Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Претензионный порядок разрешения хозяйственных споров. Обязательные случаи разрешения хозяйственных споров с соблюдением претензионного порядка
Формы организации претензионной работы на предприятии. Учет претензионной работы на предприятии. Порядок предъявления претензий к органам транспорта.
1. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения хозяйственных споров является одним из правовых средств, направленных на эффективное урегулирование хозяйственных отношений. Этот порядок способствует скорейшему восстановлению нарушенных прав сторон, предотвращению дополнительных расходов, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде. Претензией является требование одного участника хозяйственных правоотношений, заявленное другому, которое возникло вследствие невыполнения иди ненадлежащего исполнения хозяйственных договоров или иных обязательств. Установление претензионного порядка обусловлено стремлением, освободить хозяйственные суды от рассмотрения дел, по которым отсутствует спор в связи с признанием другой стороной предъявленных в претензии требований. Претензионная работа дает возможность предупреждения хозяйственных споров и устранения причин, их порождающих. Несоблюдение досудебного порядка у регулирования спора в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами, является основанием для возвращения хозяйственным судом искового заявления истца (л. 5 ст. 126 ХПК). По ныне действующему законодательству соблюдение предварительного внесудебного (претензионного) урегулирования спора обязательно не по всем спорам, а лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами. К случаям обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора относятся: • требования об изменении или расторжении договора. В соответствии со ст. 422 ГК, требование, об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить, или расторгнуть договор, либо неполучении ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии в тридцатидневный срок. Если заинтересованной стороной требование об изменении или расторжении договора другой стороне не предъявлялось либо если иск в хозяйственный суд предъявлен до истечения срока на получение ответа на претензии, исковое заявление возвращается стороне', • требования к перевозчику, вытекающие из перевозки груза. Согласно ст. 751 УЖ до предъявления к перевозчику иска» вытекающего из перевозки груза обязательно предъявление к нему претензии в порядке, установленном законодательством. Порядок предъявления претензии к перевозчику, в зависимости от вида перевозки, определен соответствующими уставами, действующими на территории Республики Беларусь. При этом следует иметь в виду, что установленный транспортными уставами и кодексами порядок предъявления претензий обязателен для всех субъектов хозяйствования при возникновении споров, вытекающих из внутренних перевозок 1. • требования, вытекающие из договоров международной перевозки грузов. Порядок заявления и рассмотрения таких претензий регулируется международными договорами и соглашениями Республики Беларусь; • требования о признании недействительным ненормативного акта государственного органа и возмещении ущерба, причиненного изданием такого акта. Соблюдение досудебного порядка предъявления требований по данной категории дел предусмотрено Положением о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики, Беларусь
2. Претензионная работа на предприятии состоит из: 1. предъявления претензий контрагентам хозяйственных отношений; 2. рассмотрения претензий, поступающих на данное предприятие. Претензионная работа охватывает подготовку, оформление претензий (составление текста, комплектование приложений), а также рассмотрение полученных предприятием претензий и дачу ответов на них, учет претензии и контроль за их движением и исполнением. Ведение претензионной работы возложено на юридическую службу Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь. Однако формы этой работы на предприятии могут быть различными в зависимости от конкретных условий, сложившихся на предприятии. На практике на одних предприятиях ведение претензионной работы возлагается на юридическую службу полностью, на других — юридическая служба организует и руководит претензионной работой, которую осуществляют другие структурные подразделения. Для правильной организации претензионной работы на предприятии руководитель должен издать приказ о порядке ведения претензионной работы, в котором должны быть определены функции, права и обязанности структурных подразделений. При этом следует исходить из установленного законодательством порядка предъявления претензий и урегулирования разногласий по спорам, из объема претензионной работы по предъявлению и рассмотрению претензий, а также из штатной численности соответствующего подразделения, конкретных условий работы данного предприятия. Если в соответствии с приказом о распределении функциональных обязанностей ведение Претензионной работы возложено на юридическую службу, то она должна вести учет исполнения своих обязательств контрагентами. Структурные подразделения должны предоставлять ей по ее требованию справки и материалы, необходимые как для предъявления претензий, так и для дачи ответов на них. Юридическая служба совместно с другими подразделениями должна выработать соответствующие стандарты и инструкции данного предприятия, & которых регулируются вопросы претензионной работы. В этих стандартах должно быть указано, какие именно отделы (службы) занимаются претензионной работой. В случае если претензионной работой занимаются структурные подразделения, то юридическая служба осуществляет методическое руководство этой работой. Контроль за своевременным предъявлением претензий, за качеством претензионных заявлений, а также визирует эти претензии и ответы на них. При визировании поступивших на согласование в юридический отдел претензий и ответов на них необходимо принимать меры, направленные на обеспечение юридической обоснованности этих документов. При ведении претензионной работы структурными подразделениями они, как правило, выполняют следующие функции: 1. подготовка материалов для предъявления претензий, 2. рассмотрение поступивших претензий от контрагентов и подготовка ответов на них 3.осуществление учета и регистрации претензий, 4. подготовка и передача юридической службе материалов для предъявления исков в суд в случае отказа в удовлетворении претензии или неполучении ответа на претензию в установленный срок. На практике претензионная работа распределяется между структурными подразделениями следующим образом: 1. по требованиям, вытекающим при перевозке грузов претензии, предъявляются диспетчерским (транспортным отделом; 2. по требованиям, вытекающим из расчетов за продукцию и выполненные работы, бухгалтерией; 3. по требованиям об изменении или расторжении договора тем структурным подразделением, с деятельностью которого связан заключенный договор 4. претензии по требованиям о признании недействительным ненормативного акта обычно готовит юридическая служба В зависимости от объема работы на крупных предприятиях может быть образовано специальное подразделение по претензионной работе, Если в соответствии с приказом о распределении функциональных обязанностей ведение претензионной работы возложено на юридическую службу, то в обязанности структурных подразделении в этом случае входит осуществление непосредственного контроля за исполнением обязательств и оформление первичных документов по нарушениям. Структурные подразделения должны предоставлять юридической службе по ее требованию «правки и материалы, необходимые, как для предъявления претензий, так и для ответа на них. При наличии сообщений структурного подразделения о нарушении обязательств контрагентом, работники юридической службы проверяют: 1.наличие оснований для предъявления претензии, 2.достаточность представленных материалов, правильность расчета по имущественным требованиям, 3.соблюдение срока исковой давности. В случае недостаточности оснований для предъявления претензии юридическая служба составляет письменное заключение, возвращает материал структурному подразделению. Если имеются основания для предъявления претензии, юридическая служба составляет проект претензии,
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕТЕНЗИИ И ОТВЕТА НА ПРЕТЕНЗИЮ Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия. В претензии указываются: 1) наименование предприятия, организации или учреждении, предъявившего претензию; предприятия, организации учреждения, к которым предъявляется претензия, дата предъявления и номер претензии; 2) обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии; 3) доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты; 4) требования заявителя; 5) сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке, платежные и почтовые реквизиты заявителя претензии; 6) перечень прилагаемых к претензии документов. Если в претензии заявлены денежные требования, то в ней должны быть указаны требуемые суммы и дан обоснованный расчет. Претензия должна быть обоснованной, со ссылкой на соответствующие документы, подтверждающие указанные обстоятельства, и на нормативный акт, предусматривающий право заявителя на предъявляемое требование. В претензии указывается перечень прилагаемых документов, а также иные сведения, необходимые для урегулирования спора, Претензию, подготавливаемую на предприятии, как и материалы к ней, следует составлять в количестве экземпляров, необходимом для передачи ее другой стороне, оставлению в деле и передачи в хозяйственный суд. К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования или надлежащие заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны. Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку. Важным участком претензионной работы является рассмотрение претензий, поступивших от контрагента. При рассмотрении претензии, поступившей на предприятие, юридическая служба должна: 1.проверить законность предъявленного требования 2. ее юридическую обоснованность: не истек ли установленный срок исковой давности по данной категории дел, 3.правильна ли ссылка заявителя претензии на нормативные акты, договор и другие документы правового характера. Проверку фактических обстоятельств, изложенных в претензии, следует проводить совместно с тем подразделением предприятия, деятельность которого вызвало претензию. При этом проверяется наличие необходимых доказательств, правильность расчета взыскиваемой суммы и т.д. Если к претензии не приложены документы, необходимые для ее разрешения они запрашиваются у заявителя претензии с указанием срока предоставления. При неполучении затребованных документов претензия рассматривается на основании имеющихся документов. В необходимых случаях при рассмотрении претензии предприятие может производить выверку расчетов, экспертизу и другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в претензионном порядке. После, проверки составляется ответ на претензию. Он должен быть дан в письменной форме, подписан руководителем или его заместителем. Предприятие, организация, учреждение, получившие претензию, в случае обоснованности претензии обязаны удовлетворить требования заявителя и в письменной форме уведомить его о результатах рассмотрения.
В ответе на претензию должны быть указаны: 1) наименование предприятия, учреждения, организации, дающих ответ на претензию и предприятия, учреждения, организации, которым направляется ответ; дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которую дается ответ; 2) при полном или частичном удовлетворении претензии— признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок, 3) способ удовлетворения иных требований, если претензия не подлежит денежной оценке; 4) при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии мотивы и основания отказа со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие отказ; 5) перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, а также других доказательств. Вместе с ответом заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, а также приложены документы, обосновывающие отказ, если этих документов нет у заявителя претензии. При полном или частичном удовлетворении претензии юридическая служба должна: -подготовить и внести руководству предприятия предложения об ответственности конкретных лиц и структурных подразделений, допустивших нарушение хозяйственных обязательств перед контрагентом предприятия Должностные лица предприятия, виновные в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, должны нести ответственность в дисциплинарном порядке, Если же этим действиям причинен ущерб предприятию, они должны, помимо дисциплинарной ответственности, привлекаться к материальной ответственности. Предприятия, учреждения, организации должны незамедлительно принимать меры к устранению выявленных при рассмотрении претензий недостатков в их деятельности, о фактах хищения имущества или злоупотреблениях служебным положением сообщать органам расследования. Юридическая служба должна вести учет претензий, направляемых контрагентам и поступающих на данное предприятие. Учет должен вестись по форме, утвержденной руководителем. Наиболее приемлемой является журнальная форма ведения учета, хотя допустим учет на специальных карточках, алфавитных книжках и т.д. В настоящее время наиболее эффективным является учет претензионной работы на компьютере. Юридическая служба должна сделать вывод, работа каких структурных подразделений вызывает наибольшее количество нареканий со стороны контрагентов, какие предприятия учреждения, организации наиболее часто допускают нарушение обязательств, в отношении актов каких органов наиболее часто возникают вопросы признания их недействительными. По результатам анализа и обобщения следует сделать выводы об улучшении работы отдельных структурных подразделений, о нецелесообразности продолжения хозяйственных связей с организациями, нарушающими договорные обязательства. Осуществляя контроль и методическое руководство претензионной работой, проводимой другими структурными подразделениями предприятия, юридическая служба должна проводить с работниками этих подразделений занятия по изучению нормативных актов, касающихся предъявления и рассмотрения претензий.
ТЕМА: Организация исковой работы на предприятии. ВОПРОСЫ: 1. Организация работы юридической службы на предприятии исковой работы на предприятии. Date: 2016-05-24; view: 453; Нарушение авторских прав |