Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проект “В поисках настроений” Цикл театрализованных игр-путешествийЦель: расширение, обогащение, актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации, снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.
Доказано, что ребёнок становится субъектом деятельности, когда он самостоятельно ставит цель деятельности, умеет применить освоенные способы осуществления и самостоятельно оценивает полученный результат. Таким образом, активизация субъектной позиции ребёнка в условиях реализации игрового театрализованного проекта достигается через: - организацию взаимодействия с детьми в условиях привлекательной игровой деятельности, содержание которой отобрано с учётом интересов дошкольников (по результатам диагностики); - обогащение представлений дошкольников о театре; - возможность ребёнка проявить себя в различных игровых позициях, с учётом индивидуальных возможностей и интересов; - возможность самостоятельного выбора ребёнком вида и способа организации творческой деятельности. Организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников игровой проектной деятельности способствует созданию эмоционально-комфортного взаимодействия, преодолению эмоциональной дистанции, данные отношения рассматриваются нами как психологически равные, партнёрские, способствующие обогащению и актуализации эмпатийного опыта, раскрытию ребёнком новых возможностей взаимодействия, общения с взрослыми и сверстниками. Игровой театрализованный проект направлен на расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. Что достигается через обогащение опыта восприятия литературных произведений ребёнком, их переживания и осмысливания, с учётом индивидуального эмпатийного опыта ребёнка, что в свою очередь позволяет его развивать. Обогащение эмпатийного опыта детей происходит за счёт сопереживания, сочувствия, содействия в игровом контексте театрализованной деятельности, который активизируется через создание условий, дающих ребёнку возможность проживать различные настроения вместе с другим человеком, персонажем (Радость – Сорадость, Страх – Сочувствие, Грусть – Согрусть и др.). В ходе реализации игрового театрализованного проекта “В поисках настроений” обогащались представления дошкольников об эмоциях и чувствах, предлагаемые формы работы с детьми были направлены на развитие сочувствия, сопереживания, содействия в условиях игрового и реального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, развитием субъектной позиции эмпатийного поведения дошкольников. Для того, чтобы изучить особенности работы на данном этапе, опишем как организовывались следующие формы взаимодействия: - организация детско-родительского интервью, создание и презентация семейных проектов “Настроение моей семьи”, “Почему улыбается мама”; - встречи и результаты работы проблемно-игровых консультаций для родителей “Как понять друг друга без слов”, “Прислушайтесь к себе”, “Зарядка для радости”; - организация театрализованной игры-путешествия в страну Эмпатии “Путешествие с Радостью”. В начале реализации проекта “В поисках настроений” проводилась встреча детей с игровым персонажем Пьеро, который предлагал детям принять участие в приключении, отправиться в путешествие. Однако, для того, чтобы принять участие в нём, детям необходимо было ответить на вопрос: “Одинаковые ли настроения у взрослых и детей?”. В процессе обсуждения дети выдвигали следующие предположения: “Нет, конечно, взрослые только радуются, когда не работают, а дети мультикам и игрушкам разным, конфетам” Лера П. “Я думаю нет, потому что взрослые сердятся и злятся, если ребёнок что-то не так делает, а дети так не ругаются” Аня Ф. “Думаю одинаковые, они ведь тоже радуются и грустят и у детей такие настроения бывают” Женя М. Так как мнения детей разделились, и они не пришли к единому мнению, им было предложено самостоятельно выяснить и найти ответ на поставленный вопрос. С этой целью организовалось интервью. Дети самостоятельно придумывали вопросы, предлагали различные их варианты: “Я бы спросил у мамы почему она иногда сердится. Чтобы так не делать больше” Семён Щ. “Я бы узнала у папы, что его веселит, чтобы он почаще смеялся” Вика М. “Я бы спросил у папы бывало ли ему больно и почему?” Илья А. “Я бы хотела узнать, боятся ли родители чего-нибудь только чтобы честно отвечали” Аня Ф. “Я бы спросила у мамы почему она иногда улыбается, когда смотрит на меня?” Женя М. “Я бы хотела узнать, что делает маму счастливой” Аня Ф. После обсуждения вопросов организовалось детское интервью, детям было предложено представить его результаты в виде совместного с родителями проекта “Настроение моей семьи”, “Почему улыбается мама”. Свои результаты дети представляли в группе в виде газет, рисунков и рассказов. Особенно яркой получилась презентация проекта Ани Ф. и её мамы, которая также приняла в ней участие. Девочка брала интервью у мамы и его результаты оформила в виде рисунка. На своей презентации она рассказала о том, что любит её мама и что её радует, а мама параллельно иллюстрировала рассказ дочери выразительными движениями. Презентация получилась интересной, вызвала положительные эмоции у всех её участников. Мама Ани Ф. поделилась своими впечатлениями: “Для меня было полезно участие в консультациях, на них я познакомилась с той деятельностью, которая будет организовываться детьми. Поэтому, когда Аня брала у меня интервью, я отнеслась к этому с огромным интересом, мне очень хотелось, чтобы она получила удовольствие от нашего совместного общения. Поэтому я предложила ей поиграть в настроения, не только рассказать, но и показать их. Признаюсь, впервые оказалась в такой роли, но полученные впечатления от игры с дочерью и детьми группы оказались незабываемыми. Очень хочется принимать участие в такой интересной деятельности и дальше ”. Параллельно с реализацией игрового проекта, проводились проблемные консультации для родителей, по их результатам был выпущен журнал “Радужные настроения”. В работе консультаций приняли участие 10 родителей группы, воспитатели, специалисты. На первых встречах “Язык жестов”, “Как услышать друг друга без слов” родители имели возможность практически познакомиться с игровыми приёмами, различными средствами выразительности, узнать о том, как они могут им помочь в общении с ребёнком. Данные формы работы позволили заинтересовать многих родителей, были интересны и востребованы всеми участниками взаимодействия. Описывая свои впечатления от работы в режиме игровых консультаций и результаты применения полученных представлений и умений в ситуациях взаимодействия с детьми, родители отмечали следующее: “Я почувствовала готовность помогать ребёнку, не просто подсказывать, а давать возможность ей самой всё узнать, почувствовать, предложить свой вариант” мама Жени М. “Отношения с сыном стали более открытые, я не боюсь, что он меня не правильно поймёт” мама Димы Р. “Я перестала пугаться проявления негативных эмоций ребёнка, знаю как ему помочь с ними справиться с помощью игры, не думала раньше, что это помогает, но у меня получилось” мама Дани П. Полученные результаты позволили подтвердить данные о том, что Использование данных форм работы позволяет привлечь родителей Результаты теоретического анализа и данные констатирующего Таким образом, в качестве содержания работы во втором игровом Содержание путешествий, знакомство с городами и их жителями Прехгагаемые путешествия были построены в определенной логике и Рассмотрим организацию «Путешествия с радостью», в ходе Знакомство с городом проходило в виде театрализованного Детям понравилась идея представить себя жителями этого города, они с удовольствием инсценировали произведения Г. Граубина, Эн Макгомерри, Продолжая путешествие, дети попадали в соседний город Так, например, детям предлагалась стать участниками ситуации Необходимо отметить, что в процессе участия в драматизации Это подтверждают результаты наблюдения воспитателя, которые Приведем пример рассуждений детей: “Я бы никогда так не сделала, представляю как девочке было обидно, что мама её зря наругала” Женя М. “Да, если даже что-то натворил лучше сразу маме всё объяснить, я думаю, она всё поймёт” Аня Ф. “Я бы объяснил, что так друзья не поступают, мне было бы неприятно с ним разговаривать, если он не понимает, что делает” Сергей К. Результатом данного путешествия явилась работа с «Книгой Предложения детей разыгрывались и обсуждались, затем наиболее “Чтобы было радостно можно друг друга рассмешить. Я например буду показывать смешные движения (рожицы), а вы повторяйте. Ещё так можно играть самому перед зеркалом” Аня Ф. Затем Аня организовала игру. “Моя мама танцует, чтобы поднять настроение Нужна музыка весёлая” Женя М. Воспитатель предложил детям потанцевать под соответствующую музыку. Дети отмечали, что танцы действительно поднимают настроение: “Так весело было просто потанцевать и попрыгать в группе, даже воспитатель танцевала!” Лера П. “Можно приготовить какой-нибудь сюрприз, мне нравится, когда мама радуется моим подаркам” Илья А. По предложению Ильи дети вспоминали, когда им делали какие-нибудь сюрпризы, описывали свои впечатления. “Можно сказать друг другу что-нибудь приятное. От этого тоже настроение поднимается” Вика М. По предложению Вики М. организовывалась игра «Комплимент», в которой дети должны были не «Можно подумать о чем-нибудь веселом или вспомнить» Даня П. Таким образом, использование приемов обсуждения впечатлений, При этом, включение дошкольников в театрализованную В ходе игровых путешествий дети обогатили эмпатийный опыт Дети самостоятельно решили организовать для Дани П., который Таким образом, работа с материалами художественных Родители так же отметили повышение активности детей в В результате появилась ещё одна форма детско-родительского взаимодействия “Любимый гость”, которая предполагала возможность родителей прийти в группу и поиграть с детьми в театре. При этом дети являлись организаторами данной деятельности, сами продумывали содержание игр, выбирали настроение, о котором они хотели бы поговорить, активно использовали опыт, полученный в игровых путешествиях, готовили игры и сценки для данной встречи. По результату реализации игрового проекта, воспитатели и Итак, проведенный анализ позволил отметить, что участие детей в театрализованной деятельности не ограничивается выступлением детей в качестве артистов на сцене (как это принято в традиционной форме работы с детьми). Использование нетрадиционных форм организации театрализованной деятельности, при условии активного участия родителей и педагогов в создании необходимых условий, позволяет с одной стороны проявиться каждому ребенку с учетом его игровых позиций, и индивидуальных особенностей. И в то же время дает возможность почувствовать себя участником совместной, коллективной творческой деятельности, которая сама по себе является проявлением эмпатии и успешно способствует ее развитию у старших дошкольников. С целью изучения эффективности развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности был организован контрольный эксперимент. Его содержание и результаты будут описаны в следующем параграфе.
|