Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика П.М.Якобсон1.Распознавание мимических выражений по картинкам. Задача: Выявить умения детей распознавать эмоциональные состояния по фотографиям. Экспериментальны материал: 6 картинок, на которых изображены основные эмоции: радость, грусть, горе, удивление, интерес, страх. Их можно разделить на две группы: 1.Хорошо идентифицируемые (страх, грусть, радость) 2.Плохо идентифицируемые (удивление, интерес, горе). Метод предъявления: -картинки предъявляются одна за другой и задаются вопросы: - Какое лицо у ребенка? - Как догадался? - Что могло произойти? Протокол каждого ребенка подвергается качественному и количественному анализу. Качественный анализ: отдельно анализируются ответы детей на каждую фотографию. Количественный анализ: вычисляем количество верно и неверно распознанных фотографий как отдельно по каждому ребенку, так и всех вместе. Результаты исследования фиксируются в таблице 1. Во втором варианте констатирующей серии было проведение методики 2 “Изучение наличия у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам” (методика Воропаева И.П.). Задача: изучить наличие у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам. Проводится исследование индивидуально в форме беседы с ребёнком. Описывается ситуация, а ребенок должен рассказать, как бы он поступил в данной ситуации. Вопросы: 1. Мальчик потерял машину и не может найти… 2. Девочка играла с куклой и у нее поломалась рука… 3. Жук перевернулся на спину и не может встать… 4. Красная Шапочка заблудилась в лесу… 5. Мальчик упал в лужу, плачет… 6. Дети катаются на лыжах, а у одного ребенка сломалась лыжная палка… Обработка результатов. Ребенок, проявивший сочувствие, получает 1 балл. Ребенок, оставшийся равнодушным, получает 0 баллов. Подсчитываются баллы, и определяется уровень наличия у детей сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам. Результаты беседы с детьми старшего дошкольного возраста анализируются по следующим критериям: - наличие эмоционального отклика на ситуацию, желание выразить свои чувства, переживания в речи, делиться своими переживаниями с другими; - умение выделить ситуацию, являющуюся причиной возникновения эмоций, установить внутреннюю связь, соотнести эмоцию с конкретной ситуацией; - умение обозначить совокупность признаков, которые являются опорой при восприятии эмоций; - умение понять и интерпретировать собственные чувства в контексте заданной ситуации; - использование личного эмоционального опыта при восприятии, интерпретации и прогнозировании ситуаций (при сопоставлении с результатами предыдущего диагностического задания). Результаты исследования фиксируются в таблице 2. В третьем варианте констатирующей серии опытов было проведение методики 3 “Изучение проявления помощи (сочувствия) у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку” (авторы Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.). Задача: изучить проявления помощи (сочувствия) у детей старшего дошкольного возраста к другому человеку. Проводится индивидуально с ребёнком. Реальный выбор. Готовятся неразукрашенные картинки. Ребенку объясняют, что у начинающего художника скоро состоится первая выставка его работ, а у него сломались все цветные карандаши и ему нужна помощь. Как быть? Ребенок делает выбор: помочь или нет. Обработка данных. Ребенок, оказавший помощь (сочувствие), получает - 1 балл. Ребенок, который отказался помочь, получает - 0 баллов. Обращается внимание на активное и самостоятельное выражение своих чувств и переживаний в речи (действии), формальное определение помогающего поведения (я бы помог, пожалел), использование личного опыта при прогнозировании развития проблемной ситуации. Результаты исследования фиксируются в таблице 3. В четвертом варианте констатирующей серии осуществлялось наблюдение за общением детей старшего дошкольного возраста в естественных условиях (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова) с целью выявления проявлений эмпатии к сверстникам в процессе повседневной жизни в детском саду. Задача: выявить наличие у детей старшего дошкольного возраста проявлений эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду. Наблюдение проводилось в естественных условиях, привычных детям, т.е. в посещаемой ими группе детского сада. Дети не знали о цели и о самом факте проведения наблюдения, поэтому вели себя естественно и раскованно. Наблюдение длилось в течение 3 недель. В повседневной жизни в детском саду, особенно в процессе игровой деятельности у детей непроизвольно и особенно ярко проявляются разные эмоции и чувства. Длительность наблюдения позволяет сделать в эксперименте более объективные выводы. Для этого была разработана схема фиксации результатов: были использованы оценки в баллах, которые выставлялись ежедневно. 2 балла – замечает затруднение и готов оказать вербальную или практическую помощь, помогает по своей инициативе; включение его в ситуацию, требующую сочувствия, сопереживания, совместного действия. 1 балл – периодическое внимание к партнёру и его затруднениям; оказание помощи с целью демонстрирования своего превосходства; помогает неохотно, по просьбе взрослого или сверстника. 0 баллов – отсутствие всякого внимания и помощи партнёру; к неудачам и успехам сверстников относится неадекватно, отказывается помочь. Полученные результаты занесли в таблицу 4. В пятом варианте констатирующей серии с детьми была проведена беседа, посвященная изучению отношения дошкольников к театрализованной игре (автор Т.А. Гайворонская). Задача: изучить отношение дошкольников к театрализованной игре. Для этого детям были заданы следующие вопросы: 1. Любишь ли ты играть? В какие игры ты любишь играть больше всего? 2. Любишь ли ты играть в “театр”, разыгрывать сценки? 3. Кем ты любишь быть в театре зрителем или актёром? 4. Какую бы роль ты хотел исполнить на сцене? 5. Вспомни, в какой театрализованной игре ты принимал(а) участие недавно, последний раз? Что тебе особенно понравилось больше всего? 6. Ты был когда-нибудь в театре? Что тебе там понравилось больше всего? 7. Если бы к нам прилетели инопланетные гости и попросили показать им спектакль, что бы ты сделал? За каждый положительный ответ ребёнку ставился 1 балл. Максимальное количество – 7 баллов. Полученные результаты были разделены на 3 уровня, как предлагает автор методики. Высокий – (6-7 баллов) проявление понимания театрализованной деятельности, развитый словарный запас; Средний – (3-5 балла) ребёнок хорошо владеет театрализованными играми, но у него слабое представление о театрализованной игре и бедный словарный запас; Низкий – (1-2 балла) ребёнок мало знаком с театром, мало принимает участие, либо вообще не принимает участие в театрализованной деятельности. Полученные результаты занесены в таблицу 5. Основой выделенных критериев, позволяющих определить уровни эмпатии старших дошкольников, является структурно-динамическая модель эмпатийного процесса, выделенная Н.Н. Обозовым, в котором действенная эмпатия, является завершающей стадией эмпатийного процесса и проявляется в оказании помощи, поддержки, характеризуется устойчивостью и обусловлена внутренней потребностью в благополучии другого.
|