг другу что-нибудь приятное. От этого тоже настроение поднимается” Вика М. По предложению Вики М. организовывалась игра «Комплимент», в которой дети должны были не
повторяясь сказать друг другу что-нибудь приятное. Необходимо отметить,
что чаще всего дети обращали внимание на внутренние качества
сверстников: «очень добрый», «внимательный», «хороший друг», «отзывчивый», «всегда помогаешь другим», «с тобой интересно играть»,
так же оценивались внешние качества: «ты красивый», «у тебя красивая
улыбка», «ты всегда очень нарядная» и т.д.

«Можно подумать о чем-нибудь веселом или вспомнить» Даня П.
Педагог предложил закрыть глаза и подумать о чем-нибудь веселом, затем в
процессе обсуждения, дети предлагали различные варианты: «Я вспомнила
свой День рождения. Думаю, что это должно быть что-то веселое:
праздник например или сюрприз» Аня Ф., «Можно представить море,
радугу, или как в лес ходили на лыжах кататься» Лера П.

Таким образом, использование приемов обсуждения впечатлений,
чувств детей, в конце каждого путешествия, давало возможность каждому
ребенку сделать собственный выбор, определив при этом наиболее близкую
для него модель поведения.

При этом, включение дошкольников в театрализованную
деятельность, участие в ней, сопереживание, оказание помощи, содействия в
игровом контексте, активизация индивидуального опыта позволяет
обогатить эмпатийный опыт дошкольников, а самостоятельное решение
проблемных игровых ситуаций позволяет его активизаировать и применить
в условиях реального взаимодействия.

В ходе игровых путешествий дети обогатили эмпатийный опыт
действиями и умениями проявления Сорадости, Согрусти, Взаимопомощи,
Взаимопонимания, Соучастия и т.д. В результате данной работы у детей
появились любимые формы проявления отношения к другому, что нашло
отражения в реальных взаимоотношениях и игровом взаимодействии.
Проиллюстрируем данный вывод примером.

Дети самостоятельно решили организовать для Дани П., который
долго болел, сюрприз. С инициативой выступила Женя М. и Аня Ф., к ним
подключились Лера П., Вика М. и Илья А. В результате обсуждения они
придумали организовать «Праздник мыльных пузырей», распределяли роли,
готовились, договаривались о том, кто что будет делать. Особенно
интересно было наблюдать за тем, как дети представляли реакцию
Дани П., описывая ее воспитателю: «Вот это сюрприз будет, представляете, как он обрадуется. Он наверно соскучился по садику, и тут мы с пузырями, мы думаем ему понравится». Сюрприз удался, дети долго
вспоминали и обсуждали данное событие.

Таким образом, работа с материалами художественных
произведений, при «активном» контакте детей с литературными
персонажами и участии в совместном обсуждении, с опорой на личный опыт
позволила не только обогатить представления старших дошкольников об
эмпатийном поведении, но и способствовала развитию к нему собственного
эмоционально-положительного отношения и становлению субъектной
позиции в нем.

Родители так же отметили повышение активности детей в
выражении своего отношения и проявлениях ребенка по отношению к
другому на уровне действия и слова. Заметив подобные изменения в
поведении детей, повысился интерес и желание родителей включаться в
работу консультаций. Родители высказали желание принять участие в жизни
группы, в проектной деятельности.

В результате появилась ещё одна форма детско-родительского взаимодействия “Любимый гость”, которая предполагала возможность родителей прийти в группу и поиграть с детьми в театре. При этом дети являлись организаторами данной деятельности, сами продумывали содержание игр, выбирали настроение, о котором они хотели бы поговорить, активно использовали опыт, полученный в игровых путешествиях, готовили игры и сценки для данной встречи.

По результату реализации игрового проекта, воспитатели и
родители отметили существенные изменения в эмпатийном поведении
дошкольников, родители выступили с инициативой продолжать и оказывать
поддержку в организации данных форм работы, так как ее результаты
положительно влияют на взаимодействие ребенка с окружающими людьми,
«помогают ему быть внимательным, чутким, стимулируют и
поддерживают инициативу ребенка в данных проявлениях».

Итак, проведенный анализ позволил отметить, что участие детей в театрализованной деятельности не ограничивается выступлением детей в качестве артистов на сцене (как это принято в традиционной форме работы с детьми). Использование нетрадиционных форм организации театрализованной деятельности, при условии активного участия родителей и педагогов в создании необходимых условий, позволяет с одной стороны проявиться каждому ребенку с учетом его игровых позиций, и индивидуальных особенностей. И в то же время дает возможность почувствовать себя участником совместной, коллективной творческой деятельности, которая сама по себе является проявлением эмпатии и успешно способствует ее развитию у старших дошкольников.

С целью изучения эффективности развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности был организован контрольный эксперимент. Его содержание и результаты будут описаны в следующем параграфе.

 

Date: 2016-05-24; view: 1611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию