Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценности эвдемонистической этики Аристотеля
Формирование античной этики произошло благодаря Аристотелю. Как уже отмечалось, Аристотель (384–322 гг. до н. э.) был первым, кто ввёл этику в систему философского знания, расположив её между психологией (наукой о душе) и политикой (учением о государстве). С именем Аристотеля связывают работы по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика». Заметим, что до сих пор вопрос о принадлежности этих работ Аристотелю дискутируется. Безусловно признаётся аристотелевским сочинением только «Никомахова этика». Между этическими учениями Сократа, Платона, Аристотеля много общего. И самое главное состоит в том, что эти мыслители отвечали на одни и те же вопросы: какую жизнь считать правильной и как её осуществить. То, что уже в формальном смысле отличает этику Аристотеля от этики Платона, является особой формой выражения этического знания. Произведения Аристотеля имеют форму не диалога (как у Платона), а монолога, являющегося развёрнутой системой морали. В этой связи этика содержит учение о благе, добродетелях, свободе воли, нравственном идеале. В рамках уже наметившейся Сократом и Платоном культурной традиции Аристотель утверждал, что добродетельной жизнью является «счастливая жизнь». Но, в отличие от своих предшественников, Аристотель дал философский ответ на вопрос: что такое счастье. В «Никомаховой этике», он определил счастье как «деятельность души в соответствии с высшей добродетелью». Философы уже много столетий предлагают различные толкования этого определения. Одной из интерпретаций этого определения является акцентирование в нём понимания счастья как деятельности. Как видим, Аристотель не принимает трактовку счастья как цели, которой можно достичь, если правильно жить. Пожалуй, для Аристотеля счастье – это сам путь, ведущий к цели. Таким образом, когда человек действует (играет, работает, общается с друзьями, воспитывает детей и т. п.) и получает от своей деятельности удовольствие, то он счастлив. Аристотель, утверждая, что «добродетельная человеческая жизнь – это счастливая жизнь», доводит эту мысль до ригоризма: «люди должны так жить, чтобы быть счастливыми». Следовательно, опять мы подошли к вопросу: как конкретно нужно жить, чему следовать, чтобы достичь счастья? Для этого, считает Аристотель, необходимо, чтобы человеческая деятельность в течение всей жизни была сообразной с совершеннейшими добродетелями. Добродетель, по Аристотелю, есть не врождённое, а приобретённое качество души, благодаря учению и труду. Аристотель подверг анализу каждую из добродетелей, противопоставляя их порокам. Учение Аристотеля о добродетелях связано с правилом «золотой середины». Добродетель – это середина двух пороков. Так, давая определение мужеству, он утверждал, что эта добродетель является серединой двух крайностей (пороков): трусости и безумной отваги. При этом если трусость – это недостаток мужества, то безумная отвага – его избыток. Так как мужество является этической добродетелью, то приобрести её можно в деятельности. Аристотель замечал, что иногда некоторые характеристики человека могут приниматься за мужество, хотя таковыми не являются. Например, гневливость нельзя считать мужеством, потому что она ориентирована не на прекрасное в поступках человека, тогда как все человеческие добродетели выражают стремление к совершенному, прекрасному, возвышенному. Хотя Аристотель анализировал многие этические добродетели, но особое значение придавал характеристике справедливости. Он рассматривал эту добродетель в этическом смысле. Справедливость, по замечанию Аристотеля, отличается от других этических добродетелей (мужества и пр.) тем, что она в большей мере направлена на других людей. Справедливость, считал мыслитель, состоит в том, чтобы, разумно регулируя свою деятельность, приносить пользу другим людям либо обществу. Справедливость выступает своего рода этическим идеалом устройства общества. Аристотель наряду с этическими выделял также дианоэтические добродетели (мудрость, разум, рассудительность, осмысленность, изобретательность и др.). Чтобы достичь нравственных целей, необходимо соединение этических и дианоэтических добродетелей, так как нравственное стремление должно быть осмысленным, то есть сопряжено с добродетелями разума. Чтобы быть счастливым, человек должен быть мужественным, справедливым, щедрым, иметь ум и так далее. При этом аристотелевская этика «золотой середины» предъявляет требование: чтобы быть счастливыми, люди должны стремиться к умеренности, они не должны впадать в крайности. Эвдемонистическая этика Аристотеля так же, как этика Сократа и Платона, была рационалистической. Однако рационализм этики Аристотеля имеет отличительные особенности по сравнению с рационализмом его предшественников. Он утверждал, что знания добра, блага не всегда приводят к добродетельным поступкам. Для того, чтобы эти знания стали нормами поведения людей, человеку необходимы воля, самодисциплина, самоконтроль. Аристотель впервые в истории этической мысли исследовал структуру человеческого поведения, выявляя в ней цель, средства и действия. Важной стороной его представлений о свободе воли человека (в выборе цели, средств и самого действия) является обоснование в этом процессе роли характера человека. Он утверждал, что люди формируют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут. Например, для мудреца благо – созерцательная деятельность, для необразованной толпы – грубые наслаждения и удовольствия, для деятельных и образованных людей – почести, получаемые от политической деятельности. Если Платон утверждал, что существует одна правильная модель жизни для всех, то Аристотель не принимает эту идею Платона. В своём этическом учении он обосновывает мысль о том, что одни и те же способы жизни являются приемлемыми для одних людей и неприемлемыми для других. Однако это обстоятельство не может причислить этику Аристотеля к нравственному релятивизму. Аристотель не отрицал нравственные добродетели. Он считал, что критерием добродетельности поступков является рациональное осознание человеком необходимости придерживаться в своих поступках умеренности, середины. Выводы: 1. Эвдемонистическая позиция получила своё завершение в этике Аристотеля. 2. Эвдемонистическая этика Аристотеля являлась реалистической доктриной «золотой середины». 3. В отличие от Платона Аристотель утверждал, что для разных людей существуют различные способы правильной жизни.
Контрольные вопросы 1. Проанализируйте следующие высказывания: умеренность – это середина между невоздержанностью и бесстрастностью; щедрость – это середина между расточительностью и скупостью; кротость – это середина между гневливостью и смирением; правдивость (истинность) – это середина между хвастовством (преувеличением) и иронией (умалением); любезность (приятная в житейских отношениях) – это середина между слащавостью (льстивостью) и несносностью в общении; справедливость – это середина между несправедливостью (избыточным присвоением себе благ) и несправедливостью (недостаточным присвоением себе вредного); скромность – это середина между стеснительностью и бесстыдством. 2. Разделяете ли вы правило «золотой середины»? Во всех ли ситуациях жизни возможно «умеренное поведение»? 3. Аристотель был не согласен с Платоном, что знание блага (благого) непременно ведёт к добродетельному поведению.
Date: 2016-05-24; view: 407; Нарушение авторских прав |