Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование разнообразных методов и приемов развития эмпатии детей в контексте игр-драматизаций; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей)





Глава 1. Эмпирическое изучение роли театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.

Гипотеза, задача, методика исследования.

Анализ литературных источников позволил нам сформулировать следующую гипотезу: эффективность развития эмпатии детей седьмого года жизни в театрализованной деятельности обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий:

создания развивающей предметно-пространственной среды;

- тщательного отбора жанра и содержания литературных источников для игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста (драматизм содержания; слияние адекватной когнитивной оценки детьми персонажей с их эмоциональной оценкой; наличие «морального выбора», когда ребенок ставится в альтернативную для него ситуацию);

учета возрастных и индивидуальных особенностей эмоционального развития (в том числе и эмпатии) каждого ребенка;

- использования игрового театрализованного проекта как оптимальной формы организации театрализованной деятельности детей (насыщение его эмоционально и личностно - значимым для детей содержанием;

использование разнообразных методов и приемов развития эмпатии детей в контексте игр-драматизаций; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Изучить теоретические подходы к исследованию проблемы развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.

2. Выявить актуальный уровень развития эмпатии у детей седьмого года жизни.

3. Обосновать, разработать и реализовать игровой театрализованный проект и психолого-педагогические условия, повышающие эффективность развития эмпатии детей седьмого года жизни в театрализованной деятельности.

Для решения поставленных задач была разработана методика исследования, включающая в себя три серии опытов: констатирующую, формирующую и контрольную.

Целью констатирующей серии опытов было изучение актуального уровня развития эмпатии у детей седьмого года жизни в разных ситуациях. Как уже отмечалось в теоретическом обзоре, применительно к детям старшего дошкольного возраста эмпатия понимается, по мнениюИ.М. Юсупова, как постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека, включающее способность ребенка: эмоционально откликаться на состояние другого, умение правильно распознавать эмоциональное состояния другого человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию, оказывать реальное содействие.

В связи с этим, первый вариант констатирующей серии опытов был направлен на выявление особенностей распознавания детьми седьмого года жизни мимических проявлений эмоциональных переживаний (методика П.М. Якобсона) по картинкам, на которых были отображены эмоциональные состояния детей.

Во втором вариантеконстатирующей серии опытов изучалось наличие у детей старшего дошкольного возраста проявления сочувствия, сострадания к людям, сверстникам, сказочным персонажам в ситуации вербального выбора (методика Воропаева И.П.).

Третий вариантконстатирующей серии опытов был посвящен изучению проявления помощи (сочувствия) детей старшего дошкольного возраста другому человеку в ситуации реального выбора (методика Эльконина Д.Б., Венгера А.Л.).

В четвертом варианте констатирующей серии осуществлялось наблюдение за общением детей старшего дошкольного возраста в естественных условиях (автор Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова) с целью выявления проявлений эмпатии к сверстникам в процессе повседневной жизни в детском саду.

В пятом варианте констатирующей серии с детьми была проведена беседа, посвященная изучению отношения дошкольников к театрализованной игре (автор Т. А. Гайворонская).

Диагностические методы позволяют изучить особенности сопереживания, сочувствия, содействия с разных позиций: на уровне представлений детей об эмоциях и чувствах (включающих знания о причинах и способах выражения эмоций), на уровне восприятия и понимания эмоций детьми (включающих их вербальное определение, соотнесение с конкретной ситуацией), на уровне переживания эмоций и чувств (включающих их интерпретацию и проявление в поведении ребёнка по отношению к ситуации, игровым персонажам, сверстникам).

В данной серии использовались следующие диагностические методы:

В первом варианте констатирующей серии была проведена методика П.М. Якобсона.

Date: 2016-05-24; view: 808; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию